ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2009. № 3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Т.А. Ширвапяп
(лаборатория здоровьесберегающих технологий и профилактики психоактивных веществ Славянского-на-Кубани государственного педагогического института; e-mail: [email protected])
Изучается процесс приобщения подростков к психоактивным веществам. Цель исследования — анализ отношения подростков к употреблению психоактивных веществ и выявление наиболее существенных факторов риска. Предполагается, что в силу своего переходного возраста и физиологических особенностей подростки тяжело адаптируются в окружающей социальной среде, стремясь примириться с неадекватной ситуацией, могут прибегнуть к психотропным и наркотическим веществам. Выделены следующие факторы риска: семейный, социализация в группе сверстников, норма поведения, способ самоутверждения. Выявлен значительный процент подростков с пониженной самооценкой и большой предрасположенностью к вовлечению в асоциальное поведение. Предложены формы профилактической педагогической работы с подростками в средней школе.
Ключевые слова: факторы риска в приобщении к психоактивным веществам, переходный возраст, адаптация, социализация, самооценка, анкетирование, групповой тренинг.
Изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, трудное, болезненное, но настойчивое продвижение общества к рыночной экономике, расширили поле для проявления инициативы и свободного выбора, серьезно изменили цели, содержание и функции образования, раздвинули его горизонты. В значительной мере расширились и видоизменились функции образования как важного фактора социальной стабильности, преемственности культуры, сохранения нравственного, физического и психического здоровья молодежи, воспитания творческой, свободной, активной и ответственной личности. Однако достижение этой цели на современном этапе требует освоения новых функций и нового содержания образования, поиска и внедрения прогрессивных технологий и гибких организационных форм, в некоторой степени и пересмотра принципов образования и воспитания, нахождения эффективных способов индивидуального подхода к воспитанникам [1].
Человек живет в определенных условиях окружающей среды, с которой взаимодействует. Достаточно хорошо известно, что некоторые свойства организма особенно зависимы от внешних воздействий на определенных этапах его формирования (критических
периодах развития). Любое биологическое повреждение (болезнь, травма, генетические нарушения) немедленно сказываются на психофизиологических особенностях личности.
Согласно современным представлениям, начало которым было положено работами А.Н. Северцова, все функции организма складываются и претерпевают изменения при тесном взаимодействии организма и среды. Адаптивный характер функционирования организма в различные возрастные периоды определяется двумя важнейшими особенностями: морфофункциональной зрелостью физиологических систем и адекватностью воздействующих средо-вых факторов функциональным возможностям организма [2].
В научных трудах развитие ребенка рассматривается как продукт динамических итерактивных состояний и опыта, который он получает в процессе функционирования в семейной и социальной среде. Наиболее важным положением этой модели является то, что индивид и среда не рассматриваются в отрыве друг от друга. Они взаимозависимые элементы одной системы, а поведение человека строго обусловлено накопленным опытом [3].
В контексте развития механизмов зависимого поведения вышеперечисленные особенности являются основополагающими. Они в свою очередь слагаются из множества факторов, каждый из которых представляет собой вызов, бросаемый психологическому и социальному становлению индивидуума, и в зависимости от этапов его развития имеют различное влияние.
Первую группу факторов составляют генетические особенности личности. Как выявлено в исследованиях, существует генетический компонент химических зависимостей, который включает в себя наследственную склонность, пристрастие к алкоголю и другим веществам. В целом психофизиологи отмечают, что изначально высокая толерантность связана с нарушением биохимического баланса головного мозга, что часто приводит к химическим зависимостям. Факторами высокого риска считаются также акцентуации и психопатии [4].
Биологическая предрасположенность к наркомании может появиться также в результате психических стрессов. Стресс увеличивает активность эндорфиновых (опиатных) рецепторов, что ведет к появлению чувства тревожности и беспокойному поведению. Высокая активность опиатных рецепторов хорошо уравновешивается повышенным количеством наркотиков или алкоголя, что и служит причиной злоупотребления [5, 6, 7]. Анализируя мотивацию употребления наркотиков, выделяют следующие: стресс и любопытство. Данные проведенного в России социологического мониторинга также подтверждают, что в основе приема наркотиков лежит потребность подростков в изменении своего эмоционального состояния [8].
Тем не менее социальные факторы считаются сильными индикаторами зависимого поведения. Механизм влияния жизненной среды на развитие человека подробно описан Л.С. Выготским. Он утверждал, что "психическая природа человека — это совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности, динамическими частями ее структуры. Перенесение внутрь внешних социальных отношений между людьми является основой построения личности". Одним из важных социальных факторов является нарушение семейного статуса. В последнее время специалисты начали больше обращать внимание на семью и признали, что практически во всех случаях подростковой наркомании обнаруживались признаки проблемных семей [9].
