Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
166
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / РОДИТЕЛИ / ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Камакина Ольга Юрьевна

В статье представлен опыт исследования отношения к здоровью родителей младших школьников. Проанализированы социологические характеристики семей, влияющие на качество физического, психологического и социального благополучия детей младшего школьного возраста. Описана специфика когнитивного, эмоционально-волевого, деятельностного, ценностного компонента отношения к здоровью родителей. Выявлены общие и характерные особенности отношения к здоровью матерей и отцов, а также взаимосвязи между компонентами. Определены дефициты отношения к здоровью родителей, влияющие на формирование здоровьесберегающей компетентности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ATTITUDE TO THE HEALTH OF PARENTS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

The article presents the experience of studying the attitude to the health of parents of younger schoolchildren. The sociological characteristics of families that affect the quality of the physical, psychological and social well-being of children of primary school age are analyzed. The specifics of the cognitive, emotional-volitional, activity, value component of the attitude to the health of parents are described. The general and characteristic features of the attitude to the health of mothers and fathers, as well as the relationship between the components, were revealed. Deficiencies in attitudes towards the health of parents that affect the formation of health-saving competence of students are determined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Для группы подростков-фехтовальщиков, неуспешно осуществляющих соревновательную деятельность, характеризуется взаимосвязанностью всех компонентов только на уровне статистически значимой тенденции 0,05 и обладает следующими особенностями: ситуативная тревожность и мотивация достижения успеха отрицательно коррелируют с волевыми качествами и саморегуляцией поведения, что указывает на такой характер взаимосвязей, при котором высокие показатели ситуативной тревожности и мотивации достижения успеха могут нарушать проявление волевых качеств и саморегуляции поведения.

Выводы. Таким образом, проведенный сравнительный анализ позволяет сделать следующие выводы:

1) структурно-содержательно стрессоустойчивость успешных в соревновательной деятельности подростков-фехтовальщиков может быть охарактеризована как достаточно эффективная, т.к. характеризуется выраженными способностями к волевому контролю и саморегуляции поведения в ситуациях соревновательного стресса при высокой мотивации стремления к успеху и преимущественно средней ситуативной тревожности в соревновательной деятельности (с достоверностью 0,05 и 0,01 по U-Манна-Уитни). При этом ситуативная тревожность и мотивация достижения успеха могут способствовать усилению волевых и саморегуляционных проявлений в ситуации соревновательного стресса (с достоверностью 0,05 и 0,01 по r-Спирмена);

2) структурно-содержательно стрессоустойчивость неуспешных в соревновательной деятельности подростков-фехтовальщиков может быть охарактеризована как недостаточно эффективная, т.к. характеризуется несформированностью способности к волевому контролю и саморегуляции поведения в ситуациях соревновательного стресса при высокой мотивации стремления к успеху и преимущественно высокой ситуативной тревожности в соревновательной деятельности (с достоверностью 0,05 и 0,01 по U-Манна-Уитни). При этом высокие показатели ситуативной тревожности и мотивации достижения успеха могут нарушать проявление волевых качеств и саморегуляции поведенияв ситуации соревновательного стресса (с достоверностью 0,05 по r-Спирмена).

Литература:

1. Вяткин, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткин. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 112 с.

2. Гиссен, Л.Д. Психология и психогигиена в спорте (из опыта работы в командах по академической гребле) / Л.Д. Гиссен. - М.: Советский спорт, 2010. - 158 с.

3. Кретти, Б.Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Кретти; пер. Ю.Л. Ханина. - М.: ФиС, 1998. - 312 с.

4. Сопов, В.Ф. Психические состояния спортивной деятельности как функциональные образования и их классификация / В.Ф. Сопов // Вестник спортивной науки. - 2004. - №2. - С. 47-52

5. Шагиев, Р.М. Структурно-функциональные характеристики стрессоустойчивости в спортивной деятельности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Шагиев Ренат Мирсаитович. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - 27 с.

