Научная статья на тему 'Роль семьи при формировании аномального поведения, связанного с употреблением психоактивных веществ у детей и подростков'

Роль семьи при формировании аномального поведения, связанного с употреблением психоактивных веществ у детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
114
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кутарев Ф. Л.

Анализируя полученные данные можно говорить о различном влиянии социальных факторов на формирование алкогольных проблем современного подрастающего поколения. Нарушения структуры и функции семьи, асоциальное поведение родителей, их конфликтность, жестокость по отношению к детям, дефекты воспитания и связанная с этим педагогическая и социальная запущенность, обстановка безнадзорности способствуют сближению с асоциальной компанией, формированию криминогенных установок, нарушению психосоциальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of family in forminganomalous behaviour connected with the use of psychoactive substances by children and teenagers

Analysing the received data we can state a problem of different kinds of influence of social factors on forming alcoholic habbits of modern young generation. Breach of structure and function of family, asocial parents' behaviour, their conflicts and cruelty towards their children, defects of bringing up and social neglected situation lead to appearance of close relations with asocial groups, forming of criminal attitude to life, breach of psychosocial adaptation.

Текст научной работы на тему «Роль семьи при формировании аномального поведения, связанного с употреблением психоактивных веществ у детей и подростков»

© Кутарев Ф.Л., 2008

УДК 616.89-008.441.13-085.851

РОЛЬ СЕМЬИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ АНОМАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННОГО С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ У

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Ф.Л. Кутарев

Смоленский государственный университет, г. Смоленск

Анализируя полученные данные можно говорить о различном влиянии социальных факторов на формирование алкогольных проблем современного подрастающего поколения. Нарушения структуры и функции семьи, асоциальное поведение родителей, их конфликтность, жестокость по отношению к детям, дефекты воспитания и связанная с этим педагогическая и социальная запущенность, обстановка безнадзорности способствуют сближению с асоциальной компанией, формированию криминогенных установок, нарушению психосоциальной адаптации.

Научные исследования, проводимые в социальной сфере, говорят о кризисных ситуациях во многих областях социальной жизни людей, которые в разной мере влияют на сознание, поведение детей и подростков в современном мире [1; 3; 4].

В числе факторов, негативно влияющих на социализацию подрастающего поколения, чаще всего отмечают размытость ценностей и идеалов, коммерционализа-цию общества, сложное экономическое положение семей. Не умаляя значения данных причин, стоит отметить, что и другие стороны социальной динамики, например, усиливающаяся миграция, нестабильность экономического пространства, играют одну из первостепенных ролей в развитии многообразных негативных явлений. В своей совокупности они приводят к тому, что ослабевает и нивелируется эффективность существующих в практике на настоящий день мер защиты человека как личности, они явно недостаточны для преодоления дезадаптации детей, составляющих группу риска [2; 3].

Вышесказанное обусловливает актуальность дальнейшего развития направления связанного с педагогическими, психологическими и социальными исследованиями изучения проблем данной категории детей и подростков.

Материал и методы

Учитывая вышеперечисленные неблагоприятные тенденции в обществе, нами было проведено комплексное исследование данной проблемы в конкретном, западном регионе РФ - в Смоленской области. Были обследованы 1063 человека, из которых 249 - дети и подростки.

С целью получения комплексных данных о социально-психологических характеристиках изучаемого контингента детей и подростков, злоупотребляющих алкоголем, нами было обследовано по специально разработанной карте 156 детей и подростков в возрасте от 12 до 18 лет. Данная часть работы проводилась на базе подросткового отделения Смоленского областного наркологического диспансера.

К детям (подросткам) группы риска мы относим лиц, которым явно угрожает развитие алкоголизма: они рано приобщились к спиртным напиткам, состоят на

учете в инспекции по делам несовершеннолетних, растут в условиях нарушенной и "алкогольной" микросреды. Ведущей характеристикой группы риска является социальная дезадаптация, основным компонентом которой выступает ранняя алкоголизация.

Для прослеживания динамики развития ранней алкоголизации весь контингент подростков, находящихся на учете в Смоленском областном наркологическом диспансере, был разбит на три основные группы в зависимости от тяжести заболевания, согласно принятой в настоящее время Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10):

1 - подростки, употребляющие алкоголь с вредными последствиями, - группа риска;

2 - подростки с синдромом зависимости от алкоголя начальной (1-й) стадии заболевания;

3 - подростки с синдромом зависимости от алкоголя средней (2-й) стадии заболевания.

