Научная статья на тему 'РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ'

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ЛОГОПЕДИЯ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / ДОШКОЛЬНИКИ / РИНОЛАЛИЯ / ПСЕВДОБУЛЬБАРНАЯ ДИЗАРТРИЯ / МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ / ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / РОДИТЕЛИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухова Нина Владимировна, Стянина Анастасия Васильевна

В статье раскрывается роль семьи и родителей в воспитании, развитии и обучении ребенка раннего и младшего дошкольного возраста с нарушением речи, которая обуславливается следующим: родители больше всех заинтересованы в развитии собственного ребенка; в семье ребенок проводит больше всего времени; особенно в раннем возрасте неразрывна эмоциональная связь ребенка с близкими родственниками. В процессе логопедического сопровождения важно не только учитывать специфику коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с разной формой речевой патологии, но и обеспечить активное взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалиста - ребенка - родителей. Перечислены направления работы логопеда с родителями обучающихся раннего и младшего дошкольного возраста с нарушением речи, в том числе по установлению партнерских взаимоотношений с семьей, проведению просветительской работы по повышению педагогических компетенций родителей, по обучению специальным методам обучения и воспитания. Раскрыты формы работы с родителями при реализации логопедического сопровождения детей данной категории. Особое внимание уделяется такой форме работы, как присутствие родителей на занятии. Данный способ взаимодействия позволяет родителю в целом осознать и понять структуру занятия, увидеть приемы и методы работы, осознать, как правильно выполнять каждое упражнение и затем - как его закреплять в рамках домашнего задания. Также родитель может осмыслить, на каком этапе работы находится ребенок, что у него получается, а какие умения еще находятся на стадии формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Обухова Нина Владимировна, Стянина Анастасия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PARENTS IN THE REALIZATION OF LOGOPEDIC SUPPORT FOR EARLY AND JUNIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

The article deals with the role of the family and the parents in the upbringing, development and education of the child of an early and junior preschool age with speech disorder caused by the fact that: parents are interested in the development of their own child more than other people; the child spends most time in the family; the emotional ties of the child with close relatives are especially strong at an early age. In the process of logopedic support, it is important not only to take into account the specificity of rehabilitation work with children of an early and junior preschool age with different forms of speech pathology, but also to ensure the active interaction of all participants of the education process: specialist - child - parents. The study enumerates the areas of logopedic work with the parents of children of an early and junior preschool age with speech disorders, including in the field of establishing partner relationships with the family, conducting educational work aimed to improve the pedagogical competences of the parents and to acquaint them with special methods of teaching and upbringing. The article describes the forms of work with parents in the process of realization of logopedic support for children of this category. Special attention is paid to such a form of work as presence of the parents in the classroom. This method of interaction allows the parent to visualize and understand the structure of the lesson as a whole, to see the techniques and methods of work, to realize how to do each exercise in the right way and how to consolidate the knowledge or skill as part of homework. The parent can also objectively see at what stage of development the child is, what they can do well enough, and what skills are still at the stage of formation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Специальное образование. 2023. № 2 (70). Special Education. 2023. No 2 (70).

УДК 3 76.3 7-053 "465.00/.07"

ББК Ч457.091 ГСНТИ 14.29.29 Код ВАК5.8.3

Нина Владимировна Обухова1'2^ Анастасия Васильевна Стянина1'3^

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

1 Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия

2 Многопрофильный медицинский клинический центр «Бонум», Екатеринбург, Россия, [email protected]

3 Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс», Екатеринбург, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье раскрывается роль семьи и родителей в воспитании, развитии и обучении ребенка раннего и младшего дошкольного возраста с нарушением речи, которая обуславливается следующим: родители больше всех заинтересованы в развитии собственного ребенка; в семье ребенок проводит больше всего времени; особенно в раннем возрасте неразрывна эмоциональная связь ребенка с близкими родственниками. В процессе логопедического сопровождения важно не только учитывать специфику коррекционной работы с

© Обухова Н. В., Стянина А. В., 2023

Nina V. Obukhova 1,2H Anastasiya V. Styanina1'3^

THE ROLE OF PARENTS IN THE REALIZATION OF LOGOPEDIC SUPPORT FOR EARLY AND JUNIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

