Научная статья на тему 'Краудсорсинг как эффективный инструмент развития маркетинга отношений в вузе'

Краудсорсинг как эффективный инструмент развития маркетинга отношений в вузе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
842
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинг отношений / маркетинговые коммуникации / краудсорсинг / маркетинг відносин / маркетингові комунікації / краудсорсинг / relationship marketing / marketing communications / crowdsourcing

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бузуева Юлия Геннадьевна

В статье рассматривается подход, способствующий повышению эффективности применения коммуникативных инструментов маркетинга отношений в вузе на базе краудсорсинга. Предложены практические рекомендации с использованием преимуществ краудсорсинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crowdsourcing as an effective method of relationship marketing development at higher school

The article presents the approach that enhances the efficiency of relationship marketing communicative methods implementation at higher school based on crowdsourcing. Practical recommendations with crowdsourcing advantages implementation are proposed.

Текст научной работы на тему «Краудсорсинг как эффективный инструмент развития маркетинга отношений в вузе»

виях создания системы взаимодействия, в процессе освоения образовательных программ непрерывного образования .

Список литературы

1. Основы менеджмента. / Т Е . Березкина, Д .Д. Вячугов, В .Р. Веснин и др . ; Под ред. Д .Д. Вачугова. - М .: Высш . шк., 2001. - 367 с.

2. Иванова С. В. Тренер-консультант KPG Training Center Ivanova & Lebedeva, г. Москва. / [Электронный ресурс]. - Режим до-

ступа: http://www. new-management. info/ articles/221.

3. Панова Н.В . Развитие профессиональной успешности личности педагога: учебно-методическое пособие . / Н. В. Панова - СПб .: ИПКСПО, 2008. - 268 с.

4. Проблемы мотивации в современной психологии. Электронный ресурс. -режим доступа: URL: http://www. roman . by/r-86692. html

УДК 339.138:[338.46:378]

Бузуева Ю.Г.* КРАУДСОРСИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА ОТНОШЕНИЙ В ВУЗЕ

Бузуева Ю.Г. Краудсорсинг как эффективный инструмент развития маркетинга отношений в вузе. - Статья .

В статье рассматривается подход, способствующий повышению эффективности применения коммуникативных инструментов маркетинга отношений в вузе на базе краудсорсинга. Предложены практические рекомендации с использованием преимуществ краудсорсинга.

Ключевые слова: маркетинг отношений, маркетинговые коммуникации, краудсорсинг

Buzuyeva Yu.G. Crowdsourcing as an effective method of relationship marketing development at higher school. - Article .

The article presents the approach that enhances the efficiency of relationship marketing communicative methods implementation at higher school based on crowdsourcing. Practical recommendations with crowdsourcing advantages implementation are proposed

Keywords: relationship marketing, marketing communications, crowdsourcing.

Бузуєва Ю.Г. Краудсорсинг як ефективний інструмент розвитку маркетингу відносин у вузі. - Стаття

У статті розглядається підхід, що сприяє підвищенню ефективності застосування комунікативних інструментів маркетингу відносин у вузі на базі краудсорсинга . Запропоновані практичні рекомендації з використанням переваг краудсорсинга .

Ключові слова: маркетинг відносин, маркетингові комунікації, краудсорсинг

Ключевой элемент построения марке- самих потребителей . Для развития маркетинга отношений - рациональное взаимо- тинга отношений в вузе необходимо разра-

действие всех участников коммуникаций . ботать специальную методику на базе кра-

Традиционные маркетинговые коммуни- удсорсинга как эффективного коммуника-

кации носят массовый характер и слабо тивного маркетингового инструмента.

учитывают специфику конкретных потре- Краудсорсинг - использование кол-

бителей. При построении долгосрочных лективного разума тысяч доброволь-

отношений необходимо учитывать мнение цев для улучшения своих продуктов и

* Бузуева Юлия Геннадьевна - специалист по маркетингу ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», аспирантка кафедры «Предпринимательство и маркетинг» ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», г. Орел, Россия .