6. Шустиков, Г.Б. Особенности формирования помехоустойчивости фехтовальщиков высшей квалификации к необъективному судейству / Г.Б. Шустиков, Ю.С. Молчан, Е.А. Нечаева // Ученые записки университета Лесгафта. - 2009. -№10. - С. 113-118

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Камакина Ольга Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлен опыт исследования отношения к здоровью родителей младших школьников. Проанализированы социологические характеристики семей, влияющие на качество физического, психологического и социального благополучия детей младшего школьного возраста. Описана специфика когнитивного, эмоционально-волевого, деятельностного, ценностного компонента отношения к здоровью родителей. Выявлены общие и характерные особенности отношения к здоровью матерей и отцов, а также взаимосвязи между компонентами. Определены дефициты отношения к здоровью родителей, влияющие на формирование здоровьесберегающей компетентности обучающихся.

Ключевые слова: здоровье, младший школьник, родители, отношение к здоровью.

Annotation. The article presents the experience of studying the attitude to the health of parents of younger schoolchildren. The sociological characteristics of families that affect the quality of the physical, psychological and social well-being of children of primary school age are analyzed. The specifics of the cognitive, emotional-volitional, activity, value component of the attitude to the health of parents are described. The general and characteristic features of the attitude to the health of mothers and fathers, as well as the relationship between the components, were revealed. Deficiencies in attitudes towards the health of parents that affect the formation of health-saving competence of students are determined.

Key words: health, junior schoolchild, parents, attitude to health.

Введение. Важность изучения специфики отношения к здоровью родителей школьников связана с необходимостью понимания влияния семьи как института социализации на формирование отношения к здоровью у детей. Важность сохранения и укрепления здоровья обучающихся обусловлена негативными тенденциями в ухудшении физического, психологического и социального благополучия детского населения Российской Федерации, увеличивается доля школьников в образовательных организациях с сочетанными диагнозами, нервно-психическими заболеваниями, нарушениями интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой сфер личности, проявлениями деструктивного поведения и т.д. В современной ситуации образования возрастает роль родителей как активных участников образовательного процесса, особенно в ситуации инклюзивного, дистанционного и смешанного обучения. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, в Законе «Об образовании» здоровье школьников характеризуется как одна из ведущих ценностей, формирование которой зависит как от системы образования, так и от семьи - основных социальных институтов.

Изложение основного материала статьи. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования самосохранительного отношения к здоровью. Формирование полноценной здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста возможно при высоком уровне данной компетентности у их родителей[3]. Родители начальной школы характеризуются высокой степенью воспитательной активности и потребности во взаимодействии со школой, что создает благоприятные условия для взаимодействия с образовательной организацией, организации профилактической, просветительской, коррекционно-развивающей работы в интересах обучающихся [8].

Стиль детско-родительских отношений является важным фактором, влияющим на эмоциональное благополучие школьников, их тревожность, возникновение страхов. В исследовании Н.Н. Авдеевой, Ю.А. Кочетковой определены ведущие типы детско-родительских отношений, которые влияют на повышение тревожности, возникновение страхов у детей младшего школьного возраста: гиперконтроль, завышенные требования родителя по отношению к ребенку, дефицит эмоциональной близости, а также высокий уровень тревожности в отношениях. Превалируют в данной возрастной группе страх наказания/порицания родителей, страх не соответствовать требованиям родителей, страх одиночества, страх нападения и войны и др. [1].

Е.В. Куфтяк и Ю.А. Задорова отмечают важность семейных факторов и индивидуально-психологических особенностей близких взрослых для психологического здоровья младших школьников. С качеством психологического здоровья детей коррелируют подозрительность, авторитарность, эмоциональная дистанцированность матери, как значимого взрослого. Адекватные отношения с родителями способствуют снижению тревожности и развитию навыков социально-желаемого поведения у обучающихся [4]. Психологическое здоровье младших школьников также связано с поддержкой субъектных проявлений личности младших школьников в системе детско-родительских отношений. Возможности сохранения благополучия и развития ребенка как субъекта деятельности зависит от направленности семейной среды на его принятие и родительскую поддержку [9].

Родительская поддержка приобретает особое значение в условиях инклюзивного образования. Субъективное восприятие отношения к себе у младших школьников с задержкой психического развития (умение правильно оценивать поведение окружающих и отношение к себе, в том числе к своему здоровью) связано с качественными характеристиками родительской поддержки [6]. Дети с ограниченными возможностями здоровья - особая группа школьников. Родители детей с нарушениями психофизического развития характеризуются симбиотическими взаимоотношениями, высоким уровнем контроля по отношению к школьникам, мешают формированию самостоятельности, ориентированы на ближайшее будущее, не планируя отдаленную перспективу [5]. Ю.В. Шамаева характеризует детско-родительские отношения в современных семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития как требующие гармонизации, коррекции деструктивных отношений между родителями и детьми, дисфункционального влияния членов семьи друг на друга [10].

