Научная статья на тему 'СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
212
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ / СПОРТСМЕНЫ-ФЕХТОВАЛЬЩИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дроздова Наталья Владимировна

Статья посвящена рассмотрению проблемы стрессоустойчивости в спортивных соревнованиях фехтовальщиков-подростков. Освящена актуальность проблемы поиска особенностей переживания стрессоустойчивости спортсменов-фехтовальщиков подросткового возраста. Обозначены психологические особенности фехтования как вида спорта. Проанализированы феноменология, закономерности и механизмы функционирования психики спортсмена в экстремальных условиях. Определены структурные компоненты стрессоустойчивости: волевые качества, параметры саморегуляции, мотивация стремления к успеху, ситуационная тревожность. Целью данной статьи является выявление структурно-содержательных особенностей стрессоустойчивости в соревновательном отрезке деятельности у подростков, занимающихся фехтованием. Обоснованы методики исследования особенностей стрессоустойчивости спорстменов-фехтовальщиков. Выделены подростки успешно и неуспешно осуществляющие соревновательную деятельность. Охарактеризованы особенности соревновательной деятельности и ее особенностей подростков успешно и неуспешно осуществляющих соревновательную деятельность. Описаны структурные компоненты стрессоустойчивости фехтовальщиков-подростков. Представлены профили стрессоустойчивости успешных и неуспешных спорстменов-фехтовальщиков. Проведен сравнительный анализ и выявлены различия в структурных компонентах стрессоустойчивости успешных и неуспешных спортсменов-фехтовальщиков. Выделены содержательные особенности стрессоустойчивости успешных и неуспешных спорстменов-фехтовальщиков. Представлено описание связей структурных компонентов стрессустойчивости. Описаны особенности связи структурных компонентов успешных и неуспешных спорстменов-фехтовальщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дроздова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND CONTENT FEATURES OF STRESS RESISTANCE OF TEENAGE FENCERS

The article is devoted to the problem of stress resistance in sports competitions of teenage fencers. The relevance of the problem of finding the features of experiencing stress resistance of teenage fencers is consecrated. Psychological features of fencing as a sport are indicated. The phenomenology, patterns and mechanisms of functioning of the athlete's psyche in extreme conditions are analyzed. The structural components of stress resistance are determined: volitional qualities, parameters of self-regulation, motivation of striving for success, situational anxiety. The purpose of this article is to identify the structural and content features of stress resistance in the competitive segment of activity in adolescents engaged in fencing. The methods of studying the features of stress resistance of sports fencers are substantiated. Teenagers who successfully and unsuccessfully carry out competitive activities are singled out. The features of competitive activity and its features of adolescents successfully and unsuccessfully carrying out competitive activities are characterized. The structural components of stress resistance of teenage fencers are described. The profiles of stress resistance of successful and unsuccessful sportsman-fencers are presented. A comparative analysis was carried out and differences in the structural components of stress resistance of successful and unsuccessful fencers were revealed. The substantial features of stress resistance of successful and unsuccessful sportsman-fencers are highlighted. A description of the relationships of structural components of stress resistance is presented. The features of the relationship between the structural components of successful and unsuccessful sportsman-fencers are described.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

Выводы. Таким образом, выделенные направления деятельности школьного психолога позволяют решать задачи формирования антиципационных способностей учителей начальных классов в контексте предупреждения деструктивных форм поведения младших школьников.

Превентивная работа представляет собой непрерывный процесс равноправного сотрудничества школьного психолога с учителем в решении предупреждения деструктивных форм поведения младших школьников. Работа по формированию антиципационных способностей учителя должна основываться на глубоких знаниях личностных, индивидуальных и социально-психологических особенностей обучающихся.

Литература:

1. Боровских, Т.А. Индивидуальные особенности учащихся и методы их диагностики и учета в учебном процессе / Т.А. Боровских // Наука и школа. - 2010. - № 5. - С. 56-57.

2. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В.М. Минияров. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 256 с.

