психологической дистанции в межличностных отношениях больных неврозом [Текст] / С. В. Духновс-кий // Вестник Санкт-Петербургского ун-та.- Сер.6. -2007. - Вып.3. - С. 313-318.
3 Духновский, С. В. Социально-психологическая дистанция
в межличностных отношениях: факторы и регуляция [Текст] / С. В. Духновский, Л. В. Куликов // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. - Сер. 12. - Вып. 2. -2009. - Ч.1. - С. 14-20.
4 Духновский, С. В. Анализ межличностной дистанции как
новый ресурс гармонизации отношений в системе «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ» [Текст] /С. В. Духновский // Педагогическое образование России. - 2012. -№2. - С. 25-27.
5 Духновский, С. В. Нарушение личного пространства как
причина дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса [Текст] / С. В. Духновский //Образование и общество. - 2012. -№ 3 (74) - С. 47-50.
6 Духновский, С. В. Разработка методики «Определение
социально-психологической дистанции в межличностных отношениях» [Текст] / С. В. Духновский // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия «Психология». - 2012. - № 19 (278). -Вып. 17. - С. 41- 46.
7 Духновский, С. В. Депривация потребностей как условие
дисгармоничности отношений субъектов образовательного процесса [Текст] / С. В. Духновский // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 7. - С.63-66.
8 Духновский, С. В. Самораскрытие как фактор гармонич-
ности / дисгармоничности межличностных отношений субъектов образовательного процесса [Текст] / С. В. Духновский // Известия ВГПУ. Серия «Педагогические науки». - 2012. - №7 (71). - С.110-112.
9 Духновский, С. В. Комплексная диагностика гармонично-
сти и дисгармоничности межличностных отношений субъектов образовательного процесса [Текст] / С. В. Духновский // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия «Психология». -2012. - № 20 (279). - Вып. 18. - С.35-40.
10 Духновский, С. В. Личностные детерминанты гармо-
нии и дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса [Текст] / С. В. Духновский // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - 2012. - № 3. - Т.18. -С.89-91.
11 Духновский, С. В. Особенности дисгармонии в разных
формах межличностных отношений и стадиях их развития [Текст] / С. В. Духновский // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2012. - № 3. - Т.5. - С.55-63.
12 Журавлев, А. Л. Отношение современных российских
предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения [Текст] / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 1999 - С.89-109.
13 Калмыкова, О. И. Психологическая дистанция как
показатель успешности педагогического взаимодействия в системе «учитель-подросток» [Текст] : дис. ... канд. психол. наук /О. И. Калмыкова. - Ставрополь, 2001.
14 Купрейченко, А. Б. Восприятие психологической дис-
танции различными социальными группами. Ежегодник Российского психологического общества : материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года [Текст]/ А. Б. Купрейченко : в 8 т. Т-4. - СПб. : Изд-во С.Петерб. ун-та, 2003. - С.565-567.
15 Теория и практика педагогических взаимодействий в
современной системе образования [Текст] : коллективная монография / под ред. Е. В. Коротаевой. -Новосибирск: ЦРНС, 2010. - 172 с.
УДК 159.923 Е.Г. Ермолаева
Курганский государственный университет
РОЛЬ САМОСОЗНАНИЯ И РЕФЛЕКСИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению факторов и механизмов формирования личностных ценностей. Выделены 3 группы факторов: внешние, внутренние и деятельность человека, описана их роль в формировании личностных ценностей. Описаны основные процессы и механизмы формирования индивидуальной системы ценностей. Адаптация и социализация как процессы усвоения социальных и общечеловеческих ценностей. Индивидуализация как процесс построения подлинно индивидуальных ценностей. Раскрывается роль такого механизма индивидуализации, как рефлексия. Рефлексия как механизм трансформации социальных ценностных представлений, содержащихся в мировоззрении, в индивидуальную систему ценностей. Роль самосознания в этом процессе.
