Научная статья на тему 'Роль рынка информационных услуг в развитии социально-экономических систем'

Роль рынка информационных услуг в развитии социально-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2386
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ / INFORMATION SERVICES / MARKET INFORMATION SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радчук Василий Александрович

В статье рассматривается значение рынка информационных услуг в национальной экономике Российской Федерации, условия и факторы, способствующие его динамичному развитию, а также меры по его совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Радчук Василий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MARKET INFORMATION SERVICES IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL-ECONOMIC SYSTEMS

The article discusses the importance of market information services in the national economy of the Russian Federation, the conditions and factors contributing to its dynamic development, as well as measures to improve it.

Текст научной работы на тему «Роль рынка информационных услуг в развитии социально-экономических систем»

Радчук В.А. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

15.7. РОЛЬ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Радчук Василий Александрович, аспирант НОО ВПО (НП) «Кисловодский гуманитарно-технический институт» г. Кисловодск

Контакты автора: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается значение рынка информационных услуг в национальной экономике Российской Федерации, условия и факторы, способствующие его динамичному развитию, а также меры по его совершенствованию.

Ключевые слова: информационные услуги, рынок информационных услуг

THE ROLE OF MARKET INFORMATION SERVICES IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL-ECONOMIC SYSTEMS

Radchuk Vasili Alexandrovich, graduate student of Kislovodsk Humanitarian-Technical Institute, Kislovodsk

Annotation: The article discusses the importance of market information services in the national economy of the Russian Federation, the conditions and factors contributing to its dynamic development, as well as measures to improve it.

Keywords: information services, market information services,

В современных условиях широкое распространение информационных технологий является, с одной стороны, - своего рода локомотивом всех отраслей национальной экономики, государственного и регионального управления, науки и образования, а с другой, - индикатором социально-экономического развития.

О важности информатизации говорит хотя бы тот факт, что современное общество зачастую называют информационным, обществом знания, а экономику, соответственно, - информационной, экономикой знания и т.п. и хотя подобного рода характеристики имеют различия, а зачастую весьма существенные, в контексте темы нашего исследования важно отметить, что из вышеприведенного следует однозначный и никем серьёзно не оспариваемый вывод о важнейшем значении современной экономики информационного ресурса, совокупность которых формирует информационное пространство различного масштаба: от глобального до микроэкономического (на уровне предприятия).

В этой связи к характерным чертам современного информационного пространства следует отнести следующие:

- решена проблема информационного бума, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

- обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

- важнейшим фактором развития становится информационная экономика;

- в основе общества становятся автоматизированные производство, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

- информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельностей человека;

- формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

- с помощью средств информатики реализуется свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

- реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду1.

В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:

1 Техническая и технологическая составляющая -современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.

2 Нормативно-правовая составляющая - юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.

3 Информационная составляющая - справочнонавигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.

4 Организационная составляющая - элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг2.

Таким образом, в настоящее время рынок информационных услуг представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных отношений по продаже и покупке информационных услуг, складывающихся между их поставщиками и потребителями.

Среди основных видов информационных услуг для предприятий можно выделить:

- услуги доступа к информации,

- услуги поиска информации,

- услуги обучения,

- консалтинговые услуги,

- услуги производства информации;

- услуги торговли;

- банковские услуги.

Первые четыре вида услуг являются разновидностями работы с уже существующей у продавца информацией и знаниями, последний же представляет собой генерацию новой, ранее не существовавшей информации. Представлены они в порядке возрастания сложности оказания информационных услуг и нети-пичности информационного продукта3.

Информационные услуги делятся на три группы: информационно-коммуникационные, информационно-

прикладные и информационно-коммерческие. Под ин-

1 Романов А.Н. Технология информационного рынка. М.: ЮНИ-ТИ - ДАНА, 2001. С.11.

2 Попов Е.В., Кац И.С. Рынок информационных услуг: особенности анализа и функционирования // Вестник УГТУ-УПИ.2005.№ 1. С.5-11; Ярковой, В.А. Основные направления развития информационных услуг в Российской Федерации// Экономическое возрождение России. 2010. №3 (25). С.56-61.

3 Попов Е.В., Кац И.С. Рынок информационных услуг: особенности анализа и функционирования // Вестник УГТУ-УПИ.2005.№

1. С.5-11.

Бизнес в законе

1 '2012

формационно-коммуникационными подразумеваются услуги, обеспечивающие передачу различных видов информации между субъектами общения. К ним относятся:

- услуги телеграфа, предназначенные для приема телеграфных сообщений, переданных абонентами со стандартных телеграфных аппаратов, и передачи информационных сообщений субъектам с предварительным указанием маршрута;

- услуги телефакса, состоящие в обеспечении приема сообщений, отправленных абонентам со стандартных факсимильных аппаратов по телекоммуникационной сети .

