РОЛЬ РОССИИ В РАЗВИТИИ ИНСТРУМЕНТОВ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА В ЕАЭС
Минчичова Валерия Сергеевна
Кандидат экономических наук, доцент,
ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация: статья нацелена на изучение и характеристику существующей системы поддержки экспорта в странах ЕАЭС и объединении в целом. На основе статистического анализа выделены тенденции динамики экспорта стран ЕАЭС во взаимной торговле и торговле с третьими странами. Создана обобщающая таблица существующих мер, проведен сравнительный анализ степени эффективности осуществляющих эти меры институтов. Выделены перспективные направления экспорта для каждой страны ЕАЭС. Изложены сценарии и оценены перспективы лидерства России в области развития инструментов поддержки экспорта в странах ЕАЭС.
Ключевые слова: ЕАЭС, Евразийский экономический союз, поддержка экспорта, экспортные кредитные агентства, евразийская интеграция, внешняя торговля, региональная интеграция, внешняя торговля России.
JEL: F14, F53
THE ROLE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE DEVELOPMENT OF EXPORT SUPPORT INSTRUMENTS IN EURASIAN ECONOMIC UNION
Valerija Sergeevna Mincicova, Candidate of economic sciences, Docent,
Assosiated Professor at the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, the Russian Federation
Abstract: the article is devoted to careful study and characteristics of the existing export support system in the EAEU countries and in the union in general. The export of EAEU countries dynamics tendencies are given based on statistical analysis. The general table of the existing measures of export support in each country of the Union is created. The author proposes the most likely and perspective external trade directions for each of the EAEU countries. The author also proposes the scenarios and appreciates the perspectives of Russia becoming a leader in the export support instruments development in the Union.
Keywords: EAEU, Eurasian economic union, export support, export credit agencies, Eurasian integration, regional integration, external trade, regional trade, Russian external trade.
Бесспорно, создание Евразийского экономического союза в существующем виде в 2015 году -ключевое событие в интеграционных процессах на пространстве СНГ после распада СССР. Важное оно не только потому, что ведущие экономики евразийского пространства заявили об объединении усилий в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик, но и потому, что такое принципиально новое объединение на основе принципов глобализованной мировой торговли, без преувеличения, дает начало новой эре взаимодействия стран постсоветского пространства. Государства уже заявили о себе на мировой арене не как наследники СССР, а как самостоятельные рыночные экономики с другими интересами, с изменившимися направлениями торговли, инвестиций, миграции и экономического интереса в целом. И они объединяются в ЕАЭС для достижения новых целей, решения новых задач, обеспечения новых свобод (движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы).
Также очевидна направленность геополитических и геоэкономических интересов стран постсоветского пространства. То есть, например, Грузия, Молдавия, Украина обозначили вектор
развития - евроинтеграцию, а среднеазиатские республики и Азербайджан могут стать резервом роста ЕАЭС. Пока же все перечисленные государства являются третьими странами для ЕАЭС. Это важно для целей нашего исследования, т.к. экспорт стран ЕАЭС является составной частью объекта нашего исследования. Без анализа его динамики и тенденций развития нельзя говорить об инструментах его стимулирования.
Соответственно объект представленного исследования - система поддержки экспорта в странах ЕАЭС, предмет - российская система поддержки экспорта как пример и платформа для развития системы поддержки экспорта в ЕАЭС.
Научная новизна исследования состоит в составлении наглядной системы представления существующей системы мер поддержки экспорта в ЕАЭС, предложении путей и потенциала совершенствования наднациональных мер поддержки экспорта в ЕАЭС, определении перспектив лидерства России в области стимулирования экспорта в условиях деглобализации и глобальных экзогенных шоков в виде переключения на политику протекционизма и пандемии коронавируса COVID-19.
Главная гипотеза, выдвинутая автором: Россия является центральным звеном и ориентиром для других стран объединения для совершенствования системы государственной и наднациональной поддержки экспорта. Сопутствующая гипотеза: существующие меры поддержки экспорта в ЕАЭС не являются достаточными для эффективного роста экспорта в третьи страны, однако оказывают положительное влияние на рост взаимной торговли.
Тенденции развития экспорта стран ЕАЭС: взаимная торговля и торговля с третьими странами
Внешняя торговля пяти стран ЕАЭС - России, Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии -представлена в таблице 1 в разрезе внутрирегиональной и внешней торговли с третьими странами.
