Научная статья на тему 'Психологические основания воспитательной деятельноси отца'

Психологические основания воспитательной деятельноси отца Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СЕМЬЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / НОРМЫ ОБЩЕСТВА / ОТЕЦ / PERSONALITY FORMATION / PERSONALITY FORMATION FACTORS / SOCIO-PSYCHOLOGICAL SOCIALIZATION / ADOLESCENCE / FAMILY / PERSONALITY DEVELOPMENT / SOCIETY’S NORMS / FATHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сухоруков А.Н.

Статья посвящена современным требованиям к формированию личности, как в образовательном процессе, так и в социализации личности в целом. Наиболее актуальным для формирования личности является подростковый возраст, т.к. именно в данный возрастной период человек отделяется от своих родителей, переключая сферу своего внимания на ровесников, его окружающих. Поэтому, с нашей точки зрения, необходимо более детально изучить процесс социально-психологической социализации в подростковом возрасте. Для выполнения этой задачи необходимо учесть все факторы, влияющие на развитие личности. Одним из наиболее важных факторов развития и социализации личности являются взаимоотношения в семье. Влияние семьи на социализацию подростка всегда было интересной темой для исследования. Однако, рассмотрение влияния на социализацию подростка именно фигуры отца рассматривалось достаточно редко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE FAT

The article is devoted to modern requirements for the formation of personality, both in the educational process, and in the socialization of the personality as a whole. The most relevant for the formation of personality is adolescence, because it is in this age period that a person separates from his parents, switching the scope of his attention to peers around him. Therefore, from our point of view, it is necessary to study in more detail the process of socio-psychological socialization in adolescence. To complete this task, it is necessary to take into account all the factors affecting the development of personality. One of the most important factors in the development and socialization of a person is the relationship in the family. The influence of the family on the socialization of adolescents has always been an interesting topic for research. However, consideration of the influence on the socialization of the adolescent precisely of the figure of the father was rarely considered.

Текст научной работы на тему «Психологические основания воспитательной деятельноси отца»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №10/2020

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ

ДЕЯТЕЛЬНОСИ ОТЦА

PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE

FAT

УДК 316

Сухоруков А.Н.

магистрант

2 курса, Кафедра психолого-педагогического образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова Россия, г. Абакан

Sukhorukov A.N., tola.8282@mail. ru

Аннотация

Статья посвящена современным требованиям к формированию личности, как в образовательном процессе, так и в социализации личности в целом.

Наиболее актуальным для формирования личности является подростковый возраст, т.к. именно в данный возрастной период человек отделяется от своих родителей, переключая сферу своего внимания на ровесников, его окружающих. Поэтому, с нашей точки зрения, необходимо более детально изучить процесс социально-психологической социализации в подростковом возрасте.

Для выполнения этой задачи необходимо учесть все факторы, влияющие на развитие личности. Одним из наиболее важных факторов развития и социализации личности являются взаимоотношения в семье. Влияние семьи на социализацию подростка всегда было интересной темой для исследования.

Однако, рассмотрение влияния на социализацию подростка именно фигуры отца рассматривалось достаточно редко.

Annotation

The article is devoted to modern requirements for the formation of personality, both in the educational process, and in the socialization of the personality as a whole.

The most relevant for the formation of personality is adolescence, because it is in this age period that a person separates from his parents, switching the scope of his attention to peers around him. Therefore, from our point of view, it is necessary to study in more detail the process of socio-psychological socialization in adolescence.

To complete this task, it is necessary to take into account all the factors affecting the development of personality. One of the most important factors in the development and socialization of a person is the relationship in the family. The influence of the family on the socialization of adolescents has always been an interesting topic for research. However, consideration of the influence on the socialization of the adolescent precisely of the figure of the father was rarely considered.

Ключевые слова: формирования личности, факторы формирования личности, социально-психологическая социализация, подростковый возраст, семья, развитие личности, нормы общества, отец.