Широкое распространение в последнее десятилетие получили услуги электронной почты, которые служат для обмена информационными сообщениями между двумя и более удаленными друг от друга субъектами или персональными компьютерами. Возможности данного вида информационных услуг не ограничиваются отсроченной доставкой сообщения или документа другому лицу - предусматривается также хранение сведений в общедоступном или личном почтовом ящике, возможности формирования адреса, подготовки и обработки отправляемых и получаемых сообщений. Электронная почта стала неотъемлемым элементом офисной среды4.

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженернотехнические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Среди наиболее востребованных на рынке информационных услуг сфер деятельности, можно выделить целый ряд из них, потребность в которых полностью сформирована на основании повышенного спроса населения на информационные услуги. К ним следует отнести:

Системная интеграция в области управления недвижимостью (оптимизация организационных структур и документооборота, автоматизация регистрации прав на недвижимость, создание и ведение земельного кадастра).

Развитие системы учета коммунальных услуг и сбора коммунальных платежей.

Развитие инфраструктуры сети передачи данных, т.е. обеспечение широкого доступа к информации по общественной, экономической, политической жизни.

Расширение доступа к системам мобильной связи и телекоммуникациям (снижение тарифных планов, расширение зоны охвата телекоммуникационными системами, рост числа Интернет - порталов, ресурсов сети передачи данных).

Постановка учета, создание соответствующих баз данных (свободных рабочих мест, объектов недвижимости, субъектов права и другое).

Консалтинговая деятельность и оформление прав на недвижимость, девелоперская деятельность по инвестиционным проектам (для сферы малого предпринимательства).

4 Ярковой В.А. Основные направления развития информационных услуг в Российской Федерации // Экономическое возрождение России. 2010. №3 (25). С.56-61.

Использование дистанционных форм и методов обучения (в отдаленных от учебных мест населенных пунктах) в целях расширения возможностей получения профессионального образования гражданами.

Оказание дистанционных (удаленных) консультативно - медицинских услуг населению с использованием телекоммуникационного и телеизмерительного медицинского оборудования, в том числе с сеансами связи.

Создание государственного регистра населения в целях упрощения доступа населения к деятельности паспортно-визовых служб, паспортных столов в жилищно-эксплуатационных отделах (участках), органов записи актов гражданского состояния, органов местного самоуправления и т.д.5.

В последние годы возникли и активно развиваются электронный банкинг, электронное образование, электронная торговля, электронные медицинские услуги, электронный консалтинг, электронная реклама и многое другое.

Большинство экспертов прогнозируют серьёзные перспективы для развития рынка электронных услуг в Российской Федерации. И хотя текущее положение является практически аутсайдерским, в самые ближайшие годы следует ожидать мощного рывка нашей страны в данном направлении.

В пользу данного утверждения говорят следующие обстоятельства:

- традиционно высокий уровень образования в нашей стране;

- постоянно растущий спрос, а, соответственно, и предложение в национальном сегменте информационных технологий, характеризующихся очень высоким потенциалом.

По оценкам экспертов, российский рынок электронной коммерции обладает огромными перспективами роста. Так, например, доля интернет-продаж в обороте розничной торговли Российской Федерации составила по предварительным оценкам в 2011г. всего 1,6%, что в 3,5 раза меньше, чем в странах Европейского Союза, и в 4 раза - чем в Соединенных Штатах Америки6. Реализовать потенциал роста рынка позволит не только изменение поведения потребителей, но и распространение интернета в регионах (особенно отдаленных), на которые сегодня приходится лишь 40% оборота есоттегсе.

Российская Федерации продолжает находиться на этапе компьютерного бума. Это доказывают данные официальной статистики: только за годы финансового экономического кризиса число персональных компьютеров в государственных и муниципальных образовательных учреждениях выросло с 674,5 до 1056,1 тыс. шт. При этом подавляющее большинство из них (825,8 тыс. в 2009-2010 учебном году использовалось в учебных целях. Больше половины всех компьютеров подключена к всемирной сети Интернет7.

Следует отметить ряд серьезных мер Правительства Российской Федерации, среди которых важнейшей можно назвать принятие и реализацию Федеральной целевой программы «Электронная Россия» на период до 2010 года. В ее основе как раз и лежала задача широкого распространения новых информационных технологий, в частности:

5 Магомедов Х.А. Формирование и развитие рынка информационных услуг: Автореф...канд.экон.наук. Махачкала, 2006.- 24 с.

