Научная статья на тему 'РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИИ КОНФЛИКТОВ В КОЛЛЕКТИВЕ'

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИИ КОНФЛИКТОВ В КОЛЛЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
331
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ / КОНФЛИКТНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ / РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елесина Ирина Геннадьевна, Кислова Наталья Анатольевна

В разрешении конфликтов в подразделениях органов внутренних дел главная роль принадлежит руководителю, которому, независимо от характера конфликта и отношения к нему, является ли он участником конфликта или посредником необходимо тщательно изучить и проанализировать психологическую обстановку в коллективе, причины возникновения разногласий. От объективности и беспристрастного анализа руководителем всех деталей конфликта зависит нормальная атмосфера в коллективе и его работоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE HEAD OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS IN THE PREVENTION AND OVERCOMING OF CONFLICTS IN THE TEAM

In resolving conflicts in the divisions of the internal affairs bodies, the main role belongs to the head, who, regardless of the nature of the conflict and attitude to it, whether he is a participant in the conflict or a mediator, needs to carefully study and analyze the psychological situation in the team, the causes of disagreements. The normal atmosphere in the team and its efficiency depend on the objectivity and impartial analysis by the head of all the details of the conflict.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИИ КОНФЛИКТОВ В КОЛЛЕКТИВЕ»

Научная статья УДК 159.9; ББК 88.573

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-20-23 NIION: 2018-0077-2/22-127 MOSURED: 77/27-024-2022-02-326

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии

Роль руководителя подразделения органов внутренних дел в профилактике и преодолении конфликтов в коллективе

Ирина Геннадьевна Елесина1, Наталья Анатольевна Кислова2

1 2 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. В разрешении конфликтов в подразделениях органов внутренних дел главная роль принадлежит руководителю, которому, независимо от характера конфликта и отношения к нему, является ли он участником конфликта или посредником необходимо тщательно изучить и проанализировать психологическую обстановку в коллективе, причины возникновения разногласий. От объективности и беспристрастного анализа руководителем всех деталей конфликта зависит нормальная атмосфера в коллективе и его работоспособность.

Ключевые слова: руководитель, конфликтность, профилактика, подразделение, разрешение конфликта

Для цитирования: Елесина И. Г., Кислова Н. А. Роль руководителя подразделения органов внутренних дел в профилактике и преодолении конфликтов в коллективе // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 20-23. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-20-23.

Original article

The role of the head of the department of internal affairs in the prevention and overcoming of conflicts in the team

Irina G. Yelesina1, Natalia A. Kislova2

1 2 Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saint Petersburg, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. In resolving conflicts in the divisions of the internal affairs bodies, the main role belongs to the head, who, regardless of the nature of the conflict and attitude to it, whether he is a participant in the conflict or a mediator, needs to carefully study and analyze the psychological situation in the team, the causes of disagreements. The normal atmosphere in the team and its efficiency depend on the objectivity and impartial analysis by the head of all the details of the conflict.

Keywords: manager, conflict, prevention, division, conflict resolution

For citation: Yelesina I. G., Kislova N. A. The role of the head of the Department of Internal Affairs in the prevention and overcoming of conflicts in the team // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(2):20-23. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-20-23.

Анализ правоохранительной деятельности, особенностей социально-психологической и воспитательной работы с личным составом позво-

© Елесина И. Г., Кислова Н. А., 2022

ляет выработать ряд основных направлений профилактики конфликтности. Характер отношений в коллективе в значительной степени определяет

общие условия деятельности подразделения - организация труда, условия, в которых несут службу сотрудники, порядок поощрений, премирования, распределение отпусков, перспектив продвижения по службе.

Имеющиеся криминогенные осложнения, социальные проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники органов внутренних дел создают, к сожалению, благоприятную обстановку для возникновения конфликтных ситуаций. Однако, не каждый сотрудник и руководитель, сталкиваясь с конкретной конфликтной ситуацией и сетуя на плохие характеры, специфику деятельности, отдает себе отчет в том, насколько он сам, его личные недостатки являются, зачастую, причиной возникновения конфликтной ситуации. Таким образом, важным направлением профилактики конфликтности является, во-первых, создание общей оптимальной атмосферы служебной деятельности, добросовестное исполнение возложенных на сотрудника обязанностей, что само по себе есть не только следствие, но и своего рода гарантия доброжелательных отношений, как между сотрудниками, так и с руководителями, а также нормальных отношений с населением. Во-вторых, каждый начальник подразделения должен стремиться к идеальной работе с подчиненными, а эффективность таких усилий зависит от понимания особенностей характера того или иного сотрудника.