Психология

УДК 158 п (07)

кандидат психологических наук, доцент Дроздова Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г.Оренбург)

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы стрессоустойчивости в спортивных соревнованиях фехтовальщиков-подростков. Освящена актуальность проблемы поиска особенностей переживания стрессоустойчивости спортсменов-фехтовальщиков подросткового возраста. Обозначены психологические особенности фехтования как вида спорта. Проанализированы феноменология, закономерности и механизмы функционирования психики спортсмена в экстремальных условиях. Определены структурные компоненты стрессоустойчивости: волевые качества, параметры саморегуляции, мотивация стремления к успеху, ситуационная тревожность. Целью данной статьи является выявление структурно-содержательных особенностей стрессоустойчивости в соревновательном отрезке деятельности у подростков, занимающихся фехтованием. Обоснованы методики исследования особенностей стрессоустойчивости спорстменов-фехтовальщиков. Выделены подростки успешно и неуспешно осуществляющие соревновательную деятельность. Охарактеризованы особенности соревновательной деятельности и ее особенностей подростков успешно и неуспешно осуществляющих соревновательную деятельность. Описаны структурные компоненты стрессоустойчивости фехтовальщиков-подростков. Представлены профили стрессоустойчивости успешных и неуспешных спорстменов-фехтовальщиков. Проведен сравнительный анализ и выявлены различия в структурных компонентах стрессоустойчивости успешных и неуспешных спортсменов-фехтовальщиков. Выделены содержательные особенности стрессоустойчивости успешных и неуспешных спорстменов-фехтовальщиков. Представлено описание связей структурных компонентов стрессустойчивости. Описаны особенности связи структурных компонентов успешных и неуспешных спорстменов-фехтовальщиков.

Ключевые слова: спортивная деятельность, стресс, стрессоустойчивость, компоненты стрессоустойчивости, спортсмены-фехтовальщики.

Annоtation. The article is devoted to the problem of stress resistance in sports competitions of teenage fencers. The relevance of the problem of finding the features of experiencing stress resistance of teenage fencers is consecrated. Psychological features of fencing as a sport are indicated. The phenomenology, patterns and mechanisms of functioning of the athlete's psyche in extreme conditions are analyzed. The structural components of stress resistance are determined: volitional qualities, parameters of self-regulation, motivation of striving for success, situational anxiety. The purpose of this article is to identify the structural and content features of stress resistance in the competitive segment of activity in adolescents engaged in fencing. The methods of studying the features of stress resistance of sports fencers are substantiated. Teenagers who successfully and unsuccessfully carry out competitive activities are singled out. The features of competitive activity and its features of adolescents successfully and unsuccessfully carrying out competitive activities are characterized. The structural components of stress resistance of teenage fencers are described. The profiles of stress resistance of successful and unsuccessful sportsman-fencers are presented. A comparative analysis was carried out and differences in the structural components of stress resistance of successful and unsuccessful fencers were revealed. The substantial features of stress resistance of successful and unsuccessful sportsman-fencers are highlighted. A description of the relationships of structural components of stress resistance is presented. The features of the relationship between the structural components of successful and unsuccessful sportsman-fencers are described.

Key words: sports activity, stress, stress resistance, components of stress resistance, athletes-fencers.

Введение. Спортивная деятельность является областью достижений человеческих возможностей, которая характеризуется высоким уровнем требований к психике и физиологии спортсменов. Необходимость систематической адаптации к регулярному повышению спортивных нагрузок, рост результатов и спортивного мастерства, высокая конкуренция в соревновательном отрезке времени характеризуют современный спорт. Для достижения целей соревновательной деятельности спортсменам приходится испытывать нагрузки, которые характеризуются высокой стрессогенностью, и преодолевать широкий спектр стресс-факторов как внутренней, так и внешней природы. Поэтому в науке сохраняется устойчивый интерес к свойствам личности, которые обеспечивают эффективное противодействие стрессорам в спорте: к предпосылкам и характеристикам стрессоустойчивости, ее особенностях в условиях выступлений спортсменов в соревнованиях.

Фехтование как и любой вид спорта имеет свои психологические особенности, складывающиеся из множества факторов. Соревновательный поединок между фехтовальщиками включает тщательный выбор, подготовку и применение тактических средств, адекватных конкретным ситуациям и индивидуальным манерам ведения боев. Однако при равной подготовке спортсменов и равных возможностях, психологических факторов, влияющих на спортивный результат, в фехтовании много. Одним из них, напрямую влияющих на исход борьбы, является специфика реагирования фехтовальщика на стрессоры различного характера, возникающие в соревновательной деятельности (специфика судейства, особенности действий противника, наличие или отсутствие зрителей и т.п.). В результате действия стрессоров спортсмен может сбиваться на эмоциональное переживание возникающей ситуации и, как следствие, принимать неадекватные тактические

решения, ведущие к поражению. Следовательно, стрессоустойчивость представляется значимой характеристикой в спортивных соревнованиях фехтовальщиков. Однако дефицит научных данных о характеристиках стрессоустойчивости фехтовальщиков в соревновательном отрезке деятельности затрудняет ее целенаправленное формирование в процессе подготовки к соревнованиям, тренировок.

