Научная статья на тему 'Роль семьи в музыкальном воспитании и развитии ребёнка'

Роль семьи в музыкальном воспитании и развитии ребёнка Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2285
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / MUSICAL CULTURE / MUSICAL EDUCATION AND DEVELOPMENT / FAMILY EDUCATION / CREATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алейникова Наталья Геннадьевна

В статье исследуются аспекты роли семьи в музыкальном воспитании и развитии ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family role in musical education and development of the child

In the clause aspects of a role of a family in musical education and development of the child.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в музыкальном воспитании и развитии ребёнка»

FAMILY ROLE IN MUSICAL EDUCATION AND DEVELOPMENT OF THE CHILD Aleinikova Natalia Gennadevna, Senior Professor, Chair of Choral Conducting,

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: nastyaleinikova@mail.ru

In the clause aspects of a role of a family in musical education and development of the child. Keywords: musical culture; musical education and development; family education; creative abilities.

УДК 37.018.11:372.878

© Алейникова Н.Г., 2011

АЛЕЙНИКОВА Наталья Геннадьевна,

ст. преподаватель, кафедра хорового дирижирования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь nastyaleinikova@mail.ru

РОЛЬ СЕМЬИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ РЕБЁНКА

В статье исследуются аспекты роли семьи в музыкальном воспитании и развитии ребенка.

Ключевые слова: музыкальная культура; музыкальное воспитание и развитие; семейное воспитание; творческие способности.

В нашей стране и в мире общепризнанно, что лучшие условия для развития и воспитания ребёнка, создаются в семье. Музыкальное воспитание и развитие ребёнка зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врождёнными музыкальными задатками и образом жизни семьи, её традициями, отношением к музыке и общей культурой.

Музыка является источником различных эмоций. Ей дана сила заставлять наши сердца грустить и радоваться, в тот момент, когда с нами не происходит ничего печального или радостного. Музыка открывает для ребёнка дверь в прекрасный мир красоты, света и благородства чувств. Во многом приобщение к музыкальной культуре зависит от родителей, которые с раннего детства должны приучать ребёнка ходить на концерты в филармонии и органные залы, музыкальные спектакли и в оперу, и т.д.

Ещё в древности люди понимали великую и волшебную силу музыки, с помощью которой можно настроить человека на добро и зло, разжечь и умиротворить огонь страстей. Во многих странах музыку использовали как мощное средство психического, духовно - нравственного и педагогического воздействия. В музыке есть необъяснимая тайна, овладевающая нашими сердцами, а может быть с самого рождения живущая в наших душах! Именно поэтому огромное значение имеет бережное отношение к хрупкой и ранимой психике ребёнка с раннего возраста через мир музыки, ведь его так легко лишить возможности любить и понимать мир звуков.

Знакомство детей с музыкальным искусством развивает у них интерес и внимание к окружающему их миру, воспитывает художественный и эстетический вкус, устанавливает эмоциональный контакт со взрослым. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы произведений классической и народной музыки привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него воспитательное воздействие.

Музыка разных эпох всегда обогащает и облагораживает душу человека особенно маленького, и чем раньше ребёнок соприкасается с миром звуков, тем более сформированной личностью он будет. Подобно тому, как запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые ребёнок слышит в детстве. Поэтому очень важно, чтобы колыбельные песни в исполнении матери, входили в жизнь ребёнка в ту пору, когда маленький человек особенно восприимчив ко всему прекрасному. Музыка должна быть средством эмоционального общения с детьми. Они должны видеть, что вы внимательны к ней, что она рождает у вас определённый эмоциональный отклик.

Из всех видов искусства именно музыка имеет наиболее широкое и наиболее давнее применение во врачевании души, тела и создании благоприятной психологической атмосферы. Люди интуитивно угадывали в ней огромную оздоровляющую силу. Ещё в VI веке до н.э.

древнегреческий учёный Пифагор пропагандировал воспитание при помощи тех или иных мелодий и ритмов, утверждая, что от этого происходит "врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей в том виде, как они были сначала". На основании исследований великого русского учёного В.М.Бехтерева, музыка способна вызывать ярко выраженную реакцию у детей самого раннего возраста. Это важно знать, приобщая ребёнка к музыке. Советы Бехтерева и сегодня способны оказать помощь родителям в воспитании здорового подрастающего поколения. Ведь музыка даёт возможность создания приподнятого, радостного настроения, выражения и разрядки отрицательных эмоций; повышения или повышения активности детей; привлечение внимания или переключения с одного вида деятельности на другой.

В целях развития эстетического вкуса ребёнка важным условием является накопление и развитие музыкального опыта общения с произведениями классической музыки русских и зарубежных композиторов, а также необыкновенные произведения народной музыки. Произведения великих композиторов - классиков веками покоряли сердца и души многих людей. Классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий - красоты и любви, добра и света, грусти и трагедии, праздника и радости - эмоциональные состояния, свойственные и ребёнку, и взрослому. В народной музыке, наряду с музыкальными достоинствами присутствуют и национальные черты, которые воспитывают такие чувства характера, как патриотизм и нравственность.

Воспитывая и обучая ребёнка, родители, прежде всего, должны ставить перед собой задачи:

- обратить внимание на обогащение духовного мира ребёнка яркими музыкальными впе-

чатлениями, вызывая интерес малыша к музыке, передавая традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

- развивать музыкальные и творческие способности ребёнка в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия музы- ^ ки, исполнительства, творчества, музыкальнообразовательной деятельности;

- способствовать общему развитию ребёнка средствами музыки. □

Родители должны стремиться обучать детей ^ в семье на собственном примере, в музыкаль- сд

ных кружках, студиях, музыкальных школах, ,

стараясь обогатить их музыкальный опыт раз- 1^1 носторонними музыкальными впечатлениями. 1^1 Маленькие дети очень благодарные слушатели и зрители, поэтому если с ними уметь разговаривать со сцены, показывая домашний спектакль, игру, то можно, таким образом, развить в I них творческие способности и привлечь внимание к общению с родителями, позабытому в силу

того, что телевидение прочно и уверенно вош- ---

ло в нашу жизнь и в жизнь наших детей.

Подводя итог, мы можем с уверенностью —N70 сказать, что семейное музыкальное воспитание \-^ имеет очень важную роль для разностороннего воспитания и развития ребёнка. Во взаимодействии с родителями он чувствует себя защищённым, любимым и находится в насыщенном положительными эмоциями окружении. Родители должны стремиться наиболее полно использовать и развиватьтворческие способности своего малыша.

Литература:

1. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар,

методика - М.: ВЛАДоС-ПРЕСС, 2005. - 431 с.: ноты. - (Библиотека

учителя музыки).

2. Асафьев Б. Нечто о музыкальном просвещении // Асафьев Б.

Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.

- Л.: Музыка, 1965.-23 с.

3. Выготский Л.С. Психология искусства. - Л.: Искусство, 1965.-332 с.

163

PSYCHOLOGICAL PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING OF SCHOOLBOYS ON FINE ARTS EMPLOYMENT

Almosov Lev Ivanovich, Associate Professor

Shnjukova Raisa Petrovna, Associate Professor

Chemeris Christina Shotaevna, Assistant

Kozhevnikova Svetlana Sergeevna, Senior Professor, Chair of Fine Arts,

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: sgpiizo@mail.ru

In article sights of domestic and foreign psychologists at a problem of development of creative thinking, at disclosing of essence of creative thinking, to revealing of mechanisms of creative activity of schoolboys are shined.

Keywords: creative thinking; creative imagination; productive thinking; creative thinking; informative interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.