Научная статья на тему 'МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ТРУДНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ И КОЛЛЕДЖЕЙ'

МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ТРУДНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ И КОЛЛЕДЖЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
80
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / НЕСЕМЕЙНЫЕ МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТУДЕНТЫ КОЛЛЕДЖА / СТУДЕНТЫ ВУЗА / СЕМЕЙНЫЕ ДИСФУНКЦИИ / ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ / FAMILY INTERGENERATIONAL RELATIONSHIPS / NON-FAMILY INTERGENERATIONAL RELATIONSHIPS / COLLEGE STUDENTS / UNIVERSITY STUDENTS / THE FAMILY SYSTEM DYSFUNCTIONS / LEARNING DIFFICULTIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петраш Марина Дмитриевна, Туренко Елена Анатольевна, Гармонова Александра Евгеньевна

В статье рассматривается вклад семейных и несемейных межпоколенных отношений в преодоление трудностей образовательного процесса студентов вузов и колледжей. Выявлены конструктивные и деструктивные влияния семейных межпоколенных отношений, показана значимая роль преподавателей в преодолении трудностей молодых людей на начальном этапе профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петраш Марина Дмитриевна, Туренко Елена Анатольевна, Гармонова Александра Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERGENERATIONAL RELATIONS AND DIFFICULTIES OF ACADEMIC ACTIVITIES OF UNIVERSITY AND COLLEGE STUDENTS

The article discusses the contribution of family and non-family intergenerational relationships to overcoming the difficulties of the educational process of university and college students. The constructive and destructive influences of family intergenerational relations are revealed. The significant role of teachers in overcoming the difficulties of young people at the initial stage of occupational learning is shown.

Текст научной работы на тему «МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ТРУДНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ И КОЛЛЕДЖЕЙ»

11. Сокольская Н.В. Особенности мотивации учебной деятельности студентов вузов с дистанционной образовательной технологией: на примере изучения иностранного языка. Автореф. дисс. канд.психол.наук. Белгород, 2006

Психология

УДК 159.923

кандидат психологических наук, доцент Петраш Марина Дмитриевна

Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург); кандидат психологических наук Туренко Елена Анатольевна заместитель директора по психолого-педагогическому сопровождению ГАПОУ ЛО «ВПК «Александровский» (г. Выборг); психолог Гармонова Александра Евгеньевна Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр «Адмиралтейский» (г. Санкт-Петербург)

МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ТРУДНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

ВУЗОВ И КОЛЛЕДЖЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается вклад семейных и несемейных межпоколенных отношений в преодоление трудностей образовательного процесса студентов вузов и колледжей. Выявлены конструктивные и деструктивные влияния семейных межпоколенных отношений, показана значимая роль преподавателей в преодолении трудностей молодых людей на начальном этапе профессионального обучения.

Ключевые слова: семейные межпоколенные отношения, несемейные межпоколенные отношения, студенты колледжа, студенты вуза, семейные дисфункции, трудности обучения

Annotation. The article discusses the contribution of family and non-family intergenerational relationships to overcoming the difficulties of the educational process of university and college students. The constructive and destructive influences of family intergenerational relations are revealed. The significant role of teachers in overcoming the difficulties of young people at the initial stage of occupational learning is shown.

Keywords: family intergenerational relationships, non-family intergenerational relationships, college students, university students, the family system dysfunctions, learning difficulties.

Исследование выполнено на базе Санкт-Петербургского государственного университета и при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-00861

Введение. Период юности и начала ранней взрослости связан с подготовкой к освоению будущей профессии, молодые люди погружаются в учебно-профессиональную деятельность, которая становится ведущей. Осваивая новую социальную роль, студент получает «свободу» после «школьных ограничений», что требует от молодых людей высокой самоорганизации. В условиях новой ситуации социального развития, молодым людям приходится преодолевать ряд трудностей, связанных с изменениями социально-экономических условий жизни, выстраиванием взаимоотношений с представителями разных поколений, адаптацией к образовательной среде, освоением навыков учебной деятельности. Также следует отметить, что начало периода может сопровождаться кризисными переживаниями в плане ревизии и коррекции профессионального выбора.

