Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 69-75. ISSN 2073-1426
Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 1, pp. 69-75. ISSN 2073-1426 Научная статья УДК 37.018.1
https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-69-75
РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ: МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ЭФФЕКТЫ
Петраш Марина Дмитриевна, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет,
Санкт-Петербург, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4542-7289 Стрижицкая Ольга Юрьевна, доктор психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-
Петербург, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7141-162X Харитонова Татьяна Сергеевна, Центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр», Санкт-Петербург, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9019-4982
Аннотация. Статья посвящена анализу семейных эмоциональных коммуникаций и их вклада в психологическое благополучие молодежи в единой межпоколенной выборке. В исследовании приняли участие 188 пар: студент - родитель, все являются жителями Санкт-Петербурга. Возраст студентов - от 17 до 24 лет, родителей - от 37 до 58 лет. Методы: опросник «Семейные эмоциональные коммуникации»; шкала психологического благополучия К. Рифф; анкета. Результаты исследования показали сложный механизм семейных эмоциональных коммуникаций и влияние параметров СЭК на психологическое благополучие молодежи и их родителей. Выявлена межпоколенная преемственность по параметрам семейных эмоциональных коммуникаций «критика», «фиксация на негативных переживаниях», «семейный перфекционизм», общему показателю СЭК и по параметру психологического благополучия «личностный рост». С помощью структурного анализа показано позитивное влияние семейного перфекционизма на формирование психологического благополучия в обеих подвыборках (студент, родитель). Ключевые слова: семейные эмоциональные коммуникации, семейные межпоколенные отношения, студенты, психологическое благополучие, семья.
Благодарности. Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ № 19-013-00861 «Профессиональное развитие в структуре межпоколенных отношений при переходе от юности к взрослости». Для цитирования: Петраш М.Д., Стрижицкая О.Ю., Харитонова Т.С. Роль семейных эмоциональных коммуникаций в психологическом благополучии: межпоколенные эффекты // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 69-75. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-69-75
Research Article
THE ROLE OF FAMILY EMOTIONAL COMMUNICATION IN PSYCHOLOGICAL WELL-BEING: INTERGENERATIONAL EFFECTS
Marina D. Petrash, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, St. Petersburg State University, Saint-Petersburg,
Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4542-7289 Olga Yu. Strizhitskaya, Doctor of Psychological Sciences, Professor, St. Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russia,
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-7141-162X Tatyana S. Kharitonova, senior lecturer, State Information & Methodological Centre, Kolpino district, Saint-Petersburg, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9019-4982
Abstract. The article is devoted to the analysis of family emotional communication and their contribution to the psychological well-being of young people in a single intergenerational sample. The study involved 188 pairs student-parent, all of whom are residents of St. Petersburg. The age of students is 17 to 24; parents, 37 to 58. Methods include: questionnaire "Family emotional communication"; Scales of Psychological Well-Being by Carol Ryff. The results of the study showed the complex mechanism of family emotional communications and the influence of the Family Emotional Communication parameters on the psychological well-being of young people and their parents. Intergenerational continuity was revealed according to the parameters of family emotional communications "parental criticism", "fixation on negative feelings", "parental perfectionism", the general index of Family Emotional Communication and the parameter of psychological well-being
© Петраш М.Д., Стрижицкая О.Ю., Харитонова Т.С., 2022
Педагогика. Психология. Социокинетика -S № 1 69
"personal growth". Structural analysis showed a positive influence of family perfectionism on psychological well-being in both samples (student, parent).