услуг при наименьших затратах [1, с. 18]. Этот термин впервые введен одним из авторов-колумнистов Джеффом Хау при участии редактора Марка Робинсона [2, с. 3]. Д. Хау в июне 2006 года опубликовал статью «The Rise of Crowdsourcing», в которой впервые в мире употребил термин «краудсорсинг». В статье Д . Хау описал феномен объединения людей для решения какой-либо задачи без вознаграждения или с очень маленьким вознаграждением и последствия развития таких объединений для компаний, решающих аналогичные задачи профессионально. Через несколько лет была написана книга «Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса» [3]

Термин краудсорсинг стал значительно чаще встречаться на страницах россий-

ских СМИ. Первые лица государства, политики и деятели бизнеса используют его в своих публичных выступлениях.

Консультанты из МеКтБву Арне Гаст и Мишель Занини считают, что краудсорсинг способен резко повысить целенаправленность организации и качество ее стратегии «за счет выявления разрозненных частных будущих возможностей, которые обычно упускают из виду» [4].

Австрийский маркетолог и консультант по краудсорсингу Ханнес Трейхль поясняет это так: «Краудсорсинг - это подход к менеджменту, когда компания ориентируется в производстве товаров и услуг на клиента и дает ему возможность принимать решения . Эту возможность любое предприятие может включить в стратегию» (рисунок 1) [2, с. 3].

Товарная

политика

Стратегия

t

Исследования

КраудсорсиЕіг

Ценообразование

Коммуникации

[ [родажи

Рис. 1. Маркетинговое содержание краудсорсинга.

Краудсорсинг - достаточно новый, но уже зарекомендовавший себя как эффективный для достижения целей инструмент развития бизнеса. Другими словами, если вуз сумеет задействовать потенциал потребителей при создании и корректировке стратегий, он получит наиболее весомые преимущества перед конкурентами .

В России есть опасения, связанные с применением краудсорсинга

1. Опасение: краудсорсинг - дорогой ресурс Многие компании считают, что использование этого инструмента обходится компании слишком дорого

Реальность: изначально, краудсорсинг может быть платным и бесплатным. Уни-

версальным инструментом краудсорсинг делает возможность его организации как на собственном сайте, так и в социальных сетях Тем более что социальные сети предлагают большие возможности в привлечении потребителей. Например, в качестве платформы можно использовать группу (сообщество) в социальной сети «ВКонтакте».

2. Опасение: необходимость мотивации Компании считают, что если отсутствует мотивация участников (материальными благами или деньгами), качество идей и советов снижается

Реальность: для привлечения участников вознаграждение не главное Важнее интерес, который ими движет, а также возможность участвовать в различных крупных проектах, самореализация (желание увидеть свою идею внедренной)

Как отмечает основатель российского краудсорсингового проекта OmniVision Михаил Трейвиш: «В реальной жизни, у многих талантливых людей нет возможности взять и напрямую предложить свои идеи крупной компании Так что, по сути, краудсорсинг, напротив, позволяет сократить расходы на те же консультационные услуги, которые стоили бы компаниям немалых денег» [5].

Использование краудсорсинга в России находится на этапе становления Многие компании до сих пор не представляют, что это за инструмент Но те компании, которые его уже используют, знают, что с помощью краудсорсинга можно значительно повысить свою конкурентоспособность на рынке и дополнительно получить новые идеи для развития

Реализация краудсорсинговых проектов стала возможной благодаря появлению информационных краудсорсинговых ресурсов - интернет-платформ . Краудсорсин-говые платформы объединяют различные типы людей: это могут быть творческие личности, профессионалы в различных областях или просто заинтересованные.