Взаимодействие семьи и школы, единое понимание особенностей формирования самосохранительного отношения к здоровью у обучающихся, а также совместная осознанная деятельность является необходимым условием для развития устойчивой мотивации детей младшего школьного возраста на сохранение, укрепление и обогащение своего здоровья [7].

Отношение к здоровью, как конструкт, обладает всеми характеристиками, присущими психическому отношению, содержит когнитивный, эмоционально-волевой, деятельностный, ценностный компоненты. Когнитивный компонент характеризует уровень представлений в сфере здоровья, понимание роли и влияния здоровья на качество жизни, знания о негативных и позитивных факторах, влияющих на жизнедеятельность и функционирование человека. Эмоционально-волевой компонент включает особенности переживаний человека в ситуации ухудшения/улучшения состояния здоровья, а также ситуаций, связанных с данными процессами. Деятельностный компонент включает специфику поведенческих стереотипов, реакций, стратегий в периоды адаптации или дезадаптации человека к изменяющимся условиям окружающей среды. Ценностный компонент определяет место здоровья в индивидуальной систем ценностных ориентаций и ценностей человека [2].

Нами были изучены особенности отношения к здоровью родителей младших школьников, а также некоторые социологические характеристики семей, которые могут влиять на качество жизни и благополучие обучающихся. Выборка состояла из 273 родителей (257 матерей, 116 отцов), их детей - 360 обучающихся 1 и 4 классов, классных руководителей и медицинских работников общеобразовательных школ. Для решения задач исследования использовался комплекс психодиагностических методик: методика «Ценностные ориентации детей младшего школьного возраста» Т.В. Брагина , тест-опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин, анкета для родителей "Здоровье моего ребенка", MUST-тест П.Н. Иванов, Е.Ф. Колобова, опросник для родителей "Способы сохранения и укрепления здоровья", методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, методика незаконченных предложений. Для сбора объективных данных о здоровье детей младшего школьного возраста были проанализированы медицинские сведения, полученные от родителей, медицинских работников школы. Статистическая обработка данных: программа «STATISTICA» версия 6.0, метод статистической обработки - Mann-Whitney U Test, корреляционный анализ, непараметрический тест Вилкоксона, непараметрический тест Спирмена, контент-анализ.

Изучение социологических характеристик семей младших школьников включало несколько позиций. По составу семьи превалируют семьи, состоящие из родителей и двух детей или родителей с одним ребенком (полные семьи - 86%), что свидетельствует о благоприятных условиях для воспитания школьников.

Социальный статус родителей оказывает влияние на уровень качества жизни членов семьи, что является важным как в организации каждодневной жизнедеятельности школьников, так и в ситуациях ухудшения состояния здоровья. Низкий уровень социального статуса родителей создает дефициты в получении необходимого восполнения ресурсов, получения качественной медицинской поддержки и т.д. У родителей с высоким уровнем социального статуса в силу занятости могут возникать трудности с проявлением внимательного отношения, достаточного эмоционального общения с детьми. Матери в большей степени, чем отцы находятся в зоне риска по данному показателю (социальный статус ниже в сравнении с отцами).

Для воспитания ребенка важен уровень образования родителей. Компетентность родителя в вопросах своевременного обращения ко врачу, реализации ухода, заботы, воспитания школьника формирует компетентность ребенка в вопросах сохранения и укрепления своего здоровья. Уровнем образования выше среднего характеризуется 61% семей, при этом матери проявляют более высокий уровень образования, в сравнении с отцами.

Уровень материального благосостояния семьи влияет на качество социально-гигиенических условий проживания (наличие комфортного пространства), получения медицинской помощи, лечения, отдыха, питания, возможности школьника получать платные образовательные услуги (секции, консультации логопеда, психолога, дефектолога и др.). 61% родителей определяют свой уровень материального благосостояния как средний, а 2,5% как высокий.

Для сохранения благополучия младших школьников помимо социологических характеристик семьи большое значение имеют эмоциональные отношения между членами семьи, специфика воспитательных воздействий, культура общения. Воспитание родителей имеет следующие особенности: применение неконструктивных методов воспитания (игнорирование, вербальная агрессия, физическая агрессия и др.), перенос психоэмоционального напряжения в стрессовых ситуациях с родителей на детей, использование видов наказания, мешающих адекватному формированию личности школьника: отсутствие реагирования, отказ от общения, физическое наказание и др.