1 Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

2 Multiprofile Clinical Medical Center "Bonum", Ekaterinburg, Russia, [email protected]

3 Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance "Resource", Ekaterinburg, Russia, [email protected]

Abstract. The article deals with the role of the family and the parents in the upbringing, development and education of the child of an early and junior preschool age with speech disorder caused by the fact that: parents are interested in the development of their own child more than other people; the child spends most time in the family; the emotional ties of the child with close relatives are especially strong at an early age. In the process of logopedic support, it is important not only to take into account the specificity of rehabilitation work with children of an early and junior preschool age

детьми раннего и младшего дошкольного возраста с разной формой речевой патологии, но и обеспечить активное взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалиста — ребенка — родителей. Перечислены направления работы логопеда с родителями обучающихся раннего и младшего дошкольного возраста с нарушением речи, в том числе по установлению партнерских взаимоотношений с семьей, проведению просветительской работы по повышению педагогических компетенций родителей, по обучению специальным методам обучения и воспитания. Раскрыты формы работы с родителями при реализации логопедического сопровождения детей данной категории. Особое внимание уделяется такой форме работы, как присутствие родителей на занятии. Данный способ взаимодействия позволяет родителю в целом осознать и понять структуру занятия, увидеть приемы и методы работы, осознать, как правильно выполнять каждое упражнение и затем — как его закреплять в рамках домашнего задания. Также родитель может осмыслить, на каком этапе работы находится ребенок, что у него получается, а какие умения еще находятся на стадии формирования.

Ключевые слова: дошкольная логопедия, нарушения речи, дети с нарушениями речи, дошкольники, ри-нолалия, псевдобульбарная дизартрия, моторная алалия, логопедическое сопровождение, семейное воспитание, родители, детско-родительские отношения, специфика логопедической работы.

Информация об авторах: Обухова Нина Владимировна, кандидат педа-

with different forms of speech pathology, but also to ensure the active interaction of all participants of the education process: specialist — child — parents. The study enumerates the areas of logopedic work with the parents of children of an early and junior preschool age with speech disorders, including in the field of establishing partner relationships with the family, conducting educational work aimed to improve the pedagogical competences of the parents and to acquaint them with special methods of teaching and upbringing. The article describes the forms of work with parents in the process of realization of logopedic support for children of this category. Special attention is paid to such a form of work as presence of the parents in the classroom. This method of interaction allows the parent to visualize and understand the structure of the lesson as a whole, to see the techniques and methods of work, to realize how to do each exercise in the right way and how to consolidate the knowledge or skill as part of homework. The parent can also objectively see at what stage of development the child is, what they can do well enough, and what skills are still at the stage of formation.

Keywords: preschool logopedics, speech disorders, children with speech disorders, preschoolers, rhinolalia, pseudobulbar dysarthria, motor alalia, logopedic support, family education, parents, child-parent relations, specificity of logopedic work.

Author's information: Obukhova Nina Vladimirovna, Candidate of Peda-

гогических наук, доцент; доцент кафедры логопедии и клиники дизонто-генеза, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; Многопрофильный медицинский клинический центр «Бонум»; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26.

Стянина Анастасия Васильевна, ассистент кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет; учитель-логопед, ГБОУ Свердл. обл. «ЦППМСП „Ресурс"»; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26. Для цитирования: Обухова, Н. В. Роль родителей в реализации логопедического сопровождения детей раннего и младшего дошкольного возраста с нарушением речи / Н. В. Обухова, А. В. Стянина. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2023. — № 2 (70). — С. 106-116.

1. Актуальность

По результатам анализа статистических данных, размещенных на сайте Росстата и Минтруда России [1], количество детей с ограничениями жизнедеятельности постоянно увеличивается. Так, в Уральском федеральном округе наблюдается видимый прирост детей-инвалидов: в 2014 г. их число составило 46 365 человек, в 2020 — 54 985 (прирост более 8500). Среди причин детской инвалидности преобладают следующие: психические заболевания и умственная отсталость (30 %), врожденные аномалии

gogy, Associate Professor of Department of Logopedics and Clinics of Dysontogenesis, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University; Speech Therapist of Multiprofile Clinical Medical Center "Bonum", Ekaterinburg, Russia.