Многочисленные факторы риска связаны непосредственно с общением детей за пределами семьи, а именно в школе, со сверстниками и сообществом. К ним можно отнести неоправданно застенчивое или агрессивное поведение в классе, неуспеваемость в школе, недостаточные навыки социального общения, связи со сверстниками, имеющими отклонения или близкое к девиантному поведение, восприятие манеры поведения, попустительствующей употреблению наркотиков в школьной среде, среди сверстников.
В настоящее время выделены три группы факторов по степени возрастного риска: первая группа характеризуется активным любопытством к зависимым формам поведения, вторая — пробующие, а третья — продолжающие пробы, с переходом в устойчивое поведение.
Немаловажной предпосылкой в приобщении к психоактивным веществам, по данным В.М. Сорокина, является отношение к жизни [4]. Особенностью психосемантики подросткового самосознания является то, что в отличие от взрослых понятие "жизнь" имеет другой личностный смысл. Жизнь не всегда является той доминирующей, абсолютной ценностью, каковой она представляется взрослому. Чем старше становится человек, тем большую ценность приобретает для него жизнь, становясь богаче и разнообразней по своему содержанию. Именно поэтому в профилактических программах указание на то, что наркотики угрожают жизни, не всегда достигает цели.
Период онтогенеза от 6 до 18 лет соответствует важнейшему социальному этапу психофизиологического становления личности. Именно в эти годы отмечается интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и социальное созревание, формируются мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности молодого человека. В процессе развития усиливается роль высших отделов ЦНС в обеспечении реакций на внешние и внутренние процессы
адаптации. Созревание различных отделов мозга, в том числе и регуляторных, отражает уровень развития и качественные изменения адаптивных механизмов. В процессе дальнейшего развития в критические периоды могут возникать нарушения в результате резкой смены социально-средовых факторов их взаимодействия с процессами внутреннего морфофункционального развития. Особенно это ощутимо в периоды полового созревания: резко повышается активность центрального звена эндокринной системы (гипоталамуса), что приводит к изменению взаимодействия подкорковых мозговых структур и коры больших полушарий, в следствии чего снижается эффективность центральных регуля-торных механизмов, в том числе определяющих произвольную регуляцию, саморегуляцию. Кроме того, повышаются социальные требования к подросткам, возрастает их самооценка. Это приводит к несоответствию социально-психологических факторов и функциональных возможностей организма, в результате проявляются отклонения в здоровье и поведенческой адаптации.
Обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида стать потребителем наркотиков или алкоголя, называются факторами риска употребления психоактивных веществ. Факторы риска нередко специфичны для определенной общественной среды. Так, факторами риска употребления психоактивных веществ могут быть: проблемы, связанные с физическим или психическим здоровьем; употребление родителями психоактивных веществ; высокий уровень семейного стресса, семейная нестабильность, низкий уровень дохода семьи; личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий уровень интеллекта, неприятие социальных норм, ценностей); ранняя сексуальная активность, подростковая беременность; проблемы межличностного общения в семье, школе, в среде сверстников, регулярное общение со сверстниками, употребляющими психоактивные вещества, отсутствие устойчивости к их негативному влиянию; высокий уровень преступности в регионе; невысокое качество медицинской помощи; недоступность служб социальной помощи.
Цель нашего исследования — анализ факторов риска в приобщении подростков к психотропным и наркотическим веществам. Мы поставили следующие задачи:
1) проанализировать отношение подростков российской глубинки к проблеме употребления психоактивных и наркотических веществ;
2) выявить наиболее существенные факторы риска в приобщении к психотропным и наркотическим веществам.
Предполагается, что в силу своего переходного возраста и физиологических особенностей подростки практически не могут
или тяжело адаптируются в окружающей социальной среде, стремясь примириться с неадекватной ситуацией, могут прибегнуть к психотропным и наркотическим веществам.
Экспериментальная работа проводилось нами на базе СОШ № 11 хутора Маевского и СОШ № 3 г. Славянска-на-Кубани. Объектом исследования были подростки 8-х классов: СОШ № 11 в количестве 53 человек и 85 человек СОШ № 3. Примерный возраст учащихся — 14 лет. Методической базой служили адаптированные методики: Блок вопросов для активизации работы в группе подростков Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой и Методика оценки ситуации по выявлению факторов риска и защиты от наркотиков Л.В. Немшевой и Э.Г. Вешт.
