Научная статья на тему 'Процессуальная самостоятельность следственного органа'

Процессуальная самостоятельность следственного органа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1023
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДОВАТЕЛЬ / INVESTIGATOR / РУКОВОДИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА / ПРОКУРОР / PROSECUTOR / ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / PROCEDURAL INDEPENDENCE / СЛЕДСТВЕННЫЙ ОРГАН / ОРГАН ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ / PRELIMINARY INVESTIGATION DEPARTMENT / CHIEF OFFICER OF THE INVESTIGATIVE AGENCY / INVESTIGATIVE AGENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бекетов Александр Олегович

Анализ изменений закона и действующего правового регулирования в части регламентации правоотношений властных субъектов уголовного процесса со стороны обвинения позволяет сделать вывод, что органом расследования в настоящее время является не следователь, а следственный орган в лице следователя и его руководителя, что предопределило ограничение процессуальной самостоятельности следователя в пользу следственного органа и обусловило ведущую роль его руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бекетов Александр Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Procedural Independence of the Investigative Agency

Analysis of changes in law and current legal regulation concerning arrangement of legal relations of authoritative subjects for the prosecution in criminal procedure makes it possible to conclude that the investigative body at present is not an investigator but an investigative agency in the form of an investigator and his chief which predetermines restriction of the investigator’s procedural independence in favour of the investigative agency and the leading role of its chief officer.

Текст научной работы на тему «Процессуальная самостоятельность следственного органа»

УДК 343.163 © А. О. Бекетов, 2017

Процессуальная самостоятельность

следственного органа

А. О. Бекетов

Анализ изменений закона и действующего правового регулирования в части регламентации правоотношений властных субъектов уголовного процесса со стороны обвинения позволяет сделать вывод, что органом расследования в настоящее время является не следователь, а следственный орган в лице следователя и его руководителя, что предопределило ограничение процессуальной самостоятельности следователя в пользу следственного органа и обусловило ведущую роль его руководителя.

Ключевые слова: следователь, руководитель следственного органа, прокурор, процессуальная самостоятельность, следственный орган, орган предварительного следствия.

Появлению в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР процессуальной фигуры начальника следственного отдела 1 предшествовала длительная научная дискуссия, а его процессуальный статус и до настоящего времени (уже в качестве руководителя следственного органа) обсуждается учеными-процессуалистами . Лейтмотивом таких дискуссий стал поиск оптимального соотношения между осуществлением ведомственного контроля за расследованием и обеспечением процессуальной самостоятельности следователя как залога его объективности и беспристрастности [1, с . 3]. На практике же наделение в 1965 г. начальника следственного подразделения процессуальными полномочиями было воспринято весьма положительно [2, с . 106-108; 3, с . 109-114; 4, с . 115-116].

Начальник следственного отдела в соответствии со ст. 1271 УПК РСФСР обладал полномочиями проверять уголовные дела и по результатам проверки давать указания следователю (о производстве предварительного следствия, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела, производстве отдельных следственных действий), передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя .

Законодатель того времени не забывал и о механизме защиты процессуальной самостоятельности следователя . В соответствии с чч . 3, 4 ст. 1271 УПК

РСФСР при его несогласии с указаниями начальника следственного отдела он мог обжаловать их прокурору, при этом обжалование не приостанавливало исполнения указаний, за исключением указаний о квалификации преступления и объеме обвинения, о привлечении в качестве обвиняемого, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела

Часть 2 ст. 127 УПК РСФСР позволяла следователю не согласиться и с прокурором по ключевым вопросам расследования, предоставив при этом уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений Вышестоящий прокурор или отменял данное указание, или поручал производство следствия по этому делу другому следователю . Таким образом, следователь мог не принимать решений или не производить каких-либо действий, касающихся важнейших вопросов расследования вопреки внутреннему убеждению . Обжалование иных действий и решений начальника следственного отдела и прокурора, за исключением указаний, УПК РСФСР не предусматривал

Вызывает интерес тот факт, что в ряде норм УПК РСФСР употребляется словосочетание «орган предварительного следствия», но не определяется значение данного понятия . А . А . Чувилев по этому поводу отмечал, что «органами предварительного следствия закон (ст . 126 УПК РСФСР) именует следователей, а не следственные органы и их подразделения (управления, отделы, отделения), имеющиеся в системах прокуратуры РФ, МВД, ФСБ, ФСНП РФ» [5, с . 155]. Ученый объяснял наименование следователей ор-

1 Статья 1271 УПК РСФСР введена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 декабря 1965 г. (О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР : указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 декабря 1965 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1965 . № 50, ст . 1243) .