Keywords: personality formation, personality formation factors, socio-psychological socialization, adolescence, family, personality development, society's norms, father.

Традиционно от матери ожидалась моральная поддержка, забота и любовь к своим детям. Роль отца немного отличалась в воспитании мальчиков и девочек. Это объяснялось и самой ролью отца (мужчины) в семье, и подготовкой детей к самостоятельной взрослой жизни. Воспитанием мальчиков, мужской подготовкой, занимался отец. Его задачей было передать

свои умения и навыки, используемые в хозяйстве и социуме, своему сыну. Азы мастерства мальчики начинали постигать с раннего возраста (4-5 лет), мастеря что-то с отцом и дедом или оказывая мелкую помощь в их работе. Сын не просто копировал действия отца, ему подробно объясняли, что дает ему то или иное действие. Позже, лет после 5-ти, отец передавал сыну навыки социальной адаптации через модели своего поведения и реакций. Он же учил ребенка отстаивать свои интересы, достигать намеченных результатов. Отец был для мальчика непререкаемым авторитетом. Именно через наследование поведенческой модели отца, его практических умений и навыков, уже к 7-ми годам вырабатывалась способность к адаптации в социуме и адекватная самооценка у мальчика-подростка. Он был маленьким мужичком, который готов был постоять за себя и честь своей семьи, обладал нужными для ведения хозяйства и соответствующими его возрасту навыками.

В воспитании девочек роль отца проявлялась иначе. Если задачей матери было передать дочери женские навыки и умения, поведенческие модели, то задача отца - помочь дочери приобрести свою внутреннюю уверенность в своей женственности. Мать обучала женским премудростям, а отец давал возможность укрепиться в восприятии себя как женщины, будущей хранительницы очага. Не зря говорят, что отец - главный мужчины в жизни девочки. Это в современной психологии мы имеем достаточно материалов для подтверждения этого факта. В традиционных русских семьях это было доказано родовой мудростью многих поколений. Счастливое будущее дочери во многом зависло от взвешенного и мудрого поведения отца. Именно отец «баловал» своих дочерей. Сказки тому яркий пример. Именно в общении с отцом девочка училась (пробовала на практике) применять переданную матерью и свою врожденную женскую мудрость. Отцовская реакция на поведение дочери была положительным закрепителем верной стратегии поведения, адекватности самооценки и контакта с людьми. Именно в это время (начиная с раннего детства и до девического возраста) постоянно

формировалась у девочки поведенческая модель, которая определяла успешность ее социальной адаптации в будущем.

К сожалению, историческое развитие наложило свой глубинный отпечаток на традиционное распределение ролей родителей в воспитании детей. Войны, репрессии, социальные проблемы привели к деформации роли отца в семье. Многие семьи стали неполными или мужчины отстранились от воспитания детей. Роль матери из пассивной, ведомой, трансформировалась в ведущую. Мать существенно потеснила права и обязанности отца в семье, а, следовательно, и его авторитет. Мужчины отреагировали на такое изменение ролевых моделей «бегством» (отстранением от воспитания детей, пьянством, уходом из семей, отказом от ведущей роли в семье) либо насилием по отношению в жене и детям (физическим, поведенческим). Что и привело к массовому проявлению дезадаптивности у подрастающего поколения. Дети лишились на ранних стадиях формирования личности подкрепления базисных поведенческих моделей.

При сложившейся ситуации дети часто лишены возможности общения с отцом в нужном для них объеме. Мальчики не имеют возможности наследовать навыки и умения своих отцов. Часто они имеют мало представления о его занятиях. Аналогично обстоит ситуация с выработкой адаптивных навыков в социуме. Мальчика пытается учить этому мать, прививая ему свои, чисто женские, представления о мужской ролевой модели поведения. В результате этого мы получаем либо агрессивность (в качестве протеста), либо дезадаптацию и неумение проявлять и защищать свои интересы.

