в www V
Анализ условии евразиискои экономическом интеграции
Шамахов Владимир Александрович
Директор Северо-Западного института управления — филиала РАНХиГС (Санкт-Петербург) Доктор экономических наук, профессор
Действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса
Шамахов В. А. <
РЕФЕРАТ
В статье рассматриваются этапы евразийской экономической интеграции и переход на высшую ступень развития интеграционных процессов — этап интеграции в политической сфере, взаимный потенциал сотрудничества стран ЕАЭС со странами АСЕАН, развитие торговых связей ЕАЭС.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
евразийская интеграция, ЕАЭС, АСЕАН, Юго-Восточная Азия, зона свободной торговли
Shamakhov V. A.
Analysis of the Conditions of the Eurasian Economic Integration Shamakhov Vladimir Alexandrovich
Director of North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and
Public Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)
Doctor of Science (Economy), Professor
State Councilor of the Russian Federation of the 1st Class
ABSTRACT
In the article stages of the Eurasian economic integration and transition to the highest step of development of integration processes — an integration stage in the political sphere, the mutual potential of a cooperation of the countries of EEU with the countries of an ASEAN, development of commercial intercourses of EEU are considered.
KEYWORDS
Eurasian integration, EEU, ASEAN, Southeast Asia, free trade area
На сегодняшний день процесс международной экономической интеграции охватил все регионы мира: от Европы до Африки. Однако вплоть до недавнего времени пространство, сформировавшееся в результате распада СССР, было фактически исключено из системы мировых интеграционных процессов. Обусловлено это было дезинтеграционным трендом, который превалировал на постсоветском пространстве более 20 лет. Тем не менее, Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг., а затем политический кризис на Украине 2014 г., последовавший за этим кризис в отношениях России и Запада способствовали сначала запуску, а затем и активизации интеграционных процессов на евразийском постсоветском пространстве и подтолкнули к обновлению интеграционной стратегии стран — участниц евразийской интеграции с учетом не только регионального, но и глобального контекста (речь идет, в частности, о создании зон свободной торговли со странами вне постсоветского пространства).
Процесс евразийской интеграции был запущен, когда странам других регионов удалось накопить определенный успешный опыт экономической интеграции, поэтому логика развития интеграционных процессов в Евразии изначально определялась ставшей уже «классической» схемой развития интеграционных процессов. Итак, опыт интеграционных образований, существующих сегодня, свидетельствует о том, что требуется пройти четыре этапа интеграции в экономической сфере, а затем предполагается переход к политической интеграции. При этом каждая предшествующая ступень рассматривается как логическая предпосылка к последующей, а направлением региональной интеграции считается постепенное движение от экономического объединения к политическому союзу.
Первым этапом экономической интеграции является создание зоны свободной торговли. При этом государства-участники соглашения договариваются о взаимной отмене таможенных тарифов и некоторых других торговых барьеров, однако в экономических отношениях с третьими странами пользуются полной свободой действий. Как следствие этого между государствами-участниками
< соглашения сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие прохождение через их ^ границы товаров из третьих стран.
о На втором этапе экономической интеграции происходит образование таможенного союза — ^ устанавливаются единые тарифы в торговле и перемещении капитала и рабочей силы. Этот ^ уровень уже можно отнести к позитивной интеграции — государствами-участниками соглашения т учреждается единая система внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. При этом происходит упразднение таможенных служб на внутренних границах и передача их функций соответствующим службам на внешних границах. Происходит образование единого таможенного пространства, пределы которого строго ограничены границами входящих в него государств. Кроме того, зачастую важным моментом именно этой стадии интеграции является формирование наднациональных органов, в полномочия которых входит координация действий по гармонизации законодательств, сглаживание возникающих противоречий и выработка единых решений, выгодных для всех государств-участников интеграционного процесса.
Третий, еще более глубокий этап экономической интеграции подразумевает формирование общего рынка, в рамках которого государства-участники договариваются о свободном перемещении через границу всех факторов производства. Происходит постепенное сближение законодательств, развиваются институциональные основы интеграции, государства делегируют все больше суверенных полномочий наднациональным структурам.
На финальном этапе экономической интеграции государства-участники договариваются о проведении единой экономической и валютной политики. На этой стадии происходит дальнейшая гармонизация законодательств, государства-участники интеграции проводят единую согласованную внешнюю торговую и экономическую политику по отношению к третьим странам. Наднациональным органам на этом этапе передается значительная часть суверенитета государств-участников. Принципиально важно, что на данном этапе решения наднациональных органов носят уже не рекомендательный, как на более ранних стадиях, характер, а принимают форму обязательных для исполнения государствами-участниками.