Краудсорсинговые платформы функционируют по единой схеме:

1) заинтересованная в краудсорсинге компания объявляет о начале конкурса;

2) платформы исследуют поставленную задачу и делят ее на микрозадачи;

3) в зависимости от условий работы платформы в решении задач могут участвовать как все заинтересованные исполнители, которые подают заявки на участие (участники, соавторы), так и квалифицированных исполнители (эксперты);

4) платформа проверяет исходное задание и сделанную работу на предмет соответствия;

5) платформа выдает компании лучшее проверенное решение;

6) клиент перечисляет вознаграждение лучшему исполнителю

С .М . Шапигузо и А.К . Синягин отмечают, что «Краудсорсинг - это не просто организация форума, на котором участники формулируют в нерегулируемом режиме свои вопросы, замечания и предложения, и даже не традиционный механизм обратной связи, а организационно и методически упорядоченная модель взаимодействия организации с инициативными пользователями Интернета» [6].

По определению Василия Бурова, председателя совета директоров компании WikiVote, краудсорсинг предполагает передачу некоего процесса на обработку неопределенному числу лиц Важно при этом сохранить управляемость подобного процесса и обеспечить качественный результат. Для этого и предназначены информационные технологии, лежащие в основе краудсорсинга Технология направлена на выбор решения, с эффективностью которого должно согласиться большинство участников процесса При этом не всегда наиболее популярное решение является эффективным и реализуемым [7].

Краудсорсинг используется в основном в государственном секторе и бизнесе В вузовской среде краудсорсинг не получил еще активно развития Во всяком случае, в

области работы именно с потенциальными потребителями

Московский государственный гуманитарный университет имени Шолохова на сайте Со5П15сиБ5 выложил программу развития университета, где любой желающий может ознакомиться и прокомментировать [8].

Основной целью краудсорсинговой деятельности в вузе будет увеличение уровня заинтересованности наиболее креативных и творчески мыслящих потенциальных потребителей образовательных услуг в процессе взаимоотношений, а также создание системы, позволяющей вузу получать отзывы и новые идеи в режиме реального времени

На базе Госуниверситета - УНПК был проведен краудсорсинговый проект для школьников г Орла и Орловской области в социальной сети «ВКонтакте» . Согласно разработанной методике опишем основные этапы проекта:

1 этап. Назначение ответственных. Ответственные за проведение проекта (рабочая группа): ректор, начальник управления по международной работе и внешним связям, декан факультета довузовской подготовки и профессиональной ориентации, зам ответственного секретаря приемной комиссии, специалист по маркетингу, дизайнер

2 этап . Выбор инструментов. В качестве инструмента была выбрана группа (сообщество) в социальной сети «ВКонтакте»

Группа «ВКонтакте» - это эффективный канал информационного воздействия на целевую аудиторию, с целью ее изучения, повышения узнаваемости бренда вуза, формирования и укрепления лояльности потенциальных потребителей, поиска новых потребителей, распространению информации Например, когда пользователь сети «ВКонтакте» становится членом группы, все пользователи, являющиеся его друзьями в сети, видят это действие

Преимущества социальной сети «ВКонтакте»:

- большая контактная аудитория (по России и СНГ);

- большая целевая аудитория (более 40% - пользователи до 18 лет);

- большое количество сервисов;

- возможность просмотра статистики группы

3 этап. Выбор вида краудсорсинга. В качестве вида краудсорсинга был выбран внешний (направленный на потенциальных потребителей услуг вуза - старшеклассники г Орла и Орловской области), двусторонний (поддержание активного диалога с участниками проекта)

4 этап. Привлечение участников . Использованные варианты привлечения потенциальных участников в группу:

1) электронные СМИ (размещение ссылки на группу и информации на главной странице официального сайте университета);

2) прямая реклама (рассылка электронных писем посетителям Дней открытых дверей);

3) использование внутренних лидеров мнений:

- раздача информационных листовок в 11 классах представителями кафедр по профориентационной работе;

- распространение информации через студентов 1-2 курса;

- раздача информационных листовок на подготовительных курсах в группах 9-11 классов .

4) приглашение в группу создателем/ администратором

5 этап. Постановка задач . Краудсорсин-говый проект «Сделай ВУЗ ярче!» . В проекте для участников было предложено 3 направления: «Твой слоган», «Брендбук», «Специальный выпуск газеты Политехник».