В качестве базы исследования была выбрана МБОУ «СОШ №11» г. Абакана, расположенная по адресу г. Абакан, ул. Хакасская 165. Для проведения диагностического исследования была создано две группы, контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) из учащихся пятых классов. КГ состоит из 32 учеников, ЭГ - из 34. В контрольную группу были отобраны младшие подростки из полных семей, не имеющих внутрисемейных конфликтов. ЭГ была сформирована из детей, родители которых находятся в

разводе, но отец все равно имеет контакт с ребенком, а также детей из семей, имеющих внутрисемейные конфликты. Выявление наличия или отсутствия внутрисемейных конфликтов выявлялось через собеседование с испытуемыми.

В обеих группах были проведены выбранные диагностики.

1. Методика И.М. Марковской «Вопросник ребенок-родитель.

В опроснике «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) для подростков и их родителей проставлены следующие 10 шкал.

Проведение диагностики И.М. Марковской «Вопросник ребенок-родитель» позволила получить в исследуемых группах следующие результаты.

1) Шкала нетребовательность - требовательность:

- высокий уровень требовательности - 17%;

- средний уровень - 70%;

- низкий уровень (нетребовательность) - 13,3%.

Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком.

2) Шкала мягкость - строгость родителя:

- высокий уровень строгости - 30%;

- средний уровень - 37%;

- низкий уровень (мягкость) - 33,3%.

По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему - либо.

3) Шкала автономность - контроль:

- высокий уровень контроля - 20%;

- средний уровень - 57%;

- низкий уровень (автономность) - 23,3%.

Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограниченности. Низкий контроль может

приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.

4) Шкала эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю:

- высокий уровень (близость родителя к ребёнку) - 23,3%;

- средний уровень - 53,3%;

- низкий уровень (эмоциональная дистанция) - 23,3%.

Эта шкала отражает представление родителя о эмоциональной близости к ребёнку.

5) Шкала отвержение - принятие ребенка родителем:

- высокий уровень (принятие ребёнка в семье) - 20%;

- средний уровень - 63,3%;

- низкий уровень (отвержение ребёнка) - 17%.

Отражение базового отношения родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.

6) Шкала отсутствие сотрудничества - сотрудничество:

- высокий уровень сотрудничества - 17%;

- средний уровень - 60%;

- низкий уровень (отсутствие сотрудничества) - 23,3%.

Сотрудничество является следствием включенности ребенка во

взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

7) Шкала не тревожность за ребенка - тревожность за ребенка:

- высокий уровень тревожности - 20%;

- средний уровень - 57%;

- низкий уровень (не тревожность) - 23,3%.

Шкала отражает степень тревожности за жизнь и здоровье ребёнка.

8) Шкала непоследовательность - последовательность родителя:

- высокий уровень (последовательность) - 30%;

- средний уровень - 37%;

- низкий уровень (непоследовательность) - 33,3%.

В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.д.

9) Шкала не конфликтность - воспитательная конфронтация в семье:

- высокий уровень воспитательной конфронтации в семье - 27%;

- средний уровень - 40%;

- низкий уровень не конфликтности в семьях - 33,3%.

Наличие или отсутствие конфликтов, скандалов в семье.

10) Шкала неудовлетворённость отношениями с ребёнком -удовлетворённость отношениями с ребёнком:

- высокий уровень (удовлетворённость отношениями с ребёнком) -23,3%;

- средний уровень - 50%;

- низкий уровень (неудовлетворённость отношениями с ребёнком) - 27%.

По данным этой шкалы можно судить об общей степени

удовлетворённости отношениями между родителями и детьми. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско - детских отношениях, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуации.

