Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/108PSMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Стрижицкая О.Ю., Петраш М.Д. Методологические проблемы и подходы к эмпирическому исследованию межпоколенных отношений // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/108PSMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Strizhitskaya O.Yu., Petrash M.D. (2019). Methodological problems and approaches to empirical study of intergenerational relationships. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/108PSMN619.pdf (in Russian)
Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ «Профессиональное развитие в структуре межпоколенных отношений при переходе от юности к взрослости» № 19-013-00861
УДК 159.923 ГРНТИ 15.31.35
Стрижицкая Ольга Юрьевна
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург, Россия
Профессор
Доктор психологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7141-162X РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=552909 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56766238600
Петраш Марина Дмитриевна
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4542-7289 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=407075
Методологические проблемы и подходы к эмпирическому исследованию межпоколенных отношений
Аннотация. Статья посвящена методологическим проблемам изучения межпоколенных отношений. В связи с меняющимся демографическим составом общества, изучение межпоколенных отношений становится все более и более актуальным. Вместе с тем, в современной науке остается множество методологических неточностей, связанных с межпоколенными отношениями. Межпоколенные отношения представляют собой достаточно сложный многомерный конструкт, что вынуждает исследователей применять принцип моделирования и ограничивать эмпирические исследования данного феномена отдельными его аспектами, что, в свою очередь, делает практически невозможным целостное рассмотрение межпоколенных отношений. В статье рассматриваются разные подходы к трактовке поколения, авторы показывают, что определение «поколения» является ключевым для достижения достоверных научных результатов и требует тщательной проработки. Авторы подчеркивают, что межпоколенные отношения несводимы к семейным отношениям, более того, семейные отношения, по мнению авторов, представляют собой более сложную и уникальную систему,
https:// mir-nauki. com
которую невозможно экстраполировать за ее пределы. Далее авторы предлагают два вида подходов к исследованию межпоколенных отношений: организационный и инструментальный. Первый рассматривает дизайн межпоколенных исследований с точки зрения организации самого исследования, а именно через включение нескольких поколений, или использование формирующего эксперимента. Второй рассматривает несколько методов, направленных на изучение межпоколенных отношений. Авторы делают акцент на том, что все современные методы несовершенны. Более того, существует противопоставление методов изучения семейных и несемейных межпоколенных отношений. вместо этого авторы предлагают использовать комплексный подход, соединить организационные и инструментальные, семейные и несемейные методы для того, чтобы получить наиболее полные данные о специфике межпоколенных отношений.
Ключевые слова: межпоколенные отношения; взрослость; семейные межпоколенные отношения; несемейные межпоколенные отношения; методологические подходы; поколение; развитие
Современное общество претерпевает существенные демографические изменения. Эти изменения нельзя свести к одному лишь увеличению продолжительности жизни. Происходят более существенные, качественные изменения в демографической структуре. Меняются границы детства, увеличивается период самоопределения, появляются новые возрастные этапы - вхождение во взрослость, увеличивается период второго возраста (этап продуктивной профессиональной деятельности), а также третий возраст (период продуктивной постпрофессиональной жизни). В связи с этим все большую актуальность набирают вопросы, связанные с межпоколенным взаимодействием.
Современные реалии подводят нас к тому, что межпоколенные отношения - это широкий пласт взаимодействий, обусловленный особенностями поколенческой идентичности (представлениями, ценностями, направленностью и т. д.). Вместе с тем, во многих исследованиях до сих пор можно встретить использование межпоколенных отношений как синонима семейных [1-3]. В наших предыдущих работах мы показывали, что помимо семейных межпоколенных отношений в современном обществе существует целый ряд несемейных отношений, включающих как профессиональные, так и не связанные с профессией
Межпоколенные отношения представляют собой достаточно сложный многомерный конструкт [пример 1, 2], что вынуждает исследователей применять принцип моделирования и ограничивать эмпирические исследования данного феномена отдельными его аспектами, что, в свою очередь, делает практически невозможным целостное рассмотрение межпоколенных отношений. Кроме того, изучение межпоколенных отношений преимущественно в контексте семьи оставляет за рамками исследований множество важных и актуальных для современного общества проблем.