Keywords: family emotional communication, family intergenerational relationships, students, psychological well-being, family Acknowledgments. This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project 19-013-00861 For citation: PetrashM.D., Strizhitskaya O.Yu., Kharitonova T.S. The role of Family Emotional Communication in Psychological Well-Being: Intergenerational effects. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, № 1, pp. 69-75 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-69-75
Семейные межпоколенные отношения являются неотъемлемой частью развития ребенка и охватывают все области его жизненного пространства, претерпевающего кардинальные изменения в эпоху глобализации и коммуникационных технологий. Одной из сфер, которая испытывает значительные изменения под влиянием глобализации, является семья с меняющимися функциями [Carvalho, Francisco, Relvas: 100]. Исследования, проведенные учеными, показали наличие качественных изменений в результате влияния информационных коммуникативных технологий, что, несомненно, сказывается на взаимодействии, модели семейной коммуникации [Stafford, Hillyer: 292]. Учитывая скорость технологического прогресса, его влияние на жизненный опыт стало актуальной, интересной и значимой темой для исследований. Современные психологические исследования свидетельствуют о связи позитивных межпоколенных отношений с ростом психологического благополучия и удовлетворенности жизнью [Reczek, Zhang: 744; Bai, Guo, Fu: 4]. Особая роль отводится семье, которая является важным и мощным ресурсом психологического благополучия человека [Сапоров-ская 2012: 165; 2020: 49], играет ведущую роль в поддержании психического здоровья. С другой стороны, исследователи подчеркивают стрессогенное воздействие семьи [Холмогорова, Воликова, Сорокова: 99; Холмогорова, Гаранян, Шайб, Виршинг: 2011], то есть на психологическое неблагополучие оказывает влияние фактор детско-родительских отношений. В этой связи важно подчеркнуть актуальность изучения механизмов взаимодействия семейных межпоколенных отношений в части их преемственности, что позволит наметить пути психологической поддержки и улучшения психического здоровья молодежи.
Изучение межпоколенных эмоциональных коммуникаций (детско-родительских отношений) и психологического благополучия в единой семейной выборке позволяет выдвинуть предположение о том, что семейные эмоциональные коммуникации родителей являются моделью для детей (студентов).
Цель нашего исследования заключалась в изучении преемственности семейных эмоциональных коммуникаций (СЭК) и психологического благополучия у молодых людей, находящихся на начальном этапе профессионального обучения, а также вклад преемственности СЭК в психологическое благополучие
юношей и девушек. Этот период является, с одной стороны, определяющим событием в жизни человека, так как от него зависит дальнейшее развитие личности, с другой - его можно охарактеризовать как кризисный. Исследуемый возрастной период включает: «кризис первокурсника», так как молодые люди осваивают новую социальную среду (профессиональную); «кризис вырванных корней», связанный с вынужденной сепарацией от родителей (переезд в другой город, к месту учебы), а в силу изменившейся социальной ситуации развития появляются проблемы адаптации к новым условиям, новым межличностным контактам, в том числе несемейного межпоколенного взаимодействия (с преподавателями). Помимо всего повышается информационная нагрузка. В данный период особую значимость приобретает поддержка семьи, так как успешное разрешение трудностей, удовлетворенность образовательным процессом зависит от психологического благополучия студентов, которое находится под влиянием детско-родительских отношений - семейных эмоциональных коммуникаций.
Мы предположили, что механизм взаимодействия семейных эмоциональных коммуникаций и психологического благополучия имеет сложную структуру и проявляется в преемственности отношений, существующих в родительской семье. Межпоколенные эффекты проявятся в выраженности факторов семейных эмоциональных коммуникаций и психологического благополучия. Дизайн исследования
Единую межпоколенную семейную выборку составили 188 пар: студент -родитель, все являются жителями Санкт-Петербурга. Студенческая выборка представлена молодыми людьми, обучающимися на первом курсе высшего учебного заведения, проживающими как с родителями, так и в общежитии (факт совместного или раздельного проживания отдельно нами не рассматривался). По половому признаку выборка разделилась следующим образом: студенты -28,2 % юноши и 71,8 % девушки; в число родителей вошло 13,3 % отцов (М = 48,8; sd = 5,3) и 86,7 %
4 возраст ' 7 7 у
матерей (М = 44,9; sd = 4,4). Возраст студентов
возраст
составил от 17 до 24 лет (М = 18,21; sd = 0,8),
4 возраст
родителей от 37 до 58 лет (Мвоз = 45,47; sd = 4,7). Сбор эмпирических данных проводился до пандемического периода.