К настоящему времени в психологии достаточно хорошо изучены феноменология, закономерности и механизмы функционирования психики спортсмена в экстремальных условиях (Л.Д. Гиссен [2] , Б.А. Вяткин [1], Дж.Б. Кретти [3], В.Ф. Сопов [4], Р.М. Шагиев [5] и др.), но до сих пор недостаточно разработана теория стрессоустойчивости. Рассматривая спортивную деятельность как разновидность труда, осуществляемую для достижения максимального спортивного результата, исследователи учитывают тот факт, что стресс-факторы деятельности являются неотъемлемым компонентом ее структуры, ограничивающие эффективное функционирование всех систем организма и психики (Б.А. Вяткин [1], Л.Д. Гиссен [2], В.Ф. Сопов [4]). Сохранение актуальности проблемы стрессоустойчивости спортсменов, влияние стресс-факторов на их достижения свидетельствуют о ее нерешенности. Исследования показали, что проблема стрессоустойчивости спортсменов понимается различными исследователями по-разному ввиду отсутствия единой теории стресса и не может сводиться только к эмоциональной устойчивости (Р.М. Шагиев [5] и др.). Г.Б. Шустиков, Ю.С. Молчан, Е.А. Нечаева отмечают, что фехтование как вид спорта отличается повышенными стрессовыми нагрузками, особенно в соревновательном отрезке деятельности, однако открытым остается вопрос об особенностях стрессоустойчивости спортсменов-фехтовальщиков [6].

Таким образом, наше исследование будет направлено на выявление структурно-содержательных особенностей стрессоустойчивости в соревновательном отрезке деятельности у подростков, занимающихся фехтованием.

Для достижения цели исследования нами были выбраны следующие методики: «Волевые качества личности» М.В. Чумакова, «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, «Мотивация стремления к успеху» Т. Элерса, Шкала ситуативной тревожности Ч. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина.

Изложение основного материала статьи. Для проведения сравнительного анализа перед нами стояла задача выделения групп успешных и неуспешных в соревновательной деятельности подростков-фехтовальщиков. Для этого нами оценивались результаты соревнования подростков за последние полгода. К успешным были оценены подростки, соревновательные достижения которых проявлялись в победе в соревнованиях (1, 2, 3 места), а также в повышении собственных достижений (улучшении соревновательных показателей от соревнования к соревнованию). К неуспешным были отнесены подростки-фехтовальщики, не имеющие побед в соревнованиях и не показывающих стабильное повышение собственных достижений. В результате такого анализа нами были выделены две группы подростков-фехтовальщиков: подростки-фехтовальщики, успешно осуществляющие соревновательную деятельность - 3б человек; подростки-фехтовальщики, неуспешно осуществляющие соревновательную деятельность - 44 человека. В данных группах нами анализировались показатели стрессоустойчивости спортсменов.

Сравнительный анализ начнем с рассмотрения показателей развития волевых качеств у подростков-фехтовальщиков, успешно и неуспешно осуществляющих соревновательную деятельность (табл. 1).

По данным таблицы 1 можно видеть, что по отдельным показателям волевых качеств и общему уровню развития волевых качеств у успешных в соревновательной деятельности подростков-фехтовальщиков чаще встречаются высокие результаты, в сравнении с неуспешными в соревнованиях сверстниками. При этом также можно видеть, что в обеих группах наиболее часто встречающимися являются средние показатели, однако низкие показатели значительно чаще выявляются в группе неуспешных в соревновательной деятельности подростков-фехтовальщиков.

Таблица 1

Показатели развития волевых качеств у подростков-фехтовальщиков, успешно и неуспешно осуществляющих

соревновательную деятельность

Волевые качества Успешные Неуспешные

Выс. Сред. Низк. Выс. Сред. Низк.