Результаты изучения отношения к здоровью родителей младших школьников.

Оценивая качество своего здоровья, только 44% родителей (матерей и отцов) признают состояние своего здоровья хорошим. Характеристика качества здоровья своего ребенка является завышенной по сравнению с реальностью, большую

критичность проявляют матери. Данные результаты можно интерпретировать, с одной стороны, низкой информированностью родителей о критериях качества здоровья в младшем школьном возрасте, а, с другой стороны, возникновением механизмов психологической защиты, тенденцией ухода родителей от решения вопросов качества здоровья ребенка. Отцы демонстрируют хорошее знание способов заботы о физическом здоровье (двигательная активность, отдых, правильное питание, обращение к врачу, отказ от вредных привычек, регулярное наблюдение за своим здоровьем) в отличие от знания факторов психологического и социального благополучия (управление эмоциями, уважительное отношение к людям, духовная жизнь, положительное отношение к себе). Матери проявляют большую компетентность как в вопросах сохранения физического, так и психологического и социального благополучия. Выявлены значимые различия между отцами (ниже показатели) и матерями (выше показатели) на уровне p<0,01 по позициям: питание, управление эмоциями, режим дня; на уровне p<0,05 по позиции уважительное отношение к людям. В заботе о здоровье своего ребенка родители ведущими считают следующие факторы: правильное питание, двигательная активность, соблюдение режима дня, отдых, уважительное отношение к людям, регулярное наблюдение за здоровьем ребенка. Характеризуя специфику заботы о здоровье своего ребенка, родители помимо традиционных способов заботы отмечают важность таких факторов, как обучение ребенка самого заботиться о своем здоровье и личный пример родителя.

При изучении эмоционально-волевого и деятельностного компонента матери показывают более высокий результат, по сравнению с отцами, по позициям: рациональное питание, закаливание, отказ от употребления психоактивных веществ, соблюдение режима дня, соблюдение личной гигиены, уважительное отношение к людям, своевременное обращение к врачу, полноценная духовная жизнь, т.е. степень соответствия действий и поступков требованиям здорового образа жизни у матерей выше, чем у отцов.

Ценность здоровья ребенка декларируется как значимая родителями, однако, по данным MUST-теста не является преимущественной как среди отцов, так и среди матерей. Между когнитивным и ценностным компонентами отношения к здоровью выявлена более тесная связь у матерей, чем у отцов. У отцов ценность (здоровье) связана на уровне значимости p<0,5 со способами заботы о здоровье своего ребенка (уважительное отношение к людям, отказ от вредных привычек) и со способами заботы о своем здоровье (питание, материальный вклад). Ценность здоровья у матерей младших школьников связана на уровне значимости p<0,5 со способами заботы о здоровье своего ребенка: научить ребенка самого заботиться о себе, соблюдение режима, правил гигиены, двигательная активность, личный пример, духовная жизнь, материальный вклад и со способами заботы о своем здоровье: питание, уважительное отношение к людям, духовная жизнь, отказ от вредных привычек.

Уровень сформированности когнитивного компонента отношения к здоровью выше у матерей в сравнении с отцами. Особенности эмоционально-волевого, деятельностного и ценностного компонентов похожи по количественной представленности у отцов и матерей, но качественно выявлены различия. Корреляция компонентов у матерей: наличие взаимосвязи на уровне значимости p<0,01 между когнитивным и эмоционально-волевым, деятельностным компонентами, на уровне значимости p<0,001 между ценностным и когнитивным компонентами. Корреляция компонентов у отцов: наличие взаимосвязи на уровне значимости p<0,001 между когнитивным и ценностным компонентами, на уровне значимости p<0,01 между эмоционально-волевым, деятельностным и когнитивным компонентами.

Общая картина компонентов отношения к здоровья родителей младших школьников имеет дефициты и влияет на качество формировании здоровьесберегающей компетентности у младших школьников. Рискованное отношение к здоровье больше представлено у отцов (44%) в сравнении с матерями (36%).