Ключевые слова: адаптация, индивидуализация, механизмы формирования ценностей, рефлексия, самосознание
E.G. Yermolayeva Kurgan State University
ROLE OF CONSCIOUSNESS AND REFLECTION IN PROCESS OF FORMING AND DEVELOPMENT OF VALUE AND SENSE ORIENTATIONS OF PERSONALITY
Annotation. The article is devoted to the factors and mechanisms of forming of personal values. Three groups of factors are distinguished. They are external, internal and personal activity; their roles in the process of forming of personal values are given. The basic processes and mechanisms of forming individual system of values are described. Adaptation and socialization as processes of acquiring social and universal values are considered. Individualization as a process of building original individual values is described. The role of such mechanism of individualization as reflection is explained. Reflection as mechanism of transformation of social values, which contains a person's outlook and changes into an individual system of values. The role of self-consciousness in this process is given.
Keywords: аdaptation, individualization, mechanisms of forming of values, reflection, self-consciousness.
Ценностно-смысловые ориентации (или индивидуальные ценности) - важнейшие компоненты внут-
реннего мира личности, представляющие собой индивидуальное преломление общественных ценностей, заключающиеся в убеждениях человека в желательности тех или иных целей или способов поведения. Принятие ценностей общества в качестве своих собственных предполагает включение их в личностный смысловой контекст.
Многомерная динамическая система ценностно-смысловых ориентаций обусловливает направленность личности и содержание её активности.
Будучи главными конституирующими компонентами личности, ценностно-смысловые ориентации обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие внутреннего мира личности и внешнего мира, следовательно, они влияют на образ жизни, на то, как субъект проявляет себя в различных сферах жизни и деятельности.
Формирование и развитие ценностных ориентаций рассматривается в общем контексте формирования и развития личности. Поэтому вопрос о факторах и механизмах развития личностных ценностей - это вопрос о факторах и механизмах развития личности вообще. Следуя традиции отечественной психологии, можно выделить три основные группы факторов, детерминирующих развитие личности и, соответственно, ее ценностно-смысловых ориентаций.
Первая группа факторов - это всё то, что образует «внешний» мир личности. К ним относятся:
1) глобальные мегафакторы (в понимании А.В. Мудрика): космос, планета, мир (в смысле сообщество, существующее на нашей планете), интернет;
2) социально-исторические факторы - общество в целом, его законы, традиции и ценности, социальные институты, средства массовой информации, группы членства, референтные группы, особенности взаимоотношений, взаимодействия внутри этих групп и транслируемые ими ценности (Ф. Райс, Г.М. Андреева, Т.В. Андреева, У. Бронфенбреннер, М.С. Яницкий и др.).
Вторая группа факторов, обусловливающих степень принятия личностью групповых ценностей -это внутренние факторы. Именно через внутренние условия, согласно С.Л. Рубинштейну, преломляются внешние воздействия.
К ним относятся возраст, пол, особенности темперамента, задатки, способности, ведущие внутри-субъектные потребности, уровень развития самосознания [8], акцентирование тех или иных черт характера и волевые качества личности [16], уровень интеллектуального развития (Ж.Пиаже, Л. Кольберг). Эмоциональное подкрепление также является необходимым условием внутреннего принятия осознанных благодаря рациональной оценке социальных норм и ценностей.
Важнейшую роль в формировании личности и ее ценностных ориентаций играет такое образование, как внутренняя позиция (Л.С. Выготский, Л.И. Божо-вич, В.С. Мухина).
Внутренняя позиция, по словам Л.И. Божович, складывается из того, как ребенок на основе своего
предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время, и того, какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция обусловливает определенную структуру его отношения к действительности, к окружающим и к самому себе. Через эту внутреннюю позицию и преломляются в каждый данный момент воздействия, идущие от окружающей среды [1].
Такая трактовка «внутренней позиции» дает основания понимать под этим феноменом мировоззрение, самосознание и ценностно-смысловую сферу личности в их взаимодействии и взаимообусловленности.
