Научная статья на тему 'Семейные эмоциональные коммуникации у больных с психическими расстройствами'

Семейные эмоциональные коммуникации у больных с психическими расстройствами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
982
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / FAMILY EMOTIONAL COMMUNICATIONS / INTERPERSONAL FACTORS / PSYCHOLOGICAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белоколодов Владимир Викторович, Николаев Евгений Львович

Представлены результаты исследования семейных эмоциональных коммуникаций у больных с психическими расстройствами. В семьях больных фиксируется внимание на возможных трудностях и жизненных неудачах, а также ярко выражен запрет на проявление эмоций в сочетании с высокой родительской критикой к больному, что приводит к формированию у больных недоверия к людям, снижению коммуникаций, высокой тревожности и внутреннему напряжению. При нарушениях межличностных отношений в семье и окружении у больных отмечено снижение уровня адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белоколодов Владимир Викторович, Николаев Евгений Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY EMOTIONAL COMMUNICATIONS IN PATIENTS WITH MENTAL DISORDERS

The results of the study of family emotional communications in patients with mental disorders are presented. Patients’ families are characterized by fixed attention on possible difficulties and failures in life, forbiddance on emotional expression combined with high parental criticism to the patient that lead to distrusting people, reducing of communications, high anxiety and internal stress in patients. In case of disturbances in interpersonal relations in family and social environment of patients one can find reduced level of their adaptation.

Текст научной работы на тему «Семейные эмоциональные коммуникации у больных с психическими расстройствами»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9:316.356.2]:616.89-052 ББК Ю948.1-99-06

В.В. БЕЛОКОЛОДОВ, Е.Л. НИКОЛАЕВ

СЕМЕЙНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ У БОЛЬНЫХ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Ключевые слова: семейные эмоциональные коммуникации, межличностные факторы, психологические ресурсы.

Представлены результаты исследования семейных эмоциональных коммуникаций у больных с психическими расстройствами. В семьях больных фиксируется внимание на возможных трудностях и жизненных неудачах, а также ярко выражен запрет на проявление эмоций в сочетании с высокой родительской критикой к больному, что приводит к формированию у больных недоверия к людям, снижению коммуникаций, высокой тревожности и внутреннему напряжению. При нарушениях межличностных отношений в семье и окружении у больных отмечено снижение уровня адаптации.

V.V. BELOKOLODOV, E.L. NIKOLAEV FAMILY EMOTIONAL COMMUNICATIONS IN PATIENTS WITH MENTAL DISORDERS

Key words: family emotional communications, interpersonal factors, psychological resources.

The results of the study of family emotional communications in patients with mental disorders are presented. Patients’ families are characterized by fixed attention on possible difficulties and failures in life, forbiddance on emotional expression combined with high parental criticism to the patient that lead to distrusting people, reducing of communications, high anxiety and internal stress in patients. In case of disturbances in interpersonal relations in family and social environment of patients one can find reduced level of their adaptation.

Изучение особенностей семейных коммуникаций в контексте генеза психических расстройств и специфики адаптации больного является актуальным направлением современных научных исследований. Семейные коммуникации являются психологическим ресурсом личности в контексте социальной сети и социальной поддержки. Они могут быть связаны также с дискурсивными и духовными характеристиками личности [4, 6]. Особенно остро дисфункциональ-ность коммуникаций проявляется в тех семьях, в которых находится больной с психическим расстройством.

Семейные факторы психических расстройств рассматриваются с конца 40-х гг. ХХ в., когда стали проводиться исследования, подтвердившие наличие связи между психическим здоровьем и особенностями семейных коммуникаций. Первые исследования были посвящены изучению семей больных шизофренией (C. Vaughn, J.P. Leff). Начиная с 80-х гг. XX в. стали появляться данные о связи различных семейных дисфункций с развитием и течением расстройств аффективного спектра. Исследовались как родительские, так и актуальные супружеские семьи пациентов [9, 10]. Отечественные исследования семейного контекста эмоциональных расстройств на основе изучения родительской семьи немногочисленны и в основном представлены изучением расстройств невротического уровня (А.С. Спиваковская, А.И. Захаров, Л.В. Ким, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Б. Холмогорова). Важно отметить, что практически все исследования, как зарубежные, так и отечественные, посвящены изучению отдельных факторов, комплексные исследования почти не представлены, за исключением работ H. Sadowski, B. Ugarte, J. Kolvin, Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицки-са, основанные на комплексном подходе [1].