Понятие «поколение» как ключевое в исследовании межпоколенных отношений
Центральным понятием для исследований межпоколенных отношений, вероятно, можно назвать понятие «поколение». С методологической точки зрения, именно точность выделенного поколения могла бы обеспечить гомогенность исследуемых групп и тем самым увеличить достоверность получаемых результатов. Однако, именно «поколение» остается одним из наиболее сложных для трактовки понятий.
Введение
[4].
В самом общем смысле «поколение» рассматривается как совокупность людей, близких по возрасту [5]. Такая трактовка отталкивается от объективного, на первый взгляд, показателя, но имеет ряд существенных критических замечаний. Во-первых, если мы берем возраст, как отправную точку поколения, то нам необходимо понять какой возрастной промежуток будет отделять одно поколение от другого и какие критерии положить в основу различения поколений в таком случае. Во-вторых, такая трактовка не учитывает содержательные характеристики, к примеру, социально-демографические или культурные. При этом дискуссионным остается вопрос о том, являются ли эти характеристики определяющими поколение или же это сопутствующие параметры, отражающие дифференциальную природу человека в целом.
Другую трактовку «поколения» можно встретить в социологических исследованиях. Здесь под поколением понимается «общность людей, объединенных границами определенного возраста, общими социально-культурными условиями и особенностями функционирования» [4; 6]. Имея такие параметры, мы получаем более гомогенные группы, находящиеся в схожих социально-экономических и культурных условиях. Однако, остается вопрос о критериях разграничения поколений. Если ключевыми являются возрастные границы, то будут ли основополагающими временные характеристики человека или общества? То есть, если мы определяем поколение как совокупность людей близких по возрасту и одновременно существующих в схожих социально-экономических и культурных условиях, то будет ли отправной точкой поколения развитие самого человека или определенные этапы развития общества? Рассматривая такую перспективу понимания «поколения», мы неизбежно вынуждены обратиться к психологии развития и периодизации развития человека. С точки зрения психологии развития, человек является во многом результатом того, что с ним происходило на более ранних этапах развития. Сюда можно отнести и базовую концепцию Э. Эриксона [7], и множество исследований ранних детских воспоминаний и их влияния на жизнь взрослого человека [8]. И, таким образом, мы можем предположить, что для «поколения» определяющими могут быть не только те социально-экономические и культурные условия, в которых он находится сейчас, но и те условия, в которых он формировался.
Еще одно определение «поколения» можно встретить в рамках теории поколений Strauss and Howe's (1991), согласно которому «поколение» - это группа людей, примерно одного года рождения, с дистанцией примерно в 20 лет, которые выросли и жили в одной местности, и чей схожий жизненный опыт на ранних этапах развития способствует схожему взгляду на мир, жизнь и работу [цит. по 9]. Отталкиваясь от такого определения, было выполнено достаточное количество межпоколенных исследований, преимущественно в организационном, и в частности, медицинском контексте: это исследования основанные на парадигме поколений X (1945), Y (1965), Z (1985), миллениалов (2000). Несмотря на распространенность и рациональность такого подхода, остается открытым вопрос о том, к какому поколению отнести, например, людей, рожденных в 1955 году. 20 век, и тем более 21, отличаются высокими темпами изменений, что позволяет предположить, что ценностно смысловые характеристики, отличающие одно поколение от другого, меняются быстрее, чем раз в 20 лет.
Отдельно стоит отметить различия в изучении межпоколенных отношений в семейной и несемейной среде. В современном обществе, где с увеличением продолжительности жизни увеличивается и число представителей разных поколений, проживающих в одном временно отрезке, активно развиваются исследования, посвященные межпоколенным отношениям в семье [1-7; 9]. Такие отношения исследуются в рамках детско-родительского и прародительского взаимодействия, а также в рамках много-поколенных исследований. Под поколением в данном случае понимаются носители одноуровневых ролей - дети, родители, прародители и т. д. При этом открытым остается вопрос насколько правомерно выделение подобных поколений. Первое критическое замечание в этой связи связано с возрастными
рамками поколений. К примеру, если у детей разница в возрасте 15 или даже 20 лет, можно ли их считать представителями одного поколения, будут ли они обладать схожими культурными представлениями и ценностями? Второе важное замечание связано с тем, можно ли сводить взаимодействие родителей и детей и прародителей и детей к одним лишь межпоколенным отношениям. Родители для ребенка являются не просто представителями другого поколения, они представляют уникальных по своему содержанию персон, чьи функции не переносимы на любого другого взрослого их поколения. Например, когда к родителям в гости приходят их друзья - представители их поколения - взаимодействие детей с родителями и детей с друзьями родителей будет различаться, несмотря на их принадлежность к одному поколению. Более того, если в том же самом примере мы сравним взаимодействие ребенка с мамой и ее сестрой, близкой по возрасту, то, несмотря на исключительную близость среды, в которой те выросли, близкому возрасту, схожих социально-экономических и культурных условий, специфика взаимодействия будет различаться. Аналогичные особенности взаимодействия мы можем обнаружить с любым представителем семьи и внесемейных представителей того же поколения. Таким образом, встает исключительно важный методологический вопрос: насколько правомерно рассматривать межпоколенные эффекты на одних лишь семейных отношениях? Как в таком случае различить эффекты семейных отношений от межпоколенных?
