Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия развития творческого мышления школьников на занятиях изобразительного искусства'

Психолого-педагогические условия развития творческого мышления школьников на занятиях изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2129
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ПРОДУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / CREATIVE THINKING / CREATIVE IMAGINATION / PRODUCTIVE THINKING / INFORMATIVE INTERESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алмосов Лев Иванович, Шнюкова Раиса Петровна, Чемерис Кристина Шотаевна, Кожевникова Светлана Сергеевна

В статье освещаются взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему развития творческого мышления, на раскрытие сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алмосов Лев Иванович, Шнюкова Раиса Петровна, Чемерис Кристина Шотаевна, Кожевникова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological pedagogical conditions of development of creative thinking of schoolboys on fine arts employment

In article sights of domestic and foreign psychologists at a problem of development of creative thinking, at disclosing of essence of creative thinking, to revealing of mechanisms of creative activity of schoolboys are shined.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия развития творческого мышления школьников на занятиях изобразительного искусства»

древнегреческий учёный Пифагор пропагандировал воспитание при помощи тех или иных мелодий и ритмов, утверждая, что от этого происходит "врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей в том виде, как они были сначала". На основании исследований великого русского учёного В.М.Бехтерева, музыка способна вызывать ярко выраженную реакцию у детей самого раннего возраста. Это важно знать, приобщая ребёнка к музыке. Советы Бехтерева и сегодня способны оказать помощь родителям в воспитании здорового подрастающего поколения. Ведь музыка даёт возможность создания приподнятого, радостного настроения, выражения и разрядки отрицательных эмоций; повышения или повышения активности детей; привлечение внимания или переключения с одного вида деятельности на другой.

В целях развития эстетического вкуса ребёнка важным условием является накопление и развитие музыкального опыта общения с произведениями классической музыки русских и зарубежных композиторов, а также необыкновенные произведения народной музыки. Произведения великих композиторов - классиков веками покоряли сердца и души многих людей. Классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий - красоты и любви, добра и света, грусти и трагедии, праздника и радости - эмоциональные состояния, свойственные и ребёнку, и взрослому. В народной музыке, наряду с музыкальными достоинствами присутствуют и национальные черты, которые воспитывают такие чувства характера, как патриотизм и нравственность.

Воспитывая и обучая ребёнка, родители, прежде всего, должны ставить перед собой задачи:

- обратить внимание на обогащение духовного мира ребёнка яркими музыкальными впе-

чатлениями, вызывая интерес малыша к музыке, передавая традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

- развивать музыкальные и творческие способности ребёнка в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия музы- ^ ки, исполнительства, творчества, музыкальнообразовательной деятельности;

- способствовать общему развитию ребёнка средствами музыки. □

Родители должны стремиться обучать детей ^ в семье на собственном примере, в музыкаль- сд

ных кружках, студиях, музыкальных школах, ,

стараясь обогатить их музыкальный опыт раз- 1^1 носторонними музыкальными впечатлениями. 1^1 Маленькие дети очень благодарные слушатели и зрители, поэтому если с ними уметь разговаривать со сцены, показывая домашний спектакль, игру, то можно, таким образом, развить в I них творческие способности и привлечь внимание к общению с родителями, позабытому в силу

того, что телевидение прочно и уверенно вош- ---

ло в нашу жизнь и в жизнь наших детей.

Подводя итог, мы можем с уверенностью —N70 сказать, что семейное музыкальное воспитание \-^ имеет очень важную роль для разностороннего воспитания и развития ребёнка. Во взаимодействии с родителями он чувствует себя защищённым, любимым и находится в насыщенном положительными эмоциями окружении. Родители должны стремиться наиболее полно использовать и развиватьтворческие способности своего малыша.

Литература:

1. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар,

методика - М.: ВЛАДоС-ПРЕСС, 2005. - 431 с.: ноты. - (Библиотека

учителя музыки).

2. Асафьев Б. Нечто о музыкальном просвещении // Асафьев Б.

Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.

- Л.: Музыка, 1965.-23 с.