Тем не менее межличностные факторы (семья, социальное окружение) занимают особое место в совладающем поведении индивида и играют важную роль в преодолении стрессовых воздействий [3, 5, 9, 10]. Исследования интерперсональных отношений показывают, что социальное окружение пред-

ставляют собой ресурсы, благодаря которым эффекты стрессовых воздействий различным образом смягчаются и блокируются [3].

При поступлении больных в стационар на лечение происходит смена места жительства, что влечет за собой разрушение уже сложившейся старой социальной сети. Новая социальная сеть формируется не сразу, что ведет к дефициту поддержки [8].

Происходит смена социальной роли больного, к нему предъявляются новые требования, ставятся новые задачи. Такие перемены в жизни являются стрессогенными для человека и требуют больших психических затрат, могут вызвать эмоциональную дезадаптацию, спровоцировать эмоциональные расстройства и даже стать причиной суицида [7].

Семьи пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами обычно придерживаются правила не доверять окружающим людям (неродственни-кам), скрывать семейные проблемы. Для родительских семей депрессивных характерны перфекционистские установки, запрет на открытое выражение чувств, ценности послушания и высоких достижений [2].

С целью исследования интерперсональных отношений, в частности семейных эмоциональных коммуникаций, в контексте психологических ресурсов личности у больных с психическими расстройствами была обследована группа больных в количестве 75 человек, находящихся на принудительном лечении в Республиканской психиатрической больнице в г.Чебоксары. Все испытуемые -лица мужского пола в возрасте от 16 до 71 года с различными диагнозами. При обработке результатов тестирования больные были распределены на 4 группы: по возрасту, диагнозу, местности проживания, семейному положению (табл. 1). Исследование проводилось с помощью опросника семейных эмоциональных коммуникаций (СЭК, разработан А.Б. Холмогоровой, совместно с С.В. Воликовой [8]). Для обработки данных использовались методы математико-статистического анализа, а также программа «ВЮБТАТ».

Таблица 1

Распределение исследуемых по группам

Группы больных Количество человек % от общего числа исследуемых

Возраст 16-30 лет 25 33,3

31-50 лет 34 45,4

51-65 лет 16 21,3

Диагноз

Шизофрения 52 69,3

Умственная отсталость 14 18,7

Органическое расстройство личности 9 12,0

Местность проживания

Город 55 73,3

Село 20 26,7

Семейное положение

Холост 62 82,7

Женат 13 17,3

Данные исследования показали, что в семьях, где находятся больные с психическими расстройствами, показатель по шкале «Индуцирование тревоги в семье» является самым высоким (рис. 1) и свидетельствует о том, что в этих семьях фиксируется внимание на возможных трудностях и жизненных неудачах.

Высокими являются также показатели по шкалам «Элиминирование эмоций в семье» и «Родительская критика», что говорит о том, что в семьях, где находятся больные с психическими расстройствами, существуют разного рода запреты на выражение эмоций, прежде всего негативных, а также на кри-

тику в адрес больного при проявлении эмоций либо при допущении ошибок в деятельности.

Данные опросника семейных эмоциональных коммуникаций:

РК - «Родительская критика»; ИТ - «Индуцирование тревоги в семье»;

ЭЭ - «Элиминирование эмоций в семье»; СБ - «Стремление к внешнему благополучию»; ФП - «Фиксация на негативных переживаниях»;

ИН - «Индуцирование недоверия к людям»; СП - «Семейный перфекционизм»;

С - «Сверхвключенность»

Общий показатель дисфункциональных эмоциональных коммуникаций у испытуемых составляет 56,68 балла, что говорит о том, что проявление эмоций в семьях не приветствуется. Одновременно с этим зафиксирован высокий показатель стремления родителей быть максимально включенными в жизнь и деятельность ребенка, а также присутствует стремление не отражать, скорее - не видеть, проблем внутри семьи совместно с закрытостью семейных систем.

