УДК 94(470/571) «18»:355.4:616-051 Роль российских медиков в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. и освободительное движение в Болгарии А.М. Исмаилова
Дагестанский государственный университет
Международные события, которые развёртывались в связи с Восточным кризисом 1870-х годов, вовлекли в своё русло различные слои российского общества. Общенациональный подъём, который наблюдался в связи с этими событиями в России, был вызван разными побудительными мотивами и причинами. Различные социальные слои России активно откликнулись на жёсткое подавление Апрельского восстания 1876г. в Болгарии, что привело к усилению внимания к Болгарии царских политиков. В литературе уже давно было подмечено, что подобного массового подъёма не наблюдалось со времён Отечественной войны 1812 г., но тогда нужно было защищать свою родину. В 70-х годах XIX в. русское общество было пронизано единой идеей оказания максимальной помощи балканским народам.
В результате огромных усилий, ценой значительных жертв, принесённых в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. прежде всего русским народом, и в боевом содружестве с болгарским народом, была освобождена от 500-летнего султанского ига Болгария и воссоздано Болгарское государство. Получили национальную независимость Сербия, Черногория, Румыния, было значительно ослаблено турецкое влияние на всем Балканском полуострове. Так, несмотря на явный собственный интерес России, эта война объективно имела прогрессивные последствия для судеб народов Юго-Восточной Европы, ибо отвечала их национальным многовековым стремлениям [1].
Заметный вклад в дело освобождения балканских народов внесли российские медики. В 70-х годах XIX в. они представляли один из ведущих отрядов российской интеллигенции. В Болгарии, Сербии, Черногории, хорошо известны имена таких выдающихся врачей России, как Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, В.М. Бехтерев, Н.В. Склифосовский, С.П. Коломнин, Ю.Н. Ковалевский, Ф.И. Фейгин. Сочувственное, доброжелательное отношение народов России к этой борьбе, их бескорыстное участие в войне 1877-1878 гг. ярко раскрыл С.П. Боткин, писавший в Россию 3 июля 1877 г. из Болгарии: «идём на хорошее дело, участвовать в котором своим трудом будет отрадой на значительную часть жизни» [2].
Деятельность медицинского персонала на балканском фронте протекала в чрезвычайно трудных условиях. Постоянно ощущалась
нехватка врачей (один врач в русской действующей армии в 1877 г. обслуживал 606 человек), недоставало медикаментов и перевязочных материалов, санитарного транспорта. Врачи, санитары, медицинские сёстры, работавшие в полевых лазаретах, часто гибли от рук неприятеля. О самоотверженном труде медиков на Балканах газета «Голос» писала 3 ноября 1877 г.: «Большинство врачей, состоящих при частях войск и вместе с тем при дивизионном лазарете, находятся на ближайших к месту действий перевязочных пунктах... В нынешнюю войну убыло много санитаров от неприятельского огня и многим врачам приходилось испытать на себе действие вражеских оружейных выстрелов. Мы сами видели врачей, жёлтых, как лимон, истощённых трудом, изнурённых невзгодами военной жизни. И сколько энергии в этих деятелях! Ни один из многих и многих врачей, которых нам пришлось видеть и с которыми привелось говорить, не выражает желания остановить свой пост и променять его на более спокойное положение» [3].
Только из петербургской медико-хирургической академии «на театре военных действий» находилось семь профессоров и пять ассистентов клинических отделений. В составе отряда украинских медиков находились представители кафедры хирургии Киевского университета доценты С.П. Коломнин и А.Х. Ринек. Добровольно ушёл в действующую армию пользовавшийся мировой славой, 67-летний хирург Н.И. Пирогов. В течение семи месяцев (с сентября 1877 по март 1878 г.) он самоотверженно работал на балканском фронте. Пирогов принимал личное участие в обследовании многих госпиталей.
Ученик и продолжатель дела Пирогова Склифосовский, горячо сочувствуя освободительной борьбе славянского народа, летом 1876 г. отправился в Черногорию, где он осуществлял главное наблюдение над всей медицинской частью санитарного отряда в Черногории и Герцеговине.
Талант Склифосовского, как хирурга в полную силу раскрылся во время войны за освобождение Болгарии. Развивая взгляды Пирогова, он внёс значительный вклад в военно-полевую хирургию, был сторонником максимального приближения медицинской помощи к месту боя, проводил на практике, как и Пирогов, принцип «сберегательного лечения огнестрельных ран» (был против ранних ампутаций при огнестрельных ранениях конечностей с повреждением костей). Применённые Склифосовским хирургические методы спасли жизнь многим раненным. Большое внимание Склифосовский, как и другие передовые врачи того времени, уделял организации медицинского дела в военных условиях и деятельности санитарных отрядов. Благодаря ему, в
1877-1878 гг. была проведена дезинфекция многих городов Болгарии и Румынии [4].