3. Выготский Л.С. Психология искусства. - Л.: Искусство, 1965.-332 с.

163

PSYCHOLOGICAL PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING OF SCHOOLBOYS ON FINE ARTS EMPLOYMENT Almosov Lev Ivanovich, Associate Professor Shnjukova Raisa Petrovna, Associate Professor Chemeris Christina Shotaevna, Assistant

Kozhevnikova Svetlana Sergeevna, Senior Professor, Chair of Fine Arts,

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: sgpiizo@mail.ru

In article sights of domestic and foreign psychologists at a problem of development of creative thinking, at disclosing of essence of creative thinking, to revealing of mechanisms of creative activity of schoolboys are shined.

Keywords: creative thinking; creative imagination; productive thinking; creative thinking; informative interests.

с;

0 х г □ I..п

о

о

О

164

УДК 37.015.31:372.874

© Алмосов Л.И., 2011 © Шнюкова Р.П., 2011 © Чемерис К.Ш., 2011 © Кожевникова С.С., 2011

АЛМОСОВ Лев Иванович,

доцент

ШНЮКОВА Раиса Петровна,

доцент

ЧЕМЕРИС

Кристина Шотаевна,

ассистент

КОЖЕВНИКОВА Светлана Сергеевна,

ст. преподаватель, кафедра

Изобразительного

искусства,

Ставропольский

государственный

педагогический

институт, Ставрополь

sgpiizo@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье освещаются взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему развития творческого мышления, на раскрытие сущности творческого мышления, выявления механизмов творческой деятельности школьников.

Ключевые слова: творческое мышление; творческое воображение; продуктивное мышление; креативное мышление; познавательные интересы.

Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними.

Мышление возникает в проблемной ситуации, включающей неизвестные звенья. Преобразование этой ситуации приводит к такому решению, в результате которого получается нечто новое, не содержащееся в фонде имеющихся знаний и не выводимое из него непосредственно на основе законов формальной логики. Творчество - активная созидательная деятельность, результатом которой является создание качественно новых материальных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностью, уникальностью. Продуктивное мышление является высшей ступенью творческого мышления при создании работ.

В отечественной психологии широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления. И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность. Сточки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно-нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы. По В.Н. Дружинину, творческое мышление - мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее). Суть творческого мышления сводится, по Я .А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также изме-ненность состояния сознания. Второй признак творческого мышления - спонтанность, внезапность.

С творческим мышлением сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе. И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску; умение комбинировать ранние способы решения проблемы в новый способ. Таким образом, творческое мышление - мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных ори-

гинальных идей. Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы. Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся - обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы, изображать и читать графические изображения. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план. А. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:

- доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;

- сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;

- доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

- формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;

- стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;

- высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;

- индивидуализация - создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;

- проблематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

Соблюдение этих условий даст возможность формированию творческого мышления школьников. Развитие мышления у школьников на занятиях изобразительного искусства - важная задача эстетического воспитания и художественного образования. Любой продукт воображения основан на реальных фактах, наблюдениях. Чем больше запас наблюдения, тем больше есть возможности в деятельности фантазии, воображения. Главная цель преподавания изобразительного искусства в школе - формирование духовной культуры личности учащегося, ознакомление с народным, национальным и мировым художественным наследием, развитие потребности в постоянном общении с произведениями искусства и в посильном художественном преобразовании мира. Повышение качества усвоения знаний школьниками

- одна из важнейших задач школы. Её осуществления многие педагоги добиваются не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а за счёт совершенствования форм и методов обучения.

В решении этого вопроса важное значение педагоги и методисты отводят развитию творческого мышления школьников за счет формирования творческих способностей в процессе работы. В частности, для развития творческого мышления учитель организует планомерное, целенаправленное развитие и активизациютвор-ческой деятельности в системе, отвечающей следующим требованиям:

- познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной основе и способствовать развитию психических свойств личности (памяти, внимания, мышления, воображения);

- задачи, задания должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, кча-стично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной^1^ деятельности, а затем и к собственно творчес- —N70 ким, позволяющим рассматривать изучаемые I л явления с разных сторон;

- система познавательных и творческих за-

дач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, 165

умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Ряд педагогов считает индивидуализацию необходимым компонентом процесса обучения.

