Научная статья на тему 'Роль самоменеджмента, мотивации и рефрейминга в достижении эффективной деятельности специалиста'

Роль самоменеджмента, мотивации и рефрейминга в достижении эффективной деятельности специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1806
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономикс
Область наук
Ключевые слова
самоменеджмент / самомотивация / приемы самомотивации / рефрейминг / самоменеджмент / самомотивація / заходи самомотивації / рефреймінг / self-management / self-motivation / methods of self-motivation / reframing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Нина Васильевна

В статье рассматривается влияние самоменеджмента, мотивации и рефрейминга на эффективность деятельности человека. Рассматривается влияние непрерывного образования на различные аспекты самомотивации специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of self-management, motivation and reframing in achieving effective activity of a specialist

The influence of self-management, motivation and reframing on the efficiency of human activity is examined in the article. The continuing education impact on various aspects of specialist’s self-motivation is considered.

Текст научной работы на тему «Роль самоменеджмента, мотивации и рефрейминга в достижении эффективной деятельности специалиста»

ЭКОНОМИКС. 2013. № 2.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

УДК 331. 5.07

Панова Н.В.*

РОЛЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА, МОТИВАЦИИ И РЕФРЕЙМИНГА В ДОСТИЖЕНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

Панова Н.В. Роль самоменеджмента, мотивации и рефрейминга в достижении эффективной деятельности специалиста. - Статья .

В статье рассматривается влияние самоменеджмента, мотивации и рефрейминга на эффективность деятельности человека . Рассматривается влияние непрерывного образования на различные аспекты самомотивации специалиста .

Ключевые слова: самоменеджмент, самомотивация, приемы самомотивации, рефрейминг.

Panova N.V. The role of self-management, motivation and reframing in achieving effective activity of a specialist. - Article .

The influence of self-management, motivation and reframing on the efficiency of human activity is examined in the article . The continuing education impact on various aspects of specialist's self-motivation is considered

Keywords: self-management, self-motivation, methods of self-motivation, reframing.

Панова Н.В. Роль самоменеджменту, мотивації і рефреймингу в досягненні ефективної діяльності фахівця. - Стаття .

У статті розглядається вплив самоменеджменту, мотивації і рефреймингу на ефективність діяльності людини . Розглядається вплив безперервної освіти на різні аспекти самомотивації спеціаліста

Ключові слова: самоменеджмент, самомотивація, заходи самомотивації, рефреймінг.

Самоменеджмент в эффективной деятельности работника представляет собой руководство самим собой для реализации достижения целей профессиональной деятельности в зависимости от личных качеств и технологий, которые учитывают свойства процесса и системы. Исследование системы процессуальных функций следует проводить с учетом влияния реализации профессиональной деятельности Важными составляющими в процессе становления специалиста выступает непрерывное самообразование специалиста

Непрерывное образование специалиста нацелено на овладение современными технологиями с одной стороны и освоение профессиональных образовательных программ - с другой. Возможность руководителя повлиять на механизм самомотивации основан на анализе существующих программ совершенствования профессиональной деятельности, которые подразделяются на:

• программы, характеризующиеся ведущей функцией социальной направленности;

• программы психолого-педагогической поддержки, направленные на повышение

* Панова Нина Васильевна - доцент кафедры управления и экономики Санкт-Петербургской академии

постдипломного образования (СПб АППО), кандидат педагогических наук, доцент, г. Санкт-Петербург, Россия .

