Научная статья на тему 'РОЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО АВТОРИТЕТА В ВОСПИТАНИИ ПО МНЕНИЮ А.С. МАКАРЕНКО'

РОЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО АВТОРИТЕТА В ВОСПИТАНИИ ПО МНЕНИЮ А.С. МАКАРЕНКО Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
515
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.С. МАКАРЕНКО / ВОСПИТАНИЕ / РЕБЕНОК / РОДИТЕЛИ / ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ломакин И.А.

Современная педагогическая наука обладает большим количеством свидетельств приоритета семейного воспитания в развитии личности ребенка. В настоящее время семейная педагогика является интенсивно развивающейся отраслью научного знания. Такие научные дисциплины, как философия, экономика, психология, социология, акмеология и другие рассматривают в качестве объекта исследования семью, а значит и социальную педагогику, как социальный институт, который был создан человечеством, как специфическое цивилизационное завоевание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PARENTAL AUTHORITY IN EDUCATION IN THE OPINION OF A.S. MAKARENKO

Modern pedagogical science has a lot of evidence of the priority of family education in the development of the child's personality. At present, family pedagogy is an intensively developing branch of scientific knowledge. Such scientific disciplines as philosophy, economics, psychology, sociology, acmeology and others regard the family, and hence social pedagogy, as a social institution, which was created by mankind as a specific civilizational conquest as an object of research.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО АВТОРИТЕТА В ВОСПИТАНИИ ПО МНЕНИЮ А.С. МАКАРЕНКО»

УДК 159.92

Ломакин И.А. студент

Курский государственный университет

Россия, г. Курск

РОЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО АВТОРИТЕТА В ВОСПИТАНИИ ПО

МНЕНИЮ А.С. МАКАРЕНКО

Современная педагогическая наука обладает большим количеством свидетельств приоритета семейного воспитания в развитии личности ребенка. В настоящее время семейная педагогика является интенсивно развивающейся отраслью научного знания. Такие научные дисциплины, как философия, экономика, психология, социология, акмеология и другие рассматривают в качестве объекта исследования семью, а значит и социальную педагогику, как социальный институт, который был создан человечеством, как специфическое цивилизационное завоевание.

Ключевые слова: А.С. Макаренко, воспитание, ребенок, родители, психология, авторитет.

Lomakin I.A., student Kursk State University, Kursk

THE ROLE OF PARENTAL AUTHORITY IN EDUCATION IN THE OPINION OF A.S. MAKARENKO

Modern pedagogical science has a lot of evidence of the priority of family education in the development of the child's personality. At present, family pedagogy is an intensively developing branch of scientific knowledge. Such scientific disciplines as philosophy, economics, psychology, sociology, acmeology and others regard the family, and hence social pedagogy, as a social institution, which was created by mankind as a specific civilizational conquest as an object of research.

Key words: A.S. Makarenko, education, child, parents, psychology, authorit.

Особое внимание педагог А.С. Макаренко уделяет роли родительского авторитета. Он выделал основные типы родительского авторитета: авторитет любви, доброты, уважения, подавления, расстояния, резонерства, подкупа, педантизма. Трактовка этих типов авторитета получила название «ложный». По мнению Макаренко, здоровое авторитетное поведение родителей способствует нормальному или разумному поведению ребенка. К этим типам авторитета педагог относит авторитет знания и авторитет помощи. Такое поведение характеризуется ответственностью, независимостью и высокой степенью самопринятия и контроля. В то время как ложные типы авторитета, по А. С. Макаренко, могут соответствовать авторитарному поведению родителей. Дети, воспитанные авторитарными родителями, вырастают зависимыми и тревожными в присутствии обладающих властью лиц либо ведут себя вызывающе, обижаются и возмущаются по любому

поводу. Дети же, воспитанные в обстановке вседозволенности при отсутствии выраженного авторитета родителей, могут игнорировать нормы и правила вследствие недостаточного самоконтроля и могут ощущать собственную неполноценность.

Макаренко полагает, что мать и отец в глазах ребенка должны иметь авторитет как несомненное достоинство старшего, как его силу и ценность, которая видна простым детским глазом.

Размышляя о роли авторитета, педагог пишет, что непослушание ребенка является верным признаком отсутствия родительского авторитета. Родителям необходимо задуматься над этим. Наравне с этим Макаренко предостерегает родителей от развития ложного авторитета, возникающего там, где послушание детей становится самоцелью родителей. Послушание ради послушание не может организовываться в семье. Его необходимость является в организации тех сторон жизни семьи, активное участие в которых не принимают дети. Заинтересованность воспитанием послушания Макаренко трактует как желание жить спокойно, не обременяя себя детскими тревогами и заботами. При этом спокойствие быстро заканчивается, уступая место проблемам, в некоторых случаях сложно решаемым.

Макаренко определяет группу ложных авторитетов, которые мешают воспитанию здоровой личности ребенка.