Под индивидуализацией понимают учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах. Принцип индивидуального подхода в дидактике предполагает учет таких особенностей учащихся, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты развития творческого мышления. Таковыми могут быть физические и психические качества и состояния личности.

К особенностям учащихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации обучения,относятся:

1. Обучаемость, т.е. общие умственные способности, а также специальные особенности.

2. Обученность, которая состоит как из программных, так и вне программныхзнаний, умений, навыков.

3. Познавательные интересы.

Индивидуальный подход для отстающих

учеников состоит в том, чтобы приблизить их к уровню хорошо успевающих, было развито творческое мышление и воображение, умения и навыки.

Итак, анализ психолого-педагогических исследований дает основание выделить следующие педагогические условия, которые, по нашему мнению, могут способствовать развитию творческого мышления школьников средних классов:

О

гч

*чО

*

©

0

1^1

■ Ом

3-

0

X

г

□ I..п

о

о

-чо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

166

- использование развивающего обучения;

- использование в учебном процессе методов проблемного обучения;

- развитие познавательного интереса к предмету;

- индивидуализация обучения.

Многие педагоги считают проблемное обучение необходимым условием развития творческого воображения. Применение проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность, но и обеспечивают необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы. Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности учащихся. Ответ на проблемный вопрос или решение проблемной ситуации требует от ребенка выведения такого знания на основе имеющегося, которым он еще не обладал, т.е. решения творческой задачи.

Метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того, насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. Но одни наблюдения до занятия не обеспечат полностью возможность изображения виденного. Необходимо научить ребенка специальным приемам изображения, способам пользования различными изобразительными материалами. Только в процессе систематического обучения на занятиях полностью формируются способности детей.

К наглядным методам и приемам обучения изобразительному искусству относятся использование натуры,репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ учителем приемов

изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Работа с натуры предполагает изображение предмета с определенной точки зрения, в том положении, в каком он находится по отношению к глазу рисующего. Эта особенность изображения с натуры обусловливает и своеобразие восприятия в процессе занятия. Таким образом, использование натуры как метода обучения охватывает весь процесс изображения: первоначальный анализ предмета, сравнение изображения с натурой по форме, положению, цвету, оценка результатов работы путем сопоставления рисунка и натуры.

К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания учителя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Занятия по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы учителя с детьми. Цель беседы -вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Правильно организованная беседа будет содействовать лучшему выполнению задания детьми. Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т. д.), обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других.

От учителя требуется большое искусство: сохранив свою ведущую роль, надо обеспечить свободу самореализации ребенка, создать такие условия, чтобы с первых шагов пребывания на уроке он не боялся высказывать свои мысли, свои наблюдения. Для этого очень важно научиться задавать детям свои вопросы, требующие именно вариантных, а не однозначных ответов.

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества - Ростов-на-Дону, 1983. - 274 с.

2. Косов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность - М.: ИПП, Воронеж, 1997.-47 с.

3. Пономарев Я. А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная - М.: Наука, 1990.

IMYTHOLOGICAL REPRESENTATIONS OF THE TEREK COSSACKS

Grigoriev Anatoly Fedorovich, Honored Worker of Arts ChR, PhD of Pedagogical sciences,

Associate Professor, Chair of Theory and Music Education Technique,

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: grig.26rus@gmail.com

In article by results of long-term folk-ethnographic researches of the author and the literature analysis mythological representations of the Terek Cossacks are investigated. On the basis of comparison and the analysis of the ethnographic data from the item Razdorsky and villages of the Terek Cossacks attempt of revealing of specificity of mythological beliefs of the Terek Cossacks and the general with Don is undertaken that represents, in our opinion, one of perspective directions in the field of cultural science, ethnography and anthropology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.