Научная статья на тему 'Роль руководителя следственного органа при осуществлении функции руководства процессуальной деятельностью следователя при расследовании преступлений'

Роль руководителя следственного органа при осуществлении функции руководства процессуальной деятельностью следователя при расследовании преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2146
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ДЕЛО / СЛЕДОВАТЕЛЬ / РУКОВОДИТЕЛЬ / ЗАКОННОСТЬ / ПОЛНОМОЧИЯ / ФУНКЦИЯ / CRIMINAL CASE / THE INSPECTOR / THE HEAD / POWER / FUNCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Насонова Ирина Александровна, Моругина Надежда Анатольевна

Рассмотрена функция руководства процессуальной деятельностью следователя при возбуждении уголовного дела и расследовании преступлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Насонова Ирина Александровна, Моругина Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE CHIEF OF THE INVESTIGATION DEPARTMENT IN SUPERVISING FUNCTION CONCERNING CRIMINAL INVESTIGATING ACTIVITY OF THE INVESTIGATOR

Supervising function concerning investigator activity in opening of the criminal cases and subsequent investigation is considered

Текст научной работы на тему «Роль руководителя следственного органа при осуществлении функции руководства процессуальной деятельностью следователя при расследовании преступлений»

И.А. Насонова,

кандидат юридических наук, доцент

Н.А. Моругина

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФУНКЦИИ РУКОВОДСТВА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

THE ROLE OF THE CHIEF OF THE INVESTIGATION DEPARTMENT IN SUPERVISING FUNCTION CONCERNING CRIMINAL INVESTIGATING

ACTIVITY OF THE INVESTIGATOR

Рассмотрена функция руководства процессуальной деятельностью следователя при возбуждении уголовного дела и расследовании преступлений.

Supervising function concerning investigator activity in opening of the criminal cases and subsequent investigation is considered.

Функция руководства процессуальной дея-тельностью следователя по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений пря -мо не закреплена в уголовно -процессуальном законодательстве. Однако, исходя из полномочий руководителя следственного органа, представляется возможным говорить о существова-нии данной функции.

Сущность данной функции заключается в направлении руководителем следственного орга -на деятельности следователя, связанной с возбуждением и расследованием уголовных дел. Руко -водить — значит направлять чью-то деятель -ность. Цель — правильное, основанное на законе возбуждение уголовных дел и полное, всесто-роннее, объективное производство предвари -тельного расследования. Задача — использовать предоставленные полномочия, а также научные методы и способы для эффективного руководства процессуальной деятельностью следова -телей с тем, чтобы они своевременно и обоснованно возбуждали уголовные дела, быстро и полно раскрывали и расследовали преступления.

Содержание функции: поручать проверку сообщения о преступлении следователю; продлевать срок проверки; возвращать материалы для дополнительной проверки; разрешать споры о подследствености; поручать расследование уголовного дела следователю либо нескольким следователям; изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю, создавать следственную группу и изменять ее состав, давать указания о направлении расследо -

вания; давать согласие следователю на возбуж -дение перед судом ходатайства об избрании, отмене, продлении либо изменении меры пресечения при производстве процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения. Обладая всеми правами следователя при принятии уголовного дела к своему производству, руководитель следственного органа может участвовать в проведении следственных и иных процессуальных действий или проводить их лично; отстранять следователя от дальней -шего производства расследования если им допущено нарушение требований Закона; отменять незаконные и необоснованные постановления следователя; продлевать срок предварительного расследования; возвращать дело на дополни -тельное расследование; прекращать производство по делу.

По содержанию указанная функция, осуществляемая руководителем следственного органа, стала намного шире, чем функция прокурора при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью подчиненных следователей, так как прокурор в соответствии с изменениями уголовно-процессуального законодательства может лишь требовать от следователя при нарушениях федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, устранить данные нарушения, после того, как данное требование прокурора рассмотрит руководитель следственного органа. Кроме того, за прокурором осталось право утверждать обвинительное заключение. На наш взгляд, данное право как

полномочия должно быть закреплено за руководителем следственного органа и добавлено в ста -тью 39 УПК РФ, так как прокурор является лишь надзирающим субъектом, а весь контроль, начиная с момента проверки первоначального материала и заканчивая составлением следователем обвинительного заключения по делу, осуществ -ляет руководитель следственного органа.

