Научная статья на тему 'РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРОСТКОВ'

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
389
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОДРОСТКИ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кандыбина Александра Владимировна

Социально-экономическое развитие современной России требует подготовки социально активной, знающей законы и соблюдающей нормы правопорядка личности. Стремительное формирование правовой грамотности происходит в подростковом возрасте. В этот период активизируется процесс максимальной социализации человека и создания морально-ценностных установок, определяющих характер и поведение личности. Усвоенные в этом возрасте правовые нормы станут основой сознательного и правомерного поведения гражданина. Важнейшим компонентом в социализации подростка является семья. Социализирующий потенциал семейных ценностей, отношений и поступков внутри семьи способствует формированию правовой грамотности подростка. Развитие правовой грамотности подростков представляет собой сложный и многоплановый процесс, направленный на особое личностное образование, связанное с самоопределением личности. Задача по формированию правовой грамотности достаточно многосторонняя и сложная, где большую часть воспитательной функции несет семья. Рассмотрены основные направления, по которым должно происходить развитие правовой грамотности подростка в семье. Во-первых, семья обязана способствовать воспитанию у ребенка волевых качеств и чувства собственного достоинства. Во-вторых, родителям чрезвычайно важно наблюдать за этапом проявления социально-политических стремлений подростка. Проследить чтобы ребенок не попал в преступные и другие сомнительные группировки, отстаивающие ложные противоправные идеи. В-третьих, на наш взгляд, главная задача семьи в процессе формирования правовой грамотности подростка состоит в создании у ребенка интереса к изучению правовой сферы отношений. Чтобы процесс формирования правовой грамотности школьников внутри семьи проходил максимально качественно, в рамках общеобразовательной организации нужно выстраивать совместную работу с родителями, тем самым помогая и консультируя их в вопросах правовой культуры. Именно семья является первым источником зарождения у ребенка представлений о духовно-нравственной, патриотической, гражданской и правовой сферах жизни. От степени участия семьи в формировании норм правового поведения подрастающего поколения зависит гармоничное развитие всего гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE FORMATION OF LEGAL LITERACY AMONG ADOLESCENTS

The socio-economic development of modern Russia requires the preparation of a socially active person who knows the laws and observes the norms of the rule of law. The rapid formation of legal literacy occurs in adolescence. During this period, the process of maximum socialization of a person is activated and the creation of moral-penny attitudes that determine the character and behavior of a person. Learned in this. age legal norms will become the basis for the conscious and legitimate behavior of a citizen. The most important component in the socialization of a teenager. is the family. The socializing potential of familyvalues, relationships and actions within the family contributes to the formation of a teenager’s legal literacy. The development of adolescents’ legal literacy is a complex and multifaceted process aimed at special personal education associated with self-determination of the individual. The task of developing legal literacy is quite multifaceted and complex, where most of the educational function is borne by the family. The main directions for the development of legal literacy of a teenager in a familyare considered. First, the familyis obliged to contribute to the upbringing of strong-willed qualities and self-esteem in the child. Secondly, it is extremely important for parents to observe the stage of manifestation of a teenager’s socio- political aspirations. Make sure that the child does not fall into criminal and other dubious groups that defend false illegal ideas. Thirdly, in our opinion, the main task of the familyin the process of forming the legal literacy of a teenager is to create an interest in the child in studying the legal sphere of relations. In order for the process of forming the legal literacy of schoolchildren within the family to be as efficient as possible, it is necessary to organize joint work with parents within the framework of a general educational organization. , thereby helping and advising them in matters of legal culture. It is the family that is the first source of the formation of the child’s ideas about the spiritual, moral, patriotic, civil and legal spheres of life. The harmonious development of the entire civil society depends on the degree of family participation in the formation of the norms of legal behavior of the younger generation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРОСТКОВ»