В современных исследованиях можно выделить несколько подходов к изучению межпоколенных эффектов. Условно их можно разделить на организационный и инструментальный подходы.
Организационные методы в исследовании межпоколенных отношений
К организационному подходу можно отнести исследования, в которых межпоколенные параметры исследуются с помощью особенностей организации исследования. Исследования, выполненные в рамках этого подхода, предполагают, что сравнительный анализ взаимодействия поколений является основанием считать подобные эффекты результатами межпоколенного взаимодействия. При этом как правило основной целью являются другие параметры. Примером такого исследования можно назвать работу К. Савельевой и коллег [10] по изучению качества передачи детско-родительских отношений. за основу они берут предположение о том, что специфика отношений между ребенком и его родителем передается из поколение в поколение. при этом авторы априори считают, что это является результатом межпоколенных отношений. Рассмотрим некоторые варианты исследования межпоколенных отношений с помощью организационных методов.
Много-поколенные исследования. В эту группу можно отнести исследования, основанные на сравнении нескольких поколений, чаще, используются в исследованиях семейных межпоколенных отношений. Такие исследования исходят из идеи о том, что определенные характеристики могут передаваться от одного поколения к другому, а схожесть используемых стратегий или проявляемых качеств трактуют как результат межпоколенной трансмиссии. Примером такого исследования может быть исследование У.Ю. Севастьяновой, посвященное межпоколенным отношениям по мужской линии [11]. Ее исследование показало, что некоторые виды совладающего поведения, например, проблемно-ориентированный копинг, имеет схожую выраженность у представителей разных поколений одной семьи. Не критикуя полученные данные, хочется отметить, что полученный эффект может быть как результатом межпоколенных эффектов, так и связан с множеством других факторов, не учтенных или не описанных авторами. Еще одно исследование, выполненной в схожем дизайне, посвящено особенностям взаимодействия женщин в одной семье [12]. Исследователям удалось выявить типы взаимодействия в семье, используя различные формы проективных методов. Следует отметить, что благодаря использованию неструктурированного материала и
интервью, а также достаточно четко подобранных поколений, авторы смогли получить данные, которые с большой долей вероятности можно интерпретировать как семейные межпоколенные эффекты. В наших предыдущих исследованиях (грант МК-3345.2015.6 "Межпоколенные отношения как психологический ресурс позитивного функционирования взрослого человека") мы также пытались использовать подобный дизайн, в качестве инструментария применяя модифицированный семантический дифференциал, направленный на изучение межпоколенного взаимодействия внутри семьи на контрасте с межпоколенными отношениями вне семьи. Нам удалось подтвердить идею о том, что семейные отношения будут отличаться от несемейных при взаимодействии с представителями одного и того же поколения. Следует отметить, что при всех плюсах данного организационного подхода, существует несколько критических проблем. Во-первых, поиск семей, условно схожих по социально-экономическим и культурным характеристикам, а также имеющих представителей семейных поколений примерно одного возраста, является непростой задачей, что отражается в объемах рассматриваемых выборок и мешает проведению сложных математических процедур. Во-вторых, такой подход трудно выносим за пределы семейной системы: во внесемейной среде количество систем отношений, включающих три и более поколении невелик, и встречается лишь в отдельных, как правило очень крупных, компаниях.
