Научная статья на тему 'Процессуальный контроль руководителя следственного органа за законностью выполнения следователем процессуальных обязанностей'

Процессуальный контроль руководителя следственного органа за законностью выполнения следователем процессуальных обязанностей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6980
654
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА / ПРОКУРОР / УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВА / ПОЛНОМОЧИЯ / THE HEAD OF INVESTIGATORY BODY / THE PUBLIC PROSECUTOR / THEPARTICIPANT OF CRIMINAL TRIAL / CRIMINALLY-REMEDIAL ACTIVITY / THE RIGHTS / AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муцалханов Магомед Мовсарович

В работе рассматриваются основные черты руководителя следственного органа как участника уголовного судопроизводства. Анализируются полномочия по контролю руководителя следственного органа за деятельностью следователя, закрепленные в УПК РФ. Затрагиваются проблемы, касающиеся осуществления данным участником процесса уголовно-процессуальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURAL CONTROL OF THE INVESTIGATIVE BODY HEAD FOR THE LEGALITY OF THE PROCEDURAL DUTIES PERFORMED BY AN INVESTIGATOR

In work the basic features of the head of investigatory body as participant of criminal legal proceedings are considered. The control authorities of the head of the investigatory body for the investigator, fixed in УПК the Russian Federation is analyzed. The problems, concerning realization by the given participant of process of criminally-remedial activity are mentioned.

Текст научной работы на тему «Процессуальный контроль руководителя следственного органа за законностью выполнения следователем процессуальных обязанностей»

В связи с поправками, внесенными в УПК РФ на основании федеральных законов от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ, а также от 2 февраля 2008 г. № 226, от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ, от 5 июня 2012 г. № 51-ФЗ, регламентация деятельности многих участников уголовного судопроизводства существенно изменилась. В частности, в 2007 г. процессуальные полномочия по руководству и контролю за следствием от прокурора были переданы руководителю следственного органа, в связи с чем его роль в предварительном расследовании приобрела особую значимость.

До 2007 г. процессуальная деятельность, осуществляемая руководителем следственного органа и следователем, напрямую зависела от влияния прокурора, была неэффективной, т.к. затягивалась по времени, дублировалась. Как отмечалось, совмещение в одном лице функций надзора за законностью предварительного следствия и руководства им, не способствовало объективности прокурора, который не мог контролировать самого себя [1]. Однако не всеми авторами положительно оценивались такие изменения [2, с. 32]. Произведенные изменения в УПК РФ и Федеральном законе «О прокуратуре РФ», по мнению некоторых авторов, привели к существенному затруднению в осуществлении прокуратурой надзорной функции [3].

Представляется, что перераспределение полномочий между прокурором и руководителем следственного органа в пользу последнего стало свидетельством повышения качества предварительного расследования в целом, усиления процессуальной самостоятельности следователя. Разработчики, вносившие изменения в УПК РФ после 2007 г., учли поддерживаемое длительное время в уголовно-процессуальной науке мнение о том, что процессуальный контроль начальника следственного подразделения должен играть большую роль в соблюдении законности следователями [4, с. 17-18].

Законодатель, отняв у прокурора полномочия уголовного преследования, превратил его исключительно в надзорный орган, а руководителя следственного органа - в серьезную процессуальную фигуру, отличную по статусу от начальника следственного отдела. Так, например, в порядке ведомственного процессуального контроля начальник следственного отдела имел право отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия, а в остальных случаях имел право лишь вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя. В соответствии с действующей редакцией УПК РФ руководитель следственного органа вправе отменять любые незаконные и необоснованные постановления следователя.

В настоящее время руководитель следственного органа как должностное лицо, назначенное в установленном законом порядке возглавлять вверенное ему соответствующее следственное подразделение, выступает профессиональным участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, уполномоченным осуществлять контроль за законностью принимаемых следователем решений, а также уголовно-процессуальное руководство за расследованием преступлений, обладая при этом соответствующими правами и обязанностями, реализуя которые, он вступает в уголовно-процессуальные отношения с другими участниками процесса [5, с. 253].