ВОПРОСЫ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

UDC 371.4 LBC 74.90

Submitted: 07.03.2022 Accepted: 24.05.2022

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE FORMATION OF LEGAL LITERACY AMONG ADOLESCENTS

Aleksandra V. Kandybina

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. The socio-economic development of modern Russia requires the preparation of a socially active person who knows the laws and observes the norms of the rule of law. The rapid formation of legal literacy occurs in adolescence. During this period, the process of maximum socialization of a person is activated and the creation of moral-penny attitudes that determine the character and behavior of a person. Learned in this. age legal norms will become the basis for the conscious and legitimate behavior of a citizen. The most important component in the socialization of a teenager. is the family. The socializing potential of family values, relationships and actions within the family contributes to the formation of a teenager's legal literacy. The development of adolescents' legal literacy is a complex and multifaceted process aimed at special personal education associated with self-determination of the individual. The task of developing legal literacy is quite multifaceted and complex, where most of the educational function is borne by the family. The main directions for the development of legal literacy of a teenager in a family are considered. First, the family is obliged to contribute to the upbringing of strong-willed qualities and self-esteem in the child. Secondly, it is extremely important for parents to observe the stage of manifestation of a teenager's sociopolitical aspirations. Make sure that the child does not fall into criminal and other dubious groups that defend false illegal ideas. Thirdly, in our opinion, the main task of the family in the process of forming the legal literacy of a teenager is to create an interest in the child in studying the legal sphere of relations. In order for the process of forming the legal literacy of schoolchildren within the family to be as efficient as possible, it is necessary to organize joint work with parents within the framework of a general educational organization. , thereby helping and advising them in matters of legal culture. It is the family that is the first source of the formation of the child's ideas about the spiritual, moral, patriotic, civil and legal spheres of life. The harmonious development of the entire civil society depends on the degree of family participation in the formation of the norms of legal behavior of the younger generation.

Key words: legal literacy, family, family values, adolescents, the formation of legal literacy.

Аннотация. Социально-экономическое развитие современной России требует подготовки социально активной, знающей законы и соблюдающей нормы правопорядка личности. Стремительное формирование правовой грамотности происходит в подростковом возрасте. В этот период активизируется процесс макси-^ мальной социализации человека и создания морально-ценностных установок, определяющих характер и о поведение личности. Усвоенные в этом возрасте правовые нормы станут основой сознательного и право-В мерного поведения гражданина. Важнейшим компонентом в социализации подростка является семья. Социализирующий потенциал семейных ценностей, отношений и поступков внутри семьи способствует форми-Э рованию правовой грамотности подростка. Развитие правовой грамотности подростков представляет собой ю сложный и многоплановый процесс, направленный на особое личностное образование, связанное с само-|| определением личности. Задача по формированию правовой грамотности достаточно многосторонняя и ^ сложная, где большую часть воспитательной функции несет семья. Рассмотрены основные направления, по © которым должно происходить развитие правовой грамотности подростка в семье. Во-первых, семья обязана

УДК 371.4 ББК 74.90

Дата поступления статьи: 07.03.2022 Дата принятия статьи: 24.05.2022

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Александра Владимировна Кандыбина

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

способствовать воспитанию у ребенка волевых качеств и чувства собственного достоинства. Во-вторых, родителям чрезвычайно важно наблюдать за этапом проявления социально-политических стремлений подростка. Проследить чтобы ребенок не попал в преступные и другие сомнительные группировки, отстаивающие ложные противоправные идеи. В-третьих, на наш взгляд, главная задача семьи в процессе формирования правовой грамотности подростка состоит в создании у ребенка интереса к изучению правовой сферы отношений. Чтобы процесс формирования правовой грамотности школьников внутри семьи проходил максимально качественно, в рамках общеобразовательной организации нужно выстраивать совместную работу с родителями, тем самым помогая и консультируя их в вопросах правовой культуры. Именно семья является первым источником зарождения у ребенка представлений о духовно-нравственной, патриотической, гражданской и правовой сферах жизни. От степени участия семьи в формировании норм правового поведения подрастающего поколения зависит гармоничное развитие всего гражданского общества.

Ключевые слова: правовая грамотность, семья, семейные ценности, подростки, формирование правовой грамотности.