Другой организационный формат исследований межпоколенных отношений представляют собой программы межпоколенного взаимодействия. Суть такого дизайна заключается в том, что авторы гипотетически предполагают наличие некоторых позитивных эффектов для участников подобных программ - как правило, представителей молодого и старшего (пожилого) поколений. Эти программы отчасти перекликаются с идеями наставничества, но не сводятся к ним. Интересен такой методологический подход по нескольким причинам. Во-первых, во взаимодействие вступают люди, не имевшие ранее никаких отношений. Тем самым снимается вопрос о том, что на их взаимодействие могут влиять факторы предшествующего взаимодействия, о которых нам ничего не известно и которые могут не осознаваться самим респондентом, как в случае с семейными межпоколенными отношениями. Во-вторых, подобные программы изначально ориентированы на определенные характеристики и разработаны таким образом, чтобы именно межпоколенные эффекты являлись «формирующей силой». Примером такой программы является исследование австралийских ученых, разработавших проект «мужских убежищ» (в австралийских исследованиях, особенно прикладных, под «мужскими убежищами» понимаются такие места или клубы, где мужчины собираются для того, чтобы заниматься общим делом, выполнять какую-то общую деятельность) [13]. Идея такого проекта сводилась к тому, чтобы через межпоколенное взаимодействие вернуть подросткам (мальчикам), потерявшим интерес к школе, эту заинтересованность. Результаты проекта были положительными, мальчики демонстрировали высокую удовлетворенность той деятельностью, в которую были включены и в целом заинтересованы программой. Таким образом, подобный подход к изучению межпоколенных отношений определенно имеет свои плюсы, хотя больше ориентирован на поведенческий уровень и можно предположить, что диапазон параметров, которые могут оцениваться посредством данного дизайна достаточно ограничен. Вместе с тем, мы можем предположить, что данный подход имеет большой потенциал для развития, именно в таком формате мы можем проследить формирование межпоколенных отношений, их динамику, при условии, что программа будет достаточно продолжительной.
Инструментальные методы в исследовании межпоколенных отношений
К инструментальному подходу можно отнести способы изучения межпоколенных отношений, направленные на исследование качества, особенностей и параметров самих
https:// mir-nauki. com
межпоколенных отношений с помощью различных методик. В современной литературе можно встретить ограниченное число методов, направленных на непосредственную оценку качества межпоколенных отношений. среди наиболее интересных можно отметить следующие:
Многомерный опросник изучения поколений в среде медсестер (Multidimensional Nursing Generations Questionnaire (MNGQ)) [14]. Данный, относительно новый, опросник направлен на оценку межпоколенных отношений в среде медсестер. Опросник включает 6 шкал: межпоколенный конфликт, взгляд на безопасность пациента, специфика взаимодействия между поколениями, работа в много-поколенной команде, ориентация на изменения, профессиональная направленность. Хотя на первый взгляд данный опросник имеет строгую медицинскую направленность, на наш взгляд, его можно было бы адаптировать и для изучения профессиональных межпоколенных отношений и в других сферах. Опросник был разработан на финской и итальянской выборках, и уже на этапе валидизации были получены культурные различия. Так, было обнаружено, что итальянские медсестры старших поколений более склонны к межпоколенным конфликтам (по сравнению с финскими). Эти результаты свидетельствуют о том, что проявления межпоколенных отношений связаны с культурным контекстом и, вероятно, требуют отдельного исследования в каждой культурно-специфической группе.
Отдельным направлением исследований можно считать межпоколенную солидарность в семье и направленные на ее изучение методики. Отправной точкой для этого направления можно считать работы Бентсона и коллег [15; 16]. Предложенная ими модель включала шесть измерений: аффективную солидарность (выражение чувств другим членам семьи, взаимность, уважение и доверие между членами семьи); ассоциативную солидарность (по сути, частотные показатели взаимодействия членов семьи); согласованность (разделение ценностей, мнений, образа жизни); функциональная солидарность (частота различного вида помощи - финансовой, физической, эмоциональной); нормативная солидарность (степень следования нормам взаимодействия в семье, например, я должен звонить родителям, я должен интересоваться здоровьем бабушек и дедушек и т. д.); структурная солидарность (факторы, влияющие на возможности межпоколенного взаимодействия). А дальнейшем, к данной структуре также была добавлена «межпоколенная неопределенность», отражающая сложность и несоответствие представлений одних поколений о других. На основе этой модели был разработан ряд методов исследования межпоколенной солидарности - методика измерения семейной межпоколенной солидарности [17], многомерная шкала оценки качества межпоколенных отношений пожилых родителей в Китае [18]. С одной стороны такой подход к пониманию межпоколенной солидарности имеет ряд очевидных недостатков, основным из которых является условная связанность конструкта солидарности с межпоколенными отношениями. Скорее, если мы посмотрим на содержание компонентов, речь идет об общем климате в семье. Модель не рассматривает отдельные поколения, а фокусируется на общей сплоченности. Другое существенное, на первый взгляд, замечание связано с тем, что данная модель обращена исключительно к семейной системе. В то же время данная модель обладает потенциалом, на наш взгляд, недостаточно реализованным на данный момент. Во-первых, модель направлена на качество отношений в семье, а значит, при должном дизайне, она может рассматривать и качество межпоколенных отношений. Во-вторых, модель может быть адаптирована к несемейному контексту и, возможно, именно в несемейном контексте она могла бы дать более достоверные данные. По сути, все измерения солидарности оценивают качество отношений, но в рамках семейной системы исключительно сложно отделить семейные эффекты от межпоколенных. Во внесемейной системе, при условии грамотного выделения поколений, данная модель могла бы продемонстрировать объективные результаты.