К общим мерам предупреждения конфликтов относятся:

1) сосредоточение внимания личного состава;

2) повышение профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел;

3) укрепление авторитета органов правопорядка среди населения.

Своевременное предотвращение возможного возникновения конфликтов, установление причин, их порождающих, являются первоочередной задачей руководителей любого подразделения. Но это не значит, что нужно обязательно стремиться к полной бесконфликтности.

Анализ конфликтов в коллективе того или иного подразделения органов внутренних дел свидетельствует о том, что отдельные конфликтные ситуации чреваты сильными эмоциональными переживаниями, ухудшением взаимоотношений.

Однако детальное изучение природы конфликтов, их влияния на результаты работы подразделений органов внутренних дел позволяют констатировать, что конфликты в некоторых случаях помогают решать многие назревшие проблемы и способствуют оздоровлению общей атмосферы в коллективе.

Говоря о способах разрешения конфликта, следует заметить, что они зависят от ряда факторов и, прежде всего, от причин их возникновения. Возникновение конфликтных ситуаций, имеющих место в деятельности сотрудников органов внутренних дел, определяется объективными трудностями самой службы и проблемами управления, с которыми сталкивается сотрудник и руководитель в конкретной ситуации, в которой они оказались, а также индивидуальными особенностями личности.

При выборе путей разрешения конфликта сотруднику правопорядка необходимо проанализировать процесс и характер конфликта, что в свою очередь предполагает:

а) определение проблемы, подлежащей решению;

б) выявление главных действующих лиц в конфликте;

в) выяснение их позиций, интересов, целей;

г) ликвидация конфликтной ситуации.

Особенностью разрешения конфликтных ситуаций в органах внутренних дел является то, что всякие решения по этому поводу должны быть основаны на законах и других нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность полиции. Разрешение конфликтной ситуации должно привести к устранению причины, вызвавшей конфликт:

а) восстановление справедливости;

б) устранение недоверия;

в) установление взаимопонимания и согласия;

г) создание надлежащих материально - технических условий работы сотрудника или коллектива;

д) устранение других причин - конфликта, в частности, социально-психологического характера.

Конфликты в подразделениях органов внутренних дел необходимо выявлять с момента их зарождения, когда они находятся в зачаточном состоянии и можно устранить причины их породившие наименее безболезненно.

Для разрешения конфликтных ситуаций в деятельности сотрудников правопорядка используются различные психологические, педагогические и административные меры.

Особое значение при разрешении конфликтных ситуаций имеет метод убеждения сотрудника в необходимости надлежащего поведения, сознательного отношения к исполнению служебных обязанностей, критической оценки собственных поступков. Убеждение должно носить конкретный индивидуальный характер. Его эффективность зависит от авторитета руководителя, товарищей

по службе, особенностей характера конфликтующих и глубины конфликта.

Рекомендуется в разрешении конфликтной ситуации привлекать членов коллектива, которые пользуются доверием и пребывают с участниками конфликта в равных отношениях, не зависят от них по службе ни морально, ни материально. Следует исключить предвзятость в изучении конфликта, попытки оправдать предварительно кого-либо из конфликтующих, исключить поддерживание позиций одной из конфликтующих сторон. Необходимо достичь того, чтобы независимо от служебного и общественного положения конфликтующих сторон, их позиции и действия получили объективную оценку. При изучении межличностных противоречий следует учитывать психологическое состояние участников конфликта, их эмоциональное состояние, проявлять гибкость и тактичность, не делать оценок и выводов, не изучив глубоко историю и происхождение конфликта, поведение его участников, различные варианты выхода из сложившейся ситуации. Не следует разглашать содержание разговоров с участниками конфликта, сообщать информацию, которая может углубить конфликт, усилить ошибочную позицию, вовлечь в конфликт новых лиц.