В методический комплекс исследования вошли: опросник «Семейные эмоциональные коммуникации» [Холмогорова, Воликова, Сорокова: 116]; Шкала психологического благополучия К. Рифф в адаптации Л.В. Жуковской, Е.Г. Трошихиной, краткая версия [Жуковская, Трошихина: 12]; анкета для сбора демографических данных. Обработка статистических данных проводилась при помощи программы SPSS и Amos 23.
Студенты и их родители, согласно инструкции опросника «Семейные эмоциональные коммуникации», выражали согласие или несогласие с предъявляемыми им утверждениями, исходя из своего опыта жизни в родительской семье. Таким образом, мы смогли получить информацию о родительской семейной системе, оцениваемой студентами и их родителями. Студенты оценивали семейный контекст с их родителями (диада студент - родитель), а родители -со своими родителями (прародителями студентов). Опросник СЭК включает семь шкал: 1) критика (родительская критика в адрес ребенка); 2) индуцирование тревоги (фиксация на возможных трудностях и неудачах); 3) элиминирование эмоций (запрет на выражение эмоций, чаще негативных); 4) фиксация на негативных переживаниях (фиксация родителей на негативных переживаниях ребенка); 5) внешнее благополучие (стремление скрывать проблемы); 6) сверхвключенность (повышенный контроль и вмешательство в жизнь ребенка); 7) семейный перфек-ционизм (завышенные требования со стороны родителей) и интегральный показатель СЭК.
Результаты и их обсуждение
Поскольку единую семейную межпоколенную выборку можно отнести к зависимым, для изучения преемственности семейных эмоциональных коммуникаций (СЭК) и психологического благополучия в диаде родитель - студент нами были рассмотрены данные параметров с помощью ^критерия для зависимых выборок (табл. 1).
При сравнении параметров СЭК в диадах родитель - ребенок были получены статистически значимые различия по параметрам «индуцирование тревоги» (ИР), «сверхвключенность» (СвВ), «внешнее благополучие» (ВБ) и «элиминирование эмоций» (ЭЭ), первые два больше выражены у студентов (детей), третий и четвертый - у родителей. Можно предположить, что особенность межпоколенной семейной коммуникации со стороны студентов оценивается большей включенностью родителей в жизнь ребенка, сопровождающейся фиксацией на жизненных трудностях и неудачах, отсутствием стремления к показному внешнему благополучию и запретом на выражение негативных эмоций.
Интересным представляются шкалы, по которым не выявлено различий, но показана значимая корреляция - это критика, фиксация на негативных переживаниях, семейный перфекционизм и общий показатель СЭК. Другими словами, можно говорить о том, что склонность родителей к критическим замечаниям в адрес ребенка при допущении каких-либо ошибок, к длительному переживанию его неудач и неприятностей, завышенные требования к нему и воспитание
Таблица 1
Описательные статистики параметров семейных эмоциональных коммуникаций
и психологического благополучия в парных выборках
Параметры Родители Студенты p Корреляции парных выборок
m sd m sd г p
Семейные эмоциональные коммуникации (СЭК) Критика 6,32 3,73 6,53 3,55 0,546 0,159 0,029
Индуцирование тревоги 7,84 3,95 9,50 3,60 0,000 0,271 0,000
Элиминирование эмоций 7,96 4,47 5,96 3,58 0,000 0,199 0,006
Фиксация на негативных переживаниях 3,67 2,49 3,68 2,28 0,962 0,320 0,000
Внешнее благополучие 4,48 2,27 3,91 2,28 0,011 0,124 0,091
Сверхвключенность 2,73 2,01 3,37 2,07 0,001 0,163 0,025
Семейный перфекционизм 5,12 2,09 5,05 2,15 0,717 0,266 0,000
Общий показатель СЭК 38,12 11,09 37,99 10,88 0,897 0,310 0,000
Психологическое благополучие Автономность 11,09 1,83 9,82 1,82 0,000 0,096 0,188
Компетентность 11,18 1,86 10,02 2,07 0,000 0,086 0,239
Личностный рост 12,41 1,87 12,65 1,72 0,156 0,175 0,016
Позитивные отношения 12,12 1,96 12,14 2,05 0,915 0,081 0,271
Жизненные цели 12,21 1,72 11,53 1,85 0,000 0,207 0,004
Самопринятие 11,45 2,09 10,48 2,13 0,000 0,183 0,012
Психологическое благополучие 70,46 7,63 66,64 7,64 0,000 0,289 0,000
в духе высоких стандартов - являются отражением межпоколенных эффектов. Выявленные тенденции можно рассматривать в качестве преемственности семейных эмоциональных коммуникаций. Аналогичная тенденция показана в возрастных группах и в диадах «мать - ребенок» и «отец - ребенок», а также в выделенных возрастных группах.
