МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
GLOBAL ECONOMY
УДК 339.924
А.С. Горда
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
В статье исследованы современные тенденции развития внешнеторговой интеграции стран ЕАЭС. Выделены основные проблемы внешнеторгового сотрудничества участников интеграционного объединения. Выделены направления развития ЕАЭС в части формирования единого рынка товаров и услуг, ликвидации нетарифных ограничений, координации макроэкономической политики и создания сети зон свободной торговли.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, внешняя торговля, интеграция, нетарифные ограничения, зона свободной торговли.
Современный этап развития мировой экономической системы характеризуется коренной трансформацией глобальной расстановки сил и формированием многополярного мира. Центры экономического развития перемещаются с Запада на Восток в евразийское экономическое пространство, где начинают формироваться предпосылки для эффективного развития региональных интеграционных объединений. Региональная интеграция рассматривается странами-участниками как механизм обеспечения устойчивого развития национальной экономики и повышения её международной конкурентоспособности.
В данном контексте формирование и развитие Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является следующим весомым шагом в развитии экономического сотрудничества России, Белоруссии и Казахстана в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Последующее вступление в состав участников объединения Кыргызстана и Армении свидетельствует о расширении степени заинтересованности и других стран постсоветского пространства в активном участии в развитии процессов евразийской интеграции.
Членство стран в интеграционном объединении предполагает устранение барьеров, сокращение ограничений и изъятий, создание общего (единого) рынка, координацию экономической политики в ряде сфер, определенных Договором о Союзе, развитие кооперационных связей и, в конечном итоге, преследует цель получения дополнительного приращения экономических результатов и повышения конкурентоспособности национальной экономики каждой страны [1, с. 22-23].
Для Российской федерации успешная реализация проекта ЕАЭС - это необходимое условие обеспечения лидирующих позиций в евразийском геоэкономическом и геополитическом пространстве и в определённой степени ответ на крупномасштабный китайский проект создания евразийского экономического пояса Великого Шелкового пути. В условиях осложнения отношений со странами Запада, реализация евразийского вектора интеграционного сотрудничества в рамках
© Горда А.С., 2016.
DOI: 10.15350/2222-1484.2016.3
Горда Александр Сергеевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Россия.
ЕАЭС для России в средне - и долгосрочной перспективе должна стать приоритетом внешнеэкономической политики. В связи с этим представляется достаточно актуальным исследование интеграционного потенциала, основных тенденций и динамики развития интеграционного сотрудничества стран-членов ЕАЭС (табл. 1).
Таблица 1
Индикаторы развития внешнеторговой интеграции стран ЕАЭС*
Наименование показателей 2014 г. 2015 г. Изменение, +/-
Экспорт в страны ЕАЭС, млрд. дол. 58,51 45,38 -13,13
в т. ч.: Россия 36,00 28,72 -7,28
Казахстан 6,45 4,89 -1,56
Беларусь 16,06 11,00 -5,06
Армения - 0,24 -
Кыргызстан - 0,54 -
Экспорт в страны вне ЕАЭС, млрд. дол. 556,80 374,11 -182,69
в т. ч.: Россия 463,77 315,19 -148,58
Казахстан 73,01 40,84 -32,17
Беларусь 20,02 15,69 -4,33
Армения - 1,25 -
Кыргызстан - 1,14 -
Общий экспорт стран ЕАЭС, млрд. дол. 615,31 419,49 -195,82
в т. ч.: Россия 499,77 343,91 -155,86
Казахстан 79,46 45,73 -33,73
Беларусь 36,08 26,69 -9,39
Армения - 1,49 -
Кыргызстан - 1,68 -
Импорт в страны ЕАЭС, млрд. дол. 58,43 45,20 -13,23
в т. ч.: Россия 21,57 14,08 -7,49
Казахстан 14,58 10,89 -3,69
Беларусь 22,28 17,21 -5,07
Армения - 1,00 -
Кыргызстан - 2,01 -
Импорт в страны вне ЕАЭС, млрд. дол. 311,90 205,39 -106,51
в т. ч.: Россия 266,96 168,71 -98,25
Казахстан 26,71 19,29 -7,42
Беларусь 18,23 13,11 -5,12
Армения - 2,22 -
Кыргызстан - 2,06 -
Общий импорт стран ЕАЭС, млрд. дол. 370,33 250,58 -119,75
в т. ч.: Россия 288,53 182,79 -105,74
Казахстан 41,30 30,19 -11,11
Беларусь 40,51 30,32 -10,19
Армения - 3,22 -
Кыргызстан - 4,07 -
Доля региональной торговли в мировой торговле, % 9,51 10,82 +1,31
Доля внешнеторгового оборота ЕАЭС в мировом товарообороте, % 2,68 2,04 -0,64
Совокупная (агрегированная) доля взаимной (внутренней) торговли в совокупном внешнеторговом обороте, % 11,86 13,52 +1,66
Средняя доля внутренней торговли, % 24,93 29,81 +4,88
Индекс интенсивности региональной торговли 4,31 6,50 +2,19
Коэффициент внутриотраслевой международной специализации, % 24,86 25,21 +0,35
* составлено и рассчитано автором на основе [2,3]
Рассчитанные показатели свидетельствует о наличии некоторых положительных тенденций в развития внешнеторговой интеграции стран ЕАЭС. В 2015 г. в сравнении с 2014 г. выросла с 9,5% до 11% доля региональной торговли в мировой торговле. Индекс интенсивности региональной торговли, сопоставляющий удельный вес внутренней торговли в общем внешнеторговом обороте союза и удельный вес интеграционного объединения в мировой торговле вырос с 4,31 в 2014 г. до 6,5 в 2015 г.