Styanina Anastasiya Vasilievna, Assistant Lecturer of Department of Logopedics and Clinics of Dysontogenesis, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University; Speech Therapist, Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance "Resource", Ekaterinburg, Russia. For citation: Obukhova, N. V., & Styanina, A. V. (2023). The Role of Parents in the Realization of Logopedic Support for Early and Junior Preschool Age Children with Speech Disorders. Special Education, 2(70), pp. 106-116. (In Russ.)

(24 %), нарушения функционирования эндокринной системы (10 %), неврологические расстройства (8 %), нарушения опорно-двигательного аппарата (5 %) [1]. Как правило, при любом отклонении в развитии у детей наблюдается нарушение речевого развития. Статистические данные также демонстрируют рост степени выраженности и усложнение структуры речевого нарушения. Все это доказывает важность и необходимость своевременного логопедического воздействия применительно к детям раннего и младшего дошкольного возраста.

Особую роль в реализации логопедической помощи детям играет семья в целом и каждый родитель в частности. Семья является главным институтом воспитания, развития и обучения ребенка. О. Г. Приходько и О. В. Югова отмечают, что:

- родители больше всех заинтересованы в развитии собственного ребенка;

- в семье ребенок проводит больше всего времени;

- эмоциональная связь ребенка с близкими родственниками неразрывна и значима для его развития [10; 11; 17].

Практическая работа с семьями детей группы риска по нарушению речи позволила выявить неадекватное восприятие родителями у ребенка особенностей речевого развития и перспектив реальной траектории обучения.

Чаще всего наблюдаются две полярности:

1. Беспечное отношение к речевому развитию ребенка («Ребенок еще мал, чтобы говорить правильно»).

2. Повышенная тревожность и беспокойство за ребенка («Нам уже два 2 года, а мы еще букву Р не говорим»).

Учитывая указанные особенности, важно проводить работу по просвещению родителей о закономерностях развития ребенка, обосновывать необходимость сознательного родительского участия

в логопедическом сопровождении по устранению имеющихся у ребенка трудностей, включать родителей в процесс коррекцион-ной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Цель исследования: рассмотреть роль родителей в коррекции речевых нарушений детей раннего и младшего дошкольного возраста как значимый ресурс логопедического сопровождения.

Теоретико-методологические основы исследования:

- концепция оказания психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, В. В. Ткачевой [15];

- положение о сложной структуре межличностных отношений в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья Т. Н. Бразгун [3];

- модель групповой терапии родителей групп риска и семейное консультирование (И. В. Добряков, О. В. Защиринская [4]);

- клинический подход к изучению речевых нарушений (Е. М. Мастюкова [7]);

- концепция диагностики и коррекции отклонений развития детей раннего возраста (Е. А. Стребелева [14]);

- теория обучения и развития детей с двигательными нарушениями (И. Ю. Левченко, О. Г. При-ходько [5]).

2. Организация исследования

В 2021/22 учебном году было проведено исследование по организации логопедического сопровождения детей раннего и младшего дошкольного возраста с нарушением речи на базе:

1. ГБОУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи „Ресурс"» (г. Екатеринбург).

2. ГАУЗ СО «Многопрофильный клинический медицинский центр „Бонум"» (г. Екатеринбург).

В исследовании участвовали 160 детей группы риска по нарушению речи, а также их родители. Работа предполагала активное включение родителей в процесс коррекции и логопедического сопровождения.

3. Содержание исследования

Логопедическая работа с детьми строилась дифференцированно с учетом клинической картины речевого нарушения (рино-лалия, псевдобульбарная дизартрия или моторная алалия) и структуры речевого дефекта. Логопедические занятия проводились 12 раза в неделю, более частые занятия не целесообразны ввиду специфических возрастных и психосоматических особенностей детей с разными речевыми нарушениями. Занятия носили кор-рекционно-развивающий характер для детей и обучающий для родителей [6; 12; 13]. ПО

Специфика логопедической работы с семьей ребенка раннего возраста из группы риска по ри-нолалии включает психологический и педагогический аспекты. Многие родители никогда не слышали о данной патологии, и знакомство с ней вводило их в стрессовое состояние.

Психологический аспект работы предполагал знакомство родителей с особенностями психофизиологического развития детей, с этапами общей и речевой реабилитации.

