Научная статья на тему 'РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ДОСТИЖЕНИИ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА'

РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ДОСТИЖЕНИИ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2264
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саитова Магзанур Асисчановна

Хорошая самооценка очень важна для достижения успеха в жизни. На самооценку влияет множество факторов. По тому, как человек относится к самому себе, мы можем определить, чего ждать от общения с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ДОСТИЖЕНИИ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА»

различия рассматриваемого аспекта между рассмотренными группами.

Таким образом, проанализировав результаты исследования профессиональной направленности выпускников 9-х и 11-х классов средней школы в сопоставительном аспекте, мы пришли к выводу, что между профессиональной направленностью выпускников-сирот и выпускников, у которых есть родители, имеются существенные различия. Так, у подростков-сирот наибольшей популярностью пользовалась профессиональная сфера «человек-человек», объясняющаяся интересом и относительной легкостью работы с людьми. Далее по частоте избираемости стоят сферы «человек-природа» и «человек-художественный образ», выбор которых объяснялся респондентами финансовой и информационной доступностью обучения по соответствующим специальностям. В силу же материальной недоступности и сложности в обучении по специальностям сфер «человек-техника» и «человек-знаковая система», эти сферы характеризовались наименьшим числом выборов. Иначе обстоит дело с выпускниками, у которых есть родители. У этих респондентов, как и у вышеописанных, наиболее популярной стала сфера «человек-человек». Далее по частоте избираемости располагаются сферы, предполагающие работу с техникой и технологиями. К сферам профессиональной деятельности «человек-природа» и «человек-художественный образ»

респондентами, у которых есть родители, интереса проявлено не было. На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что различия между профессиональной направленностью выпускников 9-х и 11-х классов, являющихся сиротами и выпускников, у которых есть родители, носят экстернальный характер.

Литература

1. Бутковская С.А. Профессиональное самоопределение: теория, методы активизации. - М.: Изд-во «Дизайн-Принт», 2007. - 50 с.

2. Нестерова Н.Б. Профессиональная направленность студентов технического вуза. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент. №1, 2014. Сс. 1-10.

3. Antonova, N. Economic Identity and Professional Self-Determination. Athens Journal of Social Sciences January 2014. Р. 71-81

4. E. Saskia Kunnen The Effects of Career Choice Guidance on Identity Development. Hindawi Publishing Corporation. Education Research International. Volume 2013, Article ID 901718.

5. Сабирова Р.Ш., Жансерикова Д.А., Тажибаева Э.Р. Методы психологии. Русско-казахско-английский терминологический словарь-справочник. Караганда: КарГУ, 2014. - 200 с.

РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ДОСТИЖЕНИИ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА

Саитова Магзанур Асисчановна

кандидат пед. наук, доцент, филиал Тюменского Нефтегазового Университета, г. Тобольск

Saitova Magzanur, Candidate of Pedagogics, assistant professor of branch of Tyumen State Oil-Gas University, Tobolsk АННОТАЦИЯ

Хорошая самооценка очень важна для достижения успеха в жизни. На самооценку влияет множество факторов. По тому, как человек относится к самому себе, мы можем определить, чего ждать от общения с ним. ABSTRACT

A good-self-appraisal is important to reach success in life. Many factors influence it. According to the way a person treats himself, we are able to define what to expect from cooperation with him. Ключевые слова: самооценка, успех, общение Keywords: appraisal, success, cooperation

В современной психологии проблема самооценки является одной из наиболее разрабатываемых. Но следует признать, что, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого определения данного концепта.

В отечественной психологии исследование самооценки связано с именами С. Л. Рубинштейна, А. В. Брушлинского, К. А. Славской, И. Н. Семенова, А. М. Ма-тюшкина и др. Проблема самооценки в аспекте ее влияния на практическую деятельность человека отражена в работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, И. С. Кона, В. В. Сто-лина, И. И. Чесноковой и др. В этих работах подчеркивается связь самооценки с "Я-образом", "Я-концепцией", средством формирования которых и выступает самооценка. В более узком смысле слова самооценка как бы совпадает с "Я-образом". Жизнь человека невозможно понять, если не принимать во внимание наивысшие

стремления, ценности, мечты, которым он придает особый, положительный жизненный смысл. С. Л. Рубинштейн считал, что специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что она сознательна и целенаправленна. Через неё человек реализует свои цели, замыслы и идеи в преобразуемой им действительности. А. А. Реан, Н. В. Бордовская и др. подчеркивают, что самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру.

Но, несмотря на это, в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место [3, 359]. Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Самооценивание - это то, что постоянно делает каждый человек как в процессе своего развития, так и в процессе профессиональной деятельности; это личностный механизм, с помощью которого человек "привязывает" свои достижения и промахи, настоящее и будущее к определенной точке отсчета: к своим способностям, индивидуально-психическим особенностям и к социальным нормам, тем самым направляя, регулируя свое развитие. Управление самооценкой - в значительной степени это управление своей жизнью, судьбой.

Данная тема достаточно актуальна, так как в современных условиях проблема человеческой активности занимает особое место. Становление субъекта деятельности, способного осознанно ставить жизненные цели и добиваться их, способного брать на себя ответственность за принятие решения, детерминировано той стратегией поведения, которая формируется в процессе социализации. Хорошая самооценка очень важна для достижения успеха в жизни, но лишь немногие понимают, как прийти к осознанию собственной значимости. Принятые личностью ценности составляют ядро самооценки, определяющее специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и совершенствования личности. Мы забываем, что жизнь предоставляет безграничные возможности и варианты, и слишком часто, просто погрязнув в обыденности и рутине, упускаем из виду, что можем достигнуть успеха, приложив усилия. Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

1. Уровень (высокая, средняя, низкая);

2. соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная);

3. по отношению к себе (завышенная и заниженная) Под влиянием оценки, окружающих у личности

постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания. Уровень самооценки человека может совершенно не соответствовать его действительным качествам и возможностям. Это происходит прежде всего потому, что на самооценку влияет множество факторов:

- мнение и отношение других людей;

- степень успешности;

- уровень самооценки, которого стремится достичь человек (притязания);

- мнение личности о самой себе;

- эмоциональное состояние;

- степень уверенности в себе;

- уверенность или неуверенность в собственной способности адекватно реагировать в сложной ситуации.

Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода "внутренний манометр", показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и

слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности.

Здоровое представление о себе, высокая самооценка имеет огромное значение для успеха в жизни. Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели. При адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. И к оценке достигнутого он подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, деятельности, переживаниям. Но самооценка может быть чрезмерно завышенной или слишком заниженной. Человек с завышенной самооценкой в глубине души неудовлетворен собой. Ему хочется казаться лучше, чем он есть на самом деле, поэтому он ведет себя подчас вызывающе, агрессивно или высокомерно, надменно. Он постоянно подчеркивает свои заслуги, любит хвалить себя, а о других при этом высказывается неодобрительно, позволяет уничижительные реплики. Ему хочется доказать всему миру, что он хороший, он всегда прав, тогда как другие плохие, не правы. Он очень болезненно воспринимает критику - воспринимает ее достаточно агрессивно. И постоянно требует, чтобы окружающие признавали его превосходство. Человеку с заниженной самооценкой кажется, что другие люди во всем превосходят его, что они лучше, умнее, талантливее, красивее, благополучнее и счастливее. При этом он считает самого себя слабым и беспомощным и не видит способа как-то изменить себя и свою жизнь. Такие люди часто бывают тихими, робкими, они ранимы, ведут себя нерешительно, стараясь держаться в тени. На критику реагируют очень болезненно -иногда слезами, часто замыкаются в себе и переживают глубоко внутри, считая во всем виноватыми только себя. Им больше других нужны поддержка и похвала.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Завышенная самооценка приведет и к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивался с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. Справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а

объективная оценка результатов работы - как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности. Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это - следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения.

Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивости, неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой никогда не возьмется за серьезное дело, будь то достижение спортивного результата или открытие собственного бизнеса.

Выше упоминалось об эффекте неадекватности. Это психологическое состояние возникает, как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. Адекватная самооценка — залог успеха и в личной жизни, и в карьере. Этот тезис давно приняли в американских компаниях: человек как с заниженной, так и завышенной самооценкой вряд ли пройдет тесты при приеме на работу. [4]

В исследованиях получены данные, свидетельствующие о том, что успешность деятельности человека зависит от его представлений о своих способностях не меньше, чем от самих этих способностей. Человек с нормальной самооценкой обычно успешен в жизни. Он чувствует себя удачливым и счастливым. Необходимо добиться какого-то результата, овладеть каким-то навыком. Человек радуется, когда у него вдруг начинает получаться. [1,37] Он позитивно относится и к себе, и окружающим. Общаться с таким человеком очень приятно, потому что он уважает и себя самого, и своего собеседника. Он умеет построить общение так, чтобы другие чувствовали себя с ним на равных, и чтобы не страдало ничье чувство собственного достоинства. В научном плане проблема профессиональной самооценки связана с проблемой исследования уровня притязаний. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний. Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний. Самооценка = _Успех_

Притязания

Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно, снижается. [7] Установлено, что для лиц с низкой профессиональной самооценкой чаще характерны астенические, психопатические, шизоидные и иные акцентуа-

ции личности. Лица с низкой профессиональной самооценкой отличаются сниженной моральной нормативностью, но в то же время они более ориентируются на неформальные отношения с окружающими, более нуждаются в них. Лица с высокой профессиональной самооценкой более склонны к радикальным действиям, в то время как с низкой - более склонны сохранять ранее выработанные способы, алгоритмы деятельности.

У человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это — мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Судьба человека и его положение в обществе во многом зависят от того, доминирует у него мотивация достижения успеха или мотивация избегания неудач. Замечено, что люди, у которых сильнее выражено стремление к достижению успехов добиваются в жизни большего, чем те, у кого оно выражено слабо или отсутствует. Зрелая личность заботится о личностном росте. Высокое положение приходит само по себе. [1,331] Н. И. Конюхов определяет мотивацию достижения как выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» — активность — цель — «достижение успеха». Мотив достижения отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого результата. Мотивация избегания неудачи рассматривается как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами. Низкий уровень самооценки, напротив, мешает нам в осуществлении наших желаний и целей.

Человек с достаточно высоким уровнем самооценки уверен в себе, не теряется в сложной ситуации и не боится ставить перед собой какие-то сложные и трудновыполнимые цели. [6] Таким образом, самооценка определяет личностное развитие и влияет на успешность в современном обществе: чем выше самооценка человека, тем успешнее он в обществе.

Литература

1. Литвак М.Е. Психологический вампиризм. 2-е изд. Ростов-на-Дону: Изд-во. «Феникс», 2002.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Изд-во. «Академия», 2001. - 512с.

3. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб: Питер, 2002. -390 с.

4. Рытченко Т.А. Психология и педагогика: Учебно-практическое пособие.- М.: Изд-во МЭСИ, 2000. -85с.

5. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 440 с.[297]

6. Влияние уровня самооценки на успешность - режим доступа к изд.: http://psinovo.ru/referati po psichologii i pedagogike/vliyanie urovnya samo otsenki na uspeshnost v sovremennoy estonii.html

7. Самооценка и уровень притязаний человека. -режим доступа к изд.: http://www.allwomens.ru/7066-samoocenka-i-uroven-prityazanij-cheloveka.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.