Анализ данных по параметрам психологического благополучия (табл. 1) показал различия между всеми параметрами, за исключением личностного роста и позитивных отношений, но в качестве межпоколенного эффекта мы можем рассматривать шкалу «личностный рост», так как выявлена значимая корреляция в парных выборках. Стремление к развитию, открытость новому опыту и реализации личных потребностей имеет тенденцию к межпоколенной преемственности. Обнаруженная тенденция отмечается в возрастной группе 37-44 года (возраст родителей) и в диаде «мать - ребенок». В старшей возрастной группе и в диаде «отец - ребенок», на фоне статистически значимых различий по вышеуказанным параметрам, значимых корреляций парных выборок
не выявлено, то есть можно говорить об отсутствии таких эффектов.
Для определения вклада параметров семейных эмоциональных коммуникаций нами был проведен регрессионный анализ в студенческой и родительской подвыборках (табл. 2). В студенческой выборке выявлена наибольшая включенность в структуру психологического благополучия семейного перфек-ционизма, сверхвключенности, критики; в родительской - элиминирования эмоций, семейного перфек-ционизма, сверхвключенности.
Сравнение данных регрессионного анализа в единой межпоколенной выборке позволяет предположить существование межпоколенной преемственности в части влияния семейного перфекционизма и сверхвключенности на формирование психологического благополучия. Другими словами, воспитание в духе высоких стандартов и стремления к совершенству без максимальной включенности в жизнь ребенка, а также без запрета на выражение негативных эмоций и родительской критики является залогом для формирования психологического благополучия.
Таблица 2
Данные регрессионного анализа семейных эмоциональных коммуникаций и психологического благополучия в семейной межпоколенной выборке
Зависимая переменная Предикторы Р р R2 Г
Студенты Автономность Сверхвключенность Семейный перфекционизм -0,314 0,135 0,000 0,020 0,110 11,421
Компетентность Критика Семейный перфекционизм Индуцирование тревоги -0,234 0,213 -0,148 0,002 0,006 0,046 0,089 5,960
Позитивные отношения Элиминирование эмоций Внешнее благополучие -0,198 -0,156 0,006 0,030 0,072 7,169
Жизненные цели Элиминирование эмоций -0,161 0,027 0,026 4,969
Самопринятие Сверхвключенность Семейный перфекционизм Критика -0,166 0,278 -0,214 0,023 0,000 0,005 0,121 8,449
Общий показатель ПБ Критика Семейный перфекционизм Сверхвключенность -0,240 0,270 -0,164 0,002 0,000 0,024 0,127 8,942
Родители Автономность Семейный перфекционизм Сверхвключенность Фиксация на негат-х пережив-х 0,233 -0,252 0,166 0,002 0,001 0,029 0,109 7,489
Компетентность Семейный перфекционизм 0,162 0,027 0,026 4,989
Личностный рост Семейный перфекционизм Элиминирование эмоций Фиксация на негат-х пережив-х 0,285 -0,229 -0,153 0,000 0,002 0,047 0,117 8,158
Позитивные отношения Элиминирование эмоций -0,328 0,000 0,108 22,465
Жизненные цели Элиминирование эмоций Сверхвключенность -0,242 -0,156 0,001 0,028 0,079 7,927
Самопринятие Элиминирование эмоций -0,240 0,001 0,058 11,417
Общий показатель ПБ Элиминирование эмоций Семейный перфекционизм Сверхвключенность -0,314 0,228 -0,179 0,000 0,001 0,012 0,164 12,027
Примечание: в - коэфициент регрессии Бета (стандартизированный), р - уровень значимости, R2 - объясненная дисперсия, F - F-критерий, описывающий значимость эффектов.