Так, согласно В.С. Мухиной, мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место человека в мире и на свое собственное место в нем; это понимание человеком смысла его поведения, деятельности, позиции, а также истории и перспектив развития человеческого рода. Самосознание же - это понимание того, что человек собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение.
Ценностные ориентации - это убеждения, представления человека о желательности тех или иных целей или способов поведения, и отсюда его отношение к тем или иным событиям и явлениям действительности, к информации, поступающей из внешней среды и т.д.
Структура самосознания - совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и тождественность самому себе [5].
И.И. Чеснокова представляет структуру самосознания как единство трех сторон:
- познавательной, что находит выражение в самопознании;
- эмоционально-ценностной, проявляющейся в отношении к себе;
- действенно-волевой, отражающей саморегуляцию.
Эти стороны реализуются на уровне «Я и другой человек» и на уровне Я и Я» [14].
В.В. Столин отмечает следующие функции самосознания.
Структуры самосознания могут мотивировать, т.е. побуждать к определенной деятельности. Эти функции могут корениться в представлениях об идеальном «Я» и быть связанными с нравственными категориями совести, долга, ответственности. Мотивирующим эффектом обладает и чувство собственного достоинства и самоуважения, требующее своего поддержания с помощью тех или иных реаль-н ых деятельностей.
Структуры самосознания могут участвовать в целеобразовании, т.е. в подборе таких целей, которые согласуются с «Я-образом» в целом.
Структуры самосознания могут воспрещать те или иные поступки, действия или, наоборот, бездействие.
Самосознание в его когнитивной и эмоциональной форме может детерминировать отношение к окружающим, а также стиль и характер общения с ними.
Самосознание в форме самопознания и самоотношения может влиять на развитие тех или иных черт и, следовательно, развитие личности в целом.
Самосознание может служить формой самоконтроля в самых различных деятельностных формах проявления человека.
Самосознание, наконец, может быть основанием приобщения субъекта к другим людям: к коллективу, к классу, к партии, к народу [12].
Мы видим, что эти функции во многом перекликаются с функциями ценностных ориентаций. Это наводит на мысль о том, что эмоционально-ценностная сторона самосознания или самоотношение (в терминологии В.В. Столина) - это неотъемлемый компонент ценностно-смысловой сферы человека.
Эмоционально-ценностное отношение к себе (проявляющееся в самоотношении, в чувстве «за» или «против» собственного Я) есть наиболее интегральный личностный смысл, т.е. осмысление самого себя в аспекте собственных наиболее значимых деятельностей (В.В. Столин [12], С.Р Пантилеев [6], О.В. Селезнева [9]).
Таким образом, ценность для человека собственного Я выражается в самоотношении - положительном или отрицательном.
Мы полагаем, что самосознание представляет собой своего рода буфер между мировоззрением человека и его личными ценностно-смысловыми ори-ентациями. Именно через самосознание в форме самоотношения преломляются социальные ценности, прежде чем стать или не стать достоянием ценностно-смысловой сферы человека.
Как мы видим, внутренние факторы формирования ценностей можно подразделить на две группы. Первая группа - это индивидные, соматопсихические свойства личности. К ним можно отнести возраст, пол, свойства темперамента, задатки, способности (в том числе уровень общего интеллектуального развития). Вторая группа - собственно личностные, субъективные свойства; это черты характера, волевые качества личности, уровень эмоционального развития, потребности и мотивы человека, а также внутренняя позиция (а именно мировоззрение и самосознание).
Третий фактор - это деятельность, в которую включен субъект. Социальные ценностные представления познаются и ассимилируются только в деятельности, они не могут быть познаны непосредственно. Как справедливо замечает Д.Б. Эльконин, невозможна прямая «пересадка» знания прямо в голову субъекта, минуя его собственную деятельность. Именно в процессе деятельности субъект воспринимает и усваивает общечеловеческие и социальные ценности и нормы, а также созидает собственные. Этот момент созидания собственных ценностей связан с формированием внутренней позиции (мировоззрения, самосознания, ценностно-смысловых ориентаций), со становлением личности человека как субъекта своей жизни и деятельности (жизнедеятельности, предметной дея-
тельности, деятельности общения, деятельности самосознания - в терминологии В.А. Петровского [7]).