На начальном этапе осуществлялась работа по активизации группы (подростков разделили на группы по 15—20 человек) с целью создать атмосферу доверия и доброжелательности, далее проводилось обсуждение тестируемых утверждений в рамках проблемы приобщения к психотропным веществам. Далее осуществлялся анализ факторов риска (анонимно).
Были получены следующие данные: 54% опрошенных подростков считают наркоманию неизлечимой болезнью; 83% согласны, что наркотики пробуют из любопытства, около 58% школьников считают, что наркотики начинают принимать вследствие трудностей в семье; причину употребления психоактивных и наркотических веществ под давлением и за компанию отметили 83% респондентов; 96% учащихся уверены, что наркотики начинают принимать вследствие отсутствия цели в жизни; 55% учащихся согласны, что пристрастие к наркотикам — это признак слабой воли; 63% отмечают, что проба наркотиков безопасна и 55% опрошенных считают, что употребление наркотиков в течение жизни вполне безопасное дело; с утверждением "употреблять наркотики — личное дело каждого" согласилось 94% подростков.
Анализируя проведенный тренинг "Групповой портрет", можно определить комфортность подростков в группе и их самооценку. Результаты анализа ответов учащихся СОШ № 11 позволили обратить внимание на заниженную (среднюю 34,6%, и низкую 30%) самооценку учащихся, и только небольшое количество школьников (всего 35,4%) можно охарактеризовать как наиболее успешных и уверенных в себе людей. Данные по СОШ № 3 не намного отличаются: учащихся с высокой самооценкой больше, около 40%, с заниженной — средней 34% и низкой 26%.
Тренинг "Мое отношение к наркоману" позволил увидеть, что при свободной дискуссии и обсуждении социального статуса лиц, употребляющих наркотики, большинство детей выражало свое отрицательное отношение к ним. Однако анализ последующих ут-
верждений показал несколько иное отношение к лицам, употребляющим наркотические вещества, и к самому факту приобщения.
Результаты ответов на вопрос: "Решая свои проблемы, учитываете ли Вы мнение родителей, педагогов и друзей?" позволяют судить о том, что большинство респондентов (81%) при решении своих проблем учитывают в первую очередь мнение родителей и друзей. Меньшим доверием пользуются среди подростков педагоги (12,8%).
Вопрос "Насколько по вашему мнению ошибаются окружающие тебя друзья", получил следующее отражение: совершение кражи учащиеся обеих школ оценили как сильную ошибку на уровне 73—75% и небольшой процент, 2 и 5%, считают что это несущественная ошибка.
Приобщение к алкоголю считают большой ошибкой 58% подростков СОШ № 3 и 50% СОШ № 11. Небольшой контингент (29% СОШ № 11 и 25% СОШ № 3) отметил употребление алкоголя как ошибку, тогда как около 20% подростков обеих школ это сильной ошибкой не считают.
Факт курения среди друзей большая часть учащихся (52% СОШ № 11 и 45% СОШ № 3) считает сильной ошибкой. Как ошибку такой вид аддиктивного поведения отмечает 29 и 30% учащихся, и небольшой процент школьников отмечают отсутствие ошибки у друзей, пристрастившихся к этой пагубной привычке.
Отношение к друзьям, имеющим опыт употребления наркотиков, несомненно, считается одним из ключевых при выявлении факторов риска. Очень важно, чтобы подросток, столкнувшись в своей среде с такой ситуацией, мог правильно выстроить свое поведение, не поддаваясь сомнительным предложениям. Опрошенные подростки в своем большинстве склоняются к мнению, что употребление наркотиков друзьями является большой ошибкой. Но есть немало подростков, которые в действиях своих друзей, употребляющих наркотики, видят отсутствие или малую степень ошибки, таких около 20%.
Согласно полученным результатам анкетирования, 57% учащихся СОШ № 3 и 57% учащихся СОШ № 11 совершают поступки и принимают какое-либо решение, не задумываясь о последствиях. Только 13% всех опрошенных хорошо продумают каждый шаг, прежде чем его сделать. Нельзя не отметить высокий процент респондентов, считающих себя абсолютно правыми (более 67% опрошенных).
Наркомания становится особенно опасной, если употребление наркотиков носит характер моды и выделяет употребляющих в особый ранг "крутых". Как следует из полученных данных, в социальной среде школьников наркомания хоть и считается негативным поступком, но позволяет с легкостью выделиться и
увеличить свою значимость в группе подростков. Этот факт еще раз подтверждает необходимость превентивной работы, которая должна проводиться, учитывая все возрастающее вовлечение подростков в наркоманию.
