Научная статья на тему 'Роль России в формировании цен на энергоносители'

Роль России в формировании цен на энергоносители Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАПАСЫ НЕФТИ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НЕФТИ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вильт Мария Васильевна

В статье анализируются проблемы формирования и развития сырьевых рынков и механизмов ценообразования. Рассматриваются факторы развития мирового рынка нефти, который в значительной степени определяет состояние российской экономики, государственного бюджета и платежного баланса страны. Раскрываются факторы, влияющие на динамику добычи нефти на протяжении последних десятилетий, а также проблемы и перспективы добычи нефти в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF RUSSIA IN ENERGY CARRIERS PRICING

In the article we analyze formation and development problems of the raw markets and mechanisms of pricing. Development factors in the world market of oil, which substantially defines a condition of the Russian economy, the state budget and the balance of payments at the country are considered. The factors influencing dynamics of oil production for the last decades, also the problems and prospects of oil production in our country are revealed.

Текст научной работы на тему «Роль России в формировании цен на энергоносители»

УДК 338

МВ. Вильт РОЛЬ РОССИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕН

НА ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ1

Аннотация. В статье анализируются проблемы формирования и развития сырьевых рынков и механизмов ценообразования. Рассматриваются факторы развития мирового рынка нефти, который в значительной степени определяет состояние российской экономики, государственного бюджета и платежного баланса страны. Раскрываются факторы, влияющие на динамику добычи нефти на протяжении последних десятилетий, а также проблемы и перспективы добычи нефти в нашей стране.

Ключевые слова: запасы нефти, ценообразование нефти, финансовая безопасность, экономическая безопасность.

Maria Vilt ROLE OF RUSSIA IN ENERGY CARRIERS PRICING

Annotation. In the article we analyze formation and development problems of the raw markets and mechanisms of pricing. Development factors in the world market of oil, which substantially defines a condition of the Russian economy, the state budget and the balance of payments at the country are considered. The factors influencing dynamics of oil production for the last decades, also the problems and prospects of oil production in our country are revealed. Keywords: oil reserves, oil pricing, financial safety, economic security.

Топливно-энергетический комплекс для нашей страны является ключевым; от цен на энергоносители зависит не только благополучие всех граждан нашей страны, но и положение России в мировом сообществе. Ухудшившиеся отношения России и Запада после системного кризиса власти на Украине и присоединения Крыма к нашей стране все больше обостряют ситуацию на мировой арене, а санкции и ответные санкции больно бьют по экономикам всех стран. В таком положении Россия имеет право голоса, вследствие того что является ключевым игроком на мировом рынке энергоресурсов. Желая упрочить это положение, Москва и Тегеран 5 августа 2014 г. подписали сенсационный меморандум, который предусматривает поставки в Иран российских потребительских товаров и оборудования в обмен на иранскую нефть. Предварительные параметры сделки предусматривают оборот на уровне $ 1,5 млрд в месяц. Иран готов поставлять до 500 тыс. баррелей нефти в сутки в обмен на российские товары и оборудование, а Москва сможет перепродавать иранскую нефть. Тем самым наша страна усиливает свои позиции на мировом рынке и приобретает новые возможности влиять на условия конкуренции на рынке нефти [4].

Одним из необходимых условий и гарантий национальной безопасности нашей страны является устойчивая работа нефтегазового сектора, а обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы и прочные позиции на рынке являются важной составляющей экономической безопасности государства. Сегодня доказанные запасы нефти составляют 1208,2 млрд баррелей. За последние 25 лет этот показатель стремительно вырос, увеличившись почти на 500 млрд баррелей. Потенциальные запасы нефти по последним данным оцениваются в 2614 млрд баррелей. Абсолютным лидером по доказанным запасам нефти является Ближний Восток - на его долю приходится 61,5 % от общего объема. При этом около 22 % мировых запасов приходится на Саудовскую Аравию. Евразия обладает 12 % мировых запасов, от которых 6,6 % приходится на Россию [3]. Ключевым фактором, обеспечивающим развитие российской экономики в современных условиях, ее инновационное преобразование и дальнейшее реформирование, является продажа энергоресурсов. Основу российского экспорта в январе 2014 г. в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта составил в 2013 г. 71,6 % [6].