Результаты и их обсуждение

У 14 лиц (10,4%) было официально (т.е. с указанием в медицинской документации) выявлено сочетанное употребление алкоголя и иных токсикоманических средств. Однако при детальном опросе эти цифры оказались значительно выше. Так, в рамках проводимого обследования у 67 (50%) подростков были выявлены дополнительные экзогенные вредности, так, например, летучие органические вещества вдыхали с разной частотой 12 (8,9%) подростков; курили табачные изделия -58 (43,3%); курили марихуану - 7 (5,2%); принимали разнообразные лекарственные препараты для изменения своего сознания - 5 (3,7%), и всего лишь 1 подросток дополнительно к алкоголю принимал наркотические вещества. Конечно же, «радует» последняя цифра - количество потребителей наркотических средств, но это не должно воодушевлять нас, так как употребление алкоголя в детском и подростковом возрасте довольно часто является «воротами» в мир иных психоактивных веществ, в частности наркотиков.

В дальнейшем мы, учитывая, что длительность катамнеза составила 2 года, вновь документально рассмотрели подростков из группы риска, их количество составило 39 человек, из первичного списка были исключены лица, употребляющие иные, кроме алкоголя, психоактивные вещества, и лица, злостно уклоняющиеся от профилактического наблюдения. Данную группу мы сравнили с группой из 76 человек (детей и подростков), имеющих признаки зависимости от алкоголя. Аналогичным образом из первичного списка последних были исключены лица с иными экзогенными вредностями и лица, злостно уклоняющиеся от диспансерного наблюдения.

Сложность структурно-динамических отношений, многофакторность влияний, необходимость рассмотрения и анализа многочисленных признаков, значимость объективизации результатов наблюдения и сопоставления при ранжированной оценке социальной, диагностической и прогностической информативности предопределили применение в настоящем исследовании комплексного подхода, включающего в себя использование корреляционного анализа и критерия ф* (угловое преобразование Фишера).

В данном случае, учитывая то обстоятельство, что большинство переменных было представлено бинарными значениями, выбор критерия ф* (угловое преобразование Фишера) в качестве методической основы для сопоставления двух выборок

по частоте встречаемости интересующего нас эффекта в предпринятой нами работе объясняется рядом преимуществ, весьма важных, с нашей точки зрения, для достижения поставленной цели исследования. Критерий ф* оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект. Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол ф, а меньшей доле - меньший угол, но соотношения здесь не линейные: ф = 2 • arcsin (VP), где Р - процентная доля, выраженная в долях единицы.

При увеличении расхождения между углами ф1 и ф2 и увеличении численности выборок значение критерия возрастает. Чем больше ф*, тем более вероятно, что различия достоверны. В данной работе мы брали за критическое значение ф*, равное 1,64, т.е уровень статистической значимости разных значений при p<0,05 [5].

При сравнении детей и подростков из группы риска, т. е. лиц без признаков зависимости в количестве 39 человек с группой детей и подростков из 76 человек, имевших на момент осмотра признаки зависимости от алкоголя, нами были получены следующие данные.

Половозрастные особенности носили следующий характер - превалировали лица мужского пола: 89,74% в первой группе и 88,16 % во второй. Средний возраст на момент обследования составил: 16,84 и 17,09 лет (p<0,05). Средний возраст первого знакомства с алкоголем: 14,6 и 13,64 лет соответственно (p<0,01). Возраст взятия на учет:15, 05 и 15,82 лет (p<0,04).

Средний возраст на момент обследования составил: 16,84 и 17,09 лет (p<0,05) соответственно.

Средний возраст первого знакомства с алкоголем: 14,6 и 13,64 лет соответственно (p<0,01). Возраст взятия на учет:15, 05 и 15,82 лет (p<0,04).

Преимущественный характер употребления алкоголя в течение последнего года составил - в компании 100 % и 90,79 % соответственно (p<0,001). Кроме этого, во второй группе в 1,32 % случаев имело место употребление алкоголя в одиночестве, в 7,89% - в семье.