Переход на высшую ступень развития интеграционных процессов — этап интеграции в политической сфере — предусматривает превращения уже зрелого экономического образования в единый политический орган, что подразумевает не только согласование, но и проведение единой политики по ряду вопросов, а также унификацию законодательной базы.
Экономики государств-членов ЕАЭС в 2015 г. постепенно адаптировались к мировой экономической ситуации 2014 г. Во всех государствах-членах, за исключением Казахстана, происходило уменьшение внутреннего спроса в связи со снижением доходов как предприятий, так и государственных бюджетов, и, как следствие, падали реальные доходы населения и снижалась инвестиционная активность. Наряду со снижением внутреннего спроса замедлялся внешний спрос. По итогам года во всех государствах-членах снизились темпы роста ВВП относительно прошлого года, а в Беларуси и России ВВП сократился. Кроме этого, в 2015 г. государствами-членами были превышены количественные значения макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития: по инфляции — в Беларуси, Казахстане и России; по дефициту бюджета сектора государственного управления — в Армении; по долгу сектора государственного управления — в Кыргызстане1.
Длительное по времени снижение цен на сырьевые товары обусловило значительную девальвацию курсов национальных валют и создало определенные трудности в части достижения целей по инфляции национальными (центральными) банками, фактический уровень инфляции в государствах-членах ЕАЭС (за исключением Республики Армения) оставался выше целевых параметров органов денежно-кредитного регулирования в течение продолжительного периода. Ухудшение внешних финансовых условий привело к дополнительным нежелательным проциклическим эффектам для экономик. В результате сохранения санкций и ухудшения условий финансирования в Российской Федерации продолжилось сокращение валового внешнего долга. В условиях меньшего объема ввоза капитала частным сектором, заимствования со стороны сектора государственного управления в ряде случаев (Республика Армения и Республика Казахстан) были призваны смягчить
1 Евразийская экономическая комиссия. Годовой доклад за 2015 г. об итогах и перспективах социально-экономического развития государств-членов ЕАЭС и мерах, предпринятых государствами-членами ЕАЭС в области макроэкономической политики. М., 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/economyViewes/Documents/Годовой%20доклад%202015.pdf (дата обращения: 26.11.2016).
условия финансирования и поддержать международные резервные активы, обеспечить финанси- < рование растущих дефицитов государственного бюджета. Вместе с тем ослабление обменных ^ курсов и ухудшение фундаментальных макроэкономических показателей привело к увеличению о долговой нагрузки сектора государственного управления Республики Армения, Республики Бела- ^ русь и Кыргызской Республики. ^
В соответствии с одобренными Решением Высшего Евразийского экономического совета от т 29.05.2014 № 70 Основными ориентирами макроэкономической политики государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2014-2015 гг., а также в соответствии с утвержденными Решением Высшего Евразийского экономического совета от 8.05.2015 № 11 Основными ориентирами макроэкономической политики государств-членов Евразийского экономического союза на 2015-2016 гг. в рамках обеспечения макроэкономической устойчивости государствам-членам в течение 2015 г. было необходимо принимать следующие меры:
• по соблюдению установленных значений показателей, характеризующих устойчивость экономического развития;
• по увеличению доходной части государственных бюджетов, в том числе путем дальнейшего улучшения налогового администрирования;
• по оптимизации расходной части государственных бюджетов.
Неблагоприятная внешняя конъюнктура для государств-членов ЕАЭС вызывает необходимость реализации мер политики в целях смягчения ее негативных последствий для социально-экономического положения населения и стимулирования экономики. Однако в условиях бюджетной консолидации и жесткой денежно-кредитной политики, необходимых для поддержания макроэкономической устойчивости, возможности контрциклических мер ограничены, и возрастает роль структурной политики, ориентированной на адаптацию к новым условиям развития мировой экономики и формирование устойчивого экономического роста1.