Данная методика «Взаимодействие родитель - ребёнок» позволила увидеть взаимоотношения родителей к собственным детям. Насколько родители требовательны и строги в воспитании детей; насколько конфликтные или тревожные личности; контролируют своих детей и последовательны в действиях; близки и удовлетворенны отношениями; принимают и сотрудничают с детьми. Полученные данные демонстрируют, что родители предпочитают середину во всех предложенных им особенностям воспитания детей. Потому, что в каждой из шкал средний уровень доминировал над высоким и низким уровнями. Диагностика социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда позволила получить следующие результаты.

В таблице 1 представлены средние показатели и статистически значимые различия социально-психологической адаптации у подростков из ЭГ и КГ.

Таблица 1

Средние показатели и статистически значимые различия социально-

психологической адаптации в группах КГ и ЭГ

КГ ЭГ Значимость различий (по Стьюденту)

Адаптивность 43,98 26,34 t = 8,5 при р<0.01

Самопринятие 52,02 56,39 Различия не значимы

Принятие других 24,25 44,01 t = 5,8 при р<0.01

Эмоциональный комфорт 26,5 43,11 t = 5,1 при р<0.01

Интернальность 20,07 38,91 t = 4,2 при p<0.01

Доминирование 29,54 50,87 t = 9,8 при р<0.01

Эскапизм 24,46 48,57 t = 8,3 при р<0.01

Из результатов, представленных в таблице, видно, что значимые различия наблюдаются у групп подростков по всем шкалам методики, кроме шкалы Самопринятие. Это говорит о том, что подростки из обеих групп склонны принимать себя такими, какие они есть, им присуще одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе, они имеют довольно позитивную самооценку. Что касается остальных шкал методики, то у подростков из ЭГ адаптивность находится на невысоком уровне по сравнению с испытуемыми из КГ. Это можно объяснить тем, что дети, редко видящие отца, не имеют четкого представления о полноценной картине социальной жизни. Фундаментом их мировоззрения зачастую является только одна из точек зрения, в основном материнская. При этом, данная тенденция не позволяет полностью реализовать себя мальчикам, как будущим отцам семейства, что вызывает конфликты в социальной адаптации.

Достаточно высокая интернальность подростков из КГ обусловливает их активность в достижении целей и позволяет проводить адекватную оценку проблемных ситуаций, выбирать в соответствии с требованиями среды подходящие стратегии поведения, организовывать и контролировать свои социальные контакты, определять вид и объем социальной поддержки. Ощущение контроля над средой способствует эмоциональной устойчивости, социальной активности, а также формированию осознанных устремлений и принятию на себя ответственности за собственную жизнь и происходящие в ней события. В то же время подростки из ЭГ имеют значительно более низкий показатель по данной шкале, что говорит об экстернальной ориентации контроля в отдельных сферах деятельности. Ответственность за собственные неудачи возлагается на других; причины неудач не рассматриваются как результат социальной некомпетентности, и подросток не предпринимает никаких попыток изменить свое поведение. Часто ответственность переносится на окружение или условия жизни, которые, как считают некоторые подростки, не так хороши, как в полных семьях. Это помогает избежать чувства вины и признания необходимости изменить собственное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

поведение. А отсюда и склонность к эскапизму, что подтверждают более высокие баллы по этой шкале у подростков из ЭГ. Снимая с себя ответственность за происходящие с ним события, подросток также отказывается решать возникающие на его пути проблемы и находит различные способы ухода от повседневной реальности.

Представление подростков о том, как к ним относятся отцы, исследовалось с помощью методики «Подростки о родителях», которую они заполнили. Описательные статистики по шкалам представлены в таблице 2.

Таблица 2

Описательные статистики методики «Подростки о родителях»

Название шкалы КГ ЭГ

Позитивный интерес 3,2 2,8

Директивность 2,6 3,5

Враждебность 2,9 3,8

Автономность 2,9 3,9

Непоследовательность 2,8 3,4

Фактор близости 3,9 2,6

Фактор критики 2,7 3,8

Стандартные значения ниже трех баллов считаются низкими, выше трех баллов - высокими, три балла - среднее значение.