психологической адаптации личности в трудовом процессе;

• программы, включающие формы аналитического информационного сопровождения производственного процесса, ориентированные на оптимизацию последипломного образования

Задача руководителя обеспечить в деятельности профессионала преемственность процесса, который способствует конкурентоспособности личности в системе общественных отношений Основной потребностью деятельности специалиста выступает направленность на его самомотивацию, которая создает мобильность, гибкость и доступность в реализации современных задач в организации

Самомотивация необходима человеку в осуществлении успешной деятельности, которая формируется благодаря внутренним намерениям работника Внутренние мотиваторы усиливаются в условиях личностнозначимой деятельности Самомотивация работника развивается в процессе социализации в зависимости от существующих в обществе ценностей Совокупность свойств личности рассматривается как внутренний потенциал, создающий успешность в практической деятельности, и обеспечивает содержательную характеристику профессионального долголетия [3, с 66]

Рассмотрим взаимосвязь самоменед-жмента, мотивации и рефрейминга как новых примет в деятельности специалиста

Если самоменеджмент представляется нам как целенаправленное и последовательное использование практических методов в повседневной деятельности специалиста для оптимального использования времени, то его можно соотнести с моделью требований к качествам личности, вбирающим в себя:

• способность формулировать и реализовывать жизненные цели;

• возможность реализовывать личную организованность;

• проявление самодисциплины;

• знание техники личной работы;

• способность делать себя здоровым;

• реализацию эмоционально-волевого потенциала;

• осуществление самоконтроля

Ключевым моментом при этом является направление мотивации, которое отражает то, чего мы хотим, либо то, чего мы не хотим В различных источниках приводятся разнообразные определения мотивации

Под внутренними факторами мотивации понимаются потребности, желания, стремления, ожидания, ценностные установки и другие компоненты личности. Мотивированную деятельность можно определить как свободную, обусловленную внутренними побуждениями действовать в своих целях, реализуя интересы своей деятельности как процесс сопряжения целей организации и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих в системе различных способов достижения намеченных целей [1, с. 273-276]. Эти силы находятся вне и внутри каждого человека и заставляют осознанно или неосознанно совершать некоторые поступки При этом связь между действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил .

Существует фактор, действующий на мотивацию человека как катализатор, - его ценности . То, что мы ценим, определяет, чем является для нас работа, жизнь, какие действия мы предпринимаем, от чего-либо к чему мы будем направляться

Мотивационная система работника носит подвижный, изменяющийся во времени характер и влияет на другие сферы в образовании Мотивированные по-разному люди реализуют разные подходы заинтересованности в эффективном взаимодействии и осуществлении новых проектов

Мотивированность проявляется в процессе деятельности, в стремлении и планах

Роль самоменеджмента, мотивации и рефрейминга в достижении эффективной деятельности специалиста

на будущее, определяя стремление личности в поведенческих актах удовлетворять свои потребности [2]. При этом активность должна быть как минимум выше среднего уровня В этих случаях работает самомотивация, которая при сохранении имеющихся достижений направлена на их защиту

Самомотивация отвечает за поступательность естественного развития в процессе непрерывного образования, которая характеризует продуктивность деятельности специалиста в целом . Это принятие ответственности за результат посредством внутреннего контроля над достижением цели. Самомотивация возникает вследствие умения работать с негативной информацией, существующей в значимой ситуации, которая включает множество различных внутренних стимулов, часть из которых:

- личные бонусы, поощрение своей деятельности различными подарками, при помощи которых это поощрение осуществляется;

- амбиции и цели, которые раскрывают новую деятельность для профессионала;

- осознание важности своей деятельности, значимости процесса непрерывного саморазвития и личностного прогресса Возникает рост ответственности в процессе самоанализа собственного понимания зачем, что, как и когда необходимо развивать в себе

Способность к самомотивации подразумевает, что работнику не просто нравится то, чем он занимается, для него важны моменты, когда его энтузиазм иссякает, у него существуют механизмы, чтобы восстановить силы и желание совершенствоваться. Проявляясь как чувство долга, ответственности, самомотивация является отражением внутренней установки на качественный, производительный труд, осознанное желание быстрее достичь результата Процесс непрерывного образования неоднороден и самомотивация актуальна в ситуации, когда человек находится на спа-

де сил, энергии, в проблемной зоне, когда возникает преодоление себя, выбор, гармонизация своего «хочу» и «должен» .