Таблица 1 - Динамика экспорта стран ЕАЭС в 2014-2019 гг. [составлено автором по данным статистической базы ЕЭК [1]
2014 2015 2016 2017 2018 2019
Объем взаимного экспорта стран ЕАЭС, млрд. долл. США 61,2 45,6 43,0 54,7 60,3 61,0
Объем экспорта с третьими странами, млрд. долл. США 555,6 373,8 308,3 386,9 490,7 459,3
Внешняя торговля стран ЕАЭС с третьими странами составляет достаточно значимый объём. В 2018 году объем экспорта составил 491 млрд. долл. США [1] - 2,4% всего мирового экспорта, в 2019-м - 459 млрд. долл. Причем торговый баланс ЕАЭС сходится с положительным сальдо, объем экспорта превышает импорта в 1,7-2 раза. А доходы от экспорта - это источник пополнения бюджета, в том числе в иностранной валюте.
В 2019 году объем экспорта в третьи страны, а вместе с ним и сальдо внешней торговли упал. На 6,4% упал объем совокупного экспорта всех стран ЕАЭС, но произошло это в основном за счёт
падения объемов экспорта России (на 6,4%), Казахстана (на 6,6%), Белоруссии (на 7,9%). Экспорт же Армении и Киргизии значительно вырос - на 9% и 12,4% соответственно [1]. Падение объемов экспорта и внешнеторгового сальдо крупнейших экономик ЕАЭС в очередной раз говорит об актуальности вопроса совершенствования политики помощи экспортным компаниям.
Взаимная торговля государств-членов ЕАЭС устойчиво растет с 2017 года, но в ней есть устойчивая тенденция: с положительным сальдо во взаимной торговле сводится только баланс России (+18,6 млрд. долл. - здесь и далее данные 2019 г.). Сальдо взаимной торговли со странами ЕАЭС Армении (-0,9 млрд. долл.), Белоруссии (- 7,6 млрд. долл.), Казахстана (-8,7 млрд. долл.) и Киргизии (- 1,4 млрд. долл.) отрицательное. Это свойство союза должно стимулировать членов объединения развивать экспорт в третьи страны, чтобы стремиться к положительному балансу внешней торговли. Кстати, этой цели уже достиг Казахстан, внешнеторговый баланс этой страны со всеми странами мира сводится с положительным сальдо (+19,4 млрд. долл.), как и у России (+178,4 млрд. долл.) [1].
Исследование сотрудников Ярославского государственного технического университета, Шкиотова С.В., Маркина М.И., Майоровой М.А., Степановой Е.О. корреляции темпов роста экономик ЕАЭС и их внешней торговли свидетельствует о наличии корреляции между темпами роста ВВП стран ЕАЭС и темпами роста взаимной торговли в рамках ЕАЭС кроме Киргизии [2]. При этом корреляция темпов роста внешней торговли стран ЕАЭС с третьими странами и темпами роста мировой экономики отсутствует вовсе. Таким образом, выдвинутые (и переложенные на реалии ЕАЭС как регионального объединения) лауреатом Нобелевской премии Полом Кругманом [3] положения о том, что темпы роста товарооборота внутри ЕАЭС уступают темпам развития государств - членов объединения, в то время как темпы роста внешней торговли стран объединения с третьими странами опережают темпы развития мировой экономики, нельзя полностью подтвердить данными о внешней торговле стран ЕАЭС.
Однако совершенно однозначно даже при простом сравнении данных, описанных автором данной статьи в таблице 1, что основное положение статьи Пола Кругмана о мотивах и причинах внутрирегиональной и международной торговли о том, что внутрирегиональная торговли и международная торговля различаются по мотивам, полностью подтвержден. Ещё одно статистическое доказательство: темпы роста внешней торговли ЕАЭС как во взаимной, так и во внешней торговле с третьими странами составили в 2017 - году восстановления после кризиса - около 25%, темпы же роста мировой торговли достигли 10%, в 2018 г. темпы роста взаимной торговли внутри ЕАЭС и международной торговли сравнялись, темпы роста внешней торговли ЕАЭС остались значительно выше, а в 2019 году тенденции поменяли свою направленность, о чем мы скажем ниже.