© Вильт М.В., 2014

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-02-00355а «Эволюция системы ценообразования на мировом энергетическом рынке: экономические последствия для России»

При планировании и прогнозировании темпов экономического развития нашей страны за основу обычно берется динамика мировых цен на энергоресурсы, которые определяются исходя из предполагаемых темпов роста мировой экономики. Модель ценообразования, на основе которой формируется прогноз, выглядит следующим образом: рост или снижение темпов роста и, соответственно, объемов производства мировой экономики обуславливает увеличение или уменьшение потребности в ископаемом топливе, это стимулирует спрос на соответствующий вид сырья, что в свою очередь оказывает влияние на динамику цен. Таким образом, процесс прогнозирования сводится к определению степени корреляции и пропорций между темпами роста мировой экономики и объемом спроса на топливо. При этом мировая потребность в сырой нефти и газе определяется на основе анализа состояния экономик и прошлой динамики спроса крупнейших потребителей данного сырья (США, Китай, Япония, страны Западной Европы). Но следует учитывать, что современная система ценообразования и структура мирового рынка энергоресурсов более многогранны и сложны по своей структуре, чем указанная выше корреляционно-регрессионная модель, на основе которой формируются прогнозные отчеты. Это объясняется длительным периодом формирования и развития сырьевых рынков, внедрением современных технологий и новых форм проведения торгов и расчетов, необходимостью стандартизации отношений купли-продажи на международном уровне [2].

Все крупнейшие мировые нефтегазовые компании обычно продают «собственную», добытую самой компанией, сырую нефть трейдинговым компаниям и закупают сырую нефть для собственных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) у ближайших местных поставщиков, потребители нефти, не имеющие «своей» добычи, приобретают ее у аффилированных, т.е. взаимозависимых нефтедобывающих предприятий, близких к нефтеперерабатывающим заводам, что соответствует отраслевым стандартам, практике и обычаям. Следует учитывать, что цены на нефть на устье скважины значительно отличаются от соответствующих ориентировочных цен и от фактических цен продажи конечному потребителю, в том числе и потому, что продукт, продаваемый на мировом рынке сырой нефти, отличается от минерального сырья, которое поднимается из нефтяной скважины на поверхность земли и продается на устье этой скважины. Все устья скважин расположены в очень удаленных местах, где сырая нефть имеет низкую стоимость до тех пор, пока она не будет транспортирована и переработана в продукты с более высокой стоимостью. Сравнивать цену нефти на устье скважины с ценой нефти, доставленной конечному потребителю, по сути, нельзя. Соответственно, с экономической точки зрения нет оснований определять стоимость нефти на устье скважины как аналогичную или индикативную ценам продажи конечным потребителям, действующим в местах, расположенных далеко от места добычи нефти. Такая попытка игнорирует увеличение стоимости нефти в процессе ее движения от скважины к потребителю [2].

Все нефтяные и газовые компании во всем мире, в том числе в России, работают в пределах товарного рынка с четко определенными сегментами, обладающими конкретными характеристиками. Владельцами таких компаний могут быть либо частные акционеры, количество которых может варьироваться от одного до десятков тысяч в публичной компании, либо правительства государств (в случае государственных нефтяных компаний). Получение прибыли и увеличение рыночной капитализации акционерной компании, иначе говоря, стоимости ее акций — это основная цель акционеров компании. Увеличение объемов производства, снижение затрат и жесткий контроль за технологическими процессами может свидетельствовать об эффективном управлении [2].