Обращаясь к особенностям исследуемого поколения студентов (17-20 лет), современные исследователи отмечают их как ориентированных на успех, они сосредоточены на карьере, их отличает практичность, но к самому процессу профессионального обучения зачастую подходят поверхностно [3]. В этой связи возникает вопрос о том, как находить общий язык с молодежью, как мотивировать их к получению знаний, стимулировать к учебной деятельности и оказывать поддержку в преодолении кризисных переживаний. Обозначенные вопросы позволили нам определить цель исследования, которая заключалась в изучении роли семейных и несемейных межпоколенных отношений в преодолении трудностей на этапе начала учебно-образовательного процесса у студентов вузов и колледжей. Мы считаем, что интенсивность переживаемых трудностей будет отличаться в зависимости от типа учебного заведения. Также мы предположили, что семейные МПО вносят, как положительную, так негативную составляющую в преодоление трудностей, а несемейные межпоколенные отношения играют важную роль в формировании интереса к профессиональному обучению независимо от типа учебного заведения.

Изложение основного материала статьи. В исследовании приняли участие 342 студента из Санкт-Петербурга, в том числе: вузов (N=228) и колледжей (N=114) в возрасте от 17 до 20 лет (Мвозр=18,24 года). Соотношение по полу представлено следующим образом: в подвыборке студентов вузов 39% девушек и 61% юношей; в колледже - 69% / 31%, соответственно. Сбор данных проходил до пандемического периода.

Для исследования межпоколенных отношений мы использовали семантический дифференциал межпоколенных отношений М. Монтеро-Лопес, О.Ю. Стрижицкая применительно к представителям двух семейных и одного несемейного поколения: родителей, прародителей и преподавателей. Данные демографической анкеты, в которую включен блок «трудности в обучении». Опросник «Семейные эмоциональные коммуникации» (СЭК) [4].

Для определения трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди на начальном этапе обучения, студентов просили указать области, в которых они испытывают наибольшие переживания, а также оценить степень их сложностей по пятибалльной шкале: значение (5 баллов) соответствовало максимальной их выраженности. Условно было выделено 4 группы: коммуникативный блок, в который вошли трудности взаимодействия с сокурсниками и преподавателями; когнитивный - понимание учебного материала и приспособление к стилю преподавателя; эмоциональный, который объединил проблемы, связанные с эмоциональным здоровьем, отсутствием интереса и уверенностью в своих силах; отдельные трудности, связанные с физическим здоровьем.

Сравнительный анализ выявил различия в выраженности трудностей у студентов вузов и колледжей (табл. 1). На фоне их большей выраженности у студентов колледжей, выявлены значимые различия в части

коммуникативного блока. Трудности во взаимодействии с сокурсниками и преподавателями, приспособлении к стилю преподавателя, а также проблемы с физическим здоровьем отмечены у студентов колледжей. Интересная тенденция обнаружена в группе параметров, по которым не было обнаружено значимых различий. В иерархии трудностей студентов вузов доминирующую позицию занимают переживания, связанные с уверенностью в своих силах (т.е. ее отсутствие), отсутствием интереса, трудностями эмоционального плана и пониманием учебного материала. У молодежи колледжа - это приспособление к стилю преподавателя, понимание учебного материала, уверенность в своих силах, взаимодействие с преподавателем; а отсутствие интереса, эмоциональные трудности и взаимодействие с сокурсниками уходят на задний план.

Таблица 1

Трудности в образовательном процессе в группах студентов вузов и колледжей

Трудности вуз колледж Р

т sd т sd

Понимание учебного материала 2,25 0,95 2,47 1,13 0,079

Отсутствие интереса 2,39 1,18 2,33 1,18 0,658

Взаимодействие с сокурсниками 1,76 1,13 2,27 1,42 0,001

Взаимодействие с преподавателями 1,87 0,98 2,39 1,41 0,001

Приспособление к стилю преподавателя 2,21 1,09 2,51 1,31 0,037

Эмоциональные 2,38 1,22 2,33 1,24 0,741

Физическое здоровье 1,93 1,16 2,35 1,36 0,005

Уверенность в своих силах 2,45 1,25 2,42 1,35 0,823

Частотный анализ показал, что большинство респондентов, как вузов, так и колледжей, не испытывают сложностей (или испытывают их в малой степени: вуз от 78,1% до 51,8%, в группе колледжей 60,5% - 49,1%) в тех вопросах, которые связаны с процессом и условиями обучения. Это касается, как понимания учебного материала, интереса к учебе, особенностей взаимодействия с однокурсниками и преподавателями, так и оценки своего эмоционального, физического здоровья, уверенности в своих силах.

Из факторов, вызывающих значительные трудности, у наибольшего числа студентов колледжей можно отметить взаимодействие с преподавателями (26,3%), приспособление к стилю преподавания (23,7%), уверенность в своих силах (23,7%), взаимодействие со студентами (22,8%), и эмоциональные трудности (20,2%). У студентов вузов ощутимые трудности проявились в части уверенности в своих силах (20,6%), эмоционального здоровья (20,2%) и отсутствия интереса (15,8%). Выявленные тенденции указывают на необходимость дальнейшей психологической работы с целью улучшения коммуникативных процессов для студентов колледжей и поиске методов стимулирования к учебной деятельности студентов вузов.