В соответствии с действующим законодательством руководитель следственного органа, являясь должностным лицом органа предварительного расследования, в пределах своих полномочий осуществляет процессуальное руководство следователями (ч. 1, 3, 4, 5 ст. 39 УПК РФ), процессуальный контроль за законностью выполнения следователем процессуальных обязанностей, а также непосредственное расследование преступлений (ч. 2 ст. 39 УПК РФ).

В рамках процессуального руководства, в пределах руководимого им следственного органа руководитель следственного органа вправе изымать уголовное дело у любого подчиненного ему следователя, передавать уголовное дело от одного следователя другому, но с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 1 ч. 1 ст. 39 УПК РФ), решать вопросы соединения уголовных дел (ст. 153 УПК РФ), выделения в отдельное производство материалов уголовного дела (ст. 155 УПК РФ), восстановления уголовных дел (ст. 158.1 УПК РФ) и др.

Руководитель следственного органа вправе разрешать споры о территориальной подследственности в пределах своей юрисдикции (ч. 5 ст. 152 УПК РФ). Закон наделяет руководителя следственного органа правом давать следователю указания по различным вопросам предварительного

следствия, что является «...одним из основных правовых средств, с помощью которых он осуществляет процессуальное руководство деятельностью следователей» [6, с. 66].

Наличие контрольных полномочий в уголовном судопроизводстве так же, как и в иных видах процессуального права, является необходимым условием и гарантией законности принимаемых процессуальных решений.

Согласно ст. 7 УПК РФ «Законность при производстве по уголовному делу» в качестве руководящих начал в деятельности суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя устанавливаются следующие положения: запрет на применение федерального закона, иного нормативного правового акта, противоречащего УПК РФ (ч. 1); предписание в случае установления таких противоречий принимать решения в соответствии с УПК РФ (ч. 2); в случае нарушения норм УПК РФ при получении доказательств в ходе уголовного судопроизводства признавать их недопустимыми (ч. 3); определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны соответствовать требованиям законности, обоснованности и мотивированности (ч. 4).

Ведомственный контроль, судебный контроль, прокурорский надзор как уголовно-процессуальные институты являются специфическими формами социального контроля, регулирующими контрольные правоотношения, отличающимися лишь по специфике статуса органа, его осуществляющего.

Социальный контроль, будучи органически присущим обществу и закономерно необходимым явлением, объективно зависит от уровня развития и степени зрелости общества, его правовой и государственной системы, системы ценностей, ориентации на права человека, отражает происходящие в нем процессы и тенденции и, в свою очередь, активно влияет на них [7, с. 29].

Социальный контроль тесно связан с функционированием всех общественно-политических институтов. Государственный контроль как средство правовой политики выступает разновидностью социального [8, с. 9-10] и опирается на принципы разделения властей, верховенства закона, легитимности власти, взаимной ответственности государства и личности, плюрализма, соблюдение прав человека, принципа человеческого достоинства и др.

Гарантированность прав и свобод личности, связанных с государственным контролем, выражается в наличии «специальных юридико-технических механизмов» [9, с. 16-17], включающих четко обозначенные и регламентированные обязанности государственных органов, корреспондирующие соответствующим правам граждан.

«Контроль общества над государством представляет собой осуществляемую в особом процедурном порядке деятельность специальных субъектов (органов государственной власти, институтов гражданского общества, отдельных граждан) по проверке, оценке качества государственного управления, соблюдения прав и свобод человека на предмет соответствия предъявляемым требованиям» [10, с. 10-11].

Большое внимание вопросам контрольно-правовых процедур уделялось и в советской науке, тема правового контроля достаточно часто привлекала внимание исследователей в рамках отраслевых юридических наук [11; 12]. В основе управления в те годы первоначально был классовый контроль пролетариата, возглавляемого чрезвычайно радикальной политической силой, как наиболее доступная и почти единственная на первых революционных порах форма участия в управлении производством и в политической деятельности. Рабочий контроль рассматривался в качестве одной из форм классовой борьбы. Затем система контроля в обществе усложнялась, дробилась, специализировалась, видоизменялась, рабочий контроль перестал быть единственной формой участия рабочих в управлении, постепенно бюрократизировался, соединившись с контролем государственным, а в определенный период с партийным [13, с. 29].

