Научная статья на тему 'РОЛЬ САНЭПИДСТАНЦИИ КАК БАЗЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА И ЭПИДЕМИОЛОГА'

РОЛЬ САНЭПИДСТАНЦИИ КАК БАЗЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА И ЭПИДЕМИОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В. Е. Поляк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ САНЭПИДСТАНЦИИ КАК БАЗЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА И ЭПИДЕМИОЛОГА»

УДК »13 + Л14.4+» 16.9-036.21] :378.вв1:6МЛ9

В. Е. Поляк

РОЛЬ САНЭПИДСТАНЦИИ КАК БАЗЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА И ЭПИДЕМИОЛОГА

Щелковская санэпидстанция Московской области

В статье под таким названием, опубликованной в журнале «Гигиена и санитария» (1980, № 8), группа ведущих преподавателей Киевского медицинского института изложила свое мнение по вопросу о работе санэпидстанции (СЭС) как учебной базы санитарно-гигиенического факультета. Приведен анализ уже сложившегося положения с прохождением производственной практики студентов различных курсов на базе СЭС, и даны рекомендации по совершенствованию этой подготовки на базовых СЭС, для чего, как справедливо указывают авторы, требуется существенное укрепление материально-технической базы СЭС, изменение штатного расписания и подбора кадров.

Соглашаясь в принципе с авторами статьи, мы хотели бы вместе с тем высказать некоторые сомнения в правильности отдельных высказанных ими рекомендации. Так, вряд ли можно принять, что базовые СЭС должны выполнять роль школы повышения квалификации преподавателей профильных кафедр санитарно-гигиенического факультета (с. 31), поскольку теоретическая подготовка преподавателей кафедр, как правило, выше, чем работников СЭС, и готовить ати кадры следует преимущественно в институтах усовершенствования врачей, занимаясь по отдельным темам в базовых СЭС или непосредственно на коммунальных, промышленных и других объектах, привлекая для преподавания в отдельных случаях высококвалифицированных практических санитарных врачей и эпидемиологов.

Возможность проведения не менее 50 % практических занятий по профильным дисциплинам непосредственно в отделах и лабораториях базовых СЭС (с. 32) спорна, так как значительную часть времени их работники проводят не в СЭС, а на подконтрольных объектах, в различных учреждениях и др., куда не всегда возможно вести группу студентов даже из 10 человек. Занятия же со студентами в стенах СЭС без соответствующих специалистов — практических санитарных врачей нецелесообразны. Совершенно неприемлемо предложение об использовании выпускников санитарно-гигиенического факультета в качестве участковых терапевтов, физиотерапевтов и др. (с. 33), так как основная зада-

ча санитарно-гигиенических факультетов состоит ' в подготовке именно санитарных врачей и эпидемиологов, т. е. специалистов, получающих, кроме общей врачебной подготовки, большой объем специальных знаний в области профилактической медицины, в которой им и предстоит работать. Это может привести (и приведет!) к потере части специально подготовленных кадров санитарных врачей и эпидемиологов, что совершенно недопустимо, особенно теперь, при значительном недостатке врачей профилактического профиля.

Вызывает сомнение целесообразность предложения о руководстве заведующего кафедрой института соответствующим отделом СЭС по аналогии с клиническими лечебными учреждениями. Ведь значительная часть работы врача СЭС проходит не в СЭС, а на подконтрольных объектах и в различных организациях. Руководство заведующим кафедрой оперативным отделом или отделением СЭС в этих условиях будет связано с выходом его хотя бы на некоторые наиболее ответственные и сложные объекты в порядке и предупредительного, и текущего санитарного надзора, необходимостью решения многих вопросов, рассматриваемых в различных организаци- * ях, что требует большого количества времени. Без знания же объектов работать в СЭС, а тем более возглавлять отдел или отделение нельзя. В лечебных учреждениях всего этого нет, и если в клинических больницах заведующий кафедрой может полноценно руководить соответствующим отделом, то в условиях СЭС это просто нереально. Руководство деятельностью отделов или отделений СЭС из кабинета, без выхода на объекты и в учреждения, связанные по работе с СЭС, будет неполноценным и пользы СЭС не принесет.

Таким образом, если необходимость создания базовых СЭС и совершенствования подготовки кадров санитарных врачей и эпидемиологов с максимальным использованием базовых СЭС и приближением этой подготовки к реальным практическим условиям сомнения не вызывает, то некоторые вопросы, поднятые преподавателями Киевского медицинского института, являются спорными и требуют тщательной доработки. *

Поступила 30.09 80

— Г)Г» —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.