Анализ трудностей в связи с полом и типом учебного заведения показал (MANOVA), что фактор «пол» оказывает влияние на выраженность переживаний, связанных с отсутствием интереса и уверенности в своих силах. Так, отсутствие интереса к учебному процессу более выражено у юношей, а отсутствие уверенности в своих силах - у девушек (Б=6,930; р=0,009 и F=6,534; р=0,011, соответственно). Фактор «тип учебного заведения» усиливает переживания относительно взаимодействия с сокурсниками и преподавателями, общего физического самочувствия и интегрального показателя трудностей, интенсивность которых больше выражена у студентов колледжа ^=8,527/11,390/6,968/4,693; р=0,004/0,001/0,009/0,031, соответственно). Сочетание двух факторов «пол*тип учебного заведения» способствует усилению переживания трудностей, связанных с пониманием учебного материала, взаимодействием с преподавателями, приспособлением к стилю преподавателя, эмоциональным и физическим здоровьем, отсутствием уверенности в своих силах и общему показателю. Также выявлена статистически значимая тенденция трудностей взаимодействия с сокурсниками. Проблемы, связанные с пониманием учебного материала, с эмоциональным и физическим самочувствием, а также уверенности в своих силах и интегральному показателю испытывают в большей степени юноши из колледжа и девушки из вуза (0,001<р<0,05). Наибольшая интенсивность коммуникативных сложностей (взаимодействие с сокурсниками и преподавателями, приспособление к стилю преподавателя) характерна для юношей и девушек из колледжа (0,001<р<0,05).

Далее нами были изучены модели регрессионного анализа межпоколенных отношений и трудностей, а также семейных эмоциональных коммуникаций с трудностями в профессиональном обучении, что позволило выявить свои особенности (табл. 2, 3).

Данные модели предикторов переживания трудностей в группе студентов колледжей

Трудности (зависимая переменная) Независимые переменные в Р R2

Понимание учебного материала С преподаватели С прародители -0,249 0,205 0,010 0,033 0,081

Отсутствие интереса О преподаватели О родители А родители -0,513 0,659 -0,471 ООО 000 и> о о о и> о 0,248

ИТ -0,194 0,042 0,038

Взаимодействие с преподавателями С прародители 0,231 0,015 0,054

Эмоциональные трудности ЭЭ 0,189 0,048 0,036

Физическое здоровье ИТ -0,202 0,035 0,041

Уверенность в своих силах ЭЭ 0,206 0,030 0,042

Интегральный показатель О преподаватели -0,193 0,040 0,037

Примечание: ИТ - индуцирование тревоги; ЭЭ - элиминирование эмоций; О - оценка; С - сила; А - активность

В группе «колледж» (табл.2), снижению трудностей, связанных с пониманием учебного материала способствуют сильные, поддерживающие отношения с преподавателями. Аналогичные отношения с прародителями усиливаю их, а также усиливают интенсивность переживаний на уровне взаимодействия с преподавателями. Активные коммуникативные отношения с родителями и эмоциональная вовлеченность в отношения с преподавателями способствуют снижению уровня переживаний, связанных с отсутствием интереса к образовательному процессу, а сильная эмоциональная вовлеченность в отношения с родителями, повышает интенсивность. Благоприятная эмоциональная оценка отношений с преподавателями способствует снижению трудностей как таковых.

Также показано включение в структуру трудностей двух параметров эмоциональных дисфункций: элиминирование эмоций усиливает переживание трудностей, а индицирование тревоги понижает их. Другими словами, запрет со стороны родителей на выражение эмоций, особенно негативных, опосредствует возникновение трудностей эмоционального плана и уверенности в своих силах. Что может быть отражением эмоционально-сложных детско-родительских отношений в семье. А фиксация родителей на возможных трудностях и неудачах - понижает переживания относительно отсутствия интереса и физического самочувствия.

У студентов вуза (табл. 3), отсутствию интереса к обучению способствуют сильные поддерживающие отношения с родителями, в то время как активное взаимодействие с прародителями и межличностная аттракция с преподавателями снижают переживания, связанные с отсутствием интереса к обучению. Также фактор оценки с преподавателями снижает интенсивность переживаний, связанных с установлением взаимодействия с ними, а сильные поддерживающие отношения с родителями усиливают их. Эмоциональные трудности легче переживаются при активном коммуникативном взаимодействии с родителями. Снижение общего уровня переживаний трудностей происходит благодаря эмоциональной вовлеченности в общение с преподавателями.