Выводы. Важными социологическими характеристиками в оценке здоровьесберегающего потенциала семьи являются: состав семьи, социальный статус, уровень образования, уровень материального благосостояния членов семьи. В семьях существует ряд условий, мешающих воспитанию полноценной благополучной личности ребенка: низкое или очень высокое материальное положение семьи, неблагоприятные социально-гигиенические условия проживания, напряженный психологический климат, недостаток образования родителей, в т.ч. и в вопросах здоровья, воспитания ребенка. Оценка качества здоровья своего ребенка у родителей имеет необъективный характер, уровень компетентности родителей в сфере здоровья включает в большей степени представления о сохранении физического здоровью в отличие от психологического и социального; матери более информированы в сравнении с отцами. Матери младших школьников демонстрируют более высокий уровень сформированности эмоционально-волевого, деятельностного компонентов, чем у отцов. Выявлено противоречие между декларируемой ценностью здоровья и реальным местом ценности - здоровье в иерархии ценностей у родителей. Показатели всех компонентов свидетельствуют о том, что у многих родителей есть сложности в формировании самосохранительного отношения к здоровью, что влияет на формирование здоровьесберегающей компетентности у младших школьников.

Литература:

1. Авдеева, Н.Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.В. Авдеева, Ю.А. Кочетова // Психологическая наука в образовании. - 2008. - №4. - С. 35-47.

2. Камакина, О.Ю. Отношение к здоровью детей младшего школьного возраста и их родителей: автореферат дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05 / Камакина Ольга Юрьевна. - Ярославль, 2010. - 26 с.

3. Камакина, О.Ю. Психология здоровья младших школьников / О.Ю. Камакина. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. - 183 с.

4. Куфтяк, Е.В. Психическое здоровье дошкольников и школьников: эффект семейных факторов / Е.В. Куфтяк, Ю.А. Задорова // Медицинская психология в России. - 2019. - Т. 11. - №6(59). - С. 11.

5. Мишина, Г.А. Прошлое, настоящее и будущее детей с ограниченными возможностями здоровья в представлении их родителей / Г.А. Мишина, А.Д. Тарасова // Психологические исследования. - 2018. - Т. 11. - №60. - С. 9.

6. Позднякова, И.О. Родительская поддержка как фактор субъективного позитивного восприятия отношения к себе у обучающихся с ЗПР в условиях инклюзии / И.О. Позднякова, А.М. Беллуян // Общество: социология, психология, педагогика. - 2022. - №1 (93). - С. 123-128.

7. Савинова, С.В. Совместная деятельность педагогов и родителей как условие воспитания ценностного отношения к здоровью у младших школьников: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Савинова Светлана Владимировна. -Волгоград, 2012. - 28 с.

8. Тома, Ж.В. Здравосберегающая компетентность родителей в формировании основ здорового образа жизни детей младшего школьного возраста / Ж.В. Тома, О.Н. Опарина, С.Е. Лазарева // Современный ученый. - 2019. - №2. - С. 144-148.

9. Хатуева, М.М. Поддержка субъектных проявлений личности в системе детско-родительских отношений как условие развития психологического здоровья младших школьников / М.М. Хатуева, Н.М. Швалева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - №1. - С. 213-223.

10. Шамаева, Ю.В. Особенности детско-родительских отношений в современных семьях, воспитывающих младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / Ю.В. Шамаева // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2019. - №1(53). - С. 128-133.

Психология

УДК 316.6

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и

практической психологии и социальной работы Кольцова Ирина Владимировна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Долганина Вера Васильевна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К РИСКУ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. Работа посвящена проблемам развития устойчивости к риску у учащихся подросткового возраста в образовательной среде. В статье авторами рассмотрены ситуации склонности к риску, дана характеристика отрицательного и положительного риска. Также путем экспериментального исследования выявлена взаимосвязь между уровнем самооценки личности и доминирующими психическими состояниями подростков. Авторы описали комплекс психолого-педагогических условий развития устойчивости к риску у подростков в образовательной среде.

Ключевые слова: устойчивость к риску, учащиеся подросткового возраста, самооценка, тревожность, агрессия, ригидность, фрустрированность, экстремально-рискованное поведение, склонность к риску, образовательная среда.

Annotation. The work is devoted to the problems of developing resistance to risk in adolescent students in the educational environment. In the article, the authors considered the situations of risk appetite, gave a characteristic of negative and positive risk. Also, through an experimental study, the relationship between the level of self-esteem of the individual and the dominant mental states was revealed. Teens. The authors described a complex of psychological and pedagogical conditions for the development of risk resistance in adolescents in the educational environment.

