Научная статья на тему 'Особенности проведения занятий по физической культуре в период подготовки к обучению в школе'

Особенности проведения занятий по физической культуре в период подготовки к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ / PRESCHOOL CHILDREN / PHYSICAL CULTURE LESSONS / ACTION GAMES / BEHAVIOR ARBITRARINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкашин Виталий Петрович, Финогенова Наталья Валентиновна

В статье представлена методика проведения занятий по физическому воспитанию в период подготовки к обучению в школе на основе использования подвижных игр с направленным воздействием на формирование произвольности поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULARS OF THE PHISICAL CULLTURE LESSONS THAT IS GIVEN IN PERIOD OF PREPARATION FOR SCHOOL SERVICE

The article presents a methodology of giving physical culture lessons in period of preparation for school service on the basis of action games with directed influence on formation of behavior arbitrariness.

Текст научной работы на тему «Особенности проведения занятий по физической культуре в период подготовки к обучению в школе»

уровнем соревновательной мотивации, концентрации внимания в обычных условиях и при действии внешнего раздражителя, а также чувством времени, обеспечивающим стабильность воспроизведения временных параметров фаз выстрела.

2. Использование комплекса разработанных рекомендаций, основанных на выявлениях индивидуально-типологических различий, способствовало повышению уровня СЭУ зимних многоборцев на 29,8%. Достоверно улучшились и другие параметры в системе исследуемых показателей, что положительно отразилось на результативности выступления зимних многоборцев в соревнованиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайнштейн, JI.JI. Психология в пулевой стрельбе / JI.JI. Вайнштейн. - М. : Изд-во ДОСААФ, 1981. - 142 с.

2. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции : феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова. - М. : Наука, 1988.- 192 с.

3. Родионов, А.В. Психофизическая тренировка / А.В. Родионов. - М. : ТОО «Дар», 1995. - 64 с.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Виталий Петрович Черкашин, доктор педагогических наук, профессор, первый проректор

Наталья Валентиновна Финогенова, кандидат педагогических наук, доцент

Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

В статье представлена методика проведения занятий по физическому воспитанию в период подготовки к обучению в школе на основе использования подвижных игр с направленным воздействием на формирование произвольности поведения.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, занятия по физическому воспитанию, подвижные игры, произвольность поведения.

PARTICULARS OF THE PHISICAL CULLTURE LESSONS THAT IS GIVEN IN PERIOD OF PREPARATION FOR SCHOOL SERVICE

Vitaliy Petrovich Cherkashin, doctor of pedagogical sciences, professor, maiden pro-rector Natalia Valentinovna Finogenova, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer Volgograd state academy of physical culture

Annotation

The article presents a methodology of giving physical culture lessons in period of preparation for school service on the basis of action games with directed influence on formation of behavior arbitrariness.

Key words: preschool children, physical culture lessons, action games, behavior arbitrariness.

ВВЕДЕНИЕ

Переход ребенка в школу приносит с собой сложный комплекс новых воздействий, приспособление к которым сопряжено с немалыми трудностями, связанными с освоением учебной деятельности, школьных норм поведения, управлением двигательной активностью, значительной статической нагрузкой [1,6]. Это требует активизации всех систем жизнедеятельности организма ребенка, напряженного функционирования адаптивных механизмов.

Как показывает изучение научно-методической литературы, готовность ребенка к школе определяется его состоянием здоровья, физическим, психическим и умственным развитием, сформированностью волевой сферы личности [4].

Один из важнейших признаков волевой готовности - произвольность, то есть способность владеть и управлять своим поведением. Это свойство является одним из важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Дети, имеющие низкий уровень развития произвольного поведения, плохо учатся по причине того, что на уроках постоянно отвлекаются, не могут сосредоточиться на задании, для них характерна импульсивность, двигательная расторможенность.

Высокая успеваемость при недостаточном развитии произвольности поведения приводит к чрезмерному напряжению организма, к утомлению и переутомлению, а в результате - к расстройствам психофизиологической сферы [8].