Введение

В настоящее время общество переживает значительные экономические, технологические, социальные и культурные трансформации, которые актуализируют проблему необходимости формирования у выпускников школы готовности к самостоятельной и правильной с точки зрения социально-правовых норм жизни [2]. При этом существенное влияние информационной среды на сознание подрастающего поколения зачастую развивает не всегда социально одобряемые нормы правового поведения. В этой связи особую значимость приобретает вопрос совершенствования приемов прививания подросткам правовых ценностей и формирования у них правильного представления об общепринятых моделях поведения в различных жизненных ситуациях. Другими словами, возникает необходимость развития у подростков правовой грамотности, под которой в нашем исследовании будет пониматься сфера или область сознания, «отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях» [3, с. 17].

Наиболее активное развитие правовой грамотности должно происходить именно в подростковом возрасте, так как в этот период активизируется процесс максимальной социализации человека и создания морально-ценностных установок, определяющих характер и поведение личности. Усвоенные в этом возра-

сте правовые нормы станут основой сознательного и правомерного поведения гражданина.

Нельзя забывать, что в подростковом возрасте происходит огромное количество изменений в социальном окружении ребенка, которое способствует трансформации его мировоззрения. При этом, как справедливо отмечает Л.М. Мануйлова, «влияние сверстников и значимых взрослых на содержание нормативно-ценностной структуры подростков чаще всего разнонаправленны и плохо сочетаются» [4, с. 96]. В результате и без того непростой процесс взросления ребенка усугубляется морально-нравственными противоречиями и попытками подростка создать собственную систему взаимоотношения со сверстниками и со взрослыми. Юношеский максимализм без должного психологического сопровождения со стороны взрослых и из-за чрезмерного влияния негативного информационного окружения может привести к нежелательным и даже преступным формам выражения собственного мнения (несанкционированные митинги, агрессивные акции протеста и т. п.). С этой точки зрения формирование правовой грамотности позволит пресечь нежелательные формы неправомерного поведения. Наличие информационного правового базиса поможет подростку ориентироваться в окружающем его социально-информационном пространстве и вести себя в соответствии с нормами правового поведения.

Понятие правовой грамотности

Безусловно, развитие правовой грамотности подростков представляет собой слож-

ный и многоплановый процесс, направленный на особое личностное образование, связанное с самоопределением школьника. За несколько лет подросток должен усвоить огромный пласт правовых знаний, сформировать целый комплекс социальных умений и компетенций, а также сформулировать собственную обоснованную гражданскую позицию в наиболее значимых аспектах жизни. Нельзя отрицать тот факт, что качественно сформированная правовая грамотность молодого поколения является ключевым условием сохранения правопорядка в обществе.

Как мы видим, задача по формированию правовой грамотности достаточно многосторонняя и сложная, а потому необходимость ее реализации зачастую приписывается исключительно общеобразовательным учреждениям. Без сомнения, школа играет огромную роль в процессе формирования правовой культуры подростка, однако большую часть воспитательной функции несет семья. Именно родители ответственны за возникающие признаки девиантного поведения у их детей подросткового возраста. Рассмотрим более подробно, почему именно семья играет ключевую роль в формировании правовой грамотности ребенка.

Роль семьи

В первую очередь следует сказать, что семья, как справедливо отмечает И.В. Вла-сюк, «остается для государства единственным средством, гарантирующим качественное воспроизводство населения» [1, с. 9]. Она является важнейшей социально-культурной ценностью, которая формирует нравственный облик молодого поколения, регулирует правомерное поведение своих детей, создавая тем самым основу гармоничного гражданского общества. Роль семьи на уровне государственного развития невозможно отрицать, как и нельзя оспорить тот факт, что в каждом отдельном случае именно родители долгое время являются главными защитниками прав ребенка. В полноценной семье дети получают защиту со стороны своих родителей от различных неблагоприятных условий окружающей действительности и тем самым впервые знакомятся с основами правопорядка.