Основными факторами, формировавшими внешние условия в 2015 г., выступили сохранение тренда на снижение цен сырьевых товаров, усиление напряженности на финансовых рынках, замедление экономической активности в Китае и развивающихся странах, а также в странах-экспортерах сырьевых товаров, сокращение трансграничных потоков капитала в результате поэтапного сворачивая стимулирующей денежно- кредитной политики в США и сокращения ликвидности на международных финансовых рынках. Сохраняется неравномерность в темпах роста крупнейших мировых экономик, а также различных регионов. По предварительной оценке МВФ, темпы роста мировой экономики замедлились с 3,4% в 2014 г. до 3,1% в 2015 г. Баланс рисков для роста мировой экономики в целом остается отрицательным. Снижение цен экспорта в государствах-членах ЕАЭС привело к сокращению доходов экспортеров, оказало негативное влияние на состояние торговых балансов и бюджетов сектора государственного управления государств-членов ЕАЭС. Это, в свою очередь, усилило давление на международные резервные активы и курсы национальных валют, в результате риски для макроэкономической стабильности усилились.
Проект ЕАЭС вызвал большой интерес во всем мире. Возможные варианты взаимодействия с ЕАЭС и установления партнерских отношений обсуждаются сегодня как отдельными странами, так и интеграционными объединениями в различных регионах мира. Ряд государств рассматривает вопрос о присоединении к ЕАЭС в качестве ассоциированных членов, а в перспективе — и получение членства. К ним относятся как территориально близко расположенный к территории Союза Таджикистан, так и находящиеся на достаточном удалении Индия, Турция, Сирия и ряд других государств вне пределов постсоветского пространства.
Кроме того, становление ЕАЭС проходит в условиях серьезной трансформации в сфере международной торговли, которая заключается в активизации формирования зон свободной торговли, что многими воспринимается как кризис Всемирной торговой организации (ВТО). Можно сказать, что создание зон свободной торговли (ЗСТ) становится важнейшим направлением экономической политики многих стран, что имеет свои объективные причины:
• в рамках зоны свободной торговли формируется удобный режим взаимодействия именно для ее участников, что практически невозможно в условиях ВТО;
• бесперспективность переговоров о дальнейшем упрощении торговли и обеспечении баланса интересов развитых и развивающихся стран (Дохийский раунд) способствует формированию региональных преференциальных зон;
1 Евразийская экономическая комиссия. Годовой доклад за 2015 года об итогах и перспективах социально-экономического развития государств — членов ЕАЭС и мерах, предпринятых государствами — членами ЕАЭС в области макроэкономической политики. См. также табл. 1.
Таблица 1
Показатели социально-экономического развития ЕАЭС
Показатели Годы
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Индекс физического объема ВВП, темп прироста, % -6,7 4,9 4,6 3,6 1,8 1,1 -3,1
Индекс физического объема промышленного производства, темп прироста, % -8,0 7,7 5,1 3,2 0,5 1,6 -3,4
Индекс физического объема продукции сельского хозяйства, темп прироста, % 2,5 -10,7 22,5 -5,4 6,0 3,2 3,0
Инвестиции в основной капитал, темп прироста ИФО, % -11,3 5,8 10,2 5,9 1,7 -2,0 -7,2
Инфляция (ИПЦ), декабрь к декабрю, % 108,6 108,8 110,5 107,2 106,7 111,2 112,4
Инфляция (ИПЦ) в среднем за год, % 111,4 107,0 110,4 107,3 107,1 108,1 114,5
Средняя заработная плата, долл. США 543,2 635,8 730,3 788,3 863,1 796,8 538,7
Доля взаимного торгового оборота в общем внешнеторговом обороте, % 13,1 12,7 12,7 13,3 12,9 12,3 13,5
Источник: Национальные ведомства, UN Comtrade, Статкомитет СНГ, расчеты Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_ pol/economyViewes/Documents/Годовой%20доклад%202015.pdf (дата обращения: 26.11.2016).
• ЗСТ позволяют значительно расширить доступ собственных компаний на рынки товаров и услуг стран-партнеров и тем самым расширить экспортные возможности;
• благодаря созданию ЗСТ возникают дополнительные стимулы к производству товаров и услуг, а значит те, кто не создают собственной сети соглашений, рискуют серьезно снизить конкурентоспособность своих компаний на мировом рынке и оказаться выключенными из глобальных производственных цепочек.