Рис. 1. Модель путей параметров семейных эмоциональных коммуникаций и общего показателя психологического благополучия для единой межпоколенной выборки (студент - родитель). Примечание: (ст) - студенты; (рдт) - родители; Кр - критика, ЭЭ - элиминирование эмоций, СВ - сверхвключенность, СП - семейный перфекционизм; ПБ - психологическое благополучие (общий показатель); X2 - критерий хи-квадрат, df - количество степеней свободы, р - уровень значимости, RMSEA - среднеквадратичная ошибка приближения, CFI - сравнительный индекс согласия, GFI - критерий согласия, PCLOSE - индекс близости модели исходным данным
На наш взгляд, интересно себя проявил параметр «фиксация на негативных переживаниях» в родительской подвыборке. Завышенные ожидания и требования к ребенку в сочетании с длительной фиксацией на его негативных переживаниях без повышенного контроля и вмешательства в дела ребенка способствуют формированию автономности. А завышенные ожидания и требования к ребенку без фиксации на негативных эмоциях и без запрета на проявления эмоций в семье способствуют личностному росту, развитию. В студенческой подвыборке не обнаружено связей ФНП с параметрами психологического благополучия, также отсутствуют предикторы личностного роста (в студенческой подвыборке).
Следующим этапом анализа стало структурное моделирование методом «модели путей». Учитывая количественный состав нашей выборки и невозможность введения в модель всех параметров психологического благополучия, в структурное моделирование включен общий показатель психологического благополучия и параметры СЭК (рис. 1).
Модель демонстрирует существование межпоколенной преемственности в части семейных эмоциональных коммуникаций и влияния параметров СЭК на психологическое благополучие. Интересно проявил себя параметр «семейный перфекционизм», который, с одной стороны, вносит положительный вклад в психологическое благополучие родителей, то есть
повышает его, с другой - увеличивает сверхвключенность, которая негативно сказывается на ПБ, то есть ухудшает его. Элиминирование эмоций способствует снижению ПБ родителей и увеличению родительской критики в семье студента. Модель путей демонстрирует тенденцию, в соответствии с которой запрет на выражение негативных эмоций (ЭЭ), существующий в семье родителей (родитель - прародитель), способствует формированию критического отношения в адрес ребенка. Родительская критика (в семье студента) усиливается в результате максимальной включенности в жизнь ребенка (студента) и выраженного стремления к совершенству (СП). Как результат - происходит снижение уровня ПБ студента.
Сложное влияние фактора «семейный перфекционизм» проявилось в семье студентов. СП в родительской семье влияет на выраженность этого же параметра в семье студента, а вместе они способствуют высокому уровню ПБ (в студенческой подвыборке). Также показано прямое влияние ПБ родителей на семейный перфекционизм и ПБ студентов (детей). Обсуждение и заключение
Проведенное исследование показало сложный механизм семейных межпоколенных отношений в части семейных эмоциональных коммуникаций и влияния параметров СЭК на психологическое благополучие молодежи и их родителей. В ходе анализа эмпирических данных выявлена межпоколен-
ная преемственность по параметрам семейных эмоциональных коммуникаций «критика», «фиксация на негативных переживаниях», «семейный перфекционизм» и общему показателю СЭК. Оценка студентами большей включенности родителей в их жизнь, сопровождающейся фиксацией на жизненных трудностях и неудачах, отсутствием «фасадности» и запрета на выражение эмоций в семье, может быть связана с особенностью современного жизнеустройства, напряженностью в социальном мире. С другой стороны, прошлый опыт со стороны родителей в отношении запрета на выражение негативных эмоций и стремления к показному благополучию, которые можно объяснить особенностью стилей воспитания, существующих у представителей старших поколений (прародителей наших студентов), способствовали снижению обозначенных стратегии в собственной семье.