Совокупная доля внутренней торговли, характеризующая долю внутреннего внешнеторгового оборота союза в его совокупном внешнеторговом обороте, выросла с 11,86% до 13,52%. При этом средняя доля внутренней торговли, рассчитываемая как средняя арифметическая показателей внутренней региональной торговли каждого участника союза выросла на 5%.
Значительное превышение (более чем в 2 раза) показателя средней доли внутренней торговли над показателем совокупной доли внутренней торговли стран ЕАЭС свидетельствует о наличии неоднородности интеграционного объединения и присутствии крупного участника.
В тоже время в 2015 г. в сравнении с 2014 г. наблюдалось снижение всех, без исключения, показателей объёмов экспортных и импортных операций у всех участников Евразийского экономического союза. Данная тенденция была характерна как для внутренней, так и для внешней торговли стран-участников ЕАЭС. В результате доля внешнеторгового оборота ЕАЭС в мировом товарообороте снизилась с 2,68% до 2,04%, несмотря на расширение состава участников интеграционного объединения.
Снижение объёмов внешней торговли стран ЕАЭС является следствием влияния множества неблагоприятных факторов развития как мировой экономики в целом, так и участников данного интеграционного объединения в частности. К таким факторам следует отнести: введение западных санкций против Российской федерации, являющей лидером и обладающей крупнейшей экономикой ЕАЭС; неблагоприятная конъюнктура развития мировых рынков и падение цен на товары традиционного экспорта стран союза; девальвация национальных валют стран ЕАЭС; наличие «скрытых» торговых конфликтов между участниками объединения; деиндустриализация их национальных экономик и др.
Ввиду объективной необходимости девальвации рубля в силу зависимости экономики России от экспорта энергоресурсов сложившуюся ситуацию было бы уместно рассматривать не как экономический провал интеграции как таковой, а как недостаточный уровень взаимодействия сторон на наднациональной площадке по выработке единых механизмов ответа на вола-тильность мировых рынков [4, с. 30].
В связи с вышеизложенным, для роста эффективности интеграционного сотрудничества в формате ЕАЭС, представляется необходимой реализация комплекса мер, направленных на решение существующих препятствия углублению и наращиванию количественных и качественных параметров внешнеторговой интеграции стран ЕАЭС.
Система нетарифного регулирования внешней торговли в рамках ЕАЭС включает различные инструменты, которые условно могут быть разделены на две группы. К первой группе можно отнести количественные ограничения в виде квот и запретов, а также торговые барьеры в виде требований о соблюдении национальных технических, санитарных, фитосанитарных и других норм и правил. Либерализация в данных сферах - это долгосрочная задача в развитии интеграционного сотрудничества. В кратко - и среднесрочной перспективе необходимо добиться устранения практики использования инструментов второй группы нетарифных ограничений в состав которой входят механизмы прямого и косвенного субсидирования экспортёров, меры ценового контроля, ограничения в сфере сбыта и государственных закупок.
Унификация и последующая ликвидация нетарифных барьеров во взаимной торговле, которые существенно снижают эффективность функционирования общего рынка товаров и услуг, позволит активизировать торговлю машинами и оборудованием, а также продукцией пищевой, целлюлозно-бумажной промышленности и некоторых секторов химической и легкой промышленности (производство обуви, кожи, резиновых и пластмассовых изделий).
Необходимым условием успешного развития интеграционных процессов в ЕАЭС является устранение изъятий из общего рынка и доведение его охвата до значения близкого к 100%. Уже предпринимаются существенные шаги в этом направлении. Ведется работа по формированию единого электроэнергетического рынка, рынка лекарственных и фармацевтических препаратов. В более отдалённой перспективе предполагается создание единого рынка нефти, нефтепродуктов и природного газа. Рассматривается возможность формирования наднациональной финансовой институции, главной целью которой должна стать разработка и практическое внедрение единых правил функционирования кредитно-финансовых рынков стран союза.
Экономический союз, как уровень международной экономической интеграции, предпола-
гает проведение странами-участниками согласованной макроэкономической политики на основе применения единых принципов и механизмов социально-экономического развития национальных экономик. В рамках ЕАЭС в данном направлении предстоит пройти долгий и сложный путь. Необходимо обеспечить проведение скоординированной монетарной и фискальной политики. Участники экономического союза должны характеризоваться близкими и умеренными уровнями: рисков, темпов инфляции, стоимости капитала, ставок налогообложения, внешнего и внутреннего государственного долга, дефицита бюджета, сбалансированности внешней торговли и т.д.