ганами предварительного следствия тем, что они персонально осуществляют следствие по уголовным делам и таким образом осуществляют деятельность, возложенную на государственный орган, самостоятельно . Изучение иных источников позволяет прийти к аналогичному суждению: законодатель РСФСР признавал следователя органом предварительного следствия . Так, в комментарии к ст. 125 УПК РСФСР указывалось, что органом предварительного следствия «согласно закону (п . 7 ст. 34, ст. 125 УПК) являются следователи...» [6].

Несмотря на многие законодательные новеллы УПК РФ 2001 г. , можно констатировать, что модель отношений властных субъектов уголовного судопроизводства со стороны обвинения существенных изменений не претерпела Следователь был наделен обширными полномочиями по обжалованию как действий и решений своего процессуального руководителя — прокурора, так и своего непосредственного административного руководителя, причем следователь обращался к прокурору или вышестоящему прокурору непосредственно .

Однако уже с момента принятия УПК РФ начали появляться суждения о том, что следователь «более не именуется органом предварительного расследования, а называется просто должностным лицом. Это значит, что полномочия следователя ограничены в пользу органа предварительного расследования, которым может считаться в целом следственное подразделение (отдел), представляемое его начальником» [7, с. 131]. Несмотря на появление указанных предпосылок, характер правоотношений между властными субъектами уголовного процесса до 2007 г свидетельствовал о том, что следователь единолично реализовывал функции органа предварительного следствия, а закрепленные в законе полномочия начальника следственного отдела были существенно ограничены

В настоящее время наблюдается смена этой устоявшейся парадигмы Изменения, внесенные Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ 2, повлекли за собой появление нового участника уголовного процесса — руководителя следственного органа, который стал обладать значительными процессуальными полномочиями 3 . Целью указанных изменений, по мнению Комитета по конституционному за-

конодательству и государственному строительству, рассматривавшего проект данного Федерального закона, являлось освобождение прокурора от руководства деятельностью следователей и в связи с этим получение возможности эффективнее осуществлять надзор за соблюдением закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении уголовных дел в судах 4 .

В научных кругах вышеуказанные изменения были восприняты весьма неоднозначно, в связи с чем на страницах юридической печати развернулась широкая дискуссия . По мнению отдельных ученых, основной целью изменений, внесенных Федеральным законом от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ, стало повышение процессуальной самостоятельности следователя [11, с. 206-211; 12; 13, с. 12-15], другие же, не ставя вопроса о назначении данных изменений, констатируют, что процессуальная самостоятельность следователя от них существенно пострадала [14, с. 48; 15, с. 16-20; 16, с. 75-86; 17, с. 13-15].

Не вдаваясь в данную дискуссию, отметим, что разработчики Федерального закона действительно устранили из УПК РФ нормы, направленные на защиту процессуальной самостоятельности следователя Так, ч 3 ст 38 УПК РФ, закрепляющая перечень указаний и решений, исполнение которых приостанавливалось в случае их обжалования, а также ч 4 ст 38 УПК РФ, регламентирующая необходимость поручения производства расследования другому следователю в случае отказа в удовлетворении возражений следователя на указания, не согласующиеся с его внутренним убеждением, были исключены .

Взамен следователю «разрешили»: обжаловать возвращение прокурором уголовного дела на дополнительное расследование с согласия руководителя следственного органа (п 5 ч 2 ст 38 УПК РФ); не соглашаться с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (ч. 3 ст 38 УПК РФ); обжаловать указания руководителя следственного органа (ч . 3 ст. 39 УПК РФ), причем только указания, а не решения, в том числе и касающиеся ключевых вопросов расследования, такие как отмена постановлений следователя, отказ в даче согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайств и др.

2 О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» : федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ // Рос . газета . 2007. 8 авг.

3 Появление руководителя следственного органа расценивается некоторыми учеными как появление нового участника уголовного судопроизводства в связи со значительным изменением полномочий последнего в уголовном судопроизводстве [8; 9, с . 16]. Другие, наоборот, считают, что данные изменения лишь знаменовали усиление процессуальной власти непосредственного руководителя следователя и говорить о появлении нового участника уголовного процесса преждевременно [10, с . 36-42].

4 Заключение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству от 19.03. 2007 «На проект Федерального закона № 401900-4 „О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»"». Доступ из справ, -правовой системы «Консультант-Плюс»

Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ существенно изменил и сложившуюся систему отношений с участием следственного органа Подкрепленное реформой 2007 г образование Следственного комитета Российской Федерации в 2010 г. (выделение из состава прокуратуры) внесло свой вклад в развитие процессуальной и организационной обособленности следственного органа Так, в соответствии со ст 1 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» 5 Следственный комитет Российской Федерации является «федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства», более того, в соответствии с ч 1 ст 5 того же Федерального закона «следственный комитет является единой федеральной централизованной (здесь и далее выделено нами . — А. Б.) системой следственных органов и учреждений Следственного комитета и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета» Подчинение СК РФ непосредственно Президенту РФ выводит данный орган из структуры органов исполнительной власти, подчиненных Правительству РФ Такие обстоятельства не позволяют однозначно отнести СК РФ ни к одной из закрепленных в ст. 10 Конституции РФ ветвей власти Сложившаяся ситуация породила некоторую дискуссию о конституционно-правовых основах ее организации и позволила некоторым авторам отнести его к «следственной» [18, с. 13-18; 19, с. 14-20; 20, с. 52-56; 21, с. 9-12; 22, с. 33-38] или «обвинительной» [23, с. 52-55] власти .