Выводы и обсуждение
Проведенный анализ показал, что межпоколенные отношения являются многогранным, многоаспектым явлением, затрагивающим различные системы отношений человека. Одновременно, существует определенная методологическая разобщенность подходов как в понимании самих межпоколенных отношений, так и в их исследовании. Эта разобщенность начинается с самого понимания термина «поколение» и далее проявляется как в дизайне исследования, так и в интерпретации результатов.
По сути, можно говорить о том, что в исследованиях межпоколенных отношений существует несколько практически независимых направлений: (1) семейные межпоколенные отношения и (2) несемейные межпоколенные отношения. Эти два пласта существуют как бы независимо, изолировано друг от друга. В то же время анализ методологических и методических подходов к изучению межпоколенных отношений показывает, что эти два направления могли бы друг друга дополнить. Так, любые отношения, который человек выстраивает в жизни так или иначе связаны с тем, в каких условиях проходила его первичная социализация, то есть с особенностями семейных отношений. в духе психоаналитических рассуждений мы могли бы предположить, что в определенной степени мы переносим паттерны взаимодействия с матерью и отцом на отношения с другими людьми - друзьями, коллегами, партнерами. Вслед за этим предположением мы можем допустить, что опыт взаимодействия с прародителями также создает определенные паттерны взаимодействия с представителями более старших поколений.
Вместе с тем, как мы обсуждали выше, между понятиями «межпоколенные отношения» и «семейные отношения» нельзя ставить знак равенства. Семейные отношения шире, чем межпоколенные и включают ряд уникальных ролей, которые не переносимы за рамки этой системы. В то же время, сочетание организационных и инструментальных подходов, а также исследование семейных и несемейных межпоколенных отношений позволит со временем яснее понять механизмы межпоколенных отношений, выделить их специфику по сравнению с другими видами отношений и раскрыть их роль и потенциал для функционирования на разных этапах развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сапоровская М.В. Психология межпоколенных отношений в семье // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2013. - 47 с.
2. Постникова М.И. Межпоколенные отношения в контексте культурно-исторической концепции // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 4-1 (23). - С. 125-128.
3. Микляева А.В. Модели отношений между людьми разного возраста: результаты эмпирического исследования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2014. - Т. 7. № 1. - С. 41-47.
4. Стрижицкая О.Ю., Петраш М.Д. Несемейные межпоколенные отношения: проблемы и перспективы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. - 2019. Т. 9. - № 3. С. 243-253.
5. Urick M.J., Hollensbe E.C., Fairhurs G.T. Differences in Understanding Generation in the Workforce // Journal of Intergenerational Relationships. - 2017. - vol. 15(3). - pp. 221-240.
https:// mir-nauki. com
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Тайкова Л.В., Тайков С.В. Проблема межпоколенных отношений в современном обществе и семье // Вестник новгородского государственного университета. -2015. - № 88. - C. 92-95.
Erikson E.H. Childhood and Society. 2nd ed. - New York, NY: Norton. - 1963.
Галимзянова М.В., Касьяник П.М., Романова Е.В. Восприятие родительского отношения у взрослых в связи с ранними дезадаптивными схемами // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. - 2017. - Т. 7. № 4. - С. 382-394.
Schullery N.M. Workplace engagement and generational differences in values // Business Communication Quarterlyю - 2013. - 76(2). - p. 252-265. https://doi.org/10.1177/1080569913476543 [Дата обращения: 15.09.2019].
