Научная статья на тему 'Роль русских белоэмигрантов в социально-экономическом развитии Маньчжурии в 1920-х-30-х гг'

Роль русских белоэмигрантов в социально-экономическом развитии Маньчжурии в 1920-х-30-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
414
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭМИГРАЦИЯ / ГРАЖДАНСКИЕ БЕЖЕНЦЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАНЬЧЖУРИЯ / EMIGRATION / CIVILIAN REFUGEES / ENTREPRENEURSHIP / MANCHURIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чуприна Мария Владимировна

В статье освещается вклад белоэмигрантов из России в социально-экономическое развитие Маньчжурии в 1920-х-30-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the contribution of Russian emigrants in the social and economic development of Manchuria in 1920s-1930s.

Текст научной работы на тему «Роль русских белоэмигрантов в социально-экономическом развитии Маньчжурии в 1920-х-30-х гг»

Мария ЧУПРИНА

РОЛЬ РУССКИХ БЕЛОЭМИГРАНТОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МАНЬЧЖУРИИ В 1920-х-30-х гг.

В статье освещается вклад белоэмигрантов из России в социально-экономическое развитие Маньчжурии в 1920-х-30-х гг. The article highlights the contribution of Russian emigrants in the social and economic development of Manchuria in 1920s-1930s.

Ключевые слова:

эмиграция, гражданские беженцы, предпринимательство, Маньчжурия; emigration, civilian refugees, entrepreneurship, Manchuria.

ЧУПРИНА

Мария

Владимировна — аспирант Национального института бизнеса D D NIB@mail.ru

После поражения белых войск в России начался процесс эми -грации гражданских лиц из Сибири и Дальнего Востока в Китай. Основными центрами их дислокации стали Харбин с зоной КВЖД, Шанхай и Трехречье.

Харбин стал главным центром русского зарубежья в Азии. Адаптация белоэмигрантов начиналась в сложных условиях. Город был переполнен белоэмигрантами. Спасая свои семьи от голода и нищеты, многие беженцы соглашались на любую работу1. На неза -нятых участках земли гражданские беженцы ставили свои дома, бараки, разводили огороды, засевали поля. Большую роль в судь -бах белоэмигрантов сыграла КВЖД, которая, имея хорошо разви -тую систему торговли и ресторанов, многих обеспечивала работой. Белоэмигранты постепенно устраивали свою жизнь и упорным трудом преображали город, способствовали его бурному развитию. В русских районах Харбина строились дома, магазины, больницы, аптеки, церкви, театр, кинотеатры, учебные заведения, гостиницы, разбивались сады.

Наплыв большой группы состоятельных гражданских беженцев в Манчжурию сопровождался их предпринимательской активно -стью2. Русское судоходство на Сунгари возникло благодаря иници -ативе и настойчивости россиян. Свыше 30 тыс. т грузоподъемности сунгарийского флота приходилось на суда русских пароходовладель -цев, причем основное место занимала флотилия КВЖД. Эта флоти -лия давала работу сотням матросов, капитанов и штурманов, при -бывшим из России в Китай. В начале 1920 - х гг. в Харбине работали 1 115 торгово - промышленных предприятий. Это были бакалейные, гастрономические, чайные, винные, табачные, обувные и мануфак -турные магазины, мясные лавки, кондитерские и хлебопекарни, в основном принадлежавшие русским. Наиболее крупными были торговые предприятия, занимающиеся торговлей с монголами и экспортом сырья (шерсти и пушнины): фирмы братьев Акчуриных, Бидермана, Ганина, Кауфмана, Трухина, Смолянского и др. Братья Ганины в своем овцеводческом хозяйстве занимались выведением новых пород овец. В числе фабрик и заводов следует назвать коже -венный завод Катаева, мыловаренный завод Якома, пивоваренный завод М.Н. Суринова, мукомольную мельницу М.К. Жданова, 3 водочных завода, 3 обувные фабрики и 3 кондитерские. Большая роль в экономике города, не имевшего собственных источников

1 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. Р-5826, оп. 1, д. 161, л. 80.

2 Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИАДВ), ф. 1326, оп. 1, д. 1, л. 1-2.

сырья, принадлежала складам топлива и лесных материалов братьев Воронцовых, складамсенаПроскурякова, Колодяжного, Навтановича.