Большая выраженность параметров психологического благополучия «автономность», «компетентность», «жизненные цели», «самопринятие» и интегрального показателя в подвыборке родителей может объясняться возрастными особенностями, в то время как стремление к развитию и реализации личных потребностей (личностный рост) является проявлением межпоколенной преемственности.
Данные регрессионного анализа позволили выявить факт негативного влияния родительской критики, запрета на проявление эмоций, повышенного контроля и вмешательства в дела ребенка (студента), индуцирования тревоги на психологическое благополучие студентов, что логично и объяснимо. Выявленные тенденции согласуются с данными, полученными другими исследователями [Холмогорова, Воликова, Сорокова: 111]. Обнаружено позитивное влияние семейного перфекционизма на формирование психологического благополучия. Другими словами, наши данные указывают на то, что завышенные требования со стороны родителей и стремление к совершенству способствуют самопринятию, автономности, компетентности, психологическому благополучию, что было подтверждено нами в модели путей. В родительской семье семейный перфекционизм одновременно способствует повышению ПБ и СвВ (сверхвключенности), такой путь может свидетельствовать о том, что стремление к совершенству сопровождалось сверхвключенностью в жизнь ребенка, желанием контролировать его жизнь, что вполне объяснимо. В студенческой выборке выявлен аналогичный маршрут семейного перфекционизма, который способствует повышению ПБ и родительской критики. Другими словами, воспитание в духе высоких стандартов невозможно без критических замечаний со стороны родителей и его сравнения с другими.
В заключение можно отметить следующее. Полученные в работе данные показали сложную структу-
ру механизма взаимодействия семейных эмоциональных коммуникаций и психологического благополучия, в которой проявляется преемственность отношений, существующих в родительской семье, в части влияния семейного перфекционизма и сверхвключенности на формирование психологического благополучия. Межпоколенные эффекты проявляются в выраженности факторов семейных эмоциональных коммуникаций «критика», «фиксация на негативных переживаниях», «семейный перфекционизм» и «общий показатель СЭК» и параметра «личностный рост» психологического благополучия.
В нашем исследовании проявились различия, которые можно объяснить спецификой социальной ситуации развития молодежи, особенностями современного жизнеустройства, наличием жизненного опыта родителей, качественными изменениями, происходящими с возрастом, которые сказываются на оценке родительской семейной системы. Полученные данные позволяют понять различия в понимании семейной системы у представителей разных поколений.
В качестве ограничений можно отметить отсутствие данных о наличии сиблингов, порядке рождения, что позволило бы получить дополнительную информацию для изучения межпоколенных эффектов. Тем не менее проведенное исследование позволяет расширить представление о механизмах взаимодействия родительской семейной системы и ее роли в психологическом благополучии молодежи.
Список литературы
Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. Т. 32, № 2. С. 82-93.
Петраш М.Д., Гармонова А.Е. Специфика профессионального самоопределения и межпоколенных отношений у студентов с кризисным характером профессионального развития // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2021 (1). С. 8196. https://doi.oig/10.28995/2073-6398-2021-1-81-96
Сапоровская М.В. Межпоколенный конфликт и психологическое благополучие семьи // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 48-54. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-48-54
Сапоровская М.В., Крюкова Т.Л., Гущина Т.В., Петрова Е.А. Психология межпоколенных отношений: конфликты и ресурсы / отв. ред. М.В. Сапоровская. 2-е изд., доп. Кострома, 2012. С. 384.
Холмогорова А.Б., Воликова С.В., Сорокова М.Г. Стандартизация опросника «Семейные эмоциональные коммуникации» // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24, № 4. С. 97-125.