Ответственность 38,9% 47,2% 13,9% 18,2% 59,1% 22,7%

Инициативность 41,7% 58,3% 0% 15,9% 61,4% 22,7%

Решительность 41,7% 55,6% 2,7% 13,6% 70,5% 15,9%

Самостоятельность 27,8% 44,4% 27,8% 15,9% 52,3% 31,8%

Выдержка 27,8% 55,6% 16,7% 13,6% 52,3% 34,1%

Настойчивость 33,3% 55,6% 11,1% 22,7% 45,5% 31,8%

Энергичность 27,8% 66,7% 5,5% 15,9% 72,7% 11,4%

Внимательность 33,3% 47,2% 19,4% 27,3% 40,9% 31,8%

Целеустремленность 30,6% 58,3% 11,1% 18,2% 52,3% 29,5%

Общий уровень развития волевых качеств 33,3% 55,6% 11,1% 20,5% 52,3% 27,3%

Так, в группе успешных в соревнованиях подростков выявляются преимущественно средние и высокие показатели развития волевых качеств, а в группе неуспешных - средние и низкие. Такие результаты означают, что успешные в соревновательной деятельности подростки-фехтовальщики более склонны проявлять волевой контроль в эмоционально значимых, сложных ситуациях соревновательной деятельности, более эффективно преодолевая стрессовые нагрузки. И, напротив, неуспешные в соревновательной деятельности подростки-фехтовальщики чаще испытывают трудности волевого контроля в ситуации соревновательного стресса. Такое распределение результатов может быть связано с тем, что успешные в соревновательной деятельности подростки в ситуации соревновательного стресса чувствуют больше уверенности, а также получают больше поддержки своих достижений.

Показатели саморегуляции поведения как компонента стрессоустойчивости спортсменов в двух группах подростков-фехтовальщиков распределились следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Показатели развития параметров саморегуляции у подростков-фехтовальщиков, успешно и неуспешно осуществляющих соревновательную деятельность

Параметры саморегуляции Успешные Неуспешные

Выс. Сред. Низк. Выс. Сред. Низк.

Планирование 33,3% 55,6% 11,1% 31,8% 40,9% 27,3%

Моделирование 33,3% 52,8% 13,9% 27,3% 43,2% 29,5%

Программирование 27,8% 55,6% 16,7% 27,3% 56,8% 15,9%

Оценивание результатов 36,1% 58,3% 5,5% 25% 68,2% 6,8%

Гибкость 33,3% 50% 16,7% 18,2% 63,6% 18,2%

Самостоятельность 30,6% 55,6% 13,9% 20,5% 45,5% 34,1%

Общий уровень саморегуляции поведения 33,3% 50% 16,7% 18,2% 50% 31,8%

По показателям развития параметров саморегуляции у подростков-фехтовальщиков, успешно и неуспешно осуществляющих соревновательную деятельность, можно видеть распределение результатов, схожее с показателями по волевым качествам. В группе успешных в соревновательной деятельности подростков-фехтовальщиков можно видеть большее количество высоких показателей по всем параметрам саморегуляции, в сравнении с группой неуспешных в соревнованиях сверстников. При этом количество низких показателей саморегуляции, напротив, выше у неуспешных в соревнованиях подростков-фехтовальщиков. Так, более высокие показатели саморегуляции у успешных в соревновательной деятельности подростков-фехтовальщиков могут способствовать преодолению соревновательного стресса, концентрации на поставленных целях и способах их достижения. У неуспешных в соревновательной деятельности подростков-фехтовальщиков в ситуации соревновательного стресса более низкие показатели саморегуляции поведения могут приводить к нарушению деятельности, невозможности достигать поставленных целей.

Показатели мотивации стремления к успеху в двух группах подростков распределились следующим образом (табл. 3).

Таблица 3

Показатели мотивации стремления к успеху у подростков-фехтовальщиков, успешно и неуспешно осуществляющих соревновательную деятельность

Группы подростков Уровень мотивации

Выс. Сред. Низк.