При всем разнообразии подходов к содержанию, видам контроля [14, с. 10-11] исследователи сходятся во мнении, что его сущность заключается в проверке соответствия результатов заданным параметрам, его целям, а содержание - в том, что уполномоченные органы и лица, используя организационно-правовые способы, методы и средства, в рамках собственной компетенции выясняют, соответствует ли деятельность подконтрольных объектов нормативным предписаниям и нормативно-правовым актам и поставленным перед ними задачам, в том числе анализируют результаты воздействия субъектов управления на управляемые объекты, степень отклонения от поставленных целей, запланированных способов и результатов, а также непосредственно принимают меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных [15, с. 13; 8, с. 10; 10, с. 17].

А.Д. Назаров определял момент возникновения института ведомственного контроля с начала 60-х гг. [16, с. 141]. Именно после принятия УПК РСФСР в ст. 127-1 на начальника следственного отдела законодатель возложил контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений и наделил их для этого рядом значимых полномочий. Под ведомственным контролем указанный автор предлагал понимать «.деятельность начальника следственного отдела или руководителя вышестоящего следственного органа по принятию мер к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам» [16, с. 141].

В уголовно-процессуальной литературе нет единой точки зрения по поводу содержания ведомственного контроля. Согласно мнению отдельных авторов ведомственный контроль подразделяется на два вида: процессуальный и непроцессуальный (организационный) [17, с. 69; 18, с. 110-111], другие авторы не делают такого различия [19, с. 147]. Эффективность ведомственного контроля предлагается оценивать по трем характеристикам: 1) выявление ошибок; 2) невыявление этих ошибок; 3) количество ошибок, допускаемых самими контролирующими органами [20, с. 35].

Руководитель следственного органа в отношении следователей в рамках организационного ведомственного контроля распределяет функциональные обязанности, проверяет выполнение планов расследования, учет и отчетность, проводит служебные проверки, рассматривает жалобы на действия следователя.

В отличие от организационного ведомственный процессуальный контроль реализуется участниками уголовного процесса в процессуальных формах и на основе возникающих процессуальных правоотношений. Средствами этого вида контроля являются: право проверять уголовные дела, участвовать в производстве предварительного следствия, давать указания о выполнении отдельных следственных действий и др. [20, с. 37].

С.А. Табаков предлагал под ведомственным процессуальным контролем руководителя следственного органа понимать регламентированную уголовно-процессуальным законом деятельность, в содержание которой входят проверка законности и обоснованности процессуальных решений, руководство предварительным расследованием, принятие мер по организации предварительного следствия (дознания), а также применение полномочий, направленных на устранение выявленных нарушений закона [21, с. 15].

Контроль за деятельностью следователя как субъекта, специально уполномоченного осуществлять предварительное расследование, начинается с момента поступления сообщения о преступлении, возбуждения уголовного дела и до принятия по нему решения по существу - направления уголовного дела с обвинительным заключением к прокурору, вынесения постановления о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Особенно важен ведомственный контроль на первоначальной стадии уголовного судопроизводства. Система ведомственного контроля строится в соответствии с типичными, возможными на этой стадии нарушениями: 1) на этапе приема заявлений и сообщений о преступлениях: а) сокрытие преступлений от учета; б) фальсификация заявлений и сообщений о совершенном преступлении; 2) на этапе проверки заявлений и сообщений о преступлениях, принятии процессуальных решений: а) необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела; б) фальсификация материалов предварительной проверки и принимаемых решений; в) превышение сроков предварительной проверки (несвоевременное принятие процессуального решения); г) производство следственных и иных действий, не разрешенных на этапе предварительной проверки; д) необоснованное возбуждение уголовного дела [22, с. 127, 131].

В рамках ведомственного процессуального контроля руководитель следственного органа наделен следующими полномочиями: проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя (п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ), в том числе постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 6 ст. 148 УПК РФ);отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя другого органа предварительного расследования (п. 2.1. ч. 1. ст. 39 УПК РФ); отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ (п. 6 ч.

1 ст. 39 УПК РФ); отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК РФ (п. 7 ч. 1 ст. 39 УПК РФ); возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования (п. 11 ч. 1 ст. 39 УПК РФ); давать указания о направлении расследования (п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК РФ); рассматривать в течение 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщать прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений (ч. 4 ст. 39 УПК РФ).

