Научная статья на тему 'РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1276
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / САМООБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ИЗУЧЕНИЕ / НАВЫКИ / СТУДЕНТ / ПЕДАГОГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухих Леонид Эдуардович, Сорокопуд Юнна Валерьевна, Ярычев Насруди Увайсович

Данная работа представляет собой исследование необходимости самообразования и его места в учебной жизни студентов, обучающихся на педагогической специальности. Самообразование является неотъемлемой частью обучения будущего педагога, при этом важными критериями хорошего педагога являются высокий уровень знаний, широкий кругозор, богатый жизненный опыт решения педагогических задач и наличие навыков, позволяющих доступно преподносить сложный материал. Для развития выше упомянутых способностей одного лишь обучения в университете, а именно прослушивания лекций и прохождения семинаров, будет недостаточно, таким образом, студенту приходится иметь дело с самообучением, которое занимает важнейшее место в его жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухих Леонид Эдуардович, Сорокопуд Юнна Валерьевна, Ярычев Насруди Увайсович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SELF-EDUCATION AND SELF-EDUCATION IN THE TRAINING OF FUTURE EDUCATORS

The article describes the conceptual framework of inclusive education and the significance and value of diversity for all actors in educational relationships as a means of enriching the learning process. The article identifies the specificity of the communicative competence of the teacher of inclusive education: acceptance and implementation in communication of the values of inclusive education, tolerance, diversity and the ability to view the individual characteristics of learners not as shortcomings, as new opportunities to learn ways of working and communication, to overcome barriers in interaction, to use supportive (complementary) and alternative means of communication.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Педагогика

УДК 378.2

аспирант Сухих Леонид Эдуардович

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет» Синергия» (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и культуры здоровья Сорокопуд Юнна Валерьевна

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва), профессор кафедры психологии и педагогики

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Гжельский государственный университет» (пос. Электроизолятор); доктор педагогических наук, доктор философских наук, проректор Ярычев Насруди Увайсович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Данная работа представляет собой исследование необходимости самообразования и его места в учебной жизни студентов, обучающихся на педагогической специальности. Самообразование является неотъемлемой частью обучения будущего педагога, при этом важными критериями хорошего педагога являются высокий уровень знаний, широкий кругозор, богатый жизненный опыт решения педагогических задач и наличие навыков, позволяющих доступно преподносить сложный материал. Для развития выше упомянутых способностей одного лишь обучения в университете, а именно прослушивания лекций и прохождения семинаров, будет недостаточно, таким образом, студенту приходится иметь дело с самообучением, которое занимает важнейшее место в его жизни.

Ключевые слова: самообразование, самообучение, развитие, изучение, навыки, студент, педагог, образовательная деятельность.

Annotation. This article is an investigation of the necessity in self-education, its place in the educational life of students who is studying in the pedagogical specialty. Self-education is an integral part of the education of a teacher. At the same time, a high level of knowledge, broad outlook, rich life experience in solving pedagogical problems and skills, that make it possible to present complex knowledge in an accessible way, are important criteria for a good teacher. For the development of the above-mentioned abilities, only studying at the university (listening lectures and taking part in seminars) will not be enough. Thus, the student has to deal with self-studying, which takes the most important place in his life.

Keywords: self-education, self-study, development, research, skills, student, teacher, educational activities.

Введение. Фундаментом развития любого человека является его способность получать, изучать и обрабатывать разнообразную информацию должным образом. Обучаясь в школе и университете, во время работы или при обычной жизнедеятельности, человек сталкивается с большим количеством информации, которая, так или иначе, влияет на его сознание. Всю поступающую информацию возможно поделить на 2 части: 1-ая - это те знания, которые человек получает от учителей в школе, от педагогов в университете, от специалистов на различных семинарах и т.д.; вторая - это знания, которые были получены самостоятельным путём без участия 2-го лица (учителя), посредством изучения различной литературы, энциклопедий, статей или журналов. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что человек или обучается кем то, либо обучается самостоятельно (то есть занимается самообразованием).

Целью данной статьи является обобщение и систематизация информации о таких явлениях, как самообразование и самовоспитание студентов, обучающихся в университете по педагогическим специальностям.