Первым из них является авторитет подавления. Данный тип авторитета является самым страшным, но и не самым вредным. Таким авторитетом больше всего страдают отцы. В том случае , если отец дома всегда сердит и неуступчив, за каждый пустяк проявляет негативные эмоции, при каждом удобном случае берется за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, то это и есть случай авторитета подавления. Такое поведение отца держит в страхе всех членов семьи: не только детей, но и мать (жену). Его вред заключается не только в запугивании детей, но и в приравнивании личности матери к нулю.

Следующей рассматриваемый авторитет - авторитет чванства. Этот вид авторитета является особым видом авторитета расстояния, но более вредным. У всех граждан есть свои заслуги, но некоторые считают, что их заслуги выше заслуг других, что они важнее всех. Дома их эмоции еще сильнее выражаются, чем на работе. Их поведение основывается на высокомерии. Бывает довольно часто, что, пораженные дети таким видом отца, начинают чваниться дети и дети. Хвастливым словом они начинают выступать перед товарищами, на каждом шагу повторяя: мой отец -начальник, мой отец - писатель, мой отец - командир. В такой сложившейся атмосфере высокомерия важный отец важный отец уже уже не может отличить, куда идут его дети и кого он воспитывает.

Третьим типом является авторитет педантизма. В таком случае родители обращают больше внимания на детей, больше работают, но работают как бюрократы. Они полностью уверены в том, что дети должны

каждое родительское слово выслушивать, не отрываясь, что их слово -святыня. Распоряжения свои такие родители отдают холодным тоном, и считают, что раз оно отдано, то оно стало законом. Такой тип родителей боится, что дети подумают, что папа ошибся, что папа человек нетвердый. Если папе не понравился фильм, значит детям вовсе не стоит на него ходить. Такое поведение проявляется во всем.

Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Родитель усаживает ребенка напротив себя и начинает скучную и надоедливую речь, вместо того,, чтобы сказать ребенку несколько слов. В поучениях заключается главная педагогическая мудрость, уверены такие родители. Радости и улыбки всегда мало в такой семье. Родители во что бы то ни стало пытаются быть добродетельными, хотят в глазах детей быть безгрешными. Но они упускают, что дети - это не взрослые, что нужно уважать свою жизнь детей. Ребенок живет более страстно, более эмоционально по сравнению со взрослым. Он меньше всего занимается рассуждениями. Привычка мыслить приходит постепенно и довольно медленно, а постоянные разговоры родителей проходят почти бесследно в их сознании. Никакого авторитета в резонерстве родителей дети увидеть не могут.

Следующий тип авторитета - авторитет любви. Такой тип авторитета является самым распространенным видом ложного авторитета. Большинство родителей уверенно: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо постоянно показывать детям родительскую любовь. В том случае, если ребенок не слушается : «Значит, ты папу не любишь?». Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют любви и нежности.

При таком отношении появляется множество опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь. Совсем скоро они замечают, что маму и папу возможно обмануть разными способами, только необходимо это делать с нежным выражением. Маму и папу даже можно запугать, следует только показать, что любовь начинает проходить. К людям можно подыгрываться - понимает ребенок с самых ранних лет. Подыгрывается к ним ребенок уже без всякой любви, так как он не может любить их также сильно. Ребенок делает это с холодным, циничным расчетом. Зачастую бывает, что любовь к родителям остается надолго, тем не менее все остальные люди начинают рассматриваться как чуждые и посторонние, к ним нет чувства товарищества, симпатии.

Такой тип авторитета выращивает лживых и неискренних эгоистов. И очень часто жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

Авторитет доброты. Это самый «неумный» тип авторитета. В таком случае послушание детей также основывается на детской любви, но в таком случае она вызывается уступчивостью, добротой, мягкостью родителей. Они выступают перед ребенком в образе «доброго ангела». Они замечательные

родители, они все позволяют, им ничего не жаль, они не скупы. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы все было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями, родительское непротивление открывает самый широкий простор для детских желаний, капризов, требований. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно, в семье уже образовался вредный опыт.

Следующий тип - авторитет дружбы. Довольно часто еще до рождения детей между родителями уже есть договор: наши дети будут нашими друзьями. В общем это, конечно, хорошо. Отец и сын, мать и дочь могут и должны быть друзьями, но тем не менее родители являются старшими членами семейного коллектива - и дети все же остаются воспитанниками. В том случае, когда дружба достигает крайних пределов, воспитание заканчивается и начинается обратный процесс: дети начинают воспитывать родителей.

Авторитет подкупа. Один из самых безнравственных типов авторитета, когда послушание покупается обещаниями и подарками. Родители, не стесняясь, так и говорят: будешь слушаться - куплю тебе конфет.

