ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ В ФОРМИРОВАНИИ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ Авезова Ш.М.
Авезова Шахноза Махмуджановна - старший преподаватель, кафедра менеджмента, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются организационно-экономические механизмы формирования рынка информационных услуг в Узбекистане, условия и факторы, способствующие его динамичному развитию, а также особенности их формирования. Ключевые слова: информационные технологии, информационные услуги, рынок информационных услуг.
Информационное общество возникает в рамках существующих индустриальных и постиндустриальных обществ с разной степенью интенсивности, но в соответствии с общими закономерностями. Поэтому исследование этих закономерностей и тенденций развития информационного общества позволит выработать рекомендации, ускоряющие процесс его формирования в интересах личности и общества. Доля информационных услуг в экономике развитых и развивающихся государств с каждым годом становится все весомей, появляются новые услуги, постоянно модернизируются существующие. Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов [1, 2].
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:
- центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
- центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
- службы телекоммуникации и передачи данных;
- специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
- коммерческие фирмы;
- информационные брокеры.
В настоящее время в Узбекистане положительными темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими организационно-экономическими механизмами которого являются:
1 Техническая и технологическая база - современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.
2 Нормативно-правовая база - юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.
3 Информационная база - справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.
4 Организационная база - элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг. [1,2]
С середины 1950-х годов на Западе началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ,
государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители - ученые и специалисты в области науки и техники.
С начала 1960-х годов параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.
С середины 1960-х до середины 1970-х годов в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.
С середины 1970-х годов с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.
Начиная с 1980-х годов информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.
До середины 1980-х годов лидирующее место на рынке информационных услуг со значительным отрывом от других стран занимали США. Причем государственная политика была сориентирована на повышение роли рынка и сокращение роли государства.
С середины 1980-х годов Япония и страны Западной Европы догнали США во многом благодаря смешанному характеру экономики всей индустрии информации с преобладанием государственного сектора. В настоящее время на информационном рынке наметилось отставание США по темпам роста информационных услуг от Японии и других стран, что побудило правительство США принять ряд мер и скорректировать государственную политику в сторону увеличения государственного регулирования и дополнительного финансирования системы научно-технических коммуникаций.
В таблице 1. приведены основополагающие факторы, необратимо изменившие к концу ХХ века деловую среду.
Таблица 1. Основополагающие факторы рынка информационных услуг
Глобализация Преобразование индустриальных экономик Преобразование предприятия
Управление и контроль в глобальном масштабе Экономика, основанная на знаниях и информации Неформальные цели и обязательства
Конкуренция и взаимодействие на мировых рынках Стратегическая ценность информации Децентрализация и гибкость
Глобальные системы доставки информации Знания как основа производительности и качества Локальная независимость
Распределенная групповая работа Новые изделия и услуги Расширение полномочий
Международные соглашения и стандарты Конкуренция, основанная на скорости принятия оптимального решения Снижение стоимости сделок за счет информационного маркетинга
Расширение базы знаний персонала Смещение фокуса с технологии на потребителя
Таким образом, мировой рынок становится открытым, ни одна из фирм не может чувствовать себя в безопасности. Чтобы стать эффективным участником этого рынка, компании нуждаются в мощной информационной поддержке и современных системах связи.
В становлении узбекского информационного рынка принято выделять три периода. Первый этап начинается с либерализации экономики в 1992 г., вызвавшей существенное ухудшение макроэкономических условий развития рынка информационных продуктов и услуг. Произошло соглашение по ограничению номенклатуры общедоступных на рынке продуктов и дешевых услуг. Информационное производство стало экономически невыгодным, а продажи были связаны в основном с эффективной рекламной кампанией [3].
Среди основных услуг, в которых предприниматели в тот период испытывали потребность, преобладали сведения для маркетинговых исследований и проверки деловой репутации фирмы. Тем не менее, в отдельных областях информационный рынок развивался за счет платежеспособных потребителей, в частности услуг по финансовой информации, услуг, связанных с рекламой.
Развитие получили проекты, связанные с разработкой и распространением справочно-правовых систем, в том числе продукты «ICTNEWS», ГУП «UNICON.UZ» и ООО «CIB GROUP», которые создавали доступность официальной законодательно-правовой информации [4].
Второй этап характеризуется динамичным ростом телекоммуникаций за счет подключения торговых организаций, банков, других коммерческих структур. Несмотря на высокую динамику внедрения современных технологий, охват населения новыми средствами связи в этот период был крайне незначительным. Поскольку в предшествующие годы была заложена основа телекоммуникационной инфраструктуры и сети Internet, то развитие рынка информационных услуг происходит быстрыми темпами. Наблюдается быстрый рост мобильной телефонии, увеличивается аудитория Internet. Одним из основных условий доступа к Internet и соответственно возможности пользоваться информационными услугами послужил рост оснащенности компьютерами, в том числе персональными средствами связи. Однако сохраняется проблема неоднородности развития телекоммуникационной инфраструктуры по регионам и соответственно распределения аудитории Internet.
Дальнейшее развитие рынка зависит от многих факторов, в том числе от среднего уровня жизни и стоимости доступа в Интернет. Средний уровень жизни повышается, а стоимость доступа в Интернет снижается, что предопределяет увеличение числа узбекских интернет-пользователей и клиентов электронной коммерции.
Широкое распространение в последнее десятилетие получили услуги электронной почты, которые служат для обмена информационными сообщениями между двумя и более удаленными друг от друга субъектами или персональными компьютерами. Возможности данного вида информационных услуг не ограничиваются отсроченной доставкой сообщения или документа другому лицу - предусматривается также хранение сведений в общедоступном или личном почтовом ящике, возможности формирования адреса, подготовки и обработки отправляемых и получаемых сообщений. Электронная почта стала неотъемлемым элементом офисной среды.
Очень востребована на информационном рынке Узбекистана услуга терминального доступа, с помощью которой возможен неограниченный доступ к библиотечным системам, а также к базам данных образовательной и научной информации. Широкое распространение среди информационных услуг обмена сообщениями получила сеть Интернет. Типичным примером такой услуги является «Uznet, в которой осуществляется круглосуточная система обмена текстовой информацией между группами абонентов» [4].
Список литературы
1. Васильев К.А. Влияние развития рынка информационных продуктов и услуг на конкурентоспособность субъектов хозяйствования / К.А.Васильев // Управленец, 2010. № 56 (9-10). C. 44-47.
2. Попов Е.В. Рынок информационных услуг: особенности анализа и функционирования Е.В. Попов, И.С. Кац // Вестник УГТУ-УПИ,Ю 2005. № 1. С. 5-11.
3. Иргашев Б. Перспективы развития информационного общества в Узбекистане. // Экономическое обозрение, 2005. № 4. С. 24-26.
4. Кадыров А.М., Севликянц С.Г. Интеграционные процессы в информационной сфере // Рынок, деньги и кредит, 2007. № 11. С. 60-63.