6 этап . Определяются критериев фильтрации и отбора поступивших предложений В ходе проекта требования предъявлялись только к слоганам:

1) слоганы не должны содержать материалы, противоречащие действующему законодательству РФ, использование не-

цензурных слов и выражений оскорбительного характера, задевающих чувства и достоинства граждан;

2) слоганы должны содержать полное или сокращенное наименование университета;

3) каждый участник можно разместить несколько вариантов слоганов;

4) комиссия рассматривает все присланные варианты Если слоганы разных участников схожи (до степени смешения: например, простая перестановка слов), отбираются слоганы, которые были размещены раньше

7 этап . Разработка программ поощрения победителей у участников проекта. Для участников были предложены номинации:

1. Направление «Твой слоган»: автор лучшей идеи / команда-победитель (не более 2-х человек в команде); автор идеи, переданной на внедрение (в зависимости от результата)

2 Номинации направлений «Бренд-бук» и «Специальный выпуск газеты Политехник»: авторы идей, переданных на внедрение / команды-победители (не более 2-х человек в команде).

3. Номинации группы «Школьный актив»: участники с максимальным распространением информации группы; участники, пригласившие наибольшее количество друзей-школьников в группу

Дополнительные бонусы: статья о победителях в газете «Политехник», размещение информации о победителях и участниках на официальном сайте университета, возможность использования предложений/идей авторами для своего продвижения и портфолио

8 этап . Запуск проекта. 1 этап проекта (размещение слоганов в группе): 2 недели Три раза в группе размещалась предварительная информация о проекте За два дня до начала запуска проекта каждому состоящему в группе школьнику (170 участников, из них 137 школьников) было выслано личное сообщение с приглашением принять участие в проекте

9 этап. Предоставление информации (внешним) лидерам мнений

В качестве лидеров мнений были выбраны 6 участников группы по одному из г. Орла, г. Мценска, г. Болхова, г. Новосиля, с. Знаменское, п. Кромы. Лидеры мнений определялись методом «цифрового следа» -были выявлены самые активные участники группы, которые интересовались проектом и другой информацией, размещенной в группе, задавали большое количество вопросов Лидерам мнений предложили стать модераторами группы и получить в дальнейшем статус официального представителя вуза

10 этап Отбор полученных от участников слоганов/идей: 2 дня В ходе 1 этапа проекта «Сделай ВУЗ ярче!» было собрано 65 слоганов, 8 идей для специального выпуск газеты «Политехник», 13 идей для брендбука Для второго этапа рабочей группой было отобрано 15 слоганов

11 этап Повторное распространение информации Основное распространение информации происходило благодаря лидерам мнений и коммуникативному потенциалу самих участников проекта, прошедших во 2 этап, которые просили своих друзей и знакомых голосовать за их слоганы.

12 этап. Голосование проходило 5 дней, в закрытой от посторонних посетителей группе В голосовании приняли участие 141 участник группы.

13 этап Признание (объявление победителей) и вознаграждение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с тем что в начале проекта сразу появились активные участники, которые разместили свои идеи одновременно в нескольких направлениях, а также приглашали друзей и распространяли информацию группы, рабочая группа приняла решение рассмотреть общую степень участия каждого участника в проекте

Результаты проекта: 1 место - 4 участника; 2 место - 3 участника; 3 место - 5 участников

Номинация группы за активное распространение информации (лидеры мнений) - 6 человек.

Информации о победителях и призерах проекта была размещена в группе . Награждение состоялось на Встрече с ректором Госуниверситета - УНПК .

14 этап . Формирование обратной связи .

Внедрение результатов:

1. На основе полученных слоганов созданы три рекламных щита с фотографиями победителей проекта

Слоганы:

- «Госуниверситет - УНПК - Ждет именно тебя!»;

- «Госуниверситет - УНПК - Воплоти свои идеи в реальность!»;

- «Госуниверситет - УНПК! Я сделал свой выбор. А ты?» .