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Шайб П., Вир-шинг М. Эмоции и психическое здоровье в социальном и семейном контексте (на модели соматоформных расстройств) // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011, № 1. URL: http:// medpsy. ru (дата обращения: 28.12.2021).
Bai X., Guo Y., Fu Y.Y. Self-image and intergenera-tional relationships as correlates of life satisfaction in Chinese older adults: Will gender make a difference? Ageing and Society, 2018, vol. 38, № 7, pp. 1-18.
Carvalho J., Francisco R., & Relvas A.P. Family functioning and information and communication technologies: How do they relate? A literature review. Computers in Human Behavior, 2015, vol. 45, pp. 99-108. https://proxy. library.spbu.ru:2060/10.1016/j.chb.2014.11.037
Reczek C., Zhang Z. Parent-child relationships and parent psychological distress: How do social support, strain, dissatisfaction, and equity matter? Research on Aging, 2016, vol. 38, № 7, pp. 742-766. DOI 10.1177/016402751560231
Stafford L. & Hillyer J.D. Information and Communication Technologies in Personal Relationships. Review of Communication, 2012, 12:4, pp. 290-312. DOI 10.1080/15358593.2012.685951
References
Zhukovskaya L.V., Troshihina E.G. Shkala psiho-logicheskogo blagopoluchiya K. Riff [K.Ryff s Scale of Psychological Well-being]. Psihologicheskij zhur-nal [Psychological journal], 2011, vol. 32 (2), pp. 8293. (In Russ.)
Petrash M.D., Garmonova A.E. Specifika profes-sional'nogo samoopredeleniya i mezhpokolennyh ot-noshenij u studentov s krizisnym harakterom profes-sional'nogo razvitiya [Specifics of professional self-determination and intergenerational relations among students with a crisis character of professional development Vestnik RGGU. Seriya: "Psihologiya. Peda-gogika. Obrazovanie" [Bulletin of the Russian State
University for the Humanities. Series "Psychology. Pedagogy. Education"], 2021, (1), pp. 81-96. https://doi. org/10.28995/2073-6398-2021-1-81-96 (In Russ.)
Saporovskaya M.V. Mezhpokolennyj konflikt i psiho-logicheskoe blagopoluchie sem'i [Intergenerational conflict and psychological well-being of family]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika [Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. So-ciokinetics], 2020, vol. 26, № 4, pp. 48-54. (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-48-54 (In Russ.).
Saporovskaya M.V., Kryukova T.L., Gushhina T.V, Petrova E.A. Psixologiya mezhpokolenny\ otnoshenij: konflikty i resursy [The Psychology of Intergenerational Relations: Conflicts and Resources], ed. by M.V Saporovskaya, 2-e izd., dop. Kostroma, 2012, pp. 384. (In Russ.)
Holmogorova A.B., Volikova S.V., Sorokova M.G. Standartizaciya oprosnika «Semejnye emocional'nye kommunikacii» [Standardization of the test "Family Emotional Communication"]. Konsul'tativnaya psihologiya i psihoterapiya [Counseling Psychology and Psychotherapy], 2016, vol. 24, No 4, pp. 97-125. DOI 10.17759/cpp20162404005 (In Russ.)
Holmogorova A.B., Garanyan N.G., SHajb P., Vir-shing M. Emocii i psihicheskoe zdorov'e v social'nom i semejnom kontekste (na modeli somatoformnyh ras-strojstv) [Emotions and mental health in a social and family context (on the model of somatoform disorders]. Medicinskaya psihologiya v Rossii: elektron. nauch. zhurnal [Medical Psychology in Russia], 2011, vol. 1. URL: http:// medpsy.ru (access date: 28.12.2021).
Статья поступила в редакцию 05.03.2022; одобрена после рецензирования 29.03.2022; принята к публикации 29.03.2022.
The article was submitted 05.03.2022; approved after reviewing 29.03.2022; acceptedfor publication 29.03.2022.