В этой связи, многие авторы (О.И. Бадулина; А.Л. Венгер, Е.О. Смирнова; Д.Б. Эльконин и др.), занимающиеся изучением готовности к обучению в школе, уделяют произвольности поведения особое место [1,4, 8].

Исследования, посвященные вопросам дошкольного физического воспитания, ориентированы в основном на повышение уровня адаптивных возможностей организма детей, гармоничное физическое развитие, овладение жизненно важными движениями и физическими качествами [2, 8, 9]. В них не учитываются возможности влияния двигательной деятельности на формирование произвольности поведения дошкольников.

Таким образом, актуальность настоящих исследований определяется необходимостью разработки методики занятий по физической культуре, способствующих активному формированию произвольности поведения.

МЕТОДИКА

Первым шагом на пути становления произвольности поведения, по мнению Л.С. Выготского, А.В. Калиниченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко, Н.Н. Шерешек и др., может стать игра, так как она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, способствует моторному и психическому развитию и является «школой произвольности в действии». Эго связано, прежде всего, с тем, что произвольность предполагает наличие образца поведения и контроля, которому следует ребенок [3, 5, 9].

Механизм управления своим поведением - подчинение правилам - складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В работе с детьми на этапе подготовки к обучению в школе воспитателями и психологами ведется работа в этом направлении. При этом, наряду с обязательными занятиями по программе ДОУ (рисование, чтение, математика), используются и специально организованные развивающие и коррекционные игры.

При этом широкие возможности подвижных игр на занятиях по физическому воспитанию в процессе подготовки детей к обучению в школе используются недостаточно, тогда как они содержат ряд условий, облегчающих формирование произвольного поведения:

подвижные игры обычно связаны с движениями, это способствует тому, что факт выполнения (или невыполнения) правил становится очевидным;

многие из них носят сюжетно-образный характер, где движения служат средством выполнения игровой роли и связанных с ней требований;

игровые действия осуществляются совместно и одновременно, подражательность одного играющего другим и воспитателю помогает ему быстро освоить требования;

наглядность правил позволяет ребенку контролировать их выполнение вначале в поведении других, а потом и собственном. Постепенно ребенок сам начинает предъявлять к себе определенные требования, причем добровольно, без нажима.

Исходя из этого, нами была предпринята попытка, анализируя различные подходы к подбору игрового материала в старшем дошкольном возрасте, определить последовательность использования подвижных игр, облегчающую формирование произвольного поведения, и их содержание на этапе подготовки к обучению в школе.

Частными формами проявления произвольности поведения являются:

умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

умение самостоятельно выполнять требуемое задание по наглядному образцу;

умение ориентироваться на заданную систему требований; умение детей сознательно подчинять свои действия правилу.

Поэтому, для использования в экспериментальной методике были отобраны следующие группы подвижных игр:

подражательно-процессуальные игры; игры по сюжету с несложными правилами; подвижные игры с правилами без сюжета; подвижные игры с элементами спорта.

В дошкольном возрасте подчинение открытому правилу еще затруднено, так как это требует рассмотрения собственного поведения. В подражательно-процессуальных играх и по сюжету с несложными правилами это значительно облегчается, так как побуждения ребенка связаны, прежде всего, с представлениями о функциях персонажа, действия которого ими воспроизводятся. Правила в этих играх не выделяются из сюжета и связаны с выполнением игровой роли, которая является опосредующим звеном меяеду ребенком и правилом и облегчает его осознание.

Игры с правилами вообще имеют большое значение для психического развития детей старшего дошкольного возраста. Они непосредственно предшествуют учебной деятельности. В них ребенок учится подчиняться правилу, причем это правило становится для него внутренним.

Важно, с точки зрения подготовки детей к обучению в школе, то, что в играх с правилами дети учатся содержательному общению со сверстниками. В них правила являются той точкой опоры, с которой можно сопоставить свое поведение, и обычно формируются заранее. Ребенок, как участник игры, должен подчиниться им, но задача усложняется тем, что дети действуют от себя, а не от имени роли, то есть произвольно и осознанно. Игры носят характер соревнования, в процессе их дети лучше оценивают свои возможности, стремятся к улучшению результатов.