Понятие самообразования не имеет единой трактовки:

• самообразование - это работа, осуществляемая по инициативе самой личности;

• самообразование - это внутренняя обоснованная деятельность;

• самообразование - это познавательная работа, основывающуюся на предыдущих формах изучениния и которая является их следствием и диалектическим продолжением [7].

Несмотря на то, что определений этого термина достаточно много, можно выделить нечто общее - самообразование, прежде всего, является познавательной деятельностью, которая осуществляется за счёт инициативности или мотивированности человека и основывается на знаниях, умениях и навыках, приобретённых в процессе жизнедеятельности человека.

Исследование поставленного вопроса в данной статье происходило посредством теоретического анализа литературных источников, обобщения и сравнения полученной информации, приведения соответствующих аналогий из литературы, классификации и систематизации данных.

Чем же на самом деле является такое явление, как самообразование? Для определения обратимся к энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, таким образом, самообразование - это такой вид образования, которое выходит за пределы, какой бы то ни было, образовательной организации, путём самостоятельного изучения отдельных предметов и наук. При этом, обучение в любом образовательном учереждение не имеет возможности предоставить все необходимые навыки, из-за чего человеку для удовлетворения жажды познания и как следсвие получение новых и требуемых умений с знаниями требуется самообразовании [1]. Данное утвержение очень хорошо описывает саму суть самообразования. Огромное количество знаний по тем или иным дисциплинам опытные педагоги преподносят на своих лекциях и семинарах в университете, однако для полноценного изучения интересующего предмета большую часть информации студентам необходимо изучать самостоятельно, используя различные источники информации (интернет, прикладная литература, различные энциклопедии, статьи и журналы). Сам процесс самообучения является довольно сложным и требует большое количество усилий, как физических, так и моральных, но, преодолевая различные преграды, решая возникающие задачи, студент получает возможность раскрыть в полной мере свой потенциал.

Для примера можно привести слова российского педагога Е.В. Бондаревской, которая утверждала, что в основе саморазвития, как ученика, так и педагога, лежат адаптивные и интегративные мотивационные и деятельностные движители, которые позволяют полностью реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, чувствовать себя

самоценной и уникальной личностью, а окружающий мир - безграничным пространством вариантов и возможностей, наполненным не препятствиями, а вызовами [2].

Таким образом, возможно признать, что самообучение занимает крайне важное место в становлении студента опытным специалистом или педагогом.

Самовоспитание - это осознанная деятельность человека, направленная на то, чтобы реализовать себя как личность. Самовоспитание предполагает наличие у личности сформированных идеалов, моральных качеств, осознанных целей совершенствования [6].

При этом можно разделить цели самовоспитания на основные виды (табл. 1):

Таблица 1

Основные цели самовоспитания

Общие цели Частные цели

Развитие отдельных качеств, которые кажутся личности наиболее привлекательными. Коррекция негативных личностных качеств, препятствующих личностному росту. Формирование профессионально-значимых личтрностных качеств, позволяющих эффективно осуществлять будущую профессиональную деятльеность. - воспитание в себе отдельных личностных качеств: доброжелатльености, настойчивости в достижении целей, преодоление отдельных негативных качеств, склонности к прокрастинации, завистливости, пассивности и безволия, лени и др.).

В педагогике одной из фундаментальных проблем является готовность педагога к непрерывному профессиональному самообразованию. Её важность характеризуется ролью педагогического профессионализма в организации учебно-воспитательного процесса студентов. Понимая механизмы, закономерности и все тонкости образовательного процесса, опытный педагог способен своевременно и качественно решать возникающие педагогические проблемы, используя свои навыки, способности, богатый опыт, широкий кругозор и коммуникабельность. Однако, для того, чтоб достичь соответствующей компетентности, педагогу необходимо непрерывно самообразовываться, повышая свою квалификацию и профессионализм. Исследование вопроса о непрерывном обучении педагога можно найти в работах таких авторов: Е.А. Яблоковой, Д.Г. Левитес, Г.М. Коджаспировой, Т.В. Корниловой, О.С. Анисимова, Б.Г. Ананьева.

Одним из факторов, который влияет на способность будущего педагога к самообучению, является его психика. Важную роль в психическом развитии человека занимает такое явление, как рефлексия - мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ собственных эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения [3].