Сравнительный анализ результатов достоверности данных средних значений в группах больных, распределенных по возрасту (использовался дисперсионный анализ), показал, что в семьях, где находятся больные с психическими расстройствами, обнаружены различия на уровне статистической тенденции (р = 0,10) по шкале «Фиксация на негативных переживаниях». В возрастной группе 31-50 лет больше, чем в других возрастных группах, уделяли внимание неудачам (табл. 2).

Таблица 2

Достоверность различий по возрастным группам по методике «Семейные эмоциональные коммуникации» у больных, страдающих психическими расстройствами

Шкалы 16-30 лет (п = 25) 31-50 лет (п = 34) 51-65 лет (п = 16) Достоверность различий

М Эй М Эй М Эй Г Р

Родительская критика 8,32 4,71 9,65 4,95 6,94 5,31 1,704 0,189

Индуцирование тревоги в семье 13,52 3,89 13,18 4,09 12,69 5,13 0,185 0,832

Элиминирование эмоций в семье 8,84 3,74 8,79 3,29 8,88 3,52 0,004 0,996

Стремление к внешнему благополучию 6,32 3,08 6,53 2,26 6,06 2,69 0,176 0,839

Фиксация на негативных переживаниях 4,56 2,81 5,91 2,59 4,44 3,31 2,278 0,100

Индуцирование недоверия к людям 3,32 2,36 3,53 1,94 3,50 2,42 0,071 0,932

Семейный перфекционизм 4,68 1,70 4,56 1,62 4,19 1,83 0,425 0,655

Сверхвключенность 7,08 3,11 7,79 3,43 6,63 2,99 0,790 0,458

Общий показатель дисфункциональности семейных коммуникаций 55,28 14,70 59,94 12,72 51,94 16,9 1,871 0,161

Примечание: М - среднее значение; вй - стандартное отклонение; р - достоверность различий.

Сравнительный анализ средних значений по шкалам в группах больных, распределенных по диагнозу (использовался дисперсионный анализ), а также

в группах больных, распределенных по местности проживания (использовался ^-критерий Стьюдента), не выявил достоверных различий.

Сравнительный анализ результатов достоверности данных средних значений в группах больных, распределенных по семейному положению (использовался ^-критерий Стьюдента), показал, что по шкале «Элиминирование эмоций в семье» обнаружены статистически достоверные различия (р = 0,038), что говорит о том, что женатые больные склонны к подавлению эмоциональности в семьях, запрету на выражение эмоций, прежде всего - негативных. Также обнаружены статистически достоверные различия по шкале «Сверхвключенность» (р = 0,029), что говорит о том, что в семьях, где находятся холостые больные с психическими расстройствами, высоко стремление родителей участвовать в жизни больного (табл. 3).

Таблица 3

Достоверность различий по семейному положению по методике «Семейные эмоциональные коммуникации» у больных, страдающих психическими расстройствами

Шкалы Холост (п = 62) Женат (п =13) Достоверность различий

М Эй М Эй t Р

Родительская критика 8,84 5,01 7,62 5,01 0,798 0,427

Индуцирование тревоги в семье 13,02 4,12 14,00 4,73 -0,760 0,450

Элиминирование эмоций в семье 8,45 3,45 10,62 2,93 -2,111 0,038

Стремление к внешнему благополучию 6,37 2,69 6,31 2,36 0,075 0,941

Фиксация на негативных переживаниях 5,26 2,88 4,62 2,90 0,728 0,469

Индуцирование недоверия к людям 3,55 2,17 3,00 2,16 0,832 0,408

Семейный перфекционизм 4,48 1,64 4,69 1,93 -0,407 0,685

Сверхвключенность 7,68 3,08 5,54 3,43 2,234 0,029

Общий показатель дисфункциональности семейных коммуникаций 56,31 14,53 58,46 14,83 -0,483 0,630

Примечание: М - среднее значение; вй - стандартное отклонение; р - достоверность различий.

Таким образом, эмоциональные коммуникации в семьях больных с психическими расстройствами характеризуются ярко выраженным запретом на проявление эмоций (в том числе - негативных), высоким уровнем родительской критики к больному (в том числе критики к какой-либо деятельности), высоким стремлением быть включенным в жизнь больного, перфекционизмом в сочетании с фиксацией на негативных переживаниях, тревогой перед жизненными трудностями.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости при организации социальной помощи больным с психическими расстройствами уделять особое внимание оказанию эмоциональной поддержки, а также возможной проработке травматического опыта семейных отношений.