Россиянами были созданы и другие предприятия: альбуминный и фанер ный заводы В.Ф. Ковальского, табачная фабрика «Лопато и сыновья», Соединенное товарищество пивоваренных заводов, кондитерская фабрика «Виктория», чай -ная фирма И.Ф. Чистякова, Уссурийское товарищество «Якорь», парфюмерная фабрика и мыловаренные фабрики торгового дома «М.В. Кулаев и сыно -вья», овчинно шубный завод «Братья Головановы», паточный завод «Тетюков и Ко», Товарищество технико химических заводов П.А. Селиванова, сыроваренный завод Б.М. Сапиро «Альфа», чугунолитей ный М.С. Баварского и др. К началу 1925 г. у российских владельцев в Харбине, бла годаря их трудолюбию, настойчивости и предприимчивости, имелось 5 коммерче ских банков, 4 тепловых электростанции, 8 паровых мельниц, 66 заводов и фабрик (в т.ч. 10 водочных), более 260 различных мастерских, 12 транспортно - страховых компаний, 25 предприятий оптовой тор говли, 44 торговых склада (в т.ч. 11 лес -ных), около 100 промтоварных и 180 про -довольственных магазинов, более 150 предприятий общественного питания, 3 театра, 8 кинотеатров, 25 типографий и издательств, 32 гостиницы, 66 аптек, 34 книжных и писчебумажных магазина, около 165 предприятий различных комму -нальных услуг и др. Всего в городе насчи тывалось более 1 200 производственных, торговых и финансовых предприятий, культурных и иных учреждений, принад лежавших россиянам1.

Российские эмигранты внесли большой вклад в социально экономическое разви тие Маньчжурии. В.Ф. Ковальский в 1920 г. под 5 лесными концессиями имел 5 410 кв. верст леса. Переработкой древесины занималось 5 заводов, расположенных в различных районах Маньчжурии. Фирма братьев Михаила и Дмитрия Воронцовых специализировалась на поставке лес -ных материалов, став монополистом для Западной линии дороги и построив лесо -пильные заводы на ст. Якеши и в Хайларе. Фирма располагала 2 обширными лес -

1 Мелихов Г.В. Белый Харбин: Середина 20 -х. — М., 2003, с. 291—292.

ными концессиями на западных склонах Большого Хингана. Братьями был создан первый конский завод для разве дения рысаков орловской породы. Они проводили работу по селекции местных высокопродуктивных монгольских овец и баранов новозеландской породы. В 1925 г. Воронцовы учредили «Хайминское лесопромышленное товарищество», рас полагавшее хорошо оборудованными лесными концессиями с участием КВЖД и Цицикарского провинциального управ -ления Китайской республики. Воронцовы были пионерами Захинганья, развивав шими здесь такие новые для этого района Маньчжурии отрасли хозяйства, как зем леделие и рыболовство, а также молочное животноводство, коневодство, винокурен ную промышленность, овцеводство. Ими применялись новые для края сельскохо зяйственные машины и тракторы, были построены мельницы, открыта сеть масло -бойных и сыроваренных заводов, продукция которых экспортировалась за пределы Маньчжурии, запущен первый в Харбине рефрижератор. Воронцовские винокуренные заводы в Хайларе производили до 100 тыс. ведер вина в год. Разносторонняя деятельность фирмы братьев Воронцовых в Захинганье имела в 1920 -х гг. огромное значение для укрепления экономических позиций российских эмигрантов в крае. Фирма создала необходимую опору для развития сотен хозяйств русских людей в Северной Маньчжурии.

Глава экспортной фирмы «С. Соскин и Ко» Семен Харитонович Соскин стал пионером хлебного дела и развития паро -ходства в Маньчжурии. В 1924 г. его круп -нейшее частное пароходство на Сунгари имело 4 парохода и 12 барж. Фирма поставляла хлеб в Китай и другие страны. Она поставила в Японию до 10 млн пудов хлеба, открыла отделения в Ванкувере, Лондоне, Дайрене и достигла больших результатов. В 1920—1922 гг. фирма экс -портировала в Европу более 40 млн пудов хлеба.

Белоэмигранты способствовали разви тию транспорта в Харбине, многие из них работали водителями такси и автобусов. Если в 1922 г. в городе было 60 машин, то в 1923 г. их насчитывалось 230—240, а в 1924 г. — уже 400.

