Научная статья на тему 'РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
262
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
СЕМЬЯ / РЕБЕНОК / ПОЛНАЯ СЕМЬЯ / НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ / ЛИЧНОСТЬ "Я" / НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ / FAMILY / CHILD / COMPLETE FAMILY / SINGLE-PARENT FAMILY / PERSONALITY "I" / DYSFUNCTIONAL FAMILIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Парьева К.А.

Роль семьи в формировании неповторимой для всякого малыша общественной ситуации развития известна. Стиль домашнего обучения, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, индивидуальностью восприятия ребенка родителем и методик поведения с ним - является значимым причиной развития личности ребенка. Семья может ходить в качестве как позитивного, так и отрицательного фактора обучения. Положительное действие на личность детей состоит в том, что никто, не считая самых недалёких для него в семье людей - мамы, отца, бабули, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не обожает его так и не хлопочет столько о нем. И совместно с тем никакой иной социальный институт не может потенциально нанести столько ущерба в воспитании детей, насколько может сделать семья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE FORMATION OF THE PERSONALITY OF A CHILD: THEORETICAL ASPECT

The role of the family in shaping a unique social situation of development is known. The style of home schooling, determined by parental value orientations, attitudes, emotional attitude towards the child, individuality of the child’s perception by the parent and methods of behavior with him, is a significant reason for the development of the child’s personality. The family can walk as both a positive and negative factor in learning. The positive effect on the personality of the children is that no one, not counting the closest people in the family for him - mother, father, granny, grandfather, brother, sister, does not treat the child better, does not adore him, and does not care so much about him.. And at the same time, no other social institution can potentially cause as much damage in the upbringing of children as a family can do.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 159.944.3

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

АСПЕКТ

Парьева К.А., студент группы 13Пс(б)ПК, Оренбургский государственный университет, Оренбург

e-mail: lisa-kristina@bk.ru

Научный руководитель: Бендас Т.В., доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Роль семьи в формировании неповторимой для всякого малыша общественной ситуации развития известна. Стиль домашнего обучения, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, индивидуальностью восприятия ребенка родителем и методик поведения с ним - является значимым причиной развития личности ребенка. Семья может ходить в качестве как позитивного, так и отрицательного фактора обучения. Положительное действие на личность детей состоит в том, что никто, не считая самых недалёких для него в семье людей - мамы, отца, бабули, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не обожает его так и не хлопочет столько о нем. И совместно с тем никакой иной социальный институт не может потенциально нанести столько ущерба в воспитании детей, насколько может сделать семья.

Ключевые слова: семья, ребенок, полная семья, неполная семья, личность «Я», неблагополучные семьи.

Среди разных социальных причин, влияющих на развитие личности, одним из важных является семья. Традиционно семья - это главный ВУЗ обучения. То, что человек получает в семье, он предохраняет в движение всей следующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек располагаться в движение значимой доли собственной жизни. В семье закладываются базы личности.

Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для рационального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) всякого её члена [5].

Семья формирует у человека мнение дома не как помещения, где он живёт, а как ощущения, чувство места, где его ожидают, обожают, оценивают, понимают и оберегают. Семье принадлежит главная роль в формировании нравственных начал, житейских принципов малыша. Семья формирует личность или ломает ее, во власти семьи закрепить или взорвать психическое самочувствие ее членов. Семья поощряет одни личностные страсти, сразу препятствуя иным, удовлетворяет или пресекает собственные потребности. Семья структурирует способности заслуги сохранности, наслаждения и самореализации. Она показывает рубежа идентификации, содействует появлению у личности вида собственного «Я».

В процессе недалёких отношений с мамой, папой, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает организовываться конструкция личности. В семье создается личность не лишь ребенка, но и его родителей. Семья - это такое образование, которое «охватывает» человека полностью во всех его проявлениях.

Определяющая роль семьи обусловлена её глубочайшим воздействием на целый комплекс физиологической и духовной жизни возрастающего в ней человечка. Семья для ребёнка является сразу и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние членов семьи в особенности в начальной стадии жизни ребёнка на немало превосходит остальные

воспитательные процессы. По этим изучений, семья тут отображает и школу, и средства массовой информации, публичные организации, трудовые коллективы, товарищей, воздействие литературы и художества. Всё это позволило преподавателям вывести определённую зависимость: успешность формирования личности обусловливается, до этого только, семьёй. Чем лучше семья и чем лучше воздействует она на воспитание, тем больше итог физиологического, нравственного, трудового обучения личности. Редко, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья таковой вырастет в ней человек. Эта зависимость употребляется на практике. Опытному преподавателю довольно поглядеть и пообщаться с ребёнком, чтоб взять в толк в какой семье он воспитывается. Точно так же не составит труда, пообщаться с родителями, определить какие в их семье растут дети. Семья и ребёнок - зеркальное отражение друг друга. Если семья так сильно воздействует на процессы и итоги развития личности, то конкретно семье обязаны уделять главное смысл сообщество и правительство в организации верного воспитательного действия. Крепкие здоровые, духовные семьи - это массивное правительство. Родители -первые воспитатели - имеют наиболее мощное воздействие на деток. Еще Ж. - Ж. Руссо утверждал, что любой следующий воспитатель оказывает на малыша меньше воздействия, чем предшествующий. Родители являются прошлыми по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано привилегия в воспитании детей [2]. Обеспечение домашнего обучения, его содержательные и организационные нюансы являются вечной и чрезвычайно серьезной задачей населения земли.

