УДК 376.37
Цветкова Е.В.
студент магистратуры Алтайский педагогический университет (г. Барнаул, Россия)
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ И ИХ СВЕРСТНИКОВ С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ
Аннотация: в данной статье представлен сравнительный анализ особенностей эмоционально-волевой сферы младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и их сверстников с нормальным речевым развитием. Выявлены значительные различия в уровнях эмоциональной устойчивости, волевых проявлениях и социальной адаптации, что открывает возможности для разработки программ психолого-педагогического сопровождения.
Ключевые слова: младшие школьники, тяжелые нарушениями речи, социальная адаптация.
Младший школьный возраст - это период, когда учебная деятельность становится основной для ребенка, а ключевыми психическими новообразованиями являются его «внутренняя позиция школьника» и способность к обучению. Согласно возрастной периодизации, основанной на ведущей деятельности, младший школьный возраст охватывает период с 6-7 до 10-11 лет [8].
Эмоционально-волевая сфера играет ключевую роль в развитии саморегуляции и успешной адаптации младших школьников к учебной деятельности. Этот аспект становится особенно значимым для детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), у которых нередко
наблюдаются пониженная эмоциональная стабильность и связанные с этим трудности.
ТНР представляют собой различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя [3]. Как правило, нарушения речи не соответствуют возрастным нормам и не могут быть преодолены самостоятельно. Однако они могут оказывать влияние на психическое развитие.
Недостаток эмоциональной устойчивости у младших школьников с ТНР проявляется в различных формах: повышенная тревожность, трудности в эмоциональной гибкости, нарушения в способности к саморегуляции. Эти проблемы зачастую усугубляются при выполнении учебных задач, требующих длительной концентрации внимания, выдержки и преодоления препятствий. При этом дети с ТНР могут испытывать сложности как с подавлением чрезмерных эмоциональных реакций, так и с выражением своих эмоций, что ведет к определенным трудностям в их адаптации и социальном взаимодействии [3].
Особенность эмоциональных реакций младших школьников с ТНР заключается в их нестабильности, склонности к гипертрофированным реакциям или, наоборот, недостаточной выразительности. Такие реакции могут указывать на сложность в осознании собственных эмоциональных состояний и их адекватном выражении [2]. Недостаток речевых средств, обусловленный ТНР, затрудняет формирование у детей навыков, необходимых для полноценного восприятия и анализа собственных эмоций и эмоций окружающих. Таким образом, дефицит речевого взаимодействия ограничивает возможности младших школьников с ТНР в развитии навыков саморегуляции, что, в свою очередь, усиливает их эмоциональную неустойчивость и снижает способность к адаптации в учебной деятельности.
Для сравнения, младшие школьники с нормальным речевым развитием, как правило, обладают более развитыми навыками эмоциональной регуляции. Их эмоциональные реакции чаще соответствуют ситуации и социальным нормам, что способствует снижению уровня тревожности и более гармоничному взаимодействию с окружающими. Эмоциональная стабильность детей с нормой речевого развития делает их менее подверженными импульсивным реакциям, что, в свою очередь, поддерживает их способность к сосредоточенности и выполнению учебных задач. Это проявляется в более последовательном поведении, способности выдерживать длительные нагрузки и решать задачи в рамках учебного процесса без чрезмерного стресса и фрустрации.
Кроме того, у детей с нормальным речевым развитием к младшему школьному возрасту сформированы начальные, но достаточно устойчивые навыки эмпатии и понимания эмоциональных состояний других людей, что помогает им лучше взаимодействовать в коллективе. Эти дети способны к более тонкому восприятию эмоциональных сигналов сверстников и педагогов, что облегчает их адаптацию в школьной среде и способствует формированию положительных межличностных отношений. Эмпатия и осознанность в отношении эмоциональных переживаний окружающих создают условия для успешной интеграции в коллективе, что становится важным ресурсом для поддержания эмоционального равновесия и благополучия ребенка в учебной деятельности [6].
Волевая сфера является важной составляющей в развитии младших школьников, определяя их мотивацию к учебной деятельности, стремление к достижению целей. Воля обеспечивает способность к управлению своим поведением и выполнению поставленных задач, несмотря на трудности и отвлекающие факторы. Для младших школьников этот аспект особенно значим, так как именно в этом возрасте происходит становление учебной мотивации и развитие навыков самоконтроля. Сформированная волевая сфера позволяет ребенку осознанно направлять свои усилия на достижение
результатов, укрепляет его уверенность в собственных силах и способствует позитивному отношению к учебному процессу [6].
В работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева и Л.С. Славиной подчеркивается, что низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы у младших школьников может стать одной из причин их неуспеваемости и неспособности следовать нормам и правилам поведения [1, 4, 5].
У младших школьников с ТНР наблюдается выраженный дефицит волевых качеств, что становится значительным препятствием в учебной деятельности. Они часто испытывают трудности с постановкой и достижением целей, поскольку их мотивация к учебе снижена, а также отсутствует устойчивый интерес к учебным задачам. В случае возникновения трудностей младшие школьники с ТНР часто быстро сдаются и прекращают выполнение задач. Волевой дефицит проявляется также в сниженной способности к самоорганизации и концентрации внимания. Недостаток целенаправленности и терпения затрудняет их участие в учебной деятельности, что ведет к снижению успеваемости и ограничивает развитие личностных качеств, связанных с волей и самоконтролем.