Выигрыш времени при самомотивации специалиста имеет ряд существенных характеристик в деятельности:

- стремление к достижениям, желание достичь стандарта совершенства или улучшить его;

- приверженность цели учреждения;

- инициатива и оптимизм, использование возможностей к преодолению профессиональных неудач и препятствий

Учитывая, что самомотивация может исчезать в процессе достижения цели, т к меняются цели, убеждения, поддерживающие их, то происходит переоценка нового опыта, сопоставление себя и окружающей действительности. Характерно, что самомотивация свойственна зрелой личности, стремящейся к самопознанию и личностному росту, осуществляющая способность в сложных и ответственных условиях обходиться без внешнего «подкрепления», поощрения, кого-то более сильного, умного или значимого человека

Сила самомотивации выражается в решении проблем, обладании властью над собой Ничего не происходит с педагогом до тех пор, пока он не достигнет нужного уровня мотивации и не сохранит его, чтобы изменить свою жизнь, совершить то, что нужно совершить, и достичь желаемого

Рассмотрим ряд приемов самомотивации, реально влияющих на профессиональную деятельность с учетом профессионального опыта.

«К звездам». Сотруднику предлагается представить свое возможное счастливое будущее через много лет Ведет ли то, чем вы сейчас занимаетесь, к тому, что вы хотите получить в далеком будущем?

«Фильм ужасов», или мотивация от обратного Для специалиста создается в воображении небольшой фильм-картинка всего плохого, что может произойти, если не изменится привычный стиль жизни

Тогда может возникнуть вполне хороший стимул, чтобы что-то начать, делать позитивные поступки уже сейчас Возможно, это способ заставить себя действовать

Осознанный выбор. Данный прием подходит для людей с высоким EQ. Слова «должен», «нужно» заменяются на радикальноответственное «я выбираю»

Эффект срочности. Такой прием помогает профессионалу ставить себе жесткие сроки исполнения, придумать, что ждет его в случае успеха или неуспеха: представить свой собственный кнут или пряник Иначе мотивация пропадает

«Дамоклов меч». Данный прием заключается в том, что рассказывается всем значимым людям о своем желании начать новую жизнь Именно такой способ мотивации приводит к достижению цели

Дневник успеха. Данный прием действительно является очень мощным стимулом, когда опускаются руки, необходимо рассматривать фотографии себя успешного, кода Вы раньше справлялись с проблемами, а значит, справитесь и сейчас

Благодарность. Такой прием является одним из самых мощных действующих средств в самомотивации

Существуют некоторые управленческие приемы, способствующие развитию навыков самомотивации, которые будут играть положительную роль в осуществлении непрерывного образования

Рефрейминг - прием, который позволяет увидеть ситуацию, факт, действие под иным, непривычным углом зрения, который может строиться по нескольким принципам:

- позитивное переформулирование сообщений: «Мы даем тебе дополнительный проект» вместо: «Ты получаешь дополнительную нагрузку за те же деньги»;

- выявление преимуществ любой ситуации, использование в формулировках слова «зато»: «Он медлителен, зато тщательно все проверяет и не допускает ошибок»;

- постановка факта или ситуации в выгодный для сравнения;

- использование контрастов со словом «или»: «Лучше, если я пообещаю тебе необходимые средства, или скажу о реальных ресурсах, которые могу гарантировать?»

Использование рефрейминга помогает представить по-новому разные стороны события . Практика показывает, что люди, которые регулярно используют его, значительно более удовлетворены и счастливы, причем не только на работе, но и в личной жизни [4].