Запасы нефти и газа, указанные в балансе нефтяной компании в баррелях нефтяного эквивалента, являются исчерпаемым природным ресурсом, добыча которого в рамках определенного периода времени снижается по мере продажи и уменьшения количества запасов на конкретном месторождении. Нефтедобывающим компаниям ежегодно необходимо находить и ставить на свой баланс новые запасы с тем, чтобы поддерживать и расширять компанию. Разработка новых и замещение ис-

черпанных запасов являются важным показателем успеха любой нефтедобывающей компании как в России, так и во всем мире.

Следует учитывать, что добыча нефти может осуществляться различными способами, и движение нефти начинается от устья скважин, находящихся как на суше, так и на море. Нефть идет по промысловым трубопроводам к центральному пункту доставки, где из различных поставок собирается в резервуары, а затем может перетекать напрямую на НПЗ либо в транспортную систему для отправки в более отдаленные точки для переработки или использования. Такая транспортировка может осуществляться по трубопроводу до морского порта, где нефть переваливается в танкеры и отправляется на мировые рынки; баржами на различные НПЗ и к клиентам, расположенным вдоль берегов рек; автоцистернами и по железной дороге на рынки, не обслуживаемые трубопроводами и судами. Со всеми указанными методами транспортировки связаны затраты, различающиеся в зависимости от расстояния, на которое доставляется нефть, конечной точки доставки или экспорта, а также объемов добываемой и транспортируемой нефти [1].

Но кроме объективных затрат на добычу и транспортировку цена на нефть во многом определяется воздействием чисто спекулятивных факторов, что дает возможность производить манипуляции на данном рынке. В первую очередь это обусловлено тем фактом, что под видом контракта на поставку нефти продается не само сырье, а ожидаемый спрос на данный финансовый инструмент. Если, по мнению большинства участников торговли, ожидаемый спрос будет расти — будут расти и нефтяные котировки, если в ожиданиях заложено снижение спроса, то под воздействием продаж активов, теряющих свою стоимость, цена на нефть будет снижаться. В таких условиях основным движущим фактором, порождающим колебания цен, является мнение своеобразного большинства покупателей, или так называемых глобальных инвесторов, о будущей стоимости барреля нефти [2]. В результате чего сам процесс прогнозирования и определения тенденции в движении нефтяных цен теряет свою эффективность и точность. Публикуемые прогнозы зачастую просто экстраполируют прошлые ценовые уровни, сложившиеся в момент работы экспертов, но мировые войны и геополитические интересы могут перекроить любой прогноз.

Наша страна занимает уникальное географическое положение и обладает обширным запасом минерально-сырьевых ресурсов. Но в России существует ряд проблем, снижающих эффективность работы этого сектора. В первую очередь это высокая себестоимость энергоносителей, которая обусловлена:

— сложными климатическими условиями в местах добычи;

— удаленностью месторождений от основных потребителей;

— глубиной залегания месторождений;

— высокой долей налогов и акцизов в себестоимости нефти;

— несбалансированной государственной политикой, обостряющей противоречия между частными компаниями и государством;

— изношенностью оборудования и инфраструктуры топлевно-энергетического комплекса

(ТЭК).

Если обратиться к истории добычи углеводородов, то пик добычи нефти в Советском Союзе пришелся на 1986—1988 гг., тогда добывалось более 625 млн т нефти и газового конденсата. С 1989 г. в стране наблюдалось постепенное, а с 1991 г. - обвальное снижение добычи нефти. В середине 1990-х годов производство нефти в нашей стране стабилизировалось на уровне 300—307 млн т.

Основными причинами стремительного падения добычи углеводородов в кризисные для нашей страны 90-е годы стали:

— разрыв хозяйственных связей,

— изменение организационной структуры в отрасли,

— естественное исчерпание ряда крупных месторождений,

— снижение инвестиций,

— снижение внутреннего спроса [7].