Педагогический аспект работы носил практический характер. Родителей обучали особенностям ухода и воспитания. Последовательно родители осваивали приемы кормления ребенка, ухода за ротовой полостью, особенности организации прогулок, доопера-ционный и послеоперационный массаж губы и неба, приемы стимулирования артикуляционной игры и голосовых реакций, дыхательные упражнения.

Специфика логопедической работы с дошкольниками с псевдо-бульбарной дизартрией была связана с состоянием моторной сферы: крупной, мелкой, лицевой и артикуляционной. При этом работа с родителями включала ознакомление и обучение комплексам упражнений для развития:

- моторных функций в крупной, мелкой моторике;

- координации движений;

- синхронности движений;

- темпа и ритма движений;

- имитации мимических движений и поз;

- артикуляционной моторики. Специфика логопедической

работы с обучающимися дошкольного возраста с моторной ала-лией связана:

1) с развитием психологической базы речи:

- восприятия (зрительного, слухового, тактильного, пространственного);

- памяти (зрительной, слуховой, двигательной);

- мышления (операций сопоставления, сравнения, классификации, анализа);

- внимания (зрительного, слухового);

2) формированием понимания обращенной речи (инструкций, бытового, номинативного и предикативного словаря);

3) формированием и поддержанием мотивации к подражательной и активной речевой деятельности.

В ходе реализации логопедического сопровождения обучающихся раннего и младшего дошкольного возраста с нарушением речи были реализованы следующие направления работы с родителями:

- установление партнерских отношений логопеда с родителями;

- развитие у родителей педагогических компетенций;

- обучение родителей конкретным приемам коррекционного воздействия;

- обучение родителей контролю за общим и речевым развитием ребенка.

Работа с родителями проводилась в следующих формах:

- индивидуальные консультации по раскрытию специфики конкретного речевого нарушения, вопросам коррекции речи у ребенка;

- открытые логопедические занятия (родитель присутствовал на занятии с ребенком, что позволяло ему проследить структуру занятия и эффективные формы взаимодействия с ребенком);

- родители делали видеозаписи и конспектировали логопедические занятия;

- демонстрация конкретных приемов логопедического воздействия (например, упражнений для развития артикуляционной моторики, лексико-грамматической стороны речи и др.);

- рекомендация и обсуждение доступной родителям дидактической литературы;

- мастер-классы;

- онлайн-информирование;

- памятки-напоминалки, брошюры, буклеты [2].

Особое внимание было уделено присутствию родителей на занятиях. Данная форма работы позволяла каждому родителю понять последовательность эта-

пов логопедического занятия, увидеть приемы и методы работы, проанализировать правильное выполнение каждого упражнения. После занятия или в процессе его реализации логопед комментировал, что он делает, с какой целью использовалось каждое упражнение, на что следовало обратить внимание при закреплении формируемых навыков. Родители осознавали, на каком этапе логопедической работы находился ребенок, что у него получалось, а какие умения еще требовалось сформировать.

Психологический аспект в работе с родителями включал необходимость:

- обосновывать важность соучастия в логопедической работе;

- мотивировать на активное осознанное взаимодействие с ребенком;

- разъяснять значимость точного выполнения рекомендаций специалиста.

Психологический аспект работы с семьей напрямую влиял на эффективность и качество логопедической работы по устранению речевых нарушений у детей.

4. Результаты исследования

Степень включенности родителей в процесс логопедического сопровождения оценивалась по следующим критериям:

1) высокая — родители активно интересовались успехами ребен-

ка, его трудностями, систематически выполняли с ребенком домашние задания, консультировались по всем возникающим вопросам (делились успехами и анализировали трудности, которые оставались у ребенка), обучались новым навыкам взаимодействия с собственным ребенком;

2) средняя — родители интересовались достижениями ребенка, выполняли с ним домашние задания, но не проявляли инициативы, допускали нарушения систематичности в логопедической работе;

3) низкая — родители только интересовались достижениями ребенка («У нас хоть какая-то динамика есть?»), домашние задания с ребенком выполнялись от случая к случаю либо не выполнялись вовсе, родители всю ответственность за результаты логопедической работы перекладывали на специалистов.