Достоверным, преимущественным видом употребляемого алкоголя в течение последнего года являлась пивная продукция 68 % и 36,84 % (p<0,01). На второе место вышло потребление водочной продукции 20,0 и 23,0% (p<0,05), на третье место потребление самогона 4,0 % и 30,26 % (p<0,05).

Условия жизни обследуемых детей и подростков достоверно распределились следующим образом. В полных семьях проживали 53,85 % и 27,63 % (p<0,001). При дальнейшем анализе были выявлены следующие особенности. В детском доме (интернате) воспитывались 53,85% подросток группы риска и 32,89% подростков с признаками зависимости от алкоголя (p<0,01).

Материальное положение в 56,41 % и 39,47 % случаев было представлено средствами, которых могло хватить на удовлетворительное питание, периодическое приобретение недорогой одежды, недорогой отдых (p<0,04).

Качество питания в большинстве случаев в (71,79 % и 80,26 %) относилось к категории удовлетворительное питание (p<0,05); в 20,51 % и 2,63 % - полноценное, разнообразное питание (p<0,001). Отрадно отметить, что при всем многообразии социальных невзгод и лишений ответ голодает в исследуемом контингенте отсутствовал.

В ходе исследования социальных контактов и семей наших пациентов были

получены следующие данные. По составу семьи превалируют семьи, где подросток проживает с матерью 35,9 % и 52,63 % случаев (p<0,04).

Взаимоотношения с родственниками были в большинстве случаев 30,77 (47,37) % неустойчивые (p<0,05). Достоверно было установлено, что в 23,08 % и 2,63 % случаев взаимоотношения с родственниками были хорошие (p<0,001).

Потребность иметь друзей испытывали 56,41 (56,57)% опрошенных подростков (p<0,05). Но при этом характер отношений с окружающими имел следующий вид: крайне конфликтный характер (p<0,001) - 7,69 % (25,0 %); спокойный, упорядоченный характер отношения с окружающими - 61,54 % (36,84 %) опрошенных (p<0,001).

Характер отношений с окружающими носил следующий вид: крайне конфликтный характер имел достоверное место (p<0,001) в 7,69 % (25,0%). Спокойный, упорядоченный характер отношения с окружающими был отмечен в 61,54% (36,84%) опрошенных (p<0,001).

Выводы

Таким образом, анализируя полученные данные можно говорить о различном влиянии социальных факторов на формирование алкогольных проблем современного подрастающего поколения. При этом нарушения структуры и функции семьи, асоциальное поведение родителей, их конфликтность и жестокость по отношению к детям, дефекты воспитания и связанная с этим педагогическая и социальная запущенность, обстановка безнадзорности способствуют сближению с асоциальной компанией, формированию криминогенных установок, делинквентному стилю жизни и нарушению психосоциальной адаптации.

Дальнейшее изучение социального статуса данной категории детей и подростков представляется одним из перспективных моментов, позволяющих существенно расширить профилактические и реабилитационные возможности на основе использования целостного подхода к оценке их состояния.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кошкина Е.А. Распространенность алкоголизма и наркомании среди населения России / Е.А. Кошкина // Психиатрия и психофармакотерапия. - 2002. - № 3. - С. 54-59.

2. Левикова С. И. Молодежная субкультура: учебное пособие / С. И. Левико-ва. - М. : Гранд : Фаир-пресс, 2004. - С. 65-68.

3. Кутарев Ф.Л. Психология девиантного поведения детей и подростков: учебное пособие / Ф. Л. Кутарев. - Смоленск: СмолГУ, 2006. - 102 с.

4. Кирпиченко Ан.А. Психиатрия и наркология / Ан.А. Кирпиченко; под ред. А.А. Кирпиченко. - Мн.: Выш. шк., 2005. - С. 45-48.

5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко - СПб.: ООО «Речь», 2003. - 350 с.

THE ROLE OF FAMILY IN FORMINGANOMALOUS BEHAVIOUR CONNECTED WITH THE USE OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES BY CHILDREN AND TEENAGERS

F.L.Kutarev

Analysing the received data we can state a problem of different kinds of influence of social factors on forming alcoholic habbits of modern young generation.

Breach of structure and function of family, asocial parents' behaviour, their conflicts and cruelty towards their children, defects of bringing up and social neglected situation lead to appearance of close relations with asocial groups, forming of criminal attitude to life, breach of psychosocial adaptation.

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.