Изучение вклада параметров семейных эмоциональных коммуникаций выявило интересные взаимозависимости. Критика со стороны родителей опосредствует отсутствие интереса к учебному процессу, возникновение трудностей эмоционального и физического плана, снижение уверенности в своих силах и повышение общей выраженности трудностей. Внешнее благополучие усиливает проблемы, связанные с приспособлением к стилю преподавателя и уверенности в своих силах. А повышению уверенности способствует семейный перфекционизм. Критика со стороны родителей, а также стремление семьи к сокрытию своих проблем детерминируют проблемы адаптации в профессиональном социуме. В случае воспитания в духе высоких стандартов, можно сказать, что молодые люди получают навык преодоления возможных жизненных трудностей.

Данные модели предикторов переживания трудностей в группе студентов вуза

Трудности (зависимая переменная) Независимые переменные ß p R2

Отсутствие интереса О преподаватели -0,458 0,000 0,211

С родители 0,209 0,003

А прародители -0,170 0,009

Кр 0,156 0,019 0,024

Взаимодействие с преподавателями О преподаватели -0,404 0,000 0,130

С родители 0,219 0,002

Приспособление к стилю ВБ 0,151 0,023 0,023

преподавателя

Эмоциональные трудности А родители -0,205 0,002 0,042

Кр 0,231 0,000 0,053

Физическое здоровье Кр 0,171 0,010 0,029

Уверенность в своих силах ВБ 0,180 0,007 0,085

Кр 0,188 0,006

СП -0,131 0,048

Интегральный показатель О преподаватели -0,221 0,001 0,049

Кр 0,177 0,007 0,031

Примечание: К - критика; ВБ - внешнее благополучие; СП - семейный перфекционизм; О - оценка; С - сила; А - активность

Проведенное исследование выявило особенности переживания трудностей в контексте учебно-профессиональной деятельности студентов вузов и колледжей. В качестве общей тенденции можно отметить переживание трудностей эмоционального плана, связанных с уверенностью в своих силах, отсутствием интереса. Трудности коммуникативного и когнитивного блоков нашли большую выраженность у молодых людей из колледжей.

Изучение моделей межпоколенных отношений и трудностей в профессиональном обучении, показало специфические особенности. В качестве общей тенденции, характерной для студентов обеих групп, можно отметить влияние фактора эмоциональных отношений с преподавателями на снижение уровня переживания трудностей, связанных с процессом и условиями обучения, а также повышение интереса к последнему. Данный факт подтверждает значимую роль несемейных межпоколенных отношений в преодолении студентами трудностей, важность поддержки со стороны старшего поколения, что находит свое подтверждение в других работах [2, 5]. Например, при изучении психологических особенностей, учебной мотивации и трудностей в процессе обучения студентов первого курса, ученые указывают на необходимость посторонней помощи (преподавателей) студентам для предотвращения определенных проблем в обучении [1].

Особенности проявления семейных эмоциональных коммуникаций с родителями проявились в наибольшей выраженности семейных дисфункций в группе студентов колледжей. Следует отметить, что средние значения параметров находятся в диапазоне средних значений. В качестве факторов, способствующих усилению трудностей профессионального обучения студентов вузов, выступают «критика» и «внешнее благополучие», у студентов колледжей - «элиминирование эмоций». Снижение интенсивности переживаний в группе «вуз» опосредствуется фактором «семейный перфекционизм», а у студентов колледжей «индуцирование тревоги».

Выводы. Важным результатом проведенного исследования мы считаем выявление значимой роли преподавателей, т.е. включенность несемейных межпоколенных отношений в снижение переживания трудностей молодых людей на начальном этапе профессионального обучения. Выявлены конструктивные и деструктивные влияния семейных межпоколенных отношений в структуре переживания трудностей студентов. Показана специфика влияния фактора «пол*тип учебного заведения» на переживание сложных ситуаций.

Литература:

1. Исаева Е.Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 4 (15). - URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 10.11.2020).

2. Сапоровская М.В. Психология межпоколенных отношений: конфликты и ресурсы, 2012. - 384 с.

3. Стиллман Дэвид Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык / Дэвид Стиллман, Иона Стиллман; пер. с англ. Ю. Кондукова. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 272 с.

4. Холмогорова А.Б., Воликова С.В., Сорокова М.Г. Стандартизация опросника «Семейные эмоциональные коммуникации» // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 4. С. 97-125. doi: 10.17759/cpp20162404005

5. Zachary, L.J. (2002). The Role of Teacher as Mentor. New Directions for Adult and Continuing Education, 2002(93), pp. 27-38. doi:10.1002/ace.47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.