Польза самомотивации в том, что профессионал длительное время обходится без внешних стимулов и контроля, в том числе в сложных и ответственных ситуациях. Чтобы работать эффективно, используя вдохновение, необходимо подключить механизм самомотивации, убеждая себя, что дело, которым приходится заниматься, желанное. Его можно выполнить качественно и талантливо. Существуют в повседневном поведении специалиста индикаторы самомотивации:

- внутренние установки человека;

- способы решения проблем;

- готовность брать на себя ответственность;

- оригинальное мышление, умение уходить от стереотипов

Считается, что самомотивация - это способность сознательно мотивировать себя на выполнение тех дел, которые не вызывают у вас особого интереса. Отличие между сознательной самомотивацией и бессознательным стремлением к цели заключено именно в природе происхождения главного мотива. Если специалист не имеет мотива внутри себя, то после долгих и правильных усилий воли он следует в заданном направлении. Жизнеутверждающий мотив деятельности живет внутри профессионала еще до того, как пришло решение действовать

При сознательной самомотивации реализуется механизм усиленного поиска к достижению поставленной цели, когда человек неотступно добивается результатов. Это оказывается возможным в усло-

Краудсорсинг как эффективный инструмент развития маркетинга отношений

в вузе

виях создания системы взаимодействия, в процессе освоения образовательных программ непрерывного образования .

Список литературы

1. Основы менеджмента. / Т Е . Березкина, Д .Д. Вячугов, В .Р. Веснин и др . ; Под ред. Д .Д. Вачугова. - М .: Высш . шк., 2001. - 367 с.

2. Иванова С. В. Тренер-консультант KPG Training Center Ivanova & Lebedeva, г. Москва. / [Электронный ресурс]. - Режим до-

ступа: http://www. new-management. info/ articles/221.

3. Панова Н.В . Развитие профессиональной успешности личности педагога: учебно-методическое пособие . / Н. В. Панова - СПб .: ИПКСПО, 2008. - 268 с.

4. Проблемы мотивации в современной психологии. Электронный ресурс. -режим доступа: URL: http://www. roman . by/r-86692. html

УДК 339.138:[338.46:378]

Бузуева Ю.Г.* КРАУДСОРСИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА ОТНОШЕНИЙ В ВУЗЕ

Бузуева Ю.Г. Краудсорсинг как эффективный инструмент развития маркетинга отношений в вузе. - Статья .

В статье рассматривается подход, способствующий повышению эффективности применения коммуникативных инструментов маркетинга отношений в вузе на базе краудсорсинга. Предложены практические рекомендации с использованием преимуществ краудсорсинга.

Ключевые слова: маркетинг отношений, маркетинговые коммуникации, краудсорсинг

Buzuyeva Yu.G. Crowdsourcing as an effective method of relationship marketing development at higher school. - Article .

The article presents the approach that enhances the efficiency of relationship marketing communicative methods implementation at higher school based on crowdsourcing. Practical recommendations with crowdsourcing advantages implementation are proposed .

Keywords: relationship marketing, marketing communications, crowdsourcing.

Бузуєва Ю.Г. Краудсорсинг як ефективний інструмент розвитку маркетингу відносин у вузі. - Стаття

У статті розглядається підхід, що сприяє підвищенню ефективності застосування комунікативних інструментів маркетингу відносин у вузі на базі краудсорсинга . Запропоновані практичні рекомендації з використанням переваг краудсорсинга

Ключові слова: маркетинг відносин, маркетингові комунікації, краудсорсинг

Ключевой элемент построения марке- самих потребителей . Для развития маркетинга отношений - рациональное взаимо- тинга отношений в вузе необходимо разра-

действие всех участников коммуникаций . ботать специальную методику на базе кра-

Традиционные маркетинговые коммуни- удсорсинга как эффективного коммуника-

кации носят массовый характер и слабо тивного маркетингового инструмента.

учитывают специфику конкретных потре- Краудсорсинг - использование кол-

бителей. При построении долгосрочных лективного разума тысяч доброволь-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отношений необходимо учитывать мнение цев для улучшения своих продуктов и

* Бузуева Юлия Геннадьевна - специалист по маркетингу ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», аспирантка кафедры «Предпринимательство и маркетинг» ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», г. Орел, Россия .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.