Savelieva K., Keltikangas-Jarvinen L., Pulkki-Râback L., Jokela M., Lipsanen J., Merjonen P., Viikari J., Raitakari O.T., Hintsanen M. Intergenerational transmission of qualities of the parent-child relationship in the population-based Young Finns Study // European Journal of Developmental Psychology. - 2017. - Vol. 14(4). - P. 416-435, DOI: 10.1080/17405629.2016.1230057 [Дата обращения: 15.09.2019].
Севастьянова У.Ю. Проблема межпоколенных отношений по мужской линии (дед - отец - сын) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20. № 1. - С. 179-183.
Куфтяк Е.В. Отношение привязанности в трех поколениях женщин и межпоколенная травма // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. - 2014. - № 4. - С. 159-165.
Wilson N.J., Cordier R., Wilkes-Gillan S. Men's Sheds and mentoring programs: supporting teenage boys' connection with school // International Journal Of Men's Health. - 2014. - 13(2). P. 92-100. https://doi.org/doi:10.3149/jmh.1302.92 [Дата обращения: 15.09.2019].
Stevanin S., Mikkonen S., Bressan V., Vehvilainen J.K., Kvist T. Psychometric validation of the Multidimensional Nursing Generations Questionnaire (MNGQ) // Journal of Advanced Nursing. - 2019. - Vol. 75(11). - P. 3147-3155. https://proxy.library.spbu.ru:2060/10.1111/jan.14118 [Дата обращения: 15.09.2019].
Bengtson V.L., Roberts R.E.L. Intergenerational family solidarity in aging families: An example of formal theory construction // Journal of Marriage and Family. - 1991. -Vol. 53. - P. 856-870. DOI: 10.2307/352993 [Дата обращения: 15.09.2019].
Silverstein M., Bengtson V.L. Intergenerational family solidarity and the structure of adult child-parent relationships in American families // American Journal of Sociology. - 1997. - Vol. - P. 103, 429-460. DOI: 10.1086/231213 [Дата обращения: 15.09.2019].
Cavallotti R., Grau-Grau M., Marimon V.F., Gas A.M. Design and validation of a measurement scale of intergenerational family solidarity // Testing, Psychometrics, Methodology in Applied Psychology. - 2017. - vol. 24 (1). - p. 107-125.
Xue B. Development and Validation of a Multidimensional Intergenerational Relationship Quality Scale for Aging Chinese Parents // The Gerontologist. - 2018. -Vol. 58, Issue 6. - P. e338-e348, https://doi.org/10.1093/geront/gnx156 [Дата обращения: 15.09.2019].
108PSMN619
Strizhitskaya Olga Yur'evna
Saint Petersburg state university, Saint-Petersburg, Russia E-mail: [email protected]
Petrash Marina Dmitrievna
Saint Petersburg state university, Saint-Petersburg, Russia
E-mail: [email protected]
Methodological problems and approaches to empirical study of intergenerational relationships
Abstract. Present paper describes methodological problems of intergenerational studies' problems. Due to demographic changes in society, research of intergenerational relationships gains more and more interest. Meanwhile modern science maintains many methodological grey zones related to intergenerational relationships. Intergenerational relationships are relatively complicated construct that makes researchers apply principles of modeling and limit empirical studies to particular aspects, that in turn makes it incredibly complicated to create a holistic view of intergenerational relationships. Paper considers different approaches to understanding of "generation" that is a key term in intergenerational relationships and its interpretation is crucial for obtaining relevant and valid results. Authors underline that intergenerational relationships are wider that family relationships, moreover, family relationships represent more complicated and unique system that is not transferable to other types of relationships. Authors suggest two approaches to study of intergenerational relationships: organizational and instrumental. First considers design of intergenerational research from the perspective of the organization of the very study, particularly through the inclusion of several generations or use of formation experiment. Second approach describes several questionnaires of intergenerational relationships. Authors underline that all modern methods are not perfect. Moreover, there is a contradiction in the studies of family and non-family intergenerational relationships. Instead, authors suggest using complex method, to combine organizational and instrumental, family and non-family methods to obtain best data on specifics of intergenerational relationships.
Keywords: intergenerational relationships; adulthood; family intergenerational relationships; non-family intergenerational relationships; methodological approaches; generation; development