Так, несмотря на драматическое падение объемов внешней торговли и внутри объединения, и с третьими странами в 2016 г. из-за последствий мирового экономического кризиса, циклических негативных процессов в экономике, падение цен на энергоносители, события на Украине и в Крыму и как довершение введение санкций по отношению к России со стороны западных стран и ответных мер на эти санкции, взаимная торговля стран ЕАЭС достаточно успешно восстанавливает свои объемы. Такое восстановление обуславливается и кратковременным положительным эффектом от интеграции - ЕАЭС начал функционировать в 2015 г., и эффективностью адаптационных механизмов стран к внешним шокам.
В то же самое время объемы торговли с третьими странами показали спад в 2019 г, который безусловно продолжится в 2020 г. из-за слишком сильных экзогенных шоков. Поэтому мы говорим о значительной ориентации экспорта стран ЕАЭС на внутрирегиональную торговлю и незначительной доле экспорта ЕАЭС в мировой торговле. Она составляет в 2018 г. 2,4% всего мирового экспорта [1,4]. Увеличение этой доли возможно при комплексе мер: создании конкурентных товаров и услуг в ЕАЭС, поддержке экспорта государством, формирование значительной устойчивости ко внешним событиям, быстром восстановлении стран ЕАЭС и сохранении экспортного производства в процессе кризиса
2020 г. В каждой из этих мер потребуется значительное участие государства. В данном исследовании мы сфокусировались на поддержке экспорта.
В силу вышеозначенных тенденций так важно анализировать существующие меры поддержки экспорта в странах ЕАЭС и вырабатывать новые подходы к стимулированию продажи товаров и услуг за рубеж.
Характеристика существующих мер поддержки экспорта в странах ЕАЭС
Две трети экспортируемых товаров ЕАЭС - продукция топливно-энергетического сектора, ещё 10% - металлы и изделия из них. Таким образом, на продукцию высоких переделов остается не более четверти объёма. А ведь именно наращивание объемов продукции вторичного и третичного секторов, а также услуг является маркером развитости капиталистической экономики, её конкурентоспособности. ЕАЭС придётся пройти серьёзный путь модернизации и переориентации на экспорт технологичной продукции, дабы занять значимое место на геополитической карте если не мира, то хотя бы Азиатско-Тихоокеанского региона и региона Большой Европы.
Для стимулирования внешней торговли уже подписаны договоры о зонах свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом (2015), Сингапуром (2019), Сербией (2019). Временное соглашение уже есть с Ираном. В стадии переговоров договоры о ЗСТ с Китаем, Кубой, Египтом, Таиландом, Монголией, Индией, Израилем. Однако соглашения о ЗСТ - это альтернативный путь либерализации торговли в противовес зашедшим в тупик многосторонним отношениям в рамках ВТО. И наличие таких договоров о бестарифной торговле товарами и услугами приводит к эффекту «тарелки спагетти» в региональной экономике. Экспортеры и импортеры путаются в нормативной базе, не зная, в какую из организаций обратиться. В такой ситуации производителям должны помогать экспортные центры, как консультативно, так и финансово. И для этого в ЕАЭС созданы программы поддержки экспорта. Существующие меры поддержки экспорта в странах ЕАЭС систематизированы в таблице 2.