Советский психолог Выготский Л.С. утверждал, что, свежеобразованные виды связей и соответсвия функций предполагают, как базу отзеркаливание личных процессов в сознании [4]. Рубинштейн С.Л. высказывал мнение, что: возникновение сознания напрямую связано с выделением конкретного опыта взаимосвязи, окружающего мира и самого себя [5].

Человеческий мозг способен проявлять впечатляющую активность, находясь в ситуации «жизненного цейтнота» ему приходится активно и непрерывно обрабатывать поступающую информацию. Именно процесс обработки информации на основе уже полученных знаний определяет смысл сознания человека. Размышления на тему роли человеческой психики в саморазвитии и самосовершенствовании человека можно завершить мнением русского религиозного мыслителя и философа В.С. Соловьёва - желание человека стремиться к идеалу естесвенно, если у человека есть желание, значит он может этого достичь, а если может, то и должен к этому стремиться [6].

Саморазвитие, самопознание, самоконтроль и самовоспитание являются важными способами самосовершенствования личности будущего педагога. В этом плане, высшее образование не только формирует фундамент, но и наделяет студента стимулом, мотивацией и направлением для полноценного развития. И.А. Зязюн отмечает, что достяжение высот педагогического умения, даже в рамках идеально созданных условий невозможно без достяжения баланса между близкими по сутие своей процессами - образованием и самообразованием [7].

Множество исследователей, педагогов и психологов за рубежом считают, что наиболее важным элементом самообразования, как студентов, так и педагогов, является способность учиться. Так, для построения плодотворной учебной работы необходима отработка так называемого метакогнитивного мышления, благодаря которому человек способен анализировать суть своих действий, их результаты и последствия.

Само понятие метапознания было введено ещё в 1976 году Джоном Флейвеллом, который обусловил его как совокупность познаний человека об ведущих особенностях познавательной сферы и методиках её контроля. Метапознавательные процессы в большей степени позволяют контролировать и корректировать процесс самообразования. В соответствии с А. Брауном эти процессы возможно поделить на две главные категории: познание о знании (совокупность тех типов работы, которые включают намеренную рефлексию над когнитивными возможностями и действиями); регуляция знаний (совокупность таких типов работы, которым необходимы такие механизмы саморегуляции при выполнение всевозможных проблем или же во время самого процесса обучения).

Таким образом, можно представить этапы работы студента при самостоятельном решении возникающих педагогических задач:

- постановка проблемы - студент выдвигает задачу и соответствующие гипотезы;

- постановка цели - определяется желаемый результат;

- обращение к опыту решения задач - поиск методов, которые были использованы при решении аналогичных задач;

- планирование - разделение задачи на составные части, и построение последовательности действий для решения каждой из них;

- прогноз возможных ошибок - анализ имеющегося плана действий на корректность;

- получение результата - решение поставленной задачи.

При этом, весь процесс от самого начала и до завершения сопровождается постоянным контролем своих действий и анализом с точки зрения целесообразности того или иного действия, при необходимости совершается пересмотр методов и их корректировка.

Советский педагог и психолог П.Ф. Каптерев указывал на тяготение каждого человека к знаниям, путем самостоятельного изучения: «Ничем не искоренённое стремление человека к самообразованию лежит в самой его природе, обусловливается самим его существованием. Каждый организм является самодеятельным началом, которое носит в самом себе источник деятельности. Мы не можем переложить свои знания, свои идеи и чувства со своей головы в чью-то чужую

голову и сердце; мы можем только пытаться возбуждать их в мыслях другого соответствующими впечатлениями, вызывать другого на такую личностную деятельность, в результате которой у него вышли бы соответствующие мысли и чувства» [8].

Выводы. В результате данного исследования было охарактеризовано понятие самообразования, приведены различные трактовки известных педагогов и определена его роль в жизни студента, описана важность процесса непрерывного обучения педагога, определена роль психического развития и его влияние на самосовершенствование студента, изложена суть метапознавальных процессов и составлена последовательность действий, которая приводит к решению множества педагогических задач.

Литература:

1. Кареев Н.И. Самообразование, способ обучения / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

2. Бекасова С.Н. Информационные потребности студентов как фактор профессионального и личностного развития (на материале цикла педагогических дисциплин) / Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук: спец. 19.00.03 «Психология развития». - СПб., 1999 - 24 с.