Несмотря на то что остальные следственные подразделения остались подведомственны федеральным органам исполнительной власти, отдельные ученые приходят к выводу о становлении в современном уголовно-процессуальном законе процессуальной самостоятельности следственного органа [24, с. 54-56; 25, с. 57-60; 26, с. 20-22; 20, с. 52-56]. Анализ сформировавшейся к настоящему времени в действующем уголовно-процессуальном законе системы отношений между субъектами, ведущими процесс в досудебном производстве, позволяет поддержать данную точку зрения .

В соответствии с ч . 1 ст. 38 УПК РФ следователь «является должностным лицом, уполномоченным. осуществлять предварительное следствие по уголовному делу», а также в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ уполномоченным «самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных или иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда. требуется

получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа» В соответствии с ч 1 ст. 17 УПК РФ следователь оценивает доказательства «по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью»

Приведенные положения подчеркивают, что приоритетной для следователя является деятельность по производству предварительного следствия Кроме того, закон наделяет его самостоятельностью при производстве процессуальных действий и принятии процессуальных решений, которая вместе с тем может быть в определенных случаях ограничена его руководителем

Руководитель следственного органа в соответствии с п. 381 ст. 5 УПК РФ является «должностным лицом, возглавляющим соответствующее следственное подразделение», обширные полномочия которого предусмотрены ст 39 УПК РФ Анализ указанной нормы позволяет прийти к выводу, что большинство закрепленных положений отражают приоритет контрольной деятельности рассматриваемого участника В частности, руководитель следственного органа уполномочен: поручать производство предварительного расследования следователю (п 1 ч 1 ст 39 УПК РФ); проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя (п 2 ч 1 ст 39 УПК РФ); давать следователю обязательные для исполнения письменные указания по уголовному делу (п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 39 УПК РФ) и др. Новеллой отечественного законодательства стало закрепление необходимости дачи согласия руководителем следственного органа следователю на обращение с ходатайством в суд, а также на обжалование им решений прокурора как необходимого условия, без которого соответствующее обращение не приобретает юридической силы (п . 5 ч . 2 ст. 38, пп. 4, 10 ч. 1 ст. 39 УПК РФ).

Обращает на себя внимание и устранение правила, закрепленного ранее в ч 4 ст 38 УПК РФ, о необходимости передачи уголовного дела руководителем следственного органа другому следователю в случае отказа в удовлетворении возражений на указания, не согласующиеся с внутренним убеждением следователя

Указанное позволяет заключить, что процессуальная самостоятельность следователя реализуется исключительно в пределах следственного органа, не может противоречить мнению его руководителя и состоит в свободе оценки доказательств, производстве процессуальных действий и принятии про-

5 О Следственном комитете Российской Федерации : федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ : в ред. от 30. 12.2015 // Рос. газета. 2010. 30 дек.

цессуальных решений, согласованных либо не расходящихся с мнением руководителя следственного органа

В соответствии с ч . 1 ст. 37 УПК РФ «прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции... осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия».

Примечательно, что после реформы 2007 г. , исходя из положений закона, прокурор прямых отношений со следователем не имеет. Так, прокурор уполномочен в соответствии с п 2 ч 2 ст 37 УПК РФ «выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган», в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ «требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия», в соответствии с п . 8 ч . 2 ст. 37 УПК РФ «рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение» и др

Исключение составляет только полномочие, закрепленное в п . 15 ч . 2 ст. 37 и п . 2 ч . 1 ст. 221 УПК РФ, о возвращении прокурором уголовного дела следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного следствия . Однако и дан-

ное правило нивелировано практикой — уголовное дело возвращается в следственный орган или передается его руководителю

Таким образом, органом расследования, обладающим полноценной процессуальной самостоятельностью, в системе сложившихся правоотношений является следственный орган в лице следователя и его руководителя, что предопределяет главенствующую роль волеизъявления последнего . Например, при даче следователю согласия на обращение в суд или к вышестоящему прокурору руководитель выражает позицию следственного органа, который выступает равноправным субъектом правоотношений, не находящимся во властно-распорядительном подчинении прокурора. Считаем, что существующие в научной литературе предложения отказаться от согласования как решений, так и возражений следователя с руководителем следственного органа по мотивам необходимости обеспечения самостоятельности следователя [27, с. 68; 28, с. 5-8] уже не соответствуют закрепленной законодателем концепции процессуальных правоотношений следственного органа с иными органами и должностными лицами

Процессуальная самостоятельность следователя как отдельная категория устранена не была, но в настоящее время реализуется она лишь внутри следственного органа и основана не на самостоятельности следователя как органа расследования, а на его праве на формирование внутреннего убеждения

Список литературы

1. Победкин А. В., Новиков Е. А. Руководитель следственного органа (процессуальные и организационные аспекты) : монография . М . , 2010 .