В подростковом возрасте многие школьники стремятся минимизировать влияние взрослых на свою жизнь, что обусловлено психоэмоциональными особенностями данного периода личностного развития. Однако подросток все еще нуждается в опеке и защите со стороны взрослых, в особенности со стороны родителей и педагогов, но при этом он стремится к ведению самостоятельной жизни, а потому семья должна максимально способствовать развитию у ребенка внутренней сознательной готовности ко вступлению во взрослый мир. Эта готовность во многом определяется степенью правовой информированности подростка.

С одной стороны, тема, которую мы затрагиваем, может показаться очевидной, так как в настоящее время достаточно широко исследован институт детско-родительских отношений и многие современные ученые неоднократно указывают в своих работах на прямые обязанности родителей. Но, с другой стороны, в условиях современного развития общества можно наблюдать существенное негативное изменение поведения во взаимоотношениях подростков и родителей. Опять же огромную роль в этом сыграло развитие цифровых технологий, которые предоставили подросткам практически неограниченный доступ к информационному пространству, влияющему на их мировоззрение и социальную позицию. Во многих современных российских семьях наблюдается ситуация, когда родители перестают быть источником авторитетного мнения для своих детей подросткового возраста.

Однако изменения во взаимоотношениях родителей и детей произошли не только со стороны последних. Многие родители сегодня перекладывают всю ответственность по воспитанию своего ребенка на общеобразовательные учреждения. Все случаи проявления девиантного поведения и нарушения подростком правовых норм многие родители связывают с недостаточно качественным образованием и неквалифицированным педагогическим составом. И здесь следует вернуться к теме значимости семьи для формирования правовой грамотности у подростка.

В подростковом возрасте именно семья должна показать правильный в социально-пра-

вовом смысле пример правомерного поведения. Наличие крепких эмоциональных связей между членами семьи является ключевым фактором качественного правового образования, «упущения в этом отношении приводят к невосполнимым последствиям в воспитании человека» [5, с. 538]. Первый пример правильного поведения ребенок всегда получает в семье, а не в школе, поэтому первостепенная значимость формирования правовой культуры подростка должна отдаваться именно родителям. Школа выступает в качестве своего рода информационного регулятора. Здесь можно провести аналогию с речью, основы которой ребенок получает в семье, а в школе уже учит правила, получает развитие и усовершенствование навыков речи. По такому же принципу должно выстраиваться и обучение правовой грамотности.

Анализ направлений

Рассмотрим основные направления, по которым должно происходить развитие правовой грамотности подростка в семье. Во-первых, она обязана способствовать воспитанию у ребенка волевых качеств и чувства собственного достоинства. В подростковом возрасте ребенок уже должен четко осознавать свои основные права и обязанности. Многие подростки стремятся оспорить и лишний раз дискредитировать мнение родителей, что во многом обусловлено спецификой самого возраста. Здесь важно суметь, грамотно опираясь на бытовые примеры, объяснить подростку основы правовых отношений в различных сферах жизни.

Во-вторых, подростковый возраст может стать этапом яркого проявления социально-политических стремлений человека. Чрезвычайно важно проследить, чтобы ребенок не попал в преступные и другие сомнительные группировки, отстаивающие ложные противоправные идеи. Такой контроль должны осуществлять прежде всего родители, а не образовательные организации.

В-третьих, на наш взгляд, главная задача семьи в процессе формирования правовой грамотности подростка состоит в создании у ребенка интереса к изучению правовой сферы отношений. Процесс развития этого инте-

реса наиболее эффективно происходит именно в семье, где ребенка всегда поддержат, объяснят трудные темы, в отличие от ограниченного по времени школьного обучения.

При соблюдении вышеприведенных элементов развития правовой грамотности внутри семьи подросток в рамках школьного образования закрепит полученные в семье знания и постепенно сформирует устойчивые жизненные представления и ценности.