3. Белоусов М.А. / Большая российская энциклопедия: в 35 т. / гл.ред. Ю.С. Осипов. - М, 2004-2017.

4. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1982. - С. 138-142.

5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. - М., 1957. - С. 260.

6. Самовоспитание в педагогике [Электронный ресурс]: https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/ samovospitanie -v-pedagogike/

7. Зюзин И.А., Крамущенко Л.В., И.Ф. Кривонос. Педагогическая специальность: учебник / под ред. И.А. Зюзина. - К., 2008. - С. 376.

8. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс: [избр. пед. соч.]. - М.. 1991. - С. 3.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Сысоева Елена Юрьевна

Самарский национальный исследовательский университет имени акакдемика С.П. Королева (г. Самара)

СПЕЦИФИФИКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются концептуальные положения инклюзивного образования, значимость и ценность разнообразия для всех субъектов образовательных отношений как средства обогащения процесса познания. Определена специфика коммуникативной компетентности педагога инклюзивного образования: принятие и реализация в коммуникации инклюзивных ценностей, толерантность, другодоминантность, умение рассматривать индивидуальные особенности обучающихся как новые возможности к овладению способами деятельности и коммуникации, умение преодолевать возникающие барьеры во взаимодействии, использовать вспомогательные (дополняющие) и альтернативные способы коммуникации.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, коммуникативная компетентность педагога, педагогическое взаимодействие, лица с особыми образовательными потребностями.

Annotation. The article describes the conceptual framework of inclusive education and the significance and value of diversity for all actors in educational relationships as a means of enriching the learning process. The article identifies the specificity of the communicative competence of the teacher of inclusive education: acceptance and implementation in communication of the values of inclusive education, tolerance, diversity and the ability to view the individual characteristics of learners not as shortcomings, as new opportunities to learn ways of working and communication, to overcome barriers in interaction, to use supportive (complementary) and alternative means of communication.

Keywords: inclusion, inclusive education, communicative competence of the teacher, pedagogical interaction, persons with special educational needs.

Введение. Гуманистическая парадигма общественного сознания строится на понимании ценности взаимозависимости и взаимодействии современного мира, стремлении существенно сократить процессы дискриминации лиц с особенностями развития. Внедрение и значительное расширение инклюзивной образовательной практики предполагает обучение не только лиц с особенностями развития, но и с иными потребностями в целом, связанными с другим вероисповеданием, мировоззрением, ценностями, установками и т.д., актуализирует проблему определения содержательных и технологических основ профессиональной культуры современного педагога инклюзивного образования. Основной идеей инклюзии как определенного общественного идеала является включение людей с совершенно разными образовательными потребностями в общественную деятельность, что в свою очередь предполагает организацию такой образовательной среды, в которой каждый воспитанник чувствует себя включенным в общий процесс, и тем самым у него повышаются способности социальной адаптации, формируются активная социальная позиция, социальные отношения, что может способствовать гармоничной социальной идентичности. Основные международные принципы инклюзивного образования формулируются и разъясняются в русле индивидуалистического подхода и концепции нормализации, суть которой составляют положения о ценности каждого человека, независимо то того, какой он и каких возможностей может достичь, о праве на достойное человеческое существование всех людей без исключения, об обязанности общества создавать такие возможности для всех. Разнообразие в современных условиях признается не только ценностью, но и преимуществом, значимым и полезным для всех участников образовательных отношений. Необходимо также понимать, что «инклюзия - это не одинаковое отношение ко всем, а учет разнообразия в реальной образовательной практике, компетентное реагирование на разнообразные потребности и разнообразные возможности учащихся» [11].

Идея разнообразия и включенности в образовательное пространство лиц с разными образовательными потребностями и возможностями содержит в себе мощный гуманистический потенциал для всех субъектов образовательных отношений, так как способствует формированию нового, уникального опыта социальных отношений: социальной отзывчивости, эмпатии, принятия другого, «иного» со стороны здоровых обучающихся и развитиию уверенности в себе как основы жизнеутверждающей стратегии со стороны лиц с особенностями развития. В инклюзивном образовании развитие навыков сотрудничества, продуктивного опыта социальных отношений имеет первостепенное значение и предполагает новый тип гуманистически ориентированных отношений, осуществления благоприятных психологических и средовых условий для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.