Таблица 2 - Существующие меры поддержки экспорта в странах ЕАЭС [ составлено автором на основе публикаций ЕЭК, профильных министерств внешней торговли стран ЕАЭС, официальных сайтов экспортных страховых агентств стран ЕАЭС 1, 7-12]
Страна Инструмент (механизм) Реализующая организация Содержание инструмента
Россия Кредитование экспорта ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Российский экспортно- импортный банк (РОСЭКСИМБАНК) предоставление кредитных ресурсов иностранным покупателям российских экспортеров товаров, в том числе высокотехнологичной продукции
Страхование экспорта Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) страховая поддержка экспорта товаров и услуг российского производства, российских инвестиций за рубежом, экспортоориентированных субъектов МСП
Страна Инструмент (механизм) Реализующая организация Содержание инструмента
Банковские гарантии экспортных поставок и кредитов Внешэкономбанк, РОСЭКСИМБАНК Предоставление гарантий для кредитования экспорта российских производителей
Консультационная поддержка региональных экспортеров Сеть региональных центров поддержки экспорта Консультации по ведению ВЭД, экспертиза контрактов, участие в выставках, конференциях, торговых миссиях
Субсидирование экспортеров Минпромторг России Субсидирование экспорта важных в национальном масштабе отраслей
Информационная поддержка российских компаний за рубежом Торговые представительства России Выставочная деятельность, поддержка бренда
Консультационная и информационная поддержка Сколково, РВК, Фонд патентования МГУ, РСПП, ТПП России Экспертизы и услуги по изучению рынков
Поддержка экспорта по принципу «единого окна» АО «Российский экспортный центр» Финансовые и нефинансовые меры поддержки
Отраслевая поддержка экспорта РЭЦ специализированные отраслевые планы поддержки: Машиностроение (в том числе автопром), АПК, 1Т, микроэлектроника, ТИП, ТЭК и химическая промышленность, строительство и деревообра-батывающая промышленность
Беларусь Дорожная карта Программы поддержки и развития экспорта в АПК Министерство иностранных дел РБ, Совет министров РБ Сертификация организаций и получение разрешительных документов на экспорт белорусской сельскохозяйственной продукции в ЕС (птица, молочная продукция), в Юго-Восточную Азию
Страна Инструмент (механизм) Реализующая организация Содержание инструмента
Экспортное кредитное страхование Белорусское республиканское унитарное предприятие экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант» Страхование экспортных рисков (г.о. экспортных кредитов, выданных коммерческими банками и неисполнения экспортных контрактов) с поддержкой государства
Перестрахование рисков партнеров БРУПЭИС «Белэксимгарант» перестрахование рисков, застрахованных в компаниях-партнерах
Поддержка участия в международных выставках Белорусская торгово-промышленная палата, советы делового сотрудничества, выставочное унитарное предприятие «БЕЛИНТЕРЭКСПО» Возможность компенсации за счет средств республиканского бюджета до 50% расходов экспортеров по участию в международных специализированных выставках в иностранных государствах
Компенсация расходов на сертификацию за рубежом Белорусская торгово-промышленная палата, советы делового сотрудничества Компенсация возможна из республиканского бюджета за оценку соответствия продукции иностранным стандартам, сертификацию
Финансирование закупок с/х техники за рубежом Банк развития -специализированный финансовый институт ОАО «Промагролизинг» ОАО «Промагролизинг» предоставляет экспортный финансовый лизинг с/х техники от нерезидентов РБ для резидентов РБ на льготных условиях
Консультирование и сопровождение внешнеторговых сделок Информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» Услуги по сопровождению и развитию внешнеэкономической деятельности РБ (маркетинговые исследования, выставки, конференции, образование, портал экономической информации ехроЛ.Ьу)
Страна Инструмент (механизм) Реализующая организация Содержание инструмента
Сервисное обслуживание белорусских товаров за рубежом Товаропроводящая сеть (ТПС), координируется МИД РБ совокупность иностранных юридических лиц и расположенных за рубежом обособленных подразделений белорусских производителей, осуществляющих реализацию и (или) сервисное обслуживание белорусских товаров
Казахстан Создание единого окна «QazTrade» для экспортеров Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан Поддержка региональных и приграничных экспортеров путем оценки экспортного потенциала, анализа потенциального рынка, анализа торговых барьеров
Информационный портал для экспортеров «QazTrade» Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан информационные материалы о товарах экспортного интереса Казахстана, наиболее привлекательные рынки сбыта, статистика, реклама и прочая информация относительно экспортной деятельности
Страхование экспорта АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport» страхование кредита экспортера, экспортное торговое финансирование и пред-экспортное финансирование
Предоставление займов под экспорт АО «Банк Развития Казахстана» финансирование экспортных операций: предоставление займов как резиденту — поставщику казахстанской продукции, так и нерезиденту — покупателю казахстанской продукции
Программа «Агроэкспорт» АО «Аграрная кредитная корпорация» кредитование проектов, имеющих экспортный потенциал, в том числе через банки второго уровня, кредитные товарищества и лизинговые компании
Страна Инструмент (механизм) Реализующая организация Содержание инструмента
Возмещение затрат на выставки, фестивали, рекламные каталоги Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен», Внешнеторговая палата Казахстана возмещение затрат субъектам индустриально-инновационной деятельности, выпускающим отечественные обработанные товары; помощь в организации участия в имиджевых мероприятиях за рубежом, обучение экспортеров
Армения Страхование экспорта СЗАО «Экспортное страховое агентство Армении» страховка экспортирующих компаний-резидентов Республики Армения от понесенных финансовых убытков в случае неуплаты за поставленный товар иностранным покупателем или банком, который по договору имеет обязательство заплатить
Помощь в участии в выставках за рубежом Фонд «Business Armenia» (ребрендинг Фонда развития Армении) Консультации и помощь в организации выставок, стендов и других бизнес-мероприятий для армянских производителей товаров и услуг; консультации по бухгалтерскому учету, налогообложению, юридическим вопросам.