По итогу проведенной работы были получены следующие результаты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Логопедическая работа с детьми из группы риска по ринола-лии во многом определялась структурой дефекта. В 90 % случаев комплексная реабилитация позволяла восстановить анатомические структуры артикуляционного аппарата до 1,5 лет, а проводимая логопедическая работа к 3-летнему возрасту выводила 60 % детей в возрастную норму. Комплекс реабилитационных меро-

приятий требовал активного участия родителей, при этом только 60 % родителей проявили высокую степень включенности в процесс логопедического сопровождения, 30 % — среднюю и 10 % — низкую.

Логопедическое сопровождение детей раннего возраста и младших дошкольников с дизартрией показало высокую эффективность включенности родителей в коррекционные мероприятия в 82 % случаев.

В группе обучающихся с ала-лией эффективность включенности родителей в логопедическое сопровождение была средней в 74 % случаев, в 36 % — низкой. При этом включенность родителей данной группы проявлялась в середине курса проведенных занятий (40 %) либо в конце (60 %). Объясняем это тем, что родители только в середине курса начинали видеть результаты логопедической работы.

Также была зафиксирована активность родителей с учетом частоты логопедических занятий в неделю. Если занятия со специалистом проводились 1 раз в неделю, то родители не сразу включались в рабочий режим, но большинство из них (60 %) повторяли домашние задания несколько раз в неделю (в основном 3 -4 раза).

Если логопедические занятия проводились 2-3 раза в неделю,

то 74 % родителей выполняли упражнения 1 раз, преимущественно накануне следующего занятия, и только 36% — 23 раза.

В случаях, когда эффективность логопедической работы была низкой, родители в основном перекладывали всю ответственность за результаты, полученные ребенком по итогам занятий, на специалистов, дома полученные навыки не закреплялись, либо повторение пройденного осуществлялось непосредственно перед кабинетом (перед началом следующего занятия).

Полученные результаты доказывают важность включения родителей в логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением речи. Заинтересованность родителей и добросовестное закрепление необходимых навыков способствовало повышению эффективности логопедической работы и сокращению ее продолжительности.

5. Заключение и выводы

Логопедическое сопровождение детей раннего и младшего дошкольного возраста группы риска по нарушению речи строится в соответствии со структурой речевого дефекта и клиническими проявлениями.

Участие родителей в логопедическом сопровождении значимо повышает эффективность ло-

гопедической работы вне зависимости от формы речевой патологии.

Стрессовая реакция родителей на выявление порока развития влияет на эффективность сотрудничества со специалистами, а ранний возраст ребенка затрудняет осознание родителями необходимости своевременной логопедической работы.

Конкретные рекомендации специалистов, а также упражнения, ориентированные на быстрый «визуализированный» результат (например, упражнения для развития движений), мотивируют родителей на занятия с ребенком. Задания, предполагающие отсроченный результат, требуют дополнительной стимуляции родителей со стороны специалистов.

При определении частоты логопедических занятий следует подходить индивидуально, учитывая то, что их увеличение может снижать ответственность родителей за результат логопедического сопровождения.

Источники

1. Количество инвалидов в России и размер ЕДВ. — URL: https://rosinfostat. ru/invalidy/ (дата обращения: 15.11.2022). — Текст: электронный.

2. Нормативные документы в сфере образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья. — URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostran stvo/shkola-dlya-vsekh/normativno-pravovay a-dokumentatsiya/npa-ovz.html (дата обращения: 16.04.2021). — Текст : электронный.

Литература

3. Бразгун, Т. Н. К проблеме дисфункцио-нальности семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. Н. Бразгун, В. В. Ткачева. — Текст : непосредственный // Системная психология и социология. — 2018. — №> 3 (27). — С. 84-98.

4. Добряков, И. В. Психология семьи и больной ребенок : учеб. пособие : хрестоматия / И. В. Добряков, О. В. Защирин-ская. — Санкт-Петербург : Речь, 2007. — 400 с. — Текст : непосредственный.

5. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. — Москва : Просвещение, 2008. — 239 с. — Текст : непосредственный.

6. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. — Москва : Академия, 2001. — 192 с. — Текст : непосредственный.

7. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей : сб. метод. рекомендаций / авт.-сост.: Л. В. Лопатина [и др.]. — Санкт-Петербург : САГА, 2006. — 271 с. — Текст : непосредственный.

8. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. М. Мастюкова, А. Г. Моско-вкина ; под ред. В. И. Селиверстова. — Москва : Владос, 2003. — 408 с. — Текст : непосредственный.

9. Модель комплексного сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра : методическое пособие / авт.-сост.: И. А. Филатова, Е. В. Каракулова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2017. — 287 с. — Текст : непосредственный.

10. Обухова, Н. В. Логопедическая работа с детьми с врожденной расщелиной губы и неба в младенческом возрасте : учеб.-метод. пособие / Н. В. Обухова. —

Екатеринбург : [б. и.], 2020. — 100 с. — Текст : непосредственный.

11. Приходько, О. Г. Особенности функционирования и консультирования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Г. При-ходько, О. В. Югова. — Текст : непосредственный // Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика : сборник научных статей Междунар. науч.-практ. конф. — Минск : [б. и.], 2020. — С. 325-329.

12. Приходько, О. Г. Современные подходы к психолого-педагогической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии / О. Г. Приходько, О. В. Югова. — Текст : непосредственный // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Педагогика и психология. — 2013. — № 3 (25). — С. 107-119.

13. Пьянкова, А. В. Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся дошкольного возраста с нарушением речи в условиях образовательного центра / А. В. Пьянкова, И. А. Филатова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2022. — № 1 (65). — С. 133-149.

14. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи / З. А. Репина. — Екатеринбург : Калинина Г. П., 2008. — 140 с. — Текст : непосредственный.

15. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья : учебник / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 184 с. — Текст : непосредственный.

16. Ткачева, В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование : учеб.-метод. пособие / В. В. Ткачева. — Мисква : Национальный книжный центр, 2014. — 160 с. — Текст : непосредственный.

17. Трубайчук, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе : коллективная монография / Л. В. Тру-байчук. — Челябинск : Изд-во ЧИПКРО, 2014. — 204 с. — Текст : непосредственный.

18. Югова, О. В. Полифункциональный подход к оказанию психолого-педагогической помощи семье ребенка первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья / О. В. Югова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2022. — № 1 (65). — С. 212-227.

Materials

1. Rosinfostat (n.d.). Kolichestvo invalidov v Rossii i razmer EDV [The number of people with disabilities in Russia and the size of the EDV]. Retrieved Nov. 15, 2022, from https://rosinfostat.ru/invalidy/ (In Russ.)

2. Moscow Methodical Centre (n.d.). Nor-mativnye dokumenty v sfere obrazovaniya uchashchihsya s ogranichennymi vozmozhnos-tyami zdorov'ya [Normative documents in the field of education of students with disabilities]. Retrieved Apr. 16, 2021, from https://mos metod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/shkola-dlya-vsekh/normativno-pravovaya-dokumen tatsiya/npa-ovz.html (In Russ.)

References

3. Brazgun, T. N., & Tkacheva, V. V. (2018). K probleme disfunkcional'nosti semej, vospi-tyvayushchih detej s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorov'ya [On the problem of dysfunctional families raising children with disabilities]. Sistemnaya psihologiya i socio-logiya, 3(27), 84-98. (In Russ.)

4. Dobryakov, I. V., & Zashchirinskaya, O. V.

(2007). Psihologiya sem'i i bol'noj rebenok : uchebnoe posobie : hrestomatiya [Psychology of the family and a sick child: textbook. allowance] [Reader]. St. Petersburg: Rech', 400 p. (In Russ.)

5. Levchenko, I. Yu., & Prikhod'ko, O. G. (2001). Tekhnologii obucheniya i vospitaniya detey s narusheniyami oporno-dvigatel'nogo apparata [Technologies of teaching and raising children with disorders of the muscu-loskeletal system] [Textbook for students of aver. ped. educational institutions]. Moscow: Akademiya, 192 p. (In Russ.)

6. Levchenko, I. Yu., & Tkacheva, V. V.

(2008). Psihologicheskaya pomoshch' sem'e, vospityvayushchej rebenka s otkloneniyami v razvitii [Psychological assistance to a family raising a child with developmental disabilities] [Method. manual]. Moscow: Prosveshchenie, 239 p. (In Russ.)