На определенном этапе развития личности именно внутренние личностные, субъективные факторы начинают играть определяющую роль в процессе развития личности и ее ценностно-смысловых ориентаций (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, А.Г. Асмолов, М.К. Мамардашвили, В.А. Петровский, А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.).
Еще А.Маслоу, не объясняя механизмов развития, настаивал на том, что подлинная личность сама есть своей основной детерминантой, она является отчасти «своим собственным проектом» и создает сама себя [4].
Человек как субъект (А.В. Брушлинский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, И.В. Вач-ков и др.) или как суверенная личность (В.Е. Клоч-ко) - что одно и то же - способен создавать не только самого себя, но и мир, который его окружает.
В субъектной парадигме человек как субъект «лежит-в-основе» не только мира субъективных образов, душевных переживаний и т.п., но и реального «внешнего» мира, в котором разворачивается его жизнь... Субъектность - это свойство «основополож-ности», которое выражается в способности человека «полагать себя в основу» своего экологического мира и самого себя [2,30].
В теории психологических систем В.Е. Клочко [3] человек, становясь суверенной личностью, получает возможность менять образ жизни, стимулируя тем самым дальнейшее развитие собственного многомерного мира. Суверенность обеспечивает человеку возможность самостоятельного выхода к культуре через порождение новых качеств, мерностей, которые детерминируют дальнейшее развитие человека. По мере появления определенных новых «мерностей» (значений, смыслов, ценностей) в усложняющейся психологической системе она (система) будет становиться все более и более автономной, независимой, открытой навстречу новым изменениям.
Таким образом, понятно, что, во-первых, формирование ценностно-смысловых ориентаций личности обусловлено действием различных объективных и субъективных факторов, а во-вторых, сформированные ценностно-смысловые ориентации сами детерминируют дальнейшее развитие человека как субъекта и его жизненного мира. Теперь рассмотрим, каковы психологические механизмы этих процессов.
В предлагаемой М.С. Яницким [16] модели развития системы ценностных ориентаций личности выделяются три основных процесса: адаптация, социализация и индивидуализация.
1 Адаптация, по определению В.Г. Леонтьева, -это «начальная стадия уподобления человека социальной среде, условиям деятельно-сти, ее основным компонентам».
2 Социализация, по И.С. Кону, представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Таким образом, со-
циализация представляет собой процесс принятия внешних по отношению к человеку ценностей, доминирующих в его социальном окружении. Это «врастание» индивида в мир человеческой культуры и общественных ценностей.
3 Индивидуализация, по М.С. Яницкому, представляет сложно организованный процесс, предполагающий достаточно высокий уровень личностного развития. Индивидуализация - процесс оформления уникального и неповторимого Я, становления «авторства» собственной жизни. Тождественными индивидуализации автор называет такие понятия, как автономизация, индивидуация, самоактуализация, персонализация и т.д. [16].
На наш взгляд, те социальные и общечеловеческие ценности, которые человек присваивает из внешней социальной среды в процессе адаптации и социализации, становятся достоянием мировоззрения человека. До тех пор, пока они являются просто знанием, взглядами или мировоззренческими идеями, это назывные или декларируемые ценности, то есть ценности, некритически заимствованные у социального окружения и не имеющие личностного смысла. Преломляясь через самосознание, в процессе индивидуализации эти мировоззренческие идеи приобретают личностный смысл, приобретают связь с опытом человека, и тем самым становятся индивидуальными ценностно-смысловыми ориента-циями (личностными ценностями).
Таким образом, процессом формирования подлинно индивидуальных личностных ценностей является индивидуализация.
М.В. Чумаков, следуя мысли И. Ялома, основным механизмом процесса самоизменения личности называет рефлексию [15, 22].
Рефлексия, по мнению В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева, - центральный механизм становления и развития способности человека быть субъектом, автором собственной жизни [10, 161].