Пределы действия рассматриваемой функции руководителя следственного органа это проверка материалов, а также стадии возбуждения уголовного дела, предварительного расследова-ния, возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

В научной литературе данная функция иногда называется «руководство расследованием» или «процессуальное руководство»[1]. И. В. Емельянова считает её не функцией, а «процессуальным принципом руководства расследовани -ем»[2]. Если функцию именовать «руководство расследованием», то из этого следует, что она действует только в стадии предварительного расследования. Однако в соответствии с УПК РФ руководитель следственного органа осуществля -ет руководство процессуальной деятельностью следователя и до возбуждения уголовного дела: «...функция процессуального руководства начи-нает осуществляться с самого начала производства по делу с рассмотрения заявлений и сообщении о преступлении ...» [3]

На наш взгляд, следует называть данную функцию в предложенном варианте. Он отражает предмет руководства (процессуальная деятель -ность), объекты руководства (следователь) и границы её действия.

Функцию руководства процессуальной дея -тельностью, как представляется, не следует сво -дить до уровня метода или способа осуществле -ния прокурорского надзора. Это самостоятельная функция, по своей сущности, целям, задачам, содержанию и пределам действия отличающаяся от функции надзора. Например, цель надзорной функции — выявлять совершенные или готовя -щиеся нарушения законов в уголовном процессе, а цель руководства — правильное, основанное на законе возбуждение уголовных дел и быстрое, полное, всестороннее, объективное производство предварительного расследования.

А.М. Ларин, характеризуя сущность и содержание руководства процессуальной деятель -ностью как отдельной, самостоятельной функции, справедливо пишет: «... Принимать решение о направлении следствия и производстве следственных действий, в которых наряду со следова -телем участвуют и другие лица, давать поручения и указания, предъявлять требования и выно -сить постановления, исполнение которых для других лиц обязательно — это и значит руководить, осуществлять руководство»[4].

В УПК РФ не решен вопрос о праве руководителя следственного органа давать письменные указания до наступления стадии возбуждения уголовного дела, хотя такое полномочие является важнейшим инструментом руководства процессуальной деятельностью следователя. По смыслу п. 3 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа дает указание только по возбужденному делу. Но, поручая проверку следовате -лю, руководитель следственного органа может указать, что именно проверить, на что обратить особое внимание, какие пробелы восполнить и т.д. Чтобы избежать разночтений, необходимо закрепить данное право, сформулировав п. 3 ст. 39 УПК РФ следующим образом: «Руководитель следственного органа при поручении производства следователем предварительной проверки материалов дает письменные указания о направлении проверки и производстве следственных действий, возбуждении или отказе в возбужде-нии уголовного дела».

Выполняя функцию руководства процессуальной деятельностью при проведении проверки, руководитель следственного органа обеспечивает законность производства проверочных действий, чтобы полученные доказательства впоследствии отвечали всем требованиям об их допустимости.

Качество следствия достигается быстрым изобличением лица, совершившего преступле-ние; полным, всесторонним установлением обстоятельств преступления; объективностью при -нимаемых решений; умелым использованием научно-технических средств, специальных по -знаний экспертов, специалистов; применением эффективных методик расследования; правиль-ным планированием хода расследования и производства отдельных следственных и иных процессуальных действий; выдвижением и проверкой обоснованных версий; оперативным выявле -нием и закреплением доказательств, правильной их оценкой; своевременностью и целесообразностью применения процессуальных мер принуждения и т.д. Естественно, что ни о каком качестве нельзя говорить, если при расследовании допускаются нарушения требований уголовно -процессуального и других законов.

Осуществляя процессуальное руководство деятельностью следователя, руководитель следственного органа, помогает ему профессионально и эффективно решать стоящие перед ним задачи при расследовании преступлений. Он может рекомендовать провести те или иные следственные действия, проверить дополнительную версию, помочь правильно сформулировать обвинение в плане смыслового содержания, стили -стики, квалификации содеянного, принять за -конное и обоснованное решение по делу, указать на имеющиеся недостатки с целью их устране -ния. Такие элементы помощи официально не

регламентируются законом, но объективно вхо -дят в содержание руководства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чувилев А.А. Прокурорский надзор в РФ: учебник I А.А. Чувилев. — М.,1999. — С. 1SC; Зеленский В.Д. Организация расследования преступлений. Криминалистические аспекты I В.Д. Зеленский. — Ростов нУД., 19S9. — С. S5.

2. Емельянова И.В. Организационные и процессуальные отношения в деятельности прокурора, надзирающего за расследованием I И. В. Емельянова II Совершенствование законодатель -ства о суде и правосудии. — М., 19S5. — С. 115.

3. Влезько Д.В. Проблемы организационных функций начальника следственного отдела: дис. ... канд. юрид. наук I Д.В. Влезько. — Краснодар, 2CC2. — С. 11.

4. Ларин А.М. Уголовный процесс России: лекции -очерки I А.М. Ларин, Э .Б. Мельников,

В.М. Савицкий; под ред. В.М. Савицкого. — М.: БЕК, 1997. — С. 156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.