В подвижных играх с элементами спорта создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. В них ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий.

В большинстве своем это - командные игры, в них дети учатся согласовывать свои действия с действиями товарищей на основе дружеских взаимоотношений и сплоченности, а также вырабатывается привычка поступаться личными интересами ради достижения общей цели. Соподчинение и согласование действий участников происходит в соответствии с правилами, которые носят сложный характер, а роли имеют характер игровых функций.

Таким образом, для повышения эффективности подготовки детей к обучению в школе необходимо поэтапное усложнение условий проведения подвижных игр на занятиях по физическому воспитанию.

Учитывая комплексный характер проявления произвольного поведения, экспериментальный вариант методики построен на основании поэтапного овладения дошкольниками различными сторонами этого процесса (табл. 1).

В процессе проведения занятий мы придерживались следующих принципиальных положений, которые определяли содержательную основу методики:

максимальное использование игровой формы занятий, предполагающей активизацию мыслительной и перцептивной деятельности, обогащение ребенка чувственными впечатлениями, что создавалось включением проблемных ситуаций, требующих своего решения посредством активизации соответствующих анализаторных

систем;

повышение роли речи в организации занятий, что предполагает использование игровых ситуаций, специально применяемых игр, заданий, направленных на активизацию речевых компонентов в овладении движениями, повышении уровня произвольности в управлении поведением;

использование по мере освоения элементов произвольного поведения игр и упражнений, создающих условия, усложняющие выполнение;

преимущественное использование упражнений координационного характера, скоростной и скоростно-силовой направленности.

Таблица 1

Распределение учебного материала в ходе эксперимента________________

Этапы Задачи этапов Средства

1 Обучать детей продуктивному взаимодействию в игре и соблюдению элементарных правил игры. Сюжетно-ролевые и подража-тельно-процессуальные игры

2 Обучать детей в игровой деятельности ориентироваться на систему требований (правил) и умению оценивать правильность выполнения своих действий. Обучать самостоятельному выполнению заданий по наглядному образцу и словесному описанию Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры с правилами без сюжета

3 Обучать детей работать по собственному плану, ориентируясь на правило, обобщенно определяющее способ действия. Осваивать командные взаимодействия во время игры. Закреплять умение самостоятельно выполнять задание по наглядному образцу и словесному описанию Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры с элементами спора

Структура занятий оставалась традиционно трехчастной, продолжительность составляла 30 минут. Соответствующее сочетание подвижных игр и игровых заданий, а также способы организации занятий обеспечивали решение поставленных целей. Организация детей осуществлялась фронтальным, групповым и поточным способами.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ материала тестирования по окончании педагогического эксперимента позволил установить разностороннее влияние экспериментальной методики физического воспитания на произвольность поведения детей старшего дошкольного возраста, что сказалось на улучшении умения действовать по наглядному образцу на 27,6%, конструировать двигательную ситуацию по предложенному образцу на 40,3%, соблюдать систему правил на 19,7%, а также способствовало повышению уровня развития двигательных качеств: скоростных (10,9%), скоростно-силовых (10,6%), координационных способностей (18,9%) и психических процессов - памяти (40,6%), внимания (17,5%), оперативного мышления (22,7%).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадулина, О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа. - 2002. - № 1. - С. 101-104.

2. Ветошкина, Е.А. Оптимизация процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е.А. Ветошкина // Физическая культура и спорт в современном обществе : материалы Всероссийской научной конференции / Дальневосточ. гос. акад. физ. культуры.

- Хабаровск, 2005. - С. 52-59.

3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М. : ЭКСМО, 2003. - 507 с.

4. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - 3-е

изд., перераб. и доп. - М. : Академический Проект, 2000. - 184 с.

5. Калинченко, А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников : метод, пособие / А.В. Калинченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. - М. : Айрис Пресс : Айрис дидактика, 2004. - 106 с.