2. Новиков М. А. Из практики использования руководителями следственных подразделений прав, предоставленных им уголовно-процессуальным законом // Вопросы совершенствования следственной работы . Сборник 2. М . , 1970.

3. Минюков П. И., Потоцкий И. Я. Некоторые вопросы практики использования руководителями следственных подразделений УВД Запорожского облисполкома прав, предоставленных им уголовно-процессуальным законом // Вопросы совершенствования следственной работы . Сборник 2. М . , 1970.

4. Файбусович Б. Л. Наша практика использования прав, предоставленных законом руководителям следственных подразделений // Вопросы совершенствования следственной работы . Сборник 2. М . , 1970.

5 . Чувилев А. А. Правоохранительные органы : учебное пособие . М . , 2000.

6. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР (постатейный) / под ред . В. М . Лебедева, В. П. Божьева. 1997. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред . А . В . Смирнова . СПб , 2003

8. Комментарий последних изменений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный) по состоянию на 7 сентября 2007 года / Томин В. Т. [и др.]. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс».

9 . Попова Т. Ю. Уголовно-процессуальный статус руководителя следственного органа : автореф . дис . ... канд . юрид . наук. Челябинск, 2012.

10 . Манова Н. С., Шабунин В. А. История становления ведомственного руководства и контроля за деятельностью следователя в российском уголовном процессе // История государства и права . 2013 . № 23.

11. Бегиев Х. Б. Реализация процессуальной самостоятельности следователя на стадии возбуждения уголовного дела в современном уголовном судопроизводстве России // Общество и право . 2010 . № 2.

12. Саттаров В. Следственный «эксперимент» // ЭЖ-Юрист. 2007. № 35 .

13. Чечулин И. В. Особенности процессуального взаимодействия руководителя следственного органа и прокурора в ходе досудебного производства // Российский следователь . 2010 . № 11.

14 . Григорьев В. Н., Победкин А. В., Калинин В. Н. Процессуальная регламентация предварительного расследования в результате реформы 2007 г. // Государство и право. 2008. № 6.

15 . Каретников А. С., Миронов Ю. И. Законность, обоснованность и мотивированность решений руководителя следственного органа как условие поддержания процессуальной самостоятельности следователя // Российский следователь 2016 № 9

16. Огородов А. Н. Генезис процессуальной самостоятельности следователя // Вопросы российского и международного права . 2016. № 5.

17. Шабунин В. А. Некоторые вопросы правовых отношений руководителя следственного органа и следователя в связи с осуществлением ведомственного процессуального контроля // Российский следователь 2011. № 21.

18. Багмет А. М., Цветков Ю. А. Кто боится сильного следствия? // Юридический мир . 2015 . № 2.

19. Цветков Ю. А. Кризис социально-правовой идентичности следователя и прокурора // Уголовное судопроизводство 2014 № 1

20 Цветков Ю. А. Процессуальная самостоятельность следователя в современной парадигме досудебного производства // Российский следователь . 2014. № 14.

21 Цветков Ю. А. Становление следственной власти на постсоветском пространстве // Российский следователь 2015 № 11

22. Цветков Ю. А. Исторические этапы развития органов предварительного следствия в России // История государства и права . 2015 . № 3 .

23. Берлявский Л. Г., Расчетов В. А. Следственный комитет Российской Федерации: конституционно-правовые основы организации и деятельности // Российский следователь . 2014 . № 5 .

24 . Багмет А. М. К вопросу о процессуальной самостоятельности следователя // Российская юстиция . 2013 № 9

25 . Багмет А. М. Об устранении двоевластия в уголовном преследовании // Российская юстиция . 2013. № 12

26 . Багмет А. М. Место и роль принципа процессуальной самостоятельности следователя в уголовном процессе // Российская юстиция 2014 № 5

27. Спирин А. В. Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия: вопросы теории, практики, законодательного регулирования : дис . ... канд . юрид . наук. Екатеринбург, 2014 .

28 . Зименков А. А. Возвращение прокурором уголовного дела следователю: старый институт с новыми проблемами // Российский следователь. 2012. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.