В последнее десятилетие происходит постепенное наращивание добычи углеводородов, начиная с 2007—2009 гг. стабильный уровень добычи нефти находится на границе 488—495 млн т. Возрождение отечественного ТЭК в немалой степени произошло благодаря росту международных цен на углеводороды. Модернизация добычи, увеличение инвестиций, внедрение новых технологий и улучшение социально-экономических условий работы в отрасли привело к наращиванию добычи нефти.

В период до 2030 г. российский энергетический сектор сохранит свое определяющее значение при решении важных стратегических задач развития страны. В первую очередь это касается строительства новой энергетической инфраструктуры, которая позволит обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также преодолеть инфраструктурную разобщенность ряда регионов страны и сформировать новые производственные центры экономического роста. Новым перспективным районом нефтедобычи в Западной Сибири является юг Тюменской области, где вводится в разработку группа Уватских месторождений.

Объем добычи нефти и газового конденсата по основным нефтегазодобывающим регионам России, на которые приходится 74,7 % всей добычи, представлен в табл.

Состав ресурсодобывающих регионов очень неоднороден. В их числе регионы, относимые к разным типам: регионы с высоким уровнем развития, проблемные (старопромышленные либо добывающие регионы), северные моноспециализированные, а также с диверсифицированной экономикой. Совершенно особое положение среди сырьевых регионов занимают нефтегазодобывающие регионы. На долю 6 субъектов Российской Федерации приходится 81 % добычи сырой нефти и 93 % добычи природного газа. Отличительной их чертой является экспортная ориентация, характеризуемая высокой долей экспорта в валовом региональном продукте и промышленности. Заметим, что она также в официальной статистике занижена. К этой группе относятся моноспециализированные автономные округа, начавшая активную нефтедобычу Сахалинская область и три субъекта Российской Федерации с диверсифицированной структурой экономики, в которых высокая доля первичного сектора сочетается с развитым обрабатывающим сектором: Республика Татарстан (6,5 % российской добычи нефти), Оренбургская область (3,9 % российской добычи нефти и 3,2 % газа) и Пермский край (2,3 % нефти).

В регионах с диверсифицированной экономикой добывающий сектор выполнял стабилизирующую функцию, сгладив спад производства в обрабатывающих отраслях, наиболее существенный в Республике Татарстан. Совсем иная картина складывается в моноспециализованных регионах. Так, анализ динамики развития Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов в условиях быстрого роста нефтяных цен показал, что в регионах сформировалась «двухсекторная» экономика, основу которой составляет базовый - добывающий сектор и то, что тесно связано с его обслуживанием, и небазовый сектор, представленный отраслями социальных услуг, в значительной мере развивающихся за счет растущих доходов бюджета.

«Двухсекторная» модель экономики чрезвычайно чувствительна к конъюнктуре в базовом секторе. Сокращение доходов базового сектора, которое может быть обусловлено изменением внешнеэкономической конъюнктуры, наиболее болезненно скажется на бюджетной сфере, сформированной в момент подъема и требующей своего содержания в период спада. В начале года большинство субъектов федерации скорректировали параметры бюджетов на 2009 г. с учетом последствий финансового кризиса: сокращение доходной части бюджета составило в ХМАО 38 %, в Республике Татарстан - 25 %, Пермском крае - 20 %, ЯНАО - 19 %, Сахалинской и Оренбургской областях - 14 % [5].

Таблица

Добыча нефти, включая газовый конденсат, по нефтегазодобывающим регионам Российской Федерации в 1970-2009 гг.

В том числе основные добываюшие регионы

Год Российская Федерация Ханты-Мансийский АО Ямало-Ненецкий АО Ненецкий АО Сахалинская область Республика Коми Томская область Ввсего

1970 г.

тыс. т 284753 28509 - - 2472 7602 2921 41504

уд.вес 100,0 10,0 - - 0,9 2,7 1,0 14,6

1980 г.

тыс. т 546729 304917 2950 1 2519 20386 4796 335569

уд.вес 100,0 55,8 0,5 0,0 0,5 3,7 0,9 61,4

1990 г.