Киргизия Сервисная поддержка производителям и экспортерам Кыргызской Республики Агентство по продвижению и защите инвестиций Кыргызской Республики торговое информирование, развитие экспорта, продвижение экспорта (информирование и консультирование, содействие участию в выставках, форумах)
Реализация принципа единого окна в экспорте Государственное предприятие «Центр «единого окна» в сфере внешней торговли» организация, развитие, предоставление услуг и обеспечение надлежащего функционирования системы «единого окна» при осуществлении предтаможенных процедур
Развитие системы поддержки экспорта в разных странах ЕАЭС идет неравномерно. В Белоруссии, Казахстане и России этому вопросу уделяется много внимания. В Армении и Киргизии инструментов поддержки экспорта ограниченное количество. Так, в Киргизии, к примеру, нет экспортного кредитного агентства.
Поддержка экспорта в странах ЕАЭС осуществляется согласно национальным стратегиям и программам.
В Армении она создана в 2011 году без срока и конкретных ориентиров-показателей. В Белоруссии нацпрограмма рассчитана на 2016-2020 годы и будет обновлена в 2020, в Казахстане экспортная стратегия утверждена на период 2018-2022 гг с конкретными целями роста несырьевого экспорта, в Киргизии - единая программа развития республики на 2018-2022 гг. В России существует специальный нацпроект «Международная кооперация и экспорт», рассчитанный на период 2018-2024 гг., включающий 5 федеральных проектов с целевыми показателями, а также стратегия развития РЭЦ также с конкретными целевыми показателями.
Поддержка экспорта на национальном уровне осуществляется достаточно широко, хоть и неравномерно. Большинство инициатив ожидаемо предлагаются Российским экспортным центром, БЕЛЭКСИМГАРАНТОМ, KazakhExport, торгово-промышленными палатами этих трёх стран. В Киргизии, к примеру, не оформлен механизм экспортного страхования и кредитования экспорта. В Армении существует экспортное страховое агентство, но его деятельность не является массовой.
В целом структура поддержки экспорта в странах ЕАЭС за исключением Киргизии схожая. В центре её экспортное кредитное агентство, фонд или организация поддержки ярмарочно-выставочной деятельности, центры информационно-аналитической поддержки. Отраслевые меры поддержки и компенсация некоторых затрат как правило находится в ведении муниципальных или общенациональных органов. Экспортные кредитные агентства действуют в качестве самостоятельных юридических лиц, однако функционал у них разнится от страны к стране. Это подтверждает в своей работе заместитель директора Фонда «Центр поддержкипредпринимательства Калининградской области» Александр Беляшов, отмечая что в государствах ЕАЭС финансовая (страховая, кредитная) поддержка и нефинансовые инструменты отнесены к деятельности различных институтов. И их система не унифицирована [13].
Общей стратегии поддержки экспорта в ЕАЭС нет, обсуждение наднациональных мер пока идёт на консультационном уровне, на форумах и конференциях. Однако во всех встречах такого рода опыт России и прежде всего Российского экспортного центра упоминается как эталонный для других стран.
Перспективы развития наднациональных мер поддержки экспорта в ЕАЭС
В ЕАЭС существуют точечные наднациональные инициативы, которые реализуются для достижения роста экспортного потенциала всего интеграционного объединения. Работа по развитию мер поддержки экспорта делится на три глобальных направления: финансовые меры поддержки, нефинансовые инструменты, обеспечение экспортеров качественной аналитической информацией.
