УДК 37.014
Логинова Елена Александровна Loginova Elena Alexandrovna
ассистент кафедры библиотековедения и информационных технологий Белгородского государственного института культуры и искусств lenok_altx10@mail.ru
РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ БИБЛИОТЕЧНОИНФОРМАЦИОННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ.
МОТИВАЦИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
assistant of the chair of library science and information technology, Belgorod State Institute of Culture and Arts lenok_altx10@mail.ru
ROLE OF INDIVIDUAL WORK IN TEACHING OF LIBRARIAN AND INFORMATIONAL SCIENCES.
MOTIVATION OF INDIVIDUAL WORK OF STUDENTS
Аннотация:
В статье описана роль самостоятельной работы студентов, приведены основные ее виды. Также рассматриваются мотивирующие факторы, способствующие активизации самостоятельной работы.
Ключевые слова:
самостоятельная работа, самостоятельная работа студентов, мотивация, внеаудиторная самостоятельная работа, высшее учебное заведение.
The summary:
The article describes the role of individual work of the students, gives its basic types. There are also consider the motivating factors contributing to the activization of individual work.
Keywords:
individual work, individual work of students, motivation, out-of-class individual work, high school.
В настоящее время в стране и в мире происходит становление информационного общества, в котором решающим фактором становится уровень образования и знания. Наметившаяся тенденция ставит перед собой принципиально новую глобальную проблему подготовки специалиста. Особая роль при этом отводится системе высшего профессионального образования, в том числе учебным заведениям, осуществляющим подготовку библиотечно-информационных специалистов, призванных быть основными посредниками между информацией и ее потребителями [1].
В современных условиях в высших учебных заведениях проявляется тенденция к возрастанию роли самостоятельной деятельности студентов по овладению знаниями, умениями и навыками. Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) становится основной формой образовательного процесса.
Проблеме эффективной организации и развитию навыков самостоятельной работы в высших учебных заведениях уделяется достаточно много внимания на уровне научных, учебных и государственных учреждений разного ранга, включая Министерство образования и науки Российской Федерации. Активизация самостоятельной работы студентов приобретает особо важное значение в связи с государственной стратегией модернизации
высшего профессионального образования в плане повышения качества подготовки специалистов. Формирование умений и развитие навыков самостоятельной учебной деятельности является основой для дальнейшего послевузовского самообразования [2].
В первую очередь определим, что же такое самостоятельная работа студентов. В широком смысле под самостоятельной работой студента следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствие. В зависимости от места и времени проведения СРС, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами, она подразделяется на 3 основных вида:
1) самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);
2) самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий;
3) внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера (в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре).
Рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду именно внеаудиторную работу. Следует отметить, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а в идеале оптимально творческое его восприятие. Самостоятельность вышеперечисленных видов СРС достаточно условна, и в реальном образовательном процессе они пересекаются друг с другом.
В целом же, самостоятельная работа студентов под управлением преподавателя является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средство образовательного процесса, искусственную педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью обучающихся.
Таким образом, структурно СРС можно разделить на две части: организуемая преподавателем и самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, зачетам, коллоквиумам и т. п.).
В рамках самостоятельных работ можно выделить воспроизводящую работу. Выполнение этой работы основано на восстановлении в памяти ранее изученного материала, который необходим для изучения нового. Так, перед изучением темы «Электронный каталог» можно предложить задание - подготовить ответ по следующему плану: понятие каталога, структура каталога. Все эти сведения следует вспомнить, так как при изложении нового материала необходимо на них опираться. Еще выделяют тренировочные работы. Этот вид предусматривает не только простое воспроизведение изучаемого материала, но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. Такие работы можно производить перед изложением нового материала, а также в процессе закрепления. Например, при закреплении темы «Электронный каталог» (ЭК) можно предложить обучающимся самостоятельно просмотреть инструкции к ЭК и самостоятельно выполнить поисковое задание [3].
Подготовительные работы побуждают учащегося к более глубокому ознакомлению с новым материалом. Констатирующие работы связаны с описанием новых факторов и явлений по их внешним признакам. Подобные упражнения могут быть применены, например, в процессе изучения тем поискового поведения читателей - можно дать задание понаблюдать, как ведут себя читатели у каталогов: пришедшие в библиотеку в первый раз,
опытные и т. д. Самостоятельная работа констатирующего вида дисциплинирует учащихся, развивает у них произвольное внимание и совершенствует навыки целесообразного восприятия.
Экспериментально-поисковые и логически-поисковые работы развивают у студентов любознательность, способности отделять существенное от второстепенного и вырабатывают навыки обобщения. Например, после изучения темы «Алфавит и лексика ИПЯ» учащимся предлагается задание «Чем отличается алфавит ИПЯ от алфавита естественного языка (языков)».
Также выделяют работы творческого и познавательно-практического типа. Например, разработка программ, тестов, кроссвордов, работа с графическими редакторами [4].
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Но есть и внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:
1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты выполняемых им курсовых, практических работ в дальнейшем будут использованы в дипломной работе или же при подготовке публикации, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает.
2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно - исследовательской или методической работе , проводимой на кафедрах.
3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры, например проведение дискуссий между студентами.
4. Участие в конкурсах научно-исследовательских работ, проведение дней науки на факультете и т. д.
5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (рейтинг, тесты).
6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу.
Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающе-контролирующие системы, которые позволяют студенту самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала.
Таким образом, самостоятельная работа студентов приносит пользу не только им самим, но и определенным образом влияет на улучшение процесса обучения.
Ссылки: References (transliterated):
1. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую 1. Kukushkin V.S. Vvedenie v pedagogicheskuyu
деятельность : учеб. пособие. Ростов н/Д, deyatel'nost' : ucheb. posobie. Rostov n/D, 2002.
2002. 217 с. 217 p.
2. Фаустова Э.Н. Студент нового времени: соци- 2. Faustova E.N. Student novogo vremeni:
окультурный профиль. М., 2004. 72 с. sotsiokul'turniy profil'. M., 2004. 72 p.
3. Дригайло В. Г. Технология работы библиотеки : 3. Drigaylo V.G. Tehnologiya raboty biblioteki :
научно-практ. пособие. М., 2009. 544 с. nauchno-prakt. posobie. M., 2009. 544 p.
4. Паршукова Г.Б. Библиотечные дисциплины: 4. Parshukova G.B. Bibliotechnye distsipliny: podgo-
подготовка кадров : учебно-метод. пособие. tovka kadrov : uchebno-metod. posobie. M.,
М., 2009. 160 с. 2009. 160 p.