Таким образом, есть все основания считать рефлексию механизмом индивидуализации и, следовательно, формирования и развития личностных ценностей.
Рефлексия, по В.И. Слободчикову, Е.И. Исаеву, - специфическая человеческая способность, позволяющая человеку сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя - предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования (изменения и развития) [Там же].
По определению С.Ю. Степанова, И.Н. Семенова, рефлексия - «форма активного личностного переосмысления человеком тех или иных содержаний своего индивидуального сознания» [11, 153].
И.А. Тепленёва [13] рассматривает рефлексию как механизм становления образа мира человека, изменения его образа жизни, служащий для поиска и открытия новых смыслов и ценностей, в чем-то тождественных актуальному состоянию человека.
В этом определении, по нашему мнению, отражается двойная направленность рефлексивных про-
цессов и акцентируется взаимосвязь рефлексии и процесса индивидуализации.
Так, С.Ю. Степанов и И.Н. Семенов отмечают наличие «двух встречных движений» в ходе рефлексии:
1 Смысловых, подразумеваемых содержаний «изнутри вовне», через экспликацию и опредмечивание (объективацию) в продуктах активности субъекта;
2 Отображаемых, явных содержаний «извне вовнутрь», через персонификацию и субъективацию путем включения их в структуру подразумеваемых содержаний «я» как его новообразований» [11, 151].
То есть, с одной стороны, рефлексия способствует переводу социальных мнений и ценностных представлений в индивидуальную систему ценностей. Это становится возможным при достаточном уровне интеллектуального и эмоционального развития, а также при высоком уровне развития самосознания, что обеспечивает соотнесение внешних по отношению к человеку знаний и ценностных представлений с личностным контекстом.
С другой стороны, отрефлексированные собственные ценности и смыслы, преломляясь через самосознание (но уже с обратной стороны), запускают активность человека, направленную на поиск и открытие новых смыслов и ценностей, на творческое преобразование действительности уже в соответствии с подлинно индивидуальной системой ценностей. Новые виды деятельности, новые отношения в свою очередь пополняют мировоззрение человека новыми знаниями и представлениями, которые опять же посредством преломления через самосознание становятся личностными ценностями. Их рефлексия запускает новый виток преобразований активности и образа жизни человека. То есть этот процесс формирования и развития ценностей не останавливается (если не действуют какие-то непреодолимые факторы).
Таким образом, существует объективная возможность изменения/развития/коррекции ценностно-смысловых ориентаций взрослого человека в тре-нинговой работе за счёт развития рефлексивных способностей.
Список литературы
1 Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском
возрасте. (Психологическое исследование) [Текст] / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
2 Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга.
Психотехники [Текст] / И. В. Вачков. - М.: Изд-во «Ось-89», 2007. - 256 с.
3 Клочко, В. Е. Становление многомерного мира человека
как сущность онтогенеза [Текст]/ В. Е. Клочко // Сибирский психологический журнал. - Томск, 1998. -Вып. 8-9. - С.7-15.
4 Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы /
А. Маслоу; пер. с англ. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.
5 Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина.
- М.: «Академия», 2000.
6 Пантилеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-
оценочная система [Текст] / С. Р. Пантилеев. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 110 с.
7 Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма
субъектности[Текст]/В. А. Петровский. - Ростов-на-Д. : Феникс, 1996. - 512 с.
8 Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского
возраста [Гекст] : учебное пособие / Ф. Райе. - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.
9 Селезнёва, О. В. Динамика становления когнитивного и
эмоционально-ценностного компонентов самосознания на протяжении подросткового и юношеского возрастов [Текст] : дис. ... канд. психол. наук/ О. В. Селезнёва,- Комсомольск-на-Амуре, 2006. - 196 с.
10 Слободчиков, В. И. Психология развития человека
[Текст] / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.
11 Степанов, С. Ю. От психологии рефлексии к рефлек-
сивной культурадигме в психологии [Текст] / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Рефлексия в науке и обучении. Сборник научных трудов. - Новосибирск: Интеллектуальные системы, 1989. - С.148-153.