Руководитель следственного органа не только контролирует деятельность следователя, но для быстрого и объективного расследования преступления он сам принимает непосредственное участие в расследовании уголовного дела. При необходимости руководитель следственного органа работает в составе следственной группы, лично возбуждает уголовные дела и принимает их к своему производству, самостоятельно производя предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 39 УПК РФ). При этом руководитель следственного органа несет полную ответственность за законное и своевременное их проведение, сам выступает объектом ведомственного процессуального контроля со стороны руководителя вышестоящего следственного органа.

УПК РФ регламентирует возможность обжалования следователем указаний руководителя следственного органа вышестоящему руководителю. Согласно ч. 3 ст. 39 УПК РФ обжалование указаний не приостанавливает их исполнения за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя.

Как справедливо было отмечено [23, с. 78], исключением из данного правила является ч. 4 ст. 39 УПК РФ в том случае, когда руководитель следственного органа, рассмотрев требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, с одной стороны, и письменные возражения следователя на указанные требования, с другой стороны, дает следователю письменные указания об исполнении требований прокурора, либо он информирует прокурора о несогласии следователя с его требованиями, т.е., данные указания руководителя следственного органа об исполнении требований прокурора не могут обжаловаться следователем вышестоящему руководителю органа.

Таким образом, полномочия по руководству и осуществлению процессуального контроля за деятельностью следователя при осуществлении предварительного расследования полностью сосредоточены у руководителя. Прокурор не может непосредственно воздействовать на следователя, осуществляя надзорные полномочия, он действует через руководителя следственного органа.

Литература

1. Саттаров В. Следственный «эксперимент» // ЭЖ-Юрист. 2007. № 35.

2. Шейфер С., Бобров А. Процессуальная самостоятельность следователя: мнение практиков // Законность. 2006. № 5.

3. Татьянина Л.Г. Уголовно-процессуальные правоотношения прокурора и руководителя следственного органа: проблемы и пути их решения // Уголовное судопроизводство. 2010. № 1.

4. Кальницкий В.В. Ведомственный процессуальный контроль за деятельностью следователей органов внутренних дел: Автореф. ... дис. канд. юрид. наук. М., 1982.

5. Моругина Н.А. К вопросу о понятии руководителя следственного органа // Общество и право. 2010. № 1.

6. Минулин Р.М., Реент Я.Р. Некоторые проблемные вопросы в деятельности руководителя следственного органа // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2009. № 2.

7. Рябко А.И. Социальный контроль и его правовые формы (вопросы теории). Ростов н/Д, 1999.

8. Боровский А.Б. Контроль как средство осуществления российской правовой политики: общетеоретический аспект: Автореф. ... дис. канд. юрид. наук. Тамбов, 2007.

9. Власенко Н.А. Личность и социалистическое правовое государство: принципы взаимоотношений // Советское государство и право. 1990. № 12.

10. Коломытцева О.Н. Контроль общества над государством: Автореф. ... дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007.

11. Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления. М., 1974.

12. Щорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления. М., 1974.

13. Морозов Л.Ф., Портнов В.П. Социалистический контроль в СССР: Исторический очерк. М., 1984.

14. Капранов А.В. Контроль и надзор на досудебных стадиях российского уголовного процесса. Ростов н/Д, 2009.

15. Марков К.В. Конституционно-правовые основы развития государственного контроля в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

16. Назаров А.Д. Проблемы следственных ошибок в досудебных стадиях уголовного процесса (по материалам Средне-Сибирского региона): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999.

17. Гуткин К.М. Начальник следственного отдела и его процессуальные полномочия // Советская милиция. 1967. № 4.

18. Белозеров Б.Н., Чувилев А.А. Проблемы обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовного дела. М., 1977.

19. Назаров А.Д. Влияние следственных ошибок на ошибки суда. СПб., 2003.

20. Изотова О.В. Проблемы судебного контроля при возбуждении и предварительном расследовании уголовных дел: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996.

21. Табаков С.А. Ведомственный процессуальный контроль за деятельностью следователей и дознавателей органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2009.

22. Ольков С.Г. Уголовно-процессуальные правонарушения. Тюмень, 1996.

23. Попова Т.Ю. Руководитель следственного органа как участник уголовного судопроизводства // Вестник Омского университета. Сер. Право. 2008. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.