УДК 376.37
Цветкова Е.В.
студент магистратуры Алтайский педагогический университет (г. Барнаул, Россия)
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Аннотация: эмоционально-волевая сфера играет важную роль в развитии младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), оказывая влияние на их способность к самоконтролю, успешной социализации и адаптации в школьной среде. Родители являются основными фигурами, обеспечивающими эмоциональную и психологическую поддержку детей, что приобретает особое значение в условиях психолого-педагогического сопровождения. В статье рассмотрены основные подходы к поддержке эмоционально-волевого развития младших школьников с ТНР в семейной среде, а также даны практические рекомендации для родителей.
Ключевые слова: ТНР, родители, младшие школьники, эмоциональное развитие, волевые качества.
Эмоционально-волевая сфера младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) представляет собой сложный комплекс, включающий в себя аспекты эмоциональной регуляции, самоконтроля и волевых усилий, необходимых для успешной адаптации в образовательной организации. Речевые нарушения усложняют социальное взаимодействие детей младшего школьного возраста, что может привести к снижению уверенности в себе и увеличению уровня тревожности. В этой ситуации семья, особенно родители, играют важную роль в поддержке и развитии эмоционально-волевых качеств ребенка.
Вопросы влияния семейного окружения на эмоционально-волевое развитие детей традиционно занимают важное место в педагогической и психологической науке. Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, М.И. Лисина акцентировали внимание на значении межличностных отношений в семье для эмоционального формирования ребенка, а также подчеркивали важность совместных усилий родителей и педагогов.
Младшие школьники с речевыми нарушениями нуждаются в особом внимании со стороны взрослых для преодоления эмоциональных и поведенческих трудностей. Эмоциональная нестабильность младших школьников с ТНР часто вызвана невозможностью выразить свои чувства словами, что приводит к фрустрации и агрессивным реакциям. В то же время значимость родительской поддержки в рамках психолого-педагогического сопровождения до сих пор недостаточно изучена, что подчеркивает актуальность исследований в данном направлении.
В современных исследованиях семья воспринимается как своеобразное «психологическое убежище», способное восстановить психологические ресурсы ребенка [4]. Исследования взаимосвязи детско-родительских отношений и уровня тревожности ребенка показывают, что младшие школьники с ТНР могут избегать общения из-за страха быть непонятыми и часто проявляют повышенную чувствительность к оценкам окружающих. Родители, создавая стабильную эмоционально поддерживающую атмосферу и проявляя терпимость к особенностям своего ребенка, закладывают основу психологической безопасности, необходимую для комфортного общения со сверстниками и взрослыми. Наличие безусловного принятия в семье способствует уверенности детей и снижает страх перед новыми ситуациями, что, в свою очередь, повышает уровень их социальной активности и уменьшает тревожность [6].
Поддержка со стороны родителей играет важную роль в развитии самоконтроля и волевых качеств у младших школьников с ТНР, которые нуждаются в специальных условиях для формирования навыков
саморегуляции, так как трудности в речи часто мешают им контролировать свои эмоции и поведение. Формирование системы последовательных правил и четких ожиданий помогает ребенку адаптироваться и развивать самоконтроль. Исследования показывают, что дети, которые получают поддержку в виде поощрений и обратной связи за свои достижения, формируют более высокую самооценку и уверенность в себе, что, в свою очередь, способствует укреплению их волевых качеств. Л. И. Божович отмечала, что именно в процессе самостоятельного преодоления трудностей ребенок учится проявлять настойчивость и целеустремленность [1].
Эмоционально благоприятная среда, где ребенок чувствует себя любимым и принятым, позволяет ему проявлять инициативу и меньше бояться ошибок. Исследования показывают, что родительское принятие способствует снижению уровня тревожности и агрессии у детей с ТН [1]. Младший школьник с ТНР, знающий, что его поддержат независимо от успехов или неудач, более склонен к проявлению волевых усилий и эмоциональной регуляции.
Также родители могут способствовать развитию волевых качеств у младшего школьника с ТНР путем постановки перед ним достижимых целей и поддержания стабильного режима. Л. И. Божович отмечала важность тренировки самоконтроля у детей с ограниченными возможностями в процессе их повседневной деятельности [1]. Исследования показывают, что волевые качества, такие как настойчивость и целеустремленность, развиваются у детей, если родители поощряют самостоятельные усилия и дают детям возможность принимать небольшие, но важные решения.
Исходя из проведенного анализа психолого-педагогической литературы, можно выдвинуть несколько рекомендаций для родителей, которые помогут в развитии эмоционально-волевой сферы детей с ТНР:
1. Эмоциональная поддержка и принятие индивидуальных особенностей ребенка, создание теплой, доверительной атмосферы в семье. Это позволит
сформировать позитивную самооценку и уверенность у младшего школьного с ТНР.
2. Стимулирование саморегуляции, например, путем установления четких и последовательных правил. Это поможет младшему школьнику с ТНР освоить навыки самоконтроля.
3. Поддержка попыток ребенка справляться с вызовами, несмотря на возможные неудачи, а также поощрение его самостоятельности и настойчивости формируют мотивацию к преодолению трудностей.
Таким образом, роль родителей в формировании эмоционально-волевой сферы у младших школьников с ТНР является значимой для их успешной адаптации в школе и социализации в обществе. Поддержка и участие родителей в эмоциональном развитии ребенка позволяет снизить тревожность и способствует становлению волевых качеств, что создает основу для успешного обучения и взаимодействия со сверстниками. В связи с этим исследование данной проблематики представляет важное направление для дальнейших научных изысканий, направленных на совершенствование практики коррекционной педагогики и психологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Пробл. формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 209 с;
2. Вакуленко Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи: учебно-методическое пособие. Москва: Форум: ИНФРА-М, 2022. - 271 с;
3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М. : Смысл, 2005. - 1136 с;
4. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Либроком, 2010. — 161 с;
5. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Санкт-Петербург: Питер, 2019. - 318 с;
6. Попова Т.А., Сулейманова С. Взаимосвязь детско-родительских отношений и тревожности дошкольников // Фундаментальные исследования. -2012. - N 11-5. - с. 1145-1148;
7. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие. Москва: Академия, 2007. - 384 с.
Tsvetkova E.V.
Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia)
ROLE OF PARENTS IN DEVELOPMENT OF EMOTIONAL-VOLITIONAL SPHERE IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS
Abstract: emotional-volitional sphere plays a vital role in the development of primary school children with severe speech disorders (SSD), impacting their ability for self-control, successful socialization, and adaptation within the school environment. Parents serve as key figures providing emotional and psychological support to these children, which is especially important within the context ofpsychological and pedagogical support. This article examines key approaches to supporting the emotional-volitional development of primary school children with SSD within the family environment and provides practical recommendations for parents.
Keywords: speech disorders, parents, primary school children, emotional development, volitional qualities.