Научная статья на тему 'РОЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ'

РОЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
391
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ТЯЖЕЛОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ / ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яровицына Ю.А.

В статье представлен материал по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи по формированию произвольности поведения посредством саморегуляции. В работе представлен процесс, способствующий развитию у ребенка способности самостоятельно регулировать свое поведение и мыслительные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Яровицына Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SELF-REGULATION & ARBITRARINESS BEHAVIORS IN DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

The article presents material on working with children with severe speech disorders on the formation of arbitrariness of behavior through self-regulation. The paper presents a process that contributes to the development of a child's ability to independently regulate his behavior and thought processes.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

УДК 373.24

Яровицына Ю.А.

воспитатель МАОУ ДС №120 «Сказочный» (г. Тольятти, Россия)

РОЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация: в статье представлен материал по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи по формированию произвольности поведения посредством саморегуляции. В работе представлен процесс, способствующий развитию у ребенка способности самостоятельно регулировать свое поведение и мыслительные процессы.

Ключевые слова: саморегуляция, дети дошкольного возраста, тяжелое нарушение речи, произвольность поведения.

«Произвольная регуляция является важным условием социальной адаптации ребенка, его социально-эмоционального развития и успешности обучения в школе. В дошкольном возрасте в развитии произвольной регуляции происходят значительные изменения, связанные с развитием системы. У дошкольников постепенно складываются способности соответствовать правилам, тормозить свои непосредственные реакции и побуждения и задерживать стремление к немедленному удовлетворению своих потребностей» [1, с. 56].

Е. Д. Хомская включает в понятие «произвольная регуляция психической деятельности» такие системные качества высших психических функций, «как произвольность, опосредованность речью, осознанность. Произвольность высших психических функций означает возможность сознательного управления ими (или отдельными их фазами, этапами); наличие программы, в соответствии

с которой протекает та или иная психическая функция (выработанная самостоятельно или данная в виде инструкции); постоянный контроль за ее выполнением (за последовательностью операций и результатами промежуточных фаз) и контроль за окончательным результатом деятельности (для которого необходимо сличение реального результата с предварительно сформированным «образом результата»). Произвольное управление психическими функциями предполагает наличие соответствующего мотива, без которого ни одна сознательная психическая деятельность невозможна» [2, с. 23].

«В качестве главного источника развития саморегуляции выступает познавательное развитие ребёнка и созревание определённых когнитивных структур, которое является результатом созревания нервной системы и индивидуального практического опыта ребёнка. Тёплые отношения со взрослым, его привязанность и отзывчивость лишь облегчает понимание ребёнком социальных требований, подкрепляют соответствующее поведение и помогают ребёнку подчиниться в общем-то чуждым ему социальным нормам. Взрослый выступает для ребёнка не только как носитель средств и способов деятельности, но и как реальное, живое олицетворение тех мотивационных и смысловых уровней, которыми он ещё не обладает. На эти уровни он может подняться только вместе со взрослым - через общение, совместную деятельность и общие переживания» [2, с.87].

«Исследования показали, что дети с нарушением речевого развития имеют более слабую зрительную и вербальную память, отличаются слабостью контроля интерференции при выполнении заданий с конфликтными стимулами, имеют тенденцию к персеверации, испытывают трудности с удалением ненужной информации из рабочей памяти и трудности с произвольным вниманием, особенно в ситуациях, когда присутствуют отвлечения. Более того, именно проблемы с произвольной регуляцией, а не речевые трудности, связаны с недостаточной социальной компетентностью детей с нарушением речи. Однако не все функции произвольной регуляции обнаруживают задержанное развитие у

детей с нарушением речи. Так, эти обучающиеся не отличались от нормально развивающихся детей при выполнении заданий, требующих торможения уже подготовленной реакции на определенный стимул без наличия интерферирующих стимулов и заданий на активное внимание» [3, с. 236].

«Произвольная регуляция осуществляется на различных уровнях: на уровне регуляции двигательной активности, регуляции психической деятельности, регуляции поведения в целом, она имеет определенную и структуру. Так, например, О. А. Конопкин выделяет в структуре системы осознанного целенаправленного саморегулирования деятельности такие функциональные звенья как цель деятельности, программа исполнительских действий, критерии успешности деятельности, информация о реальных достигнутых результатах, решение о возобновлении деятельности для получения нужного результата» [4, с. 48-63].

«Недостаточная сформированность самоконтроля речевой деятельности у дошкольников с ОНР, имеющих легкую степень псевдобульбарной дизартрии, отличается стойкостью специфических трудностей ориентировочных и операционных действий и выражается в следующих проявлениях: в низком уровне мотивации к вербальным видам деятельности, в снижении направленности, устойчивости слухо-зрительного сосредоточения; в недостаточности анализа, осмысления, восприятия эталона и неумении удержать его до конца эксперимента; в несовершенстве операционных действий (зрительного, мануального, слухового сличения и соотнесения с эталоном); в трудностях сохранения программы действий до конца задания, в несовершенстве пооперационного, итогового контроля и планирования. У детей с речевой патологией обнаружена недостаточность как операциональной стороны деятельности, так и ее произвольной регуляции, что в дальнейшем отрицательно влияет на успешность формирования письменной деятельности. Эти обучающиеся составляют группу риска в отношении возникновения дисграфии» [4, с. 48-63].

Особенности регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи: затруднён поиск слов, грамматических форм, оборотов речи при построении высказывания; нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога; регуляция представляет сложную задачу, требующею произвольного контроля; не всегда могут дать отчёт о проделанном действии; трудности в формулировке цели предстоящей деятельности.

Чтобы ребенок научился самостоятельно регулировать различные стороны своей жизни, он должен научиться контролировать себя в общении и поведении, в двигательной и эмоциональной сферах. Процесс формирования произвольности довольно длительный и сложный.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Веракса А. Н. Развитие саморегуляции у дошкольников. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019 - 112 c. URL: https://xn--80akalgpomdhccah.xn (дата обращения: 29.01.2023)

2. Взаимосвязь регулирующей функции речи и произвольного поведения детей-логопатов (диплом). URL: https://supermf.ru/view_helpstud.php?id=5 (дата обращения: 29.01.2023).

3. Гребенникова О.В. Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения дошкольников [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 1(3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 29.01.2023)

4. Забабурина О.С., Савина Е.А. Исследование произвольной регуляции у детей 5 и 6 лет с нарушениями и без нарушений речи [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 1. С. 48-63. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2015/n1/Zababurina_Savina.shtml (дата обращения: 29.01.2023)

Yarovitsyna Yu.A.

Kindergarten № 120 «Fabulous» - Skazochnyj (Togliatti, Russia)

ROLE OF SELF-REGULATION & ARBITRARINESS

BEHAVIORS IN DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

Abstract: the article presents material on working with children with severe speech disorders on the formation of arbitrariness of behavior through self-regulation. The paper presents a process that contributes to the development of a child's ability to independently regulate his behavior and thought processes.

Keywords: self-regulation, preschool children, severe speech disorder, arbitrariness of behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.