2. Фотографии победителей и призеров проекта располагаются на главной странице сайта www. gu-unpk ru в слайдере со ссылкой на дополнительную страницу с подробной информацией о мероприятии

3 Приняты к реализации 6 идей по направлению проекта «Специальный выпуск газеты Политехник»: статья об игре «Умники и Умницы», интервью у участников и победителей; очерк о вручении свидетельств об окончании Подготовительных курсов; статья о проекте «Сделай ВУЗ ярче!»; колонка анекдотов от участников группы; колонка поздравлений и пожеланий; простые эссе-размышления (студентов и преподавателей)

4 . Приняты к реализации 6 идей по направлению проекта «Брендбук»: обложка на зачетку и студенческий билет, брелок, калькулятор, мышка для ПК, рамка для фотографий

15 этап. Оценка эффективности крауд-сорсингового проекта

1) посещаемость (количество просмотров группы) и охват (учитываются пользователи, просмотревшие записи группы на стене или в разделе «Мои Новости») (рисунок 2);

к 4 І \ / \ ♦

1 1' 1 / ІЛ w /

1 h. [fl ■A tfw Ад и

і

•Посещаемость

•Охват

Рис. 2. Статистика группы.

Метод SWOT-анализа: его место в методах исследования, преимущества ___________________________и недостатки____________________________

2) количество участников в группе на момент объявления победителей - 288 человек (из них 194 школьника);

3) количество участников, принявших участие в проекте, - 38 человек (19,6% от количества школьников);

4) количество полученных в результате краудсорсингового проекта новых идей (см. этап 10).

Краудсорсинговые проекты можно эффективно вписать в модель коммуникаций вуза с абитуриентами. Абитуриенты находятся на этапе становления личности и стремятся взаимодействовать и обучаться . И краудсорсинг дает им такую возможность, способствует повышению ощущения степени участия в коммуникационной деятельности вуза

Список литературы

1. Много личного . Что компании могут сделать для своих клиентов, а клиенты для компаний // Маркетолог. - 2008. - № 1. -С. 18-20 .

2 Панкрухин А П Краудсорсинг - соблазнительный маркетинговый агрессор: принципы, содержание, технологии

/ А .П. Панкрухин // Практический маркетинг- 2011,- № 1,- С .3-10.

3. Хау Д. Сила коллективного разума / Д. Хау. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knowledgestream. ru/lectures/35.

4. Грингард С . Краудсорсинг позволяет совершенствовать бизнес-стратегию / С. Грин-гард / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. pcweek. ru/idea/article/ détail. php?ID=139803

5. Российский бизнес недооценивает возможности Краудсорсинга. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://omni-v. com/ru/blog/posts/6-rossiyskiy-biznes-nedootsenivaet-vozmozhnosti-kraudsorsinga

6 . Краудсорсинг в госсекторе: инновация с расчетом на гражданское общество . / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bujet. ru/article/193827. php

7. Коржов В. Интеллект толпы. / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.osp.ru/news/articles/2012 / 42/13032151/

8 Вузы переходят на краудсорсинг / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bg . ru/city/vuzy_perehodyat_na_ kraudsorsing-9507

УДК 339. 1

Изосимов С.В.*, Шевченко А.Л.** МЕТОД SWOT-АНАЛИЗА: ЕГО МЕСТО В МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Изосимов С.В., Шевченко А.Л. Метод SWOT-анализа: его место в методах исследования, преимущества и недостатки. - Статья .

В статье освещаются вопросы маркетингового исследования через SWOT-анализ для принятия стратегического решения, его место в методах исследования, технология проведения (SWOT-матрица и его модификации), области применения, такие как анализ факторов конкурентного окружения, планирование и конкурентная разведка, а также его преимущества и недостатки, что позволит оценить необходимость этого метода и выделить моменты, требующие совершенствования .

Ключевые слова: методы исследования; SWOT-анализ; стратегическое планирование, SWOT матрица, инструменты управления, модель бизнеса, преимущества и недостатки .

* Изосимов Станислав Валерьевич - магистр 1 курса, кафедра «Экономики и технологии управления», Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия

** Шевченко Анна Леонидовна - магистр 1 курса, кафедра «Экономики и технологии управления», Северо-Кавказский федеральный университет, г Ставрополь, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.