тыс. т 516183 305981 59352 1164 1918 14645 10306 393366

уд.вес 100,0 59,3 11,5 0,2 0,4 2,8 2,0 76,2

1995 г.

тыс. т 306827 169179 32371 2661 1723 6876 6741 219551

уд.вес 100,0 55,1 10,6 0,9 0,6 2,2 2,2 71,6

2000 г.

тыс. т уд. вес 323517 100,0 180888 55,9 32025 9,9 4527 1,4 3362 1,0 8181 2,5 6903 2,0 235886 72,9

2005 г. тыс. т 470175 268002 50784 12091 4014 11204 11729 357824

уд.вес 100,0 57,0 10,8 2,6 0,8 2,4 2,5 76,1

2009 г.

млн т 494,2 270,6 40,3 18,7 15,4 13,4 10,6 369,0

уд.вес 100,0 54,8 8,2 3,8 3,1 2,7 2,1 74,7

Российские регионы характеризуются высокой дифференциацией по уровню экономического, экологического и социального развития, а также инвестиционной привлекательности. Для обеспечения устойчивого развития региона, позволяющего повышать благосостояние населения, необходимо эффективно распоряжаться имеющимся потенциалом региона. За последние два десятилетия наша страна пережила как глубочайшие спады, так и подъемы в экономике и социальной сфере. Социально-экономические проблемы в стране существенно повлияли на дифференциацию населения. Кризис в экономике сопровождался и одновременным падением рождаемости, и ростом смертности населения (так называемый «русский крест»). Последние годы наблюдается незначительное улучшение ситуации, но существенной остается проблема низкого уровня жизни как результата трансформационных процессов в экономике.

Поскольку существует возможность влияния, а в ряде случаев и манипулирования мировыми ценами на нефть, то тем самым создаются возможности «регулирования» темпов роста и уровня развития экономик ресурсодобывающих стран. Самым опасным для России в такой ситуации является то, что страна становится управляемой извне. Стратегическим решением для нашей страны будет переход на диверсифицированную структуру промышленного производства, что будет способствовать

ускоренному развитию обрабатывающего сектора. Россия является одним из ключевых игроков на рынке энергоносителей, и от политики правительства в данной области будут зависеть и наш успех на мировой арене, способность диктовать условия и отвечать на санкции контрсанкциями.

Библиографический список

1. Азарова А.И. Влияние факторов развития нефтяной отрасли на ценообразование нефти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-faktorov-razvitiya-neftyanoy-otrasli-na-tsenoobrazovanie-nefti (дата обращения: 28.11.2014)

2. Анищенко А.В. Механизм ценообразования на мировом рынке энергоресурсов как финансовая угроза экономической безопасности России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/mehanizm-tsenoobrazovaniya-na-mirovom-rynke-energoresursov-kak-finansovaya-ugroza-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossii (дата обращения: 28.11.2014)

3. Информационный портал «Мир Нефти» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mirnefti.ru/ index.php?id=3 (дата обращения: 28.11.2014)

4. OliNews [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oilnews.com.ua/a7news/ RF_budet_stroit_v_Irane_TES_i_zavodi_v_obmen_na_neft/214179 (дата обращения: 28.11.2014)

5. Михеева Н. Ресурсное проклятье на местах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.opec.ru/1149538.html (дата обращения: 28.11.2014)

6. Федеральная таможенная служба РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru/ index2.php?option=com_content&view=article&id= 18961: -2014-&catid=53:2011-01 -24-16-29-43&Itemid=1981 (дата обращения: 28.11.2014)

7. Черная душа России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vitki.org/ %Б0 %А7 %Б0 %95 %Б0 %А0 %Б0 %9Б %Б0 %90 %Б0 %20 %Б0 %94 %Б0 %А3 %Б0 %А8 %Б0 %90 %20 %Б0 %А0 %Б0 %9Е %Б0 %А1 %Б0 %А1 %Б0 %98 %Б0 %98.htmI (дата обращения: 28.11.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.