Энергичный опытный врач-клиницист и диагност С.П. Боткин, официально исполнявший в 1877 г. обязанности лейб-медика, добровольно стал главным терапевтом Дунайской армии, сделав немало полезного для налаживания работы госпиталей, своевременной транспортировки раненных и т.д. Он помог в выявлении причин эпидемических заболеваний, в том числе желудочных, развившихся в армии в летнюю жару, а также в лечении заболевших.
Значительное пополнение рядов врачей и фельдшеров дали ускоренные выпуски медицинских факультетов Московского, Казанского, Харьковского, Дерптского и Киевского университетов, а также Петербургской Медико-хирургической академии. Непременным условием этих ускоренных выпусков являлось правило, «отнюдь не сокращать предметов учения». Только одна Медико-хирургическая академия в результате трёх ускоренных выпусков студентов в 1876-1878 гг. направила в распоряжение военно-медицинского управления 502 врача. Все они прошли «надлежащее испытание» по всем предметам, требовавшимся согласно уставу академии «для получения звания лекаря». Были мобилизованы также врачи прежних выпусков, оставленные при академии на три года для усовершенствования. В качестве фельдшеров, в помощь врачам и под их руководством в 1877-1878 гг. в действующую армию был направлен 391 студент вторых-четвёртых курсов академии.
В 1877-1878 гг. впервые в отечественной военной медицине работали на фронте в большом числе женщины-медики. Анализируя работу женщин-врачей на войне, Пирогов подчёркивал, что они «оказались тут вполне достойными своего призвания», их работа не оставила желать ничего лучшего». Широкое участие женщин Пирогов назвал «новым явлением», которое, по его мнению, ещё требовало «новой оценки» [5]. Это «новое явление» он справедливо связывал с подъёмом общественной жизни в России, с активизацией в ней роли женщин. Имена врачей Р.С. Святловской, В.С. Некрасовой, сестёр милосердия Ю.П. Вревской, А.П. Прибылевой-Корбы, О.Н. Юханцевой, А.А. Тепо-ляковой, С.А. Энгельгард, Е.В. Духониной и многих других навечно остались в памяти народов Болгарии, Сербии и Черногории. Святловская стала одной из первых женщин России, посвятивших себя изучению медицины. Получив высшее медицинское образование в Бернском университете, она, по возвращении в Россию приняла активное участие в общественном движении. Во время сербско-турецкой войны 1876 г. Свя-
тославская была военным врачом, в период русско-турецкой войны заведовала сербским военным госпиталем.
В течение нескольких месяцев работали сёстрами милосердия в санитарном поезде, курсировавшем от Бухареста до Режи, Прибыле-ва-Корба, окончившиая ускоренные курсы медицинских сестёр в Минске, М. Степанова и В. Велембовская, выпускницы одесской фельдшерской школы. На открывшихся в Петербурге, Москве и других городах курсах подготовки сестёр в период войны занималось около трех тысяч женщин, большая часть которых отправилась в армию [6].
Многие женщины-медики отдали свою жизнь за дело освобождения балканских народов. В их числе Ю.П. Вревская и В. С. Некрасова, проработавшие несколько месяцев в русских военных госпиталях Болгарии.
Во время русско-турецкой войны и после её окончания русские врачи оказали посильную помощь мирному болгарскому населению. Болгары часто привозили в перевязочные пункты и госпитали искалеченных войной людей. За самоотверженность и мужество, проявленные на войне, многие русские медики были представлены к военным наградам.
Участие в русско-турецкой войне многих представителей российской интеллигенции оказало значительное воздействие на формирование их воззрений, на развитие их творческой мысли.
Участвуя в войне 1877-1878 гг., лучшие представители интеллигенции России внесли существенный вклад в освобождение народов Балканского полуострова, в упрочение дружественных связей с ними.
Литература
1. Орлик О.В.Представители прогрессивной интеллигенции России участники русско-турецкой войны 1877-1878 гг. // Вопросы истории. 1978. № 4. - С. 79.
2. Боткин С.П. Письма из Болгарии.1877 г. - СПб., 1893. - С. 67.
3. Орлик О.В.Указ. соч. - С. 89.
4. Склифосовский Н.В. Избранные труды. - М., 1953. - С. 154.
5. Пирогов Н.И. Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии в 1877-1878 гг. - СПб., 1879. - С. 334.
6. Илинский П.А.Русская женщина в войну 1877-1878 гг. - СПб., 1879. - С. 32.