Педагогам следует иметь в виду особенность наркотических и психотропных веществ: в начале их воздействие на организм бывает не очень заметным. Поэтому оценка уровня риска на начальных этапах при различных формах отклоняющегося поведения является особенно важной. Большинство опрошенных отмечает отсутствие или очень малый риск для здоровья при курении, употреблении алкоголя, а также первой пробы употребления наркотиков. В то же время вызывает опасения выбор большинством респондентов "промежуточного" ответа "умеренный риск". Другими словами, эти подростки поверили родителям и учителям, что "это" вредно, но сомнения в правдивости такого заключения еще существуют, поэтому их реакция может быть совершенно непредсказуемой.
Учитывая вышеизложенное, можно отметить, что молодое поколение российской глубинки переживает трудную, кризисную социально-психологическую ситуацию. Значительная часть подростков утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность, сформировать здоровый, эффективный жизненный стиль. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения. Осознание нормативных и ценностных ориентаций, выработка новых форм поведения происходят хаотично, бессистемно, лавинообразно и не всегда являются позитивно направленными, часто отклоняясь от нормы возрастного развития.
Среди факторов, воздействующих на становление личности, формирование ценностных ориентаций, важнейшую роль играет социальная среда. Многие элементы этой среды для подростков являются референтными и участвуют в формировании молодежной субкультуры, которая в условиях трасформации общественных отношений в рыночные претерпевает серьезные изменения. Происходит индивидуализация интересов, что влечет за собой замыкание части подростков и молодежи в узких корпоративных группах. Современная социальная ситуация неизбежно приводит подростков к необходимости брать ответственность за свое будущее на себя, самостоятельно выбирать и контролировать свое поведение. В то же время совершенно очевидно, что подростки более комфортно чувствуют себя в группе сверстников.
Таким образом, существует множество факторов риска, каждый из которых представляет собой угрозу психологическому и социальному становлению подростка, оказывает различное воздействие в зависимости от этапов развития и социального ок-
ружения. Если для одних основной мотив семейный, то у других это социализация в группе сверстников, норма поведения, способ самоутверждения. Настораживает значительный процент подростков с пониженной самооценкой и, конечно, с большей предрасположенностью к дезадаптации и вовлечению в асоциальное поведение. Расплата за счет ухудшения здоровья и социального статуса, как правило, носит у них отсроченный характер.
Только небольшой контингент обследованных подростков может правильно оценить окружающую действительность в семье, образовательной среде, среди друзей, минимизируя воздействие многообразных факторов риска на формирование позитивной личности.
Список литературы
1. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М., 2008.
2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
3. Шипицына Л.Н. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью. СПб., 2003.
4. Сорокин В.М. Наркотики и подростковая субкультура // Подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). М., 2001. С. 104.
5. Белогуров С.Б. Наркотики и наркомания. СПб., 1997.
6. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. М., 2001.
7. Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. М., 2004.
8. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Л., 1991.
9. Фельдштейн Д.И. Проблемы развития личности в современных условиях // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3. С. 5.
PEDAGOGICAL ASPECTS OF PREVENTIVE MAINTENANCE
OF THE USE PSYCHOTROPIC SUBSTANCES
IN THE TEENAGE GROUP
T.A. Shirvanian
(Slavyansk-on-Kuban State Pedagogical Institute, the laboratory of heath
keeping technology and prophylactic measures of drug addiction; e-mail:
The process of introduction of teenagers to psychotropic substances is studied. The purpose of research is to analyze the attitude of teenagers to the use of psychotropic substances and reveal the most essential risk factors. It is supposed that owing to the awkward age and physiological features, teenagers
hardly adapt in social environment, and aspire to reconcile to an inadequate situation so they can resort to psychotropic and narcotic substances.
The following risk factors are allocated: family, adapting in group of peers, norm of behaviour, a way of self-assertion. The significant percentage of teenagers with the lowered self-appraisal and the big predisposition to involving in asocial behaviour is revealed. Forms of preventive pedagogical work with teenagers in high school are offered.
Key words: factors of risking in using psychoactive substances, transitive age, adaptation, socialization, self-respect, questioning, a group training.
Сведения об авторе
Ширванян Татьяна Арамовна — кандидат биологических наук, доцент лаборатории здоровьесберегающих технологий и первичной профилактики наркомании Славянского-на-Кубани государственного педагогического института. Тел. 8-918482-94-00; e-mail: [email protected]
6 ВМУ, педагогическое образование, № 3