Анализ данных, представленных в таблице 3 позволяет говорить, что у детей из КГ преобладает позитивный интерес и фактор близости, что связано с хорошим семейным положением. Наличие отца в семье дает им основу для хорошего настроения, дает ощущение защиты, в связи с чем они не боятся вступать в межличностные взаимодействия. У испытуемых ЭГ мы видим обратную картину. Дети слабо ощущают настрой на хорошее будущее, их сложнее включить в межличностное взаимодействие, они несколько отстранены. При этом, у них очень высокий фактор критики, конфликты вызывают у них нервозность и нежелание продолжать общение. Также на

высоком уровне стоит их агрессия, т.к. дети с недостающим влиянием отца стремятся самостоятельно постоять за себя, а выход находят, в основном, через агрессивное поведение. Характерным также является наличие высокого уровня директивности у ЭГ. Это позволяет говорить о том, что данные младшие подростки не способны проявлять инициативу, а стараются выполнять задания родителей.

Анализ данных диагностик позволяет говорить о том, что влияние роли отца на социально-психологическую адаптацию младших подростков достаточно явное. И, если первая методика Марковой «Взаимодействие родитель-ребенок», не показала явного расхождения среди испытуемых, то две другие диагностики четко выявили взаимосвязь отцовского отношения и социально-психологической адаптации подростков. Исходя из этого, видим необходимым осуществить дальнейшие исследования в данной области.

Литература

1. Алёхин, А.Н. Образ родителей у подростков, склонных к аддиктивному поведению / А.Н. Алехин // Тюменский медицинский журнал. -

2014. - № 1. - С. 28-30.

2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Проблемы социализации. История и современность / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2013. - 216 с.

3. Волков, Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 160 с. 6. Волков, Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 160 с.

4. Корчак Я.А. Как любит ребёнка / Я.А. Корчак. - М.: АСТ, 2014. -

480 с.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт,

2015. - 460 с. 9. Казанская В.В. Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей / В.В. Казанская. - СПб, Питер, 2011. - 288 с.

6. Соловьёва А.В. Психологическая защита в подростковом возрасте. Сущность, содержание, причины / А.В. Соловьева. - М.: Наука, 2013. - 184 с.

7. Тарабакина Л.В. Эмоциональное развитие подростков / Л.В. Тарабакина. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2011. - 208 с.

Literature

1. Alyokhin, A.N. The image of parents in adolescents prone to addictive behavior / A.N. Alekhine // Tyumen Medical Journal. - 2014. - No. 1. - S. 28-30.

2. Belinskaya EP, Tikhomandritskaya OA Problems of socialization. History and Present / E.P. Belinskaya, O.A. Tikhomandritskaya. - M .: NOU VPO Moscow Psychological and Social University, 2013. - 216 p.

3. Volkov, B.S. Psychology of a teenager / B.S. Volkov. - M .: Pedagogical Society of Russia, 2012. - 160 p. 6. Volkov, B.S. Psychology of a teenager / B.S. Volkov. - M .: Pedagogical Society of Russia, 2012. - 160 p.

4. Korczak Ya.A. How he loves a child / Ya.A. Korczak. - M .: AST, 2014 .-- 480 p.

5. Obukhova L.F. Developmental Psychology / L.F. Obukhov. - M .: Yurayt, 2015 .-- 460 p. 9. Kazan VV Teenager: social adaptation. Book for psychologists, teachers and parents / V.V. Kazan. - St. Petersburg, Peter, 2011 .-288 p.

6. Solovyova A.V. Psychological protection in adolescence. The essence, content, reasons / A.V. Solovyov. - M .: Nauka, 2013 .-- 184 p.

7. Tarabakina L.V. The emotional development of adolescents / L.V. Gibberish. - M.: Moscow State Pedagogical University, 2011. - 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.