Среди них есть следующие программы, инициативы, процессы:
• Унификация таможенного регулирования, введение электронного документооборота в единых границах ЕАЭС;
• В 2018 г. введена отсрочка по определению таможенной стоимости товаров, в отношении которых подлежат уплате лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;
• Евразийский межправительственный совет в своем решении от 29 мая 2015 года N 2 «О мерах, направленных на развитие экспорта» перечисляет ряд намерений стран-членов ЕАЭС, среди которых планируется координация деятельности национальных экспортно-кредитных агентств,
развитие всевозможного сотрудничества в области финансовой поддержки экспорта, создание консультативного органа (совета) банков развития государств-членов ЕАЭС и другие, часть из них реализована и представлена ниже [6];
• Ежегодно проводится форум «Евразийская неделя» поочередно в странах-членах ЕАЭС, где в рамках выставочно-ярмарочной деятельности экспортеры членов ЕАЭС демонстрируют свои возможности, товары участникам, прежде всего из стран СНГ;
• Создана Рабочая группа по вопросам финансовой поддержки экспорта, в которую входят представители экспортно-кредитных агентств стран ЕАЭС;
• ЕЭК определила перечень конкурентоспособной сельхозтехники, обладающей экспортным потенциалом на рынках третьих стран (в т.ч. бороны дисковые, комбайны, пресс-подборщики и др.), эффективные меры поддержки сельского хозяйства, легкой промышленности
В статье 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года прописана основа проведения совместной политики поддержки экспорта государств ЕАЭС. В ней с одной стороны говорится о том, что промышленная политика стран-членов ЕАЭС осуществляется отдельно друг от друга, а с другой - что члены ЕАЭС могут «разрабатывать и реализовывать совместные программы развития приоритетных видов экономической деятельности для промышленного сотрудничества».
[5]
Законодательно государства ЕАЭС не обязаны осуществлять совместную политику поддержки экспорта. Более того, даже при условии существования нескольких совместных инициатив поддержки экспорта и развития промышленного сотрудничества только в нацпрограмме Белоруссии предусмотрена разработка согласованных между государствами-членами ЕАЭС мер по развитию экспорта и услуг на рынки третьих стран (и позиционирования Белоруссии как экспортного хаба ЕАЭС). Факт необязательности ведения совместной скоординированной политики поддержки экспорта всех стран ЕАЭС значительно затрудняет рассматриваемый в исследовании процесс.
Одновременно с этим в статье 41 того же Договора о Евразийском экономическом союзе перечислены совместные меры поддержки экспорта: финансовые и нефинансовые. Информационно-аналитические функции уже взяла на себя Евразийская экономическая комиссия.
Потенциал развития наднациональных инструментов поддержки экспорта ЕАЭС состоит в ряде мероприятий. Например, создании юридических лиц не национальной, а наднациональной правосубъектности, например, «акционерное общество Х отрасли Евразийского союза». А. Беляшов предлагает для них термин societas eurasicaea по аналогии с societas еигораеа. [13] Также в ЕАЭС можно создавать специальные экономические зоны как на территории ЕАЭС, так и за её пределами, но под эгидой всего союза. Наконец, тиражирование и распространение опыта эффективных практик поддержки экспорта национальными правительствами также может стать позитивным направлением развития поддержки экспорта в ЕАЭС в целом. На основе проведенного анализа мы говорим о практике России.
Для эффективного структурирования совместных усилий по поддержке экспорта государств ЕАЭС следует понимать экспортный потенциал стран. Автор проанализировала стратегии и программы развития экспорта, о которых говорилось ранее, и выделила векторы товарной и географической ориентации членов ЕАЭС.
Главными направлениями развития экспорта Армении являются: металлургия, ювелирная промышленность, производство продуктов питания, в географическом разрезе это страны ЕАЭС, ЕС, КНР, Туркмения, Ливан. Белоруссия в своей политике поддержки экспорта главным образом фокусируется на экспорте машиностроительной - в Азию и другие страны мира и сельскохозяйственной продукции - в ЕС и Юго-Восточную Азию. Политика Казахстана направлена на диверсификацию экспорта несырьевыми товарами, расширение экспортной корзины, ориентацию на страны ЕАЭС, СНГ, Китай, Иран, страны Средней Азии, Персидского залива и Европы. Фокус экспортной ориентации
Киргизии сосредоточен на продаже товаров в страны-члены ЕАЭС, Китай, Индию, страны Ближнего Востока, причем продажи прежде всего сельскохозяйственной продукции, в том числе экологически чистой и органической (главным образом молочная продукция, переработка овощей и фруктов). Для России важнейшими направлениями развития экспорта являются: диверсификация товарной номенклатуры в сторону промышленного экспорта и экспорта услуг, географический фокус по-прежнему - весь мир со смещением акцента на азиатских партнеров, включая соседей по ЕАЭС.