Слабая выраженность волевых качеств у младших школьников с ТНР с ТНР может быть связана с их общей эмоциональной неустойчивостью, а также ограниченностью речевых средств, необходимых для планирования и осмысления своих действий. Не имея возможности адекватно выражать и понимать инструкции, они могут испытывать трудности с выполнением задач, требующих волевых усилий. В итоге, они чаще выбирают стратегии избегания, которые позволяют им минимизировать негативные переживания при столкновении с трудностями. Низкий уровень волевой регуляции в совокупности с ограниченными речевыми возможностями ограничивает их способность к выстраиванию конструктивных действий, снижает интерес к учебе и ограничивает их потенциал в достижении успехов.
В отличие от младших школьников с ТНР, их сверстники с нормальным речевым развитием демонстрируют более выраженные волевые
качества, что положительно влияет на их учебную мотивацию. Они, как правило, проявляют устойчивый интерес к учебной деятельности, демонстрируют более высокий уровень настойчивости, благодаря чему способны преодолевать возникающие трудности. Развитие волевой сферы помогает им сохранять самообладание при столкновении с препятствиями, поддерживая их положительное отношение к учебе. Воля поддерживает их способность к долгосрочному планированию и самоконтролю, позволяя ребенку самостоятельно достигать поставленных целей и укреплять свою веру в собственные возможности.
Ограниченные способности к саморегуляции у младших школьников с ТНР, обусловленные сочетанием эмоциональных и волевых трудностей, также оказывают влияние на их социальную адаптацию. Эмоциональная нестабильность и сложности в контроле поведения ограничивают способность таких детей адекватно воспринимать и реагировать на эмоции окружающих, что является ключевым элементом успешного общения. Ограниченное участие в общении из-за речевых трудностей вызывает чувство отчуждения и приводит к возникновению социальных барьеров, затрудняя взаимодействие и способствуя развитию социальной изоляции у младших школьников с ТНР. Это, в свою очередь, может усилить у ребенка с ТНР ощущение собственной неполноценности, снижать уверенность в себе и формировать чувство тревожности при контактах с другими людьми. В результате младшие школьник с ТНР могут испытывать затруднения в адаптации к социальным нормам и правилам, что препятствует формированию устойчивых позитивных отношений с окружающими и затрудняет их интеграцию в школьный коллектив [7].
Младшие школьники с нормальным речевым развитием, наоборот, показывают более высокую степень социальной адаптации. Такие дети легче устанавливают контакты как со сверстниками, так и со взрослыми, что связано с их развитыми коммуникативными навыками и способностью вербально выражать свои эмоции и мысли. Благодаря этому, дети с нормальным речевым
развитием лучше ориентируются в социальных взаимодействиях, обладают более высоким уровнем социальной эмпатии и способны адекватно воспринимать эмоциональные сигналы окружающих. Это способствует формированию и поддержанию устойчивых межличностных связей, а также укрепляет чувство безопасности и уверенности в общении.
Развитая саморегуляция у детей с нормой речевого развития также способствует их социальной адаптации. Они способны эффективно управлять своими эмоциями и поведением, что позволяет им соблюдать правила поведения, проявлять терпимость и проявлять гибкость в сложных социальных ситуациях. Уверенность в себе и способность к самоконтролю позволяют детям с нормальным речевым развитием легче адаптироваться к школьной среде, где они активно участвуют в коллективной деятельности и быстро находят свое место в группе. В результате у таких детей складывается положительное отношение к школе, что облегчает процесс социализации и способствует их успешной интеграции в коллектив.
Результаты сравнительного анализа эмоционально-волевой сферы младших школьников с ТНР и их сверстников с нормальным речевым развитием указывают на значительные различия в эмоциональной устойчивости, волевых качествах, что оказывает влияние на учебную деятельность и социальную адаптацию. Дети с ТНР проявляют недостаток в эмоциональной регуляции и испытывают трудности в налаживании социальных связей. В условиях стихийного развития и отсутствия целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы младшие школьники с ТНР испытывают трудности в эффективной саморегуляции своей учебной деятельности. Поэтому развитие данной сферы у таких детей в рамках психолого-педагогического сопровождения становится важнейшей задачей для образовательных учреждений.
Таким образом, понимание специфики эмоционально-волевой сферы детей с ТНР позволяет более точно подходить к созданию программ, способствующих их успешной адаптации в школьной среде и гармоничному личностному развитию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Пробл. формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995, 209 с;
2. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: монография. СПб.: КАРО, 2006. -240 с;
3. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004. - 422 с;
4. Проблемы развития психики. А.Н. Леонтьев, под редакцией и с предисловием Д.А. Леонтьева. Москва: Смысл, 2020. - 526 с;
5. Л.И. Божович, Л.С. Славина. Психическое развитие школьника и его воспитание. Москва: Знание, 1979. - 96 с;
6. Рогов Е.И. Эмоции и воля. М.: Владос, 2001. - 240 с;
7. Самойлюк Л.А. Трудности адаптации к школе первоклассников с тяжелыми нарушениями речи // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 1 А. С. 313-319;
8. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие. Москва: Академия, 2007. - 384 с.
Tsvetkova E.V.
Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia)
COMPARATIVE ANALYSIS OF EMOTIONAL-VOLITIONAL SPHERE IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS AND THEIR PEERS WITH NORMAL SPEECH DEVELOPMENT
Abstract: article presents a comparative analysis of the emotional-volitional characteristics of primary school children with severe speech disorders (SSD) and their peers with typical speech development. Significant differences were found in the levels of emotional resilience, volitional expression, and social adaptation, which provide opportunities for developing psychological and pedagogical support programs.
Keywords: primary school children, severe speech disorders, social adaptation.