Конечно же, в семье тоже возможно некое поощрение, но ни в коем случае нельзя детей премировать за послушание, за их хорошее отношение к родителям. Можно премировать за хорошую учебу, за выполнение действительно какой-нибудь трудной работы. Но и в этом случае никогда нельзя заранее объявлять ставку и подстегивать детей в их школьной или иной работе соблазнительными обещаниями [2].

На ряду с негативными типами авторитета А.С. Макаренко выделяет типы авторитета, создающие благоприятные отношения в семье и способствующее воспитанию целостной здоровой личности ребенка.

Например, авторитет знания. Он связан с заинтересованностью родителей в жизни свое ребенка. С живым непритворным интересом к его увлечениям, выбору друзей, вкусам, событиям в его жизни, отношениям со сверстниками и другими взрослыми. Педагог тот час же предостерегает родителей от чрезмерной навязчивости в своих интересах. По мнению Макаренко, авторитет знания естественным способ приведет к другому виду положительного авторитета - авторитета помощи. Он говорит о большом значении родительской помощи для ребенка. Она связана и с тем, что сам ребенок не всегда в состоянии понять и оценить, в какой степени он нуждается в помощи, и с тем, что навязчивая помощь даст обратный результат.

«Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства счастливо дополнится авторитетом знания. Ребенок будет чувствовать присутствие рядом с ним, разумную заботу о нем, страховку, но в то же время он будет знать, что от него кое-что требуется, что никто и не собирается все делать за него, снять с него ответственность» [2].

А.С. Макаренко считал, что для воспитания ребенка в семья самая

значимая роль принадлежит труду и игре.

Ребенок во многом также будет вести себя в игре, также как и в будущем на работе, так считает педагог. Связь между работой и игрой определяется педагогом практически в самостоятельный прием. Он пишет: «Нужно прежде всего сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу. Это сходство очень велико, можно прямо сказать: плохая работа больше похожа на плохую игру, чем на хорошую работу» [2].

Эту связь Антон Семенович замечал в чувстве радости, которую ребенок переживает как при игре, так и при работе, которая ему нравится. Эта радость связана с многими моментами, такими как радость победы, радость творчества, радость результата, эстетическая радость. Для родителей является немаловажным быть частью детской игры, так как в дальнейшем им будет легко включать ребенка в совместный труд.

Приводя сравнение отношения к труду и игре у родителей, Макаренко замечает в них много общего. Он определяет три типа отрицательного отношения родителей к организации деятельности детей.

Например, равнодушие к деятельности детей, выбору игрушек и инструментов, процессу, чувствам, которые испытывают дети, работая или играя. В итоге родители теряют связь с детьми. Дети начинают привыкать, что процесс их деятельности взрослым неинтересен. Дети не учатся делиться с родителями своими успехами и неудачами, когда у них что-то получается, либо наоборот не получается. При таком раскладе родители часто думают, что растят детей самостоятельными, но на самом деле дети в итоге замыкаются в себе, не учатся просить помощи и получать ее и зачастую низко оценивают свои результаты, не имея возможности смотреть на них чужими глазами.

Вмешательство в деятельность детей. Такие родители полагают, что они должны всем управлять и все контролировать. От них ничего не может скрыться, они постоянно начеку. У детей отсутствует свое внутреннее пространство на игру и удовольствие от нее. Со стороны кажется, что родители настолько увлечены работой или игрой, что для детей там уже ничего не остается. Конечно же, родители в силу опыта, пришедшего с возрастом, делают все быстро и умело. Дети играют роль лишь свидетелей успехов своих родителей и подражают им, не формируя собственных навыков и умений. Также для детей эта ситуация выражается тем, что они не могут объективно оценить свои успехи и неудачи. А еще и снижением притязаний: зачем к чему-то стремиться, если родители все равно сделают это быстрее и лучше?

Последний тип - подмена общения. В игре это особенно хорошо видно, когда родители, избегая вовлечено общаться с ребенком, покупают ему огромное количество игрушек, но ребенок при этом не умеет играть с ними. Такие дети зачастую являются невнимательными и не могут

сосредоточиться на одном предмете, с которым бы хотели поиграть, потому что количество игрушек еще не формирует основ игровой деятельности. Сам ребенок не начнет играть с игрушкой, ему нужен другой человек, который сможет стать проводником между игрушкой и непосредственно игрой. Такие дети часто плохо контактируют, не умеют общаться, пугливы, плохо контактируют и со сверстниками тоже.

Правильное руководство игрой требует от родителей более вдумчивого и более осторожного отношения к игре детей.

Использованные источники:

1. Котляр И. А., Сафронова М. А. Три понятия о реальности детского развития: обучаемость, зона ближайшего развития и скаффолдинг // Культурно-историческая психология. - 2011. - № 2. - С. 74-83.

2. Макаренко А. С. Книга для родителей // Соч.: В 7 т. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - Т. 4. - 534 с.

3. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей // Соч.: В 7 т. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - Т. 4. - 534 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.