На данный момент членами ЕАЭС являются пять государств: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия, четыре из которых являются членами Всемирной торговой организации (ВТО). Однако вступление стран ЕАЭС произошло в разное время и на разных условиях: так, Армения, Киргизия и Россия вступили в ЕАЭС, уже будучи членами ВТО, тогда как Казахстан вошел с эту структуру как член ЕАЭС и на более либеральных для внешних партнеров условиях, чем в ЕАЭС. Все это создает политико-экономические трудности для согласования внутренних правил торговли ЕАЭС и ВТО. При этом на данном этапе ЕАЭС активно участвует в создании зон свободной торговли со странами вне границ евразийского постсоветского пространства, что стало реакцией ЕАЭС на новые тенденции в сфере международной торговли и кризис ВТО.
Интересным является тот факт, что первыми интерес к формированию зоны свободной торговли с государствами ТС проявили европейские государства, а именно члены Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) — Швейцария, Норвегия, Лихтенштейн и Исландия. По итогам 2011 г. Таможенный союз вошел в топ-10 торговых партнеров ЕАСТ. Однако санкционные мероприятия против России «заморозили» переговоры о зоне свободной торговли, как с Европейской ассоциацией свободной торговли, так и с Новой Зеландией.
В связи с этим для развития ЕАЭС крайне важным становится создание соответствующих зон свободной торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, что позволит странам ЕАЭС сформировать свое устойчивое торговое пространство. На практике данный тезис получил реализацию, когда между ЕАЭС и Вьетнамом на заседании Евразийского межправительственного совета в Казахстане (2015) было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли. Бесспорно, еще рано оценивать даже предварительные эффекты создания зоны свободной торговли с Вьетнамом. Можно лишь отметить, что создание зоны свободной торговли между Вьетнамом и государствами — членами ЕАЭС может резко увеличить внутренний рынок Союза. Уже сейчас в этой стране проживает практически 100 млн. человек, которые заинтересованы в технологической продукции государств-членов Евразийского экономического союза.
Успешный исход переговоров между членами ЕАЭС и Вьетнамом важен также тем, что он может послужить прологом к проведению переговоров членов ЕАЭС по вопросу присоединения
на коллективной основе к создаваемой АСЕАН организации Регионального всеобъемлющего < экономического партнерства (РВЭП). В задачу РВЭП входит установление режима свободной ^ торговли с широким кругом внешнеэкономических партнеров Ассоциации как уже имеющих с ней q действующие соглашения о ЗСТ, так и еще ведущих с ней переговоры по этим вопросам. В ре- g зультате создания РВЭП в мире может возникнуть самая крупная ЗСТ. В интересах России, акти- ^ визировавшей в последнее время усилия по развитию торгово-экономических отношений со т странами АТР, и ее партнеров по ЕАЭС наладить тесное сотрудничество с РВЭП.
В августе 2016 г. идея создания зоны свободной торговли между странами ЕАЭС и АСЕАН перешла в практическую плоскость: решение о создании соответствующей исследовательской группы принято на встрече министров экономики и торговли России и стран-членов АСЕАН. От оформления ЗСТ со странами АСЕАН участники ЕАЭС могут получить следующие экономические преференции:
• АСЕАН является чуть ли не единственным регионом в мире, на рынках которого конкурентоспособна российская и белорусская техника, машины и оборудование; в этом регионе сильны позиции российского экспорта вооружений; по этой причине свободная торговля позволит машиностроительным предприятиям России и Белоруссии увеличить экспорт своей продукции;
• огромное значение имеет сотрудничество в области энергетики: например, Вьетнам строит первую АЭС «Ниньтхуан-1» при российской помощи, которая станет первой АЭС в странах Юго-Восточной Азии; программы строительства АЭС обсуждаются и в других странах АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Таиланд), поскольку географические условия региона требуют создания мощных и компактных источников энергии; так, в рамках ЕАЭС вполне можно создать «атомную цепочку», включающую в себя все виды услуг в атомной энергетике: строительство реакторов, обучение персонала, обеспечение реакторов ядерным топливом, вывоз и переработку облученного ядерного топлива;
• для стран ЕАЭС торговля со странами АСЕАН представляет собой, в определенной степени, ограничение экономического влияния Китая, которое беспокоит как страны ЕАЭС, так и АСЕАН; кроме того, региональные организации схожи по своему экономическому весу (ВВП ТС и АСЕАН в 2012 г. — 2,8 трлн долл.1 и 2,1 трлн долл.2 соответственно), что позволяет уйти от торговли по принципу «сырье в обмен на товары» и развивать торговлю широкой продукцией, а также вести равноправное сотрудничество в инвестициях и обмене технологиями; совместно две региональные организации составляют примерно половину нынешней китайской экономики, что позволяет ограничить натиск китайских компаний на рынки обеих региональных структур.