Таким образом, фокусирование на взаимной торговле присуще всем государствам объединения ЕАЭС, достаточно чётко прослеживается интерес к Китаю и Юго-Восточной Азии в качестве экспортных партнеров. Плюс к тому объединенная корзина перспективных экспортных товаров при упрощенной логистике внутри ЕАЭС может сильнее заинтересовать партнеров.
При этом не стоит упускать из виду, что корзина товаров этих - прежде всего сырьё, продукция сельского хозяйства, энергоносители. Вновь становится очевидной необходимость модернизации производства, диверсификации экспорта высокотехнологичными товарами. И в настоящих условиях, осложненных текущим кризисом мировой экономической и финансовой системы, пандемией коронавируса, скорая модернизация не представляется автору возможной. Играет определяющую роль фактор неопределенности, причем в глобальном масштабе.
Сценарии и перспективы российского лидерства в развитии инструментов поддержки экспорта в ЕАЭС
В условиях только начавшего своё развитие глубокого кризиса мировой экономики в 2020 г., очевидно усилившихся до его возникновения протекционистских тенденций во внешней торговле стран мира, прежде всего Китая и США, институциональная структура поддержки экспорта играет всё более важную роль. Международная торговля, очевидно, не остановится и после пика кризиса, однако для того, чтобы предприятия экспортной направленности остались на плаву, им нужна будет серьёзная помощь.
Разнообразие инструментов поддержки экспорта Белоруссии, зафиксированных в нацпрограмме этого государства, широкий спектр финансовых инструментов защиты экспортера «Белэксимпгарантом» позволяет практике Белоруссии также претендовать на лидерство в тиражировании практики поддержки экспорта. Однако российская система, именно система, сформировавшаяся вокруг Российского экспортного центра, представляется автору более логичной.
Доказательством легитимной лидерской позиции России в качестве эталона, специалиста в поддержке экспорта является создание и функционирование двусторонних организаций в этой области. Например, Российско-Кыргызского фонда развития (12,5% экспорта Киргизии составляет экспорт получателей финансирования фонда [14]).
Российский экспортный центр, состоящий из ЭКСАР и Росэксимбанка, налаженно взаимодействует с другими институтами внешнеэкономической деятельности России. Он имеет собственную стратегию развития, а также целевые показатели нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», на которые нужно ориентироваться. В этом нацпроекте зафиксирована, например, цифра роста объема торговли между странами ЕАЭС в 1,5 раза. Очевидно, что перед РЭЦ поставлена цель стимулировать взаимную торговлю стран ЕАЭС доступными методами.
Также РЭЦ поддерживает любых несырьевых экспортеров, что напрямую коррелирует с целями диверсификации товарной номенклатуры экспорта стран ЕАЭС.
Автору представляется, что в ближайшее десятилетие вероятен сценарий распространения некоторых функций РЭЦ на всю территорию ЕАЭС, например, предоставление кредитов на экспорт и страховых услуг экспортёрам Белоруссии и Казахстана. Позднее при благоприятном развитии событий в сфере интеграции ЕАЭС экспортные кредитные агентства всех стран-членов союза могут объединиться под эгидой РЭЦ, составив сеть и уже систему институтов поддержки экспорта
объединения. За такой сценарий развития говорит и опыт территориального масштабирования РЭЦ -в регионах России уже есть 6 территориальных управлений, центры поддержки экспорта существуют в 80 регионах России.
Однако для развития такого сценария есть и ряд препятствий. Несмотря на высокие показатели интегрированности ЕАЭС, сами направления интеграции ограничены. Союз изначально был объявлен экономическим. Фактически же интеграция не продвинулась дальше третьей стадии международной экономической интеграции линейно-стадиальной теории Белы Балассы - таможенного союза. Во многом интенсивность сотрудничества в рамках ЕАЭС определяется личностью руководителей государств-членов. После ухода с поста президента Казахстана Нур-Султана Назарбаева интерес этого государства к активному стимулированию развития союза может ослабнуть.