6. Казакова, Г.М. Предшкольное образование детей в ДОУ : формы организации и примеры игровых занятий : практ. пособие / Г.М. Казакова. - М. : АРКТИ, 2007.

- 102 с.

7. Кожухова, Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников / Н. Кожухова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С. 52-54.

8. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М. : ВЛАДОС, 2003. -365 с.

9. Шерешик, Н.Н. Игра дошкольника и развитие регуляции его поведения // Наука образования / ОмГПУ. - Омск, 2004. - Вып. 22. - С. 399-405.

СОДЕРЖАНИЕ

Абдуллина А.В. Комплексная методика оптимизации состояния тревоги у гимнасток 11-13

лет........................................................................................3

Баскин Ю.Г., Клюй В.В. Методика применения виртуального учебно-методического комплекса в учебном процессе вуза ГПС МЧС России...................................................6

Башкин В.М. Изменение быстроты мышечных сокращений в зависимости от выполненной

тренировочной нагрузки.....................................................................10

Бибяев В.Н Технология применения индивидуального подхода к развитию физической выносливости у курсантов вуза ВДВ.................................................................15

Венгерова Н.Н. Аэробные возможности организма девушек как показатель уровня их физической работоспособности.....................................................................19

Гузь С. М. Факторы, определяющие спортивную результативность в силовом троеборье...........23

Забалуева Т.В. Педагогические аспекты формирования возрастной осанки человека............27

Казанцев С. А. Ошибки в соревнованиях по спортивному ориентированию как следствие спортивно - психических состояний..............................................................31

Карпенко Л. А., Сивицкий В. А. Базовая подготовка в спортивных танцах на паркете...........36

Клочко А. А. Психологическая диагностика готовности к овладению танцевальным движением

в юношестве................................................................................40

Липовка В.П., Ивченко Е.В., Липовка А.Ю., Захаров А.Н, Сайгак К.А. Организация занятий гидроаэробикой с мужчинами. Варианты проведения занятий в смешанных группах............44

Медведева Е.Н, Туманова О.И. Индивидуальные особенности проявления двигательной памяти представителями различных спортивных специализаций....................................48

Меняйлова И.Н. Методика взаимодействия специалистов дошкольных образовательных учреждений и родителей по вопросам формирования физической культуры детей ясельного возраста..................................................................................51

Милодан В.А. Система унифицированной общей физической и функциональной подготовки

студентов специальных медицинских групп по блокам адаптивной направленности................59

Монастырев С. Н. Взаимосвязь стратегий поведения в условиях ролевого конфликта с личностными характеристиками спортсменов........................................................63

Никитин С.А., Орехов Е.А. Модернизация отраслевой системы подготовки кадров с высшим

образованием..............................................................................68

Николаев С.В. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса специалистов в области информационного противоборства............................................71

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обвинцев А.А. Исторический опыт применения физической подготовки для повышения боеспособности военнослужащих.................................................................77

Румба О.Г. Теоретическое и экспериментальное обоснование методики повышения качества

работы ступней ног спортсменок в художественной гимнастике.................................81

Сокунова С.Ф., Коновалова Л.В., Вавилов В.В. Применение интервальной гипоксической

тренировки в сезонной подготовке бегунов на средние дистанции..............................86

Сыманович П.Г. Экспериментальное обоснование совершенствования спортивнотехнического мастерства стрелков из лука при использовании методики сопряженной тренировки..................................................................................88

Таймазов В.А., Солодков А.С. Кафедре физиологии Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург - 90

лет.......................................................................................93

Тышлер Г. Д. Индивидуальные особенности техники и тактики передвижений у фехтовальщиков на саблях высшей квалификации..........................................................96

Фарбей В.В. Специальная психическая подготовка и эмоциональная устойчивость в системе

многолетней тренировки зимних многоборцев..................................................98

Черкашин В.П., Финогенова Н. П. Особенности проведения занятий по физической культуре в период подготовки к обучению в школе......................................................103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.