6 Перспективы рынка электронной коммерции// иК1_://Ийр://\ммм. finam.ru/analysis/conf00001003B7/default.asp

7 Российский статистический ежегодник.2010: Стат. сборник.-М.: Росстат, 2010.

Радчук В.А. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

- «переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти ;

- развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- обеспечение решения задач государственного управления с использованием элементов электронного правительства;

- развитие инфраструктуры электронного правитель-ства»8.

Логическим продолжением данной программы стала целевая государственная программа «Информационное общество (2011 - 2020 годы)». Так, по данным Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, на использование информационных технологий в государственных органах на 20122014 гг. в бюджете заложено 181 млрд. рублей9.

Цель Программы - получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.

Список литературы:

1. Магомедов Х.А. Формирование и развитие рынка информационных услуг: Автореф...канд.экон.наук. Махачкала, 2006. - 24 с.

2. На использование ИТ в госорганах на 2012-2014 гг. в бюджете заложено 181 млрд рублей - Режим доступа.-URL: //http://minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id_4=43025

3. Перспективы рынка электронной коммерции// http://www. finam.ru/analysis/conf00001003B7/default.asp

4. Попов Е.В., Кац И.С. Рынок информационных услуг: особенности анализа и функционирования // Вестник УГТУ-УПИ.2005.№ 1. С.5-11.

5. Романов А.Н. Технология информационного рынка. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001.

6. Российский статистический ежегодник.2010: Стат.

сборник.- М.: Росстат, 2010.-813 с.

7. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» - Режим доступа.-URL://http://fcp.eco-nomy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/ View/2008/134

8. Ярковой В.А. Основные направления развития

информационных услуг в Российской Федерации//

Экономическое возрождение России. 2010. №3 (25).- С.56-61.

References:

1. Маgomedov Н.А. Formirovanie I razvitie rinka informacionnih uslug: Аvtoref...kand.ekon.nauk. Маhachkala, 2006.- 24 p.

2. Na ispolzovanie IT v gosorganah na 2012-2014 gg. V budjete zalojeno 181 mlrd rub.-Regim dostupa.-URL://http://minsvyaz. ru/ru/news/ index.php?id_4=43025.

3. Perspektivi rinka elektronnoi kommercii// Regim dostupa.-http://www.finam.ru/analysis/conf00001003B7/ default.asp

4. Popov E.V., Katc I.C. Rinok informacionnih uslug: osobennosti analiza I funkcionirovanija// Vestnik UGTU-UPI.2005.№ 1. С.5-11.

5. Romanov А.№ Теhnologija informacionnogo rinka. М.: UNITI-DANA, 2001.

6. Rossijskij statisticheskij ezegodnik.2010: Stat. sbornik.- М.: Rosstat, 2010.-813 p.

7. Federalnaja celevaja programma «Elektronnaja Rossja (2002 - 2010 godi)»- Regim dostupa.- URL://http:// fcp.economy. gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/ View/2008/134

8. Jarkovoi V.A. Osnovnie napravlenija razvitija informacionnih uslug v Rossijskoj Federacii//Ekonomicheskoe vozrozdenie Rossii. 2010. №3 (25). - P.56-61.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Радчука В.А. «Роль рынка информационных услуг в развитии социально-экономических систем».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современном мире актуальность внедрения информационных продуктов и оказания информационных услуг, которое возможно было бы охарактеризовать как необходимость, является общепризнанной.

Автор совершенно справедливо определяет рынок информационных услуг как совокупность экономических, правовых и организационных отношений по продаже и покупке информационных услуг, складывающихся между их поставщиками и потребителями.

Далее автор, на основе собственного видения и анализа литературных источников, проводит исследование ключевых компонентов развития рынка информационных услуг в России, выделяет группы информационных услуг для предприятий и детализирует их содержание. Интересен вывод автора о том, что «информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов».

Вышеизложенные аспекты не вызывают сомнений в актуальности тематики статьи, посвященной исследованию роли и значения рынка информационных услуг в развитии сложных социально-экономических систем. Разработанные направления развития рынка информационных услуг являются актуальными и представляют интерес для органов управления всех уровней и хозяйствующих субъектов на подконтрольных территориях.

По нашему мнению, статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».

Профессор кафедры Социально-культурного

сервиса и туризма Кисловодского филиала ГОУ ВПО

«Московский государственный институт индустрии

туризма»,

д.э.н. Н.Н. Новоселова

8 Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» [Электронный ресурс] - Режим доступа.-11К1-://№р:// fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/ View/2008/134

9 На использование ИТ в госорганах на 2012-2014 гг. в бюджете заложено 181 млрд рублей [Электронный ресурс] - Режим досту-па.-URL://http://minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id_4=43025

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.