Взаимный потенциал сотрудничества стран АСЕАН со странами ЕАЭС огромен, причем в самых разных отраслях — от сельского хозяйства до рынка электроники. Таиланд заинтересован в новых рынках сбыта, открытии производств в развивающихся странах. В Казахстане Таиланд привлекают нефтегазовая и горнодобывающая промышленности, производство продуктов питания и ТНП, переработка сельхозпродукции и строительство, — самый широкий спектр инвестиций. Большим тормозом для сотрудничества служит дальность расстояния между нами, поэтому сейчас идет разговор о налаживании регулярных авиарейсов между столицами двух государств. Практически все страны, входящие в АСЕАН, заинтересованы в сотрудничестве в военно-промышленной отрасли. В том числе это связано с тем, что в некоторых государствах Юго-Восточной Азии сохранилась советская военная техника. Есть заинтересованность и в сотрудничестве в области сельского хозяйства. Некоторые страны АСЕАН нуждаются в механизации труда, в частности на рисовых плантациях. Многие государства этого региона мусульманские, а значит, там есть спрос на курятину. Белорусская сторона могла бы участвовать в проектах по строительству птицефабрик под ключ. Еще одно перспективное направление — строительство предприятий по переработке риса-сырца. Есть перспективы и в области науки, образования и высоких технологий. В частности, Таиланд заинтересован в обмене студентами и преподавателями. Это государство также желает развивать взаимодействие с Беларусью и Казахстаном в сфере туризма.
1 Евразийская экономическая комиссия. Валовой внутренний продукт государств-членов Таможенного Союза и Единого экономического пространства. Стат. сборник. М., 2013. С. 18 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/GDP_Statistics_Yearbook.pdf (дата обращения: 10.05.2015).
2 The officiai website of Association of Southeast Asian Nations // Macroeconomic Indicators [Электронный ресурс]. URL: http://www.aseansec.org/macroeconomic-indicators (дата обращения: 10.05.2015).
< В 2015 г. активизировались торговые отношения между Россией и Египтом, что, возможно, ^ приведет к созданию зоны свободной торговли между Египтом и ЕАЭС. В Египте работают уже о более 400 компаний с российским капиталом, реализуются крупные перспективные проекты. Су-^ щественный вклад может внести создаваемый совместный фонд инвестиционных структур России, ^ Египта и ОАЭ. Несомненно, политические события на Ближнем Востоке ставят под вопрос неко-т торые соглашения со странами региона, однако руководители государств настроены на продолжение диалога по этому вопросу и ищут пути преодоления кризисных явлений.
На заседании Высшего евразийского экономического совета было принято также решение о начале переговоров между ЕАЭС и Израилем о создании зоны свободной торговли, которые должны начаться в первой половине 2016 г. Израильская сторона выражает высокую степень заинтересованности в этом проекте.
Близится к завершению работа совместных исследовательских групп по изучению целесообразности заключения таких соглашений с Индией и Ираном, что позволит более чем вдвое увеличить объемы торговли этих стран с ЕАЭС. Почти все страны ЕАЭС (кроме Киргизии) являются участницами проекта международного транспортного коридора «Север — Юг», что создает необходимые условия для свободной торговли между ЕАЭС и Исламской Республикой. Схожие тенденции наблюдаются в развитии экономических отношений Индии со странами ЕАЭС. Известно, что индийская экономика обладает сравнительно высокой конкурентоспособностью в сравнении с западными экономиками. Это обстоятельство не может не усиливать значимость зоны свободной торговли Индия — ЕАЭС для всех стран-участниц.
Монголия также обсуждает возможность заключения договора о зоне свободной торговли с ЕАЭС. Монголия всегда была традиционным партнером СССР, а потому крайне важно для обеих сторон восстановить прежние торгово-экономические связи между странами ЕАЭС и Монголией в новых геоэкономических условиях.
ЕАЭС планирует провести переговоры о возможном взаимодействии в торгово-экономической сфере с Сирией, но пока вопрос о создании зоны свободной торговли не обсуждался. Безусловно, развитие торговых связей с Сирией станет возможным после урегулирования и стабилизации ситуации на территории страны1.
1 Васильева Н. А., Лагутина М. Л. Евразийский экономический союз в условиях трансформации системы международной торговли // Евразийский юридический журнал. 2016. № 1 (91). С. 29-31.