12 Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] /
В. В. Столин. - М.: Изд-во МГУ, 1983.
13 Тепленёва, И. А. Развитие рефлексии как условие
перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека [Текст] : дис. ... канд. психол. наук/И. А. Тепленёва. - Барнаул, 2002. - 195 с.
14 Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии
[Текст]/И. И. Чеснокова. - М., 1977.
15 Чумаков, М. В. Эмоциональные аспекты волевой регуля-
ции [Текст]/М. В. Чумаков. - Курган: Изд-во КП/, 2005. -168 с.
16 Яницкий, М. С. Психологические факторы и механизмы
развития системы ценностных ориентаций личности [Текст] : Дис. ... д-ра психол. наук/М. С. Яницкий. - Новосибирск, 2000. - 301 с.
УДК 159.923 Е.В. Алфеева
Курганский государственный университет
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ И ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Аннотация. Обучение юристов в вузе должно не просто формировать профессиональные высококачественные знания и умения, но и обеспечивать осознанное выделение реальной связи характеристик профессиональной деятельности с параметрами общественной и личностной значимости, а также соотнесения образа профессии со своими личностными возможностями. Изучение мотивации выбора профессии, склонностей, способностей и направленности личности абитуриента, его потенциальной готовности к овладению юридической профессией позволит молодому специалисту наиболее успешно справляться со своими обязанностями и качественно улучшить как процесс профессиональной подготовки в вузе, так и последующую адаптацию к началу профессиональной деятельности.
Ключевые слова: мотивация выбора юридической профессии, профессионально-личностный рост, профессионально значимые качества, тип доминирующей профессиональной мотивации, индивидуальная программа личностного роста специалиста.
E.V. Alfeyeva Kurgan State University
OPTIMIZATION OF PROFESSIONAL TRAINING THROUGH STUDYING OF PROFESSIONAL MOTIVATION AND PERSONAL POTENTIAL OF STUDENTS OF LAW FACULTY
Annotation. Training of lawyers in a Higher Educational Institution should form not simply professional high-quality knowledge and abilities, but also has to provide the realized allocation of real communication characteristics of professional activity with parameters of the public and personal importance, and also the correlation of an image of a profession with the personal possibilities. Studying of motivation of career choices, tendencies, abilities and orientation of the identity of an entrant, his potential readiness for mastering of legal profession will allow a young specialist to consult most successfully with his duties and will allow to improve qualitatively as the process of professional training as the subsequent adaptation by the beginning of professional activity.
Keywords: motivation of the legal profession choice, professional and personal growth, professionally significant qualities, type of dominating professional motivation, the individual program of the personal growth of an expert.
На сегодняшний день профессия юриста является одной их самых престижных в российском обществе. Огромное количество молодых людей и девушек мечтают стать юристами. Их влечёт высокая заработная плата, которую предлагают хорошие юридические фирмы, социальный престиж, общественное признание. Каждый год в вузы нашей страны поступают десятки тысяч абитуриентов, стремясь осуществить свою мечту. Но можно с уверенностью сказать, что многие из тех, кто стремится к юридическому образованию, не знают, с какими сложностями могут столкнуться в процессе своей трудовой деятельности и какие требования эта специальность предъявляет к личности профессионала.
Работа по специальности предполагает наличие у молодых специалистов высокий уровень профессиональной подготовки, общетеоретические знания, стремление к личностному росту и многое другое.
Однако отсутствие профессионального отбора при поступлении в вуз приводит к тому, что многие молодые юристы сталкиваются с проблемой несоответствия своих личностных качеств предъявляемым требованиям. Для решения этой проблемы можно наметить несколько путей, а именно:
- необходимо изучать мотивацию выбора профессии, склонности, способности и направленность личности поступающего, его потенциальную готовность к овладению юридической профессией;
- необходимо ещё во время учёбы раскрыть молодым студентам не только положительные, но и отри-