Более того, Армения и Киргизия будут иметь значительно большие негативные последствия кризиса 2020 из-за относительной слабости экономики. Интеграционные процессы в ЕАЭС в таком случае замедлятся.
РЭЦ имеет недолгую историю - с 2015 года, в то время как, например, в США экспортно-импортный банк функционирует с 1934 г., Африканский экспортно-импортный банк - с 1993 г., Арабская корпорация по гарантированию инвестиций и экспортных кредитов - с 1974 г. и т.д.
В заключение сделаем вывод относительно гипотез автора.
Главная гипотеза касалась места России в дальнейшем развитии инструментов экспорта стран ЕАЭС. Автор считает, что Россия действительно является центральным звеном и ориентиром для других стран объединения для совершенствования системы государственной и наднациональной поддержки экспорта. В ЕЭК неоднократно озвучено намерение кооперироваться для создания более совершенной структуры институтов поддержки экспорта и спектра применяемых инструментов поддержки экспорта ЕАЭС. Дальше консультаций работа в этом направлении пока не идет. Быстрый процесс создания наднациональных институтов поддержки экспорта не представляется автору возможным. Более вероятен сценарий превращения РЭЦ в общесоюзный институт поддержки экспорта, расширение его полномочий с или без присвоения статуса наднациональной организации.
Доказана и сопутствующая гипотеза о том, что существующие меры поддержки экспорта в ЕАЭС не являются достаточными для эффективного роста экспорта в третьи страны, однако оказывают положительное влияние на рост взаимной торговли.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Электронная статистическая база Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]. - Евразийская экономическая комиссия. Москва, 2020. - режим доступа: http://www.eurasiancommission. org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/tables/Pages/default.aspx (Дата обращения: 18.02.2020)
2. Шкиотов С.В., Маркин М.И., Майорова М.А., Степанова Е.О. Исследование влияния межрегиональной интеграции на темпы роста экономик стран ЕАЭС // Теоретическая экономика. -2019. - №9 (57). - С. 68-77.
3. Krugman P. Interregional and international trade: different causes, different trends? // Spatial Impact of Transportation Infrastructure: A Spatial Econometric CGE Approach. P.27-34, 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/283483106_Interregional_and_ International_Trade_Different_Causes_Different_Trends (Дата обращения: 22.03.2020)
4. Электронная статистическая база Всемирной торговой организации [Электронный ресурс]. -Всемирная торговая организация, 2020. - режим доступа: https://timeseries.wto.org/ (Дата обращения: 13.02.2020)
5. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018) [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
LAW_163855/ (Дата обращения: 24.02.2020)
6. Решение Евразийского межправительственного совета № 2 от 29 мая 2015 г. «О мерах, направленных на развитие экспорта» [Электронный ресурс] - Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420278270 (Дата обращения: 21.03.2020)
7. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ (Дата обращения: 21.03.2020)
8. Официальный сайт СЗАО «Экспортное страховое агентство Армении» [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.eia.am/ru/home.html (Дата обращения: 22.02.2020)
9. Официальный сайт Белорусского республиканского унитарного предприятияэкспортно-имп ортногострахования«БЕЛЭКСИМГАРАНТ» [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://beg.by/ (Дата обращения: 22.02.2020)
10. Официальный сайт АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport» [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://keg.kz (Дата обращения: 22.02.2020)
11. Официальный сайт Агентства по продвижению и защите инвестиций Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://export.gov.kg/ru (Дата обращения: 22.02.2020)
12. Официальный сайт АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) [Электронный ресурс]. -режим доступа: http://www.exportcenter.ru/ (Дата обращения: 22.02.2020)
13. Беляшов А. Развитие наднациональных инструментов поддержки экспорта в Евразийском экономическом союзе. [Электронный ресурс] - Евразийские исследования, 2020. - режим доступа: http://eurasian-studies.org/archives/14317 (Дата обращения: 15.03.2020)
14. Красавина Л.Н., Хомякова Л.И. Анализ роли институтов финансовой поддержки экспорта в реализации экспортно-ориентированной стратегии развития ЕАЭС в контексте мирового опыта. // Вопросы региональной экономики. - 2019. - № 4 (41). - С. 156-163.