Key words: risk tolerance, adolescent students, self-esteem, anxiety, aggression, rigidity, frustration, extreme risky behavior, risk appetite, educational environment.

Введение. В начале становления прикладной психологии (20-е годы 20 века) в центре внимания психологов выступает проблема психологического поведения людей в ситуации риска. Феномен риска имеет междисциплинарный характер, при этом изучается как психологами (О.С. Дейнека, А.А. Долныкова, А.Л. Журавлев, Т.В. Корнилова, М.А. Котик, Б.Ф. Ломов, В.А. Петровский, В.П. Позняков, и др.), так и специалистами, изучающими вопросы управления, социологии, экономики и финансов (А.П. Альгин, Ю.А. Зубок, и др.) [6]. Каждая из наук имеет свой предмет и направленность в исследовании риска, вырабатывая для этого собственные методы. С одной стороны, это позволяет выделить очень много различных аспектов изучения, в которых рассматривается риск, а с другой - создает очевидные трудности в выработке единой точки зрения на риск.

Сегодня подростковый возраст - один из самых сложных периодов в процессе взросления человека. Психологической особенностью подросткового периода являются биологически обусловленные реакции эмансипации, группирования со сверстниками и хобби-реакции, обуславливающие поисковый характер поведения, которое может быть как конструктивным, так и неконструктивным.

Под рискованным поведением понимают активность личности, направленную на экспериментирование подростков со своими возможностями, преобразуя при этом отношение к ценности собственной жизни. При этом под неконструктивным рискованным поведением подростков понимается определенный вид активности, направленный на разрушение объектов окружающего мира или же саморазрушение личности подростков, обуславливая отсутствие осознанного отношения к ценности собственной жизни. Общеизвестным является тот факт, что радикальные социальные изменения вызывают бурный рост негативных явлений в молодежной среде.

Попытки научного и практического разрешения проблемы устойчивости к риску в подростковом возрасте предпринимаются сегодня как учеными, так и практиками: развитие стрессоустойчивости подростков (И.В. Кольцова, В.В. Долганина [4]), особенности социально-психологической адаптации подростков, склонных к риску (М.И. Кошенова, М.Г. Сухорукова [5]), склонность к риску как устойчивое свойство личности (С.В. Быкова [1]) и др.

Однако ещё недостаточно изучены особенности устойчивости к риску у учащихся подросткового возраста, а также психолого-педагогические условия его развития.

Изложение основного материала статьи. В подростковом возрасте дети проходят кризисный этап, пересматривают жизненные ориентиры, ценности и идеалы, представления о себе, пытаются понять себя и свои возможности и способности. Часто бывает, что подростки не готовы к тому, какие события могут произойти в их жизни, они не могут нести ответственность за свои поступки и обеспечивать себя самостоятельно, а также делать другие важные вещи [9]. Невысокий уровень подготовленности к жизни в обществе подростков приводит к тому, что они попадают под влияние различных рисков, которые сами преодолеть не готовы. Социальные риски подростка связаны с проблемами в обществе, в котором ребенок встречается с людьми и должен поставить себя на ту или иную позицию. Подростку сложно справиться с таким натиском эмоций и чувств, когда ему постоянно необходимо обрабатывать столько информации. На современное поколение очень активно влияют средства массовой информации и интернет, который также может увлечь ребенка и отрицательно повлиять на развивающуюся личность. [9].

Проблемам в процессе социализации, а также появлению социальных рисков, могут быть подвержены почти все подростки, независимо от социального положения их семьи и индивидуальных особенностей. Зачастую, если у подростка есть проблемы с социализацией, это выражается в его отклоняющемся от нормы поведении. Таким поведением может быть: употребление алкогольных напитков или наркотических веществ, асоциальное поведение [9].

При проведении исследования мы ставили цель: разработать и апробировать программу реализации психолого-педагогических условий развития устойчивости к риску у учащихся подросткового возраста в образовательной среде. Экспериментальную выборку составили 60 учащихся в возрасте 13-14 лет.

Результаты, полученные на основе опросника «Исследование склонности к риску» (авт. А.Г. Шмелев), свидетельствуют о том, что у большей доли испытуемых (70% контрольной группы; 66,6% экспериментальной группы)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.