Из - за огромного наплыва беженцев в 1921—1922 гг. Харбин пережил бур ный расцвет городского строительства.

В городе было построено до 50 крупных зданий и дооборудовано еще 150, возве -денных летом и осенью 1921 г. Для такого масштабного строительства нужно было огромное число рабочих рук. Это было решено за счет появившейся новой рабо чей силы — беженцев.

Белоэмигранты старались оказывать помощь детям сиротам, прибывшим в Китай из России. Эти дети, потерявшие родителей в годы Гражданской войны в России или во время боевых действий в Китае, были окружены заботой эмигрант ских кругов. В Маньчжурии были обра зованы около 10 детских домов и школ приютов, где нашли себе кров, одежду, еду и получили образование несколько тысяч детей - сирот. Многие проблемы этих дет -домов и школ приютов решались с помо щью частных спонсоров, администрации и эмигрантских организаций Харбина1.

По капиталовложениям в экономику Маньчжурии российские эмигранты зани мали 2 е место после японцев. Каждый русский эмигрант располагал капиталом почти в 10 раз больше капитала средне -статистического китайца. Собственно, капитал русских белоэмигрантов во вто рой половине 1920 -х гг. составлял 158 млн золотых рублей: на одного человека в среднем 2 633 золотых рубля, на одного китайца — примерно 280 золотых рублей. Однако такое материальное благополучие было у состоятельных российских бежен цев, прибывших в Китай в ходе первой волны эмиграции в конце 1917 — начале 1918 г. У последующих волн эмигрантов материальное положение было трудным вследствие высокого уровня безработицы, практического бесправия, особенно для лиц без гражданства.

Полицейский произвол китайских и японских властей, необходимость обе спечения будущего детей, напряженная обстановка в Китае, постоянные советско китайские и советско японские конфликты на КВЖД — все это толкало русских эмигрантов к поискам лучшей доли в других странах. Основные пути дальнейшего продвижения русских эми грантов в 1920 -х—30 -х гг. — в Северную и Южную Америку, Австралию, в меньшей степени — в Европу, а также возвраще -

1 Государственный архив Хабаровского края (ГФХК), ф. 830, оп. 1, д. 61, л. 7, 13—14.

ние в СССР. В середине 1920 -х гг. русские эмигрантские организации Шанхая через Международное бюро труда при Лиге Наций занимались переселением бежен -цев в Южную Америку, Мексику, Канаду и другие страны мира2.

Серьезную работу по развитию города и обустройству российских беженцев проводил русский муниципалитет в Харбине. Члены горсовета (В.Н. Тищенко, П.П. Крынин, Ли Шаогэн, Н.С. Лопухин, Лю Миншэнь, В.А. Семенников, Сеогеро Сеодзи) постоянно занимались этими вопросами и были в курсе всех проблем беженцев. Благодаря поддержке муници палитета были построены каменные тор говые ряды в Новом городе, ряды город -ского пассажа, появилось более 80 контор и магазинов, которые дали работу тысячам беженцев.

Деятельность русских в Харбине ярко проявилась в деле народного образова -ния. К середине 1920 х гг. белоэмигранты открыли различные школы, училища, курсы и вузы. Дети белоэмигрантов, в т.ч. казаков, имели реальную возможность получить хорошее образование. В 1936 г., до проведенной японцами учебной реформы, в Харбине насчитывалось более 20 част -ных русских учебных заведений. Среди них: гимназия им. Ф.М. Достоевского, Первое реальное училище, Пушкинская гимназия, гимназия Христианского союза молодых людей, коммерческие училища, лицей св. Николая. В программу, кроме обязательных предметов, входило изуче ние китайского и английского языков, а после захвата японцами Маньчжурии — японского языка. По статистике 1931 г., не считая высших учебных заведений и специальных школ ручного и конторского труда, в Маньчжурии имелись 74 русских учебных заведения, в т.ч. 43 — в Харбине и 31 — на линии КВЖД. Существовали также и национальные школы: еврейская школа, тюрко -татарская школа «Гениет» и польская гимназия им. Сенкевича.

Таким образом, русские белоэмигранты, без сомнения, внесли значительный вклад в социально -экономическое развитие Маньчжурии.

2 Аблова Н.Е. КВЖД и российская эмиграция в Китае: международные и политические аспекты истории (первая половина ХХ в.). — М., 2004, с. 134—135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.