7. Lopatina, L. V., et al. (authors-comp.) (2006). Logopedicheskaya diagnostika i korrekciya narushenij rechi u detej [Logo-pedic diagnostics and correction of speech disorders in children] [Collection of method. recommendations]. St. Petersburg: SAGA, 271 p. (In Russ.)

8. Mastyukova, E. M., & Moskovkina, A. G. (2003). Semejnoe vospitanie detej s otklone-niyami v razvitii [Family education of children with developmental disabilities] [Textbook for students of higher educational institutions] (Ed. V. I. Seliverstov). Moscow: Vla-dos, 408 p. (In Russ.)

9. Filatova, I. A., & Karakulova, E. V. (au-thors-comp.) (2017). Model' kompleksnogo soprovozhdeniya detej s tyazhelymi mno-zhestvennymi narusheniyami razvitiya, v tom chisle s rasstrojstvami autisticheskogo spektra [A model of comprehensive support for children with severe multiple developmental disorders, including those with autism spectrum disorders] [Method. manual]. Ekaterinburg: Ural St. Ped. Univ., 287 p. (In Russ.)

10. Obuhova, N. V. (2020). Logopediche-skaya rabota s det'mi s vrozhdennoy rassh-chelinoy guby i neba v mladencheskom voz-raste [Speech therapy work with children with congenital cleft lip and palate in infancy] [Stud. and methodol. guide]. Ekaterinburg, 100 p. (In Russ.)

11. Prihod'ko, O. G., & Yugova, O. V. (2020). Osobennosti funkcionirovaniya i konsul'tirovaniya semej, vospityvayushchih detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Features of functioning and counseling of families raising children with disabilities]. In Obrazovanie lic s osobymi obra-zovatel'nymi potrebnostyami: metodologiya, teoriya, praktika (Collection of scientific articles of the Intern. scientific-practical. conf., pp. 325-329). Minsk. (In Russ.)

12. Prihod'ko, O. G., & Yugova, O. V. (2013). Sovremennye podhody k psihologo-pedagogicheskoj pomoshchi sem'e rebenka s otkloneniyami v razvitii [Modern approaches to psychological and pedagogical assistance to the family of a child with developmental

disabilities]. Vestnik Moskovskogo gorodsko-go pedagogicheskogo universiteta. Ser. Pe-dagogika i psihologiya, 3(25), 107-119. (In Russ.)

13. P'yankova, A. V., & Filatova, I. A. (2022). Organizaciya psihologo-pedagogi-cheskogo soprovozhdeniya obuchayu-shchihsya doshkol'nogo vozrasta s narushe-niem rechi v usloviyah obrazovatel'nogo centra [Organization of psycho-pedagogical support for preschoolers with speech disorders at an education center]. Special Education, 7(65), 133-149. (In Russ.)

14. Repina, Z. A. (2008). Nejropsihologi-cheskoe izuchenie detej s tyazhelymi naru-sheniyami rechi [Neuropsychological study of children with severe speech disorders]. Ekaterinburg: Kalinina G.P., 140 p. (In Russ.)

15. Strebeleva, E. A., & Mishina, G. A. (2020). Psihologo-pedagogicheskaya pod-derzhka sem'i rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Psychological and pedagogical support for the family of a child with disabilities] [Textbook]. Moscow: INFRA-M, 184 p. (In Russ.)

16. Tkacheva, V. V. (2014). Sem'ya rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdoro-v'ya: diagnostika i konsul'tirovanie [Family of a child with disabilities: diagnostics and counseling] [Stud. and method. guide]. Miskva: Nacional'nyj knizhnyj centr, 160 p. (In Russ.)

17. Trubajchuk, L. V. (2014). Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya rebenka doshkol'nogo vozrasta v obrazova-tel'nom processe [Psychological and pedagogical support for the development of a preschool child in the educational process] [Collective monograph]. Chelyabinsk: Izd-vo CHIPKRO, 204 p. (In Russ.)

18. Yugova, O. V. (2022). Polifunkcional'-nyj podhod k okazaniyu psihologo-pedago-gicheskoj pomoshchi sem'e rebenka pervyh let zhiznis ogranichennymi vozmozhnos-tyami zdorov'ya [A polyfunctional approach to the provision of psycho-pedagogical support for the family of a baby with disabilities]. Special Education, 1(65), 212-227. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.