Глубокие отношение с семьей формируют у детей устойчивое жизненное положение, чувство убежденности и прочности. А родителям приносят им радостное эмоция удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети соединены натуральными повседневными контактами. Это такое узкое общение меж ними, в итоге которого появляется чувственное соединение, слаженность главных житейских устремлений и действий.

Природную базу таковых отношений сочиняют схожие связи, ощущения материнства и отцовства, какие появляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей. Ребенок наблюдает семью в качестве окружающих его недалёких людей папы и матери, бабули и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям ребенок глядит на мир позитивно или негативно, сформировывает свои взоры, сооружает свои дела с окружающими. Отношения в семье воздействуют в том же духе на то, как человек в предстоящем станет основывать свою карьеру, по какому пути он сходит. Именно в семье индивид приобретает первый актуальный эксперимент, благодаря чему чрезвычайно принципиально в какой-никакой семье воспитывается малыш: благоприятной или неблагополучной, совершенной или неполной. Типы семьи бывают( абсолютная - неполная, благоприятная - неблагополучная). А. С. Макаренко придавал особенное смысл структуре семьи. Он ввел мнение «полная» и «неполная семья», разумея под этим он имел веду семью, которая не имеет отца или мамы. От такого, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и удачная социализация малыша. К совершенным семьям традиционно причисляются и сводные семьи с отчимом или мачехой. Эти семьи числятся полными по тому что, в этой семье имеется муж, супруга и малыш( детки), при этом отчим должен, беспокоиться о детях супруги как о собственных, а дети обязаны ему подчиняться, как своему отцу [1].

Неполной семья традиционно считается одинокой мамы или отца с ребенком. У одинокой женщины-матери часто создается чисто негативный комплекс эмоций к мужчинам, к брачной и домашней жизни, а, следственно, и у деток имеют все шансы сформироваться деформированные и искаженные представления о супружестве и семье. Снижение воспитательных способностей неполной семьи происходит в итоге стечения ряда неблагоприятных событий, таковых как долгое воздействие конфликтных ситуаций, на

детей, интенсивная психологическая амуниция, в связи с неверным отношением членов семьи к особенностям жизнедеятельности неполной семьи, неумение избирать педагогически целесообразный манера обучения, происхождение ситуаций эмоционального «голода» или лишней, жертвенной родительской любви, и в том же духе часто и аморальное поведение родителя, его маленький культурно-образовательный уровни, материально-бытовые трудности, слабая ассоциация со школой [2, 3, 4].

Неполными разрешено полагать и семьи, в которых дети живут с дедушкой или бабушкой, но без отца и мамы, так как их родители развелись, а мама погибла, или была лишена родительских прав за пьянство и отвратительное обращение с ребенком, после чего старики брали деток на воспитание. Либо мама нашла себе нового супруга или сожителя, который не пожелал заботиться о чужом ребенке, и она хозяйка дала малыша собственным родителям [3, 6]. В данных вариантах, даже если старшее прародительское происхождение представлено брачной парой, семья, непременно, является неполной, так как среднего, то имеется, родительского поколения в ней вообще нет. С психологической и педагогической точки зрения, дедушки и бабушки, исполняющие родительские функции, навряд ли имеют все шансы заменить родителей, так как их роль в семье принципиально другая. Точно так же неполными являются семьи, в которых дети проживают с дядями, тетями, старшими братьями и сестрами или иными родственниками.

В нашем сообществе всё заметнее делается кризис семьи. Кризис выражается в том, что семья всё ужаснее реализует свою ключевую функцию - воспитание детей. Причины такового кризиса только частично соединены с ухудшением экономической ситуации, они имеют наиболее совместный нрав. Легкомысленное известие к браку и семье, игнорирование обычаев, нравственных принципов, цинизм, пьянство, неимение самодисциплины и половая безнравственность, высочайший процент разводов самым пагубным образом отображается на воспитании детей. Неблагополучные семьи. Неблагополучная семья - это семья, в которой нарушена конструкция, обесцениваются или игнорируются главные семейные функции, имеются очевидные или скрытые недостатки обучения, в итоге что возникают «тяжелые дети». Одним из самых массивных неблагоприятных причин разрушающих не только семью, но и сердечное равновесие малыша.

Литература

1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Азаров Ю.П. - СПб: Изд-во Питер, 2001. -

324 с.

2. Варга, А.Я. Структура и типы родительских отношений / А.Я. Варга. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 358 с.

3. Вишняков, А.И. Психологические особенности отношения подростков к родителям и формы их социальной направленности / А.И. Вишняков, М.О. Артамонова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 665.

4. Куковякин, Г.В. Семейная педагогика и психология по возрастам / Г.В. Куковякин. - Тверь: ЭКО, 2008. - 481 с.

5. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. - М.: ЭКСМО, 2006. - 215 с.

6. Сергеева, Е.Н. Особенности психологической безопасности бразовательной среды на примере учащихся 6-х классов гимназии №1 г. Мелеуза / Е.Н. Сергеева, А.И. Вишняков // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. - № 82. - С. 37-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.