Особую важность представляет решение задачи снижения волатильности курсов национальных валют внутри ЕАЭС. Это позволит сократить риски во взаимной торговле, снизить издержки внешнеторговых операций, нарастить их объём и послужит необходимым условием активизации инвестиционного сотрудничества между странами ЕАЭС. Динамика курсов национальных валют стран союза в течение последних двух лет свидетельствует о том, что колебания курса российского рубля в перспективе оказывают однонаправленное воздействие на курсы других валют стран ЕАЭС. С целью недопущения краткосрочных дисбалансов необходимо обеспечить регулируемость и прозрачность механизма такого воздействия.
По итогам 2014 г. совокупный ВВП стран ЕАЭС составил 2,2 трлн. долл. или лишь 3,2% мирового ВВП, в том числе промышленное производство - 1,3 трлн. долл. или 3,7% мирового производства продукции промышленности. Численность населения стран союза составляет 182,7 млн. чел. (2,5% от мировой численности населения), в том числе 92,9 млн. чел. - экономически активное население (2,8% от мировой численности) [5].
Таким образом, существующие позиции стран ЕАЭС в мировой экономической системе позволяют сделать вывод о недопустимости смещения акцентов развития только в сторону активизации и модернизации внутриэкономических процессов в рамках национальных экономик стран союза. Среди задач развития ЕАЭС особую актуальность приобретает решение проблемы активизации торгово-экономического взаимодействия с другими странами и интеграционными объединениями.
В данном контексте целесообразно акцентировать внимание на формировании комплекса зон свободной торговли (ЗСТ). Первый шаг уже был сделан - заключено соглашение о ЗСТ между ЕАЭС и Вьетнамом. Продолжается работа по заключению аналогичных соглашений с Индией, Египтом, ЮАР, Ираном, Южной Кореей, Чили, Израилем и рядом других стран. Кроме того, начат диалог с КНР по разработке и заключению договора о торгово-экономическом сотрудничестве.
Несмотря на введение обоюдных санкций и кризис во взаимоотношениях между Российской федерацией и ЕС, для формирующегося рынка ЕАЭС чрезвычайно важно обеспечить развитие торгово-экономического сотрудничества со странами ЕС. Европейский союз остаётся одним из главных торговых партнёров России и Казахстана. Кроме того, страны ЕС могут принять участие в процессах обновления и модернизации производственных мощностей стран Евразийского союза. В данном контексте ЕС необходимо рассматривать как стратегически важного партнёра в развитии процессов внешнеторговой интеграции и углубления финансово-экономического сотрудничества.
Для обеспечения необходимого уровня результативности и эффективности, соглашения о ЗСТ между ЕАЭС и партнёрами должны иметь максимально всеобъемлющий и прикладной характер. Такие соглашения должны быть ориентированы не только на либерализацию международной торговли товарами, но и охватывать сферы развития торговли услугами, электронной коммерции, устранения или минимизации нетарифных барьеров, либерализации доступа на рынки капиталов и инвестиций, совершенствование транспортного взаимодействия и механизмов разрешения торговых конфликтов.
Реализация указанных направлений развития ЕАЭС в части формирования единого рынка товаров и услуг, ликвидации и унификации нетарифных ограничений, координации макроэкономической политики и создания комплекса ЗСТ, позволит в средне - и долгосрочной перспективе максимизировать положительные эффекты интеграционного сотрудничества для стран ЕАЭС.
Библиографический список
[1] Пантелеев А. А., Чалая Ю. Ю., Байболотова Р. Ш. Оценка интеграционного потенциала экономик государств - членов евразийского экономического союза: концептуальные и методические подходы // Евразийская экономическая интеграция, 2015, № 2 (27). - С. 21-40.
[2] CIA World Factbook [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/xx.html (дата обращения: 07.04.2016).
[3] Внешняя и взаимная торговля товарами Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eec.eaeunion.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/time_series/ Pages/default.aspx (дата обращения: 07.04.2016).
[4] Пак Е. В., Пискулова Н. А. Евразийский экономический союз: время подводить промежуточные экономические итоги интеграции // Российский внешнеэкономический вестник, 2015, № 10. - С. 22-34.
[5] О Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eaeunion.org/#about (дата обращения: 10.04.2016).
UDC 339.924
A.S. Gorda
CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF FOREIGN TRADE INTEGRATION OF THE COUNTRIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION
The article studies the modern tendencies of development offoreign trade integration of the countries of the Eurasian economic Union. The main problems of foreign trade cooperation of the participants of the integration Association. Highlighted in the direction of the Eurasian economic Union in terms of the formation of a single market for goods and services, the elimination of non-tariff barriers, macroeconomic policy coordination and the establishment of a network offree trade zones.
Keywords: Eurasian economic Union, foreign trade, integration, non-tariff barriers, a free trade zone.