Безусловно, многие родители не всегда знают, как способствовать развитию правовой грамотности подростка. Для того чтобы процесс формирования правовой грамотности школьников внутри семьи проходил максимально качественно, в рамках общеобразовательной организации нужно реализовывать следующие формы работы:

1) методические семинары для родителей (родительский лекторий, родительские беседы);

2) создание комитетов, укрепляющих связи родителей и учителей;

3) создание попечительских родительских организаций;

4) проведение социально-правовых мероприятий в классах и школе;

5) сотрудничество родителей и школы в воспитательной работе с обучающимися (круглые столы, обратная связь, психолого-педагогическая помощь и т. д.).

Заключение

Подводя итог вышесказанному, отметим, что именно семья является первым источником формирования у ребенка представлений о духовно-нравственной, патриотической, гражданской и правовой сферах жизни. Заменить роль семьи в формировании правовой грамотности невозможно. Значимость образовательного учреждения в аспектах правового воспитания подростка заключается лишь в том, чтобы дополнять и расширять правовой кругозор учащихся. Сам по себе процесс формирования правовой грамотности достаточно длительный и кропотливый, он требует регулярного повторения и многочисленных наглядных примеров, с которыми подросток будет сталкиваться ежедневно. Подобные условия для формирования правовой грамот-

Artium magister. 2022. Vol. 22. No. 1

17

ности может создать только семья. Не будет преувеличением сказать, что от степени участия семьи в формировании норм правового поведения подрастающего поколения зависит гармоничное развитие всего гражданского общества.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Власюк, И. В. Теоретико-методологические основания социально-педагогического проектирования региональной семейной политики / И. В. Власюк // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2012. - №2 1 (65). - С. 9-12.

2. Канищева, Л. Н. Проектирование образовательного процесса в вузе на основе компетент-ностного подхода / Л. Н. Канищева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6, Университетское образование. - 2015. -№ 1 (16). - С. 6-10.

3. Лазарев, В. В. Общая теория права и государства : учебник / В. В. Лазарев. - М. : Юристъ, 2002. - 243 с.

4. Мануйлова, Л. М. Формирование правовой грамотности подростков как педагогическая проблема / Л. М. Мануйлова, А. С. Максимов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2021. - Т. 15, №№ 3. - С. 95-101.

5. Фабриков, М. С. Роль семьи в формировании правовой культуры старшеклассников / М. С. Фабри-ков // Молодой ученый. - 2015. - №> 14 (94). - С. 536-538.

REFERENCES

1. Vlasyuk I.V. Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya social'no-pedagogicheskogo proektirovaniya regional'noj semejnoj politiki [Theoretical and Methodological Foundations of Socio-Pedagogical Design of Regional Family]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University], 2012, no. 1 (65), pp. 9-12.

2. Kanishcheva L.N. Proektirovanie obrazovatelnogo processa v vuze na osnove kompetentnostnogo podhoda [Designing of the Educational Process at a University Based on a Competence Approach]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 6. Universitetskoe obrazovanie [Vestnik of Volgograd State University. University Education Series], 2015, no. 1 (16), pp. 6-10.

3. Lazarev V.V. Obshchaya teoriya prava i gosudarstva: uchebnik [General Theory of Law and the State. Textbook]. Moscow, Yurist Publ., 2002. 243 p.

4. Manujlova L.M., Maksimov A.S. Formirovanie pravovoj gramotnosti podrostkov kak pedagogicheskaya problema [Formation of Legal Literacy of Adolescents as a Pedagogical Problem]. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya [Human Science: Humanitarian Studies], 2021, vol. 15, no. 3, pp. 95-101.

5. Fabrikov M.S. Rol' sem'i v formirovanii pravovoj kul'tury starsheklassnikov [The Role of the Family in the Formation of the Legal Culture of High School Students]. Molodoj uchenyj, 2015, no. 14 (94), pp. 536-538.

Information About the Author

Aleksandra V. Kandybina, Master's Student, Institute of History, International Relations and Social Technologies, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, Candybina2017@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7471-7803

Информация об авторе

Александра Владимировна Кандыбина, магистрант, Институт истории, международных отношений и социальных технологий, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, Candybina2017@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7471-7803

Artium magister. 2022. Т. 22. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.