Литература

1. Воликова С.В. Системно-психологические характеристики родительских семей пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами: автореф. ... канд. психол. наук. М., 2006.

2. Воликова С.В., Шлозберг Э.В. Влияние аффективного состояния пациентов на их самоотчет об особенностях стиля эмоциональных коммуникаций в родительской семье // Материалы XIV съезда психиатров России. М.: МНИИ психиатрии Росздрава, 2005.

3. Евдокимова Я.Г. Интерперсональные факторы эмоций дезадаптации у студентов в условиях мегаполиса // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2008. Вып. 49.

4. Николаев Е.Л. Проблемы духовного совершенствования в лечении психических расстройств // Вестник психотерапии. 2005. № 14. С. 9-20.

5. Николаев Е.Л. Система семейных и духовных ценностей при психической дезадаптации // Вестник Чувашского университета. 2005. № 2. С. 90-99.

6. Николаев Е.Л., Суслова Е.С. Дискурс и психическое здоровье личности: современные взгляды // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2010. № 6. С. 87-126.

7. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, Я.Г. Евдокимова и др. // Социальная и клиническая психиатрия. 2007. Т. 17, вып. 2.

8. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Семейный контекст расстройств аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. Т. 14, № 2. С. 11-20.

9. Kymalainen J.A., Weisman de Mamani A.G. Expressed emotion, communication deviance, and culture in families of patients with schizophrenia: a review of the literature // Cultur. Divers. Ethnic Minor. Psychol. 2008. Vol 14(2), Apr. P. 85-91.

10. Schneider B. Mothers talk about their children with schizophrenia: a performance autoethnography // J. Psychiatr. Ment. Health Nurs. 2005. № 12(3), Jun. Р. 333-340.

БЕЛОКОЛОДОВ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ - аспирант кафедры клинической психологии, Российский государственный педагогический университет, Россия, Санкт-Петербург (belokolodov@yandex.ru).

BELOKOLODOV VLADIMIR VIKTOROVICH - post-graduate student of Clinical Psychology, Russian State Pedagogical University, Russia, St.-Petersburg.

НИКОЛАЕВ ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ - доктор медицинских наук, профессор кафедры социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (pzdorovie@bk.ru).

NIKOLAEV EVGENIY LvOvICH - doctor of medical sciences, professor, head of Social and Clinical Psychology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 159.922 ББКЮ 937

Г.Г. ВЕРБИНА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова: психологическая безопасность, эмоциональная устойчивость, психофизиологические особенности, психотехнологии, психологическое сопровождение.

Рассмотрены состояние психологической безопасности личности, устойчивость к внешним факторам окружающей среды, эмоциональная устойчивость. Предложена авторская программа укрепления и сохранения психологической безопасности личности. В программу входит теоретический модуль, который включает в себя знания из различных областей психологии (социальной, психологии личности, психологии эмоций, психологии здоровья, экстремальной психологии и др.), физиологии, акмеологии, социологии и др., адаптированные к нуждам сохранения психологической безопасности личности, и практический модуль, который позволяет личности познать свои потенциальные и реальные возможности, реализовать личностный и профессиональный ресурсы, освоив необходимые психологические приемы, навыки, умения, техники и копинг-стратегии.

G.G. VERBINA PSYCHOLOGICAL SAFETY THE PERSON

Key words: psychological safety, emotional stability, psychophysiological features, psychotechnology, psychological support.

The article discusses the state of psychological safety of the person, resistance to external environmental factors, emotional stability. The author’s program to strengthen and preserve the psychological safety of the individual has been suggested. The program consists of theoretical module, which includes knowledge of different areas of psychology (social, psychology of the person, psychology of emotion, health psychology, extreme psychology, etc.), physiology, acmeology, sociology, etc., adapted to the needs of conservation of psychological safety of the person and practcal module that allows the person to get to know his potential and real opportunities to realize personal and professional resources, to master the necessary psychological methods, skills, abilities, techniques and coping strategies.

В разных культурах сформировались примерно одинаковые представления о безопасности, акцент в которых делается на чувствах и переживаниях человека, связанных с его положением в настоящем и перспективами на будущее. Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Было сформулировано определение психологической безопасности как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.