При выработке решения и его реализации следует прибегать к методу разъяснения его правильности и объективности. Здесь необходимо разумно использовать общественное мнение относительно конфликта, проанализировать и убедить всех участников в необходимости и целесообразности именно таких, а не иных выводов и оценок их действий и поведения. Если необходимо, то публично сопоставить полученную информацию с реальными факторами, провести обсуждение ситуации, мотивов позиции, причины противоречий, которые возникли в коллективе, выработать совместное решение. В процессе разрешения конфликта в подразделении необходимо контролировать поведение конфликтующих, корректировать его с целью предупреждения еще больших осложнений.

Руководителю подразделения при разрешении конфликтных ситуаций необходимо учитывать характер формальных и неформальных отношений в коллективе. Формальные отношения регулируются приказами и инструкциями, распоряжениями, должностными обязанностями. Они построены на принципах подчинения и служебной зависимости, т. е. они строятся на «авторитете власти». Неформальные отношения в коллективе

строятся на основе неофициальных отношений, чувстве дружбы и товарищества, взаимной симпатии и антипатии, общих интересов и увлечений. Неформальные отношения в значительной мере определяют «психологический конфликт» в коллективе. Они могут способствовать выдвижению неофициального (неформального) авторитетного лидера коллектива, т. е. неформальные отношения строятся на «власти авторитета». Несовпадение формальных и неформальных отношений, их рассогласованность могут привести к возникновению конфликтных ситуаций в подразделениях.

Конфликтные ситуации, возникающие на почве психологической несовместимости, могут быть преодолены с помощью приемов педагогической техники. Такие психологические состояния, как настороженность, напряжение, можно снять путем установления с общающимися психологического контакта, личным примером, косвенным воздействием, соблюдением руководителем и подчиненными определенных этических норм. Важно и необходимо не просто преодолеть установленный конфликт в процессе взаимоотношений, а правильно и разумно это использовать и оптимально организовать взаимодействие с учетом всех интересов.

Разумная постановка вопроса сводится не к попытке полностью избежать конфликтов, что порой может вредить делу, а к стремлениям научиться правильно разрешать конфликтные ситуации, обращая их на пользу, если это возможно. Поэтому руководителей подразделений органов внутренних дел следует обучать способам разрешению конфликтов и использованию элементов педагогики, психологии и профессиональной этики.

Библиографический список

1. Грехем Скотт Дж. Конфликты: пути их преодоления. Киев, 1997. 190 с.

2. Олейник А. Н. Основы конфликтологии. М. : Наука, 2008. 51 с.

3. Панкратов В. Н. Психотехнология управления людьми : практическое руководство. М., 2004. 305 с.

Bibliographic list

1. Graham Scott J. Conflicts: ways to overcome them. Kiev, 1997. 190 р.

2. Oleynik A. N. Fundamentals of Conflictology. M. : Nauka, 2008. 51 р.

3. Pankratov V. N. Psychotechnology of human management: practical guide. M., 2004. 305 р.

Информация об авторах

И. Г. Елесина — доцент кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук;

H. А. Кислова — старший преподаватель кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России.

Information about the authors

I. G. Elesina - Associate Professor of the Department of Legal Psychology of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences;

N. A. Kislova - Senior lecturer at the Department of Legal Psychology of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors' contribution: аП authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 11.04.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The article was submitted to the editorial office on 11.04.2022; approved after review on 13.06.2022; accepted for publication on 20.06.2022.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Теория и практика судебной экспертизы в доказывании. Спецкурс : учебное пособие / Н. П. Майлис. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА. - 255 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. ISBN: 978-5-238-03155-2

Изложены истоки формирования и развития теории судебной экспертизы, основные теоретические понятия. Рассмотрены теория идентификации и диагностики, современная классификация судебных экспертиз, субъекты судебно-экспертной деятельности и система государственных экспертных учреждений. Раскрыто правовое обеспечение судебно-экспертной деятельности. В соответствии с процессуальным уголовным, гражданским, арбитражным и административным законодательством рассмотрены основные виды экспертиз, назначаемых правоохранительными органами.

Подробно изложены технологическое обеспечение производства судебных экспертиз, их доказательственное значение в раскрытии и расследовании преступлений. Должное внимание уделено информационному обеспечению судебно-экспертной деятельности, комплексным исследованиям, экспертной этике и экспертным ошибкам.

Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, практических работников, назначающих судебные экспертизы, и специалистов, которые их проводят.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.