Успешные 50% 38,9% 11,1%

Неуспешные 56,8% 34,1% 9,1%

По данным таблицы 3 можно видеть, что у большинства подростков-фехтовальщиков обеих групп выявляется высокий уровень мотивации стремления к успеху (чаще - у неуспешных в соревновательной деятельности подростков-фехтовальщиков). В ситуации соревновательного стресса такой уровень может выступать как фактор мобилизации личности для достижения поставленной цели или же как фактор усиления стрессовых переживаний. Также значительное число испытуемых имеет оптимальный средний уровень мотивации стремления к успеху, а низкие показатели встречаются реже всего. Сходное распределение уровневых показателей мотивации стремления к успеху в обеих группах может объясняться тем, чтовсе подростки увлечены фехтованием и достижение успеха для большинства из них является значимым.

Также сравним и показатели ситуативной тревожности в соревновательной деятельности у подростков-фехтовальщиков, успешно и неуспешно осуществляющих соревновательную деятельность (табл. 4).

Таблица 4

Показатели ситуативной тревожности у подростков-фехтовальщиков, успешно и неуспешно осуществляющих

соревновательную деятельность

Группы подростков Уровень ситуативной тревожности

Выс. Сред. Низк.

Успешные 22,2% 55,6% 22,2%

Неуспешные 59,1% 36.4% 4.5%

По данным таблицы 4 можно видеть, что высокий уровень ситуативной тревожности в соревновательной деятельности значительно чаще встречается у неуспешных в данной деятельности подростков-фехтовальщиков, тогда как в группе успешных в соревнованиях подростков преобладающим является средний уровень. Переживание ситуативной тревожности в соревновательной деятельности на высоком уровне может негативно отразиться на результатах соревнования и мешает преодолению соревновательного стресса, тогда как средний уровень ситуативной тревожности чаще всего может переживаться как состояние возбуждения, предстартового напряжения и выступать мобилизующим фактором.

Также на основании данных стандартизации в шкалу стэнов нами был построен сравнительный профиль стрессоустойчивости подростков-фехтовальщиков, успешно и неуспешно осуществляющих соревновательную деятельность (рис. 1).

Рисунок 1. Сравнительный профиль стрессоустойчивости подростков-фехтовальщиков, успешно и неуспешно

осуществляющих соревновательную деятельность

По данным сравнительного профиля, представленным на рисунке 1, можно видеть, что по большинству саморегуляционных и волевых параметров неуспешные в соревновательной деятельности подростки-фехтовальщики, в сравнении с успешными в соревнованиях сверстниками, показывают более низкие результаты, при этом отмечается гораздо более высокая ситуативная тревожность при высокой мотивации стремления к успеху. Так, полученные результаты в двух группах свидетельствуют о том, что содержательно стрессоустойчивость успешных в соревновательной деятельности подростков-фехтовальщиков чаще характеризуется выраженными способностями к волевому контролю и саморегуляции поведения в ситуациях соревновательного стресса при высокой мотивации стремления к успеху и преимущественно средней ситуативной тревожности в соревновательной деятельности.

У неуспешных в соревновательной деятельности подростков-фехтовальщиков содержательно стрессоустойчивость чаще характеризуется несформированностью способности к волевому контролю и саморегуляции поведения в ситуациях соревновательного стресса при высокой мотивации стремления к успеху и преимущественно высокой ситуативной тревожности в соревновательной деятельности.

Далее обнаруженные различия в показателях стрессоустойчивости подростков-фехтовальщиков двух групп мы проверили с помощью расчетов непараметрического критерия различий и-Манна-Уитни.

В результате анализа мы выделили, что по большинству волевых качеств (ответственность, инициативность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, внимательность, общий уровень развития волевых качеств) и параметров саморегуляции поведения (планирование, оценивание результатов, общий уровень саморегуляции) у успешных в соревновательной деятельности подростков-фехтовальщиков выявляются более высокие показатели (с достоверностью 0,05 и 0,01). При этом уровень ситуативной тревожности в соревновательной деятельности является значительно более высоким у подростков-фехтовальщиков, не успешных в соревновательной деятельности (с достоверностью 0,01), а мотивация стремления к успеху не имеет статистически значимых различий в двух группах.

Далее нами рассматривались особенности структуры стрессоустойчивости подростков-фехтовальщиков, успешно и неуспешно осуществляющих соревновательную деятельность, на основании результатов корреляционного анализа по г-критерию ранговой корреляции Спирмена.

Структура стрессоустойчивости подростков-фехтовальщиков, успешно осуществляющих соревновательную деятельность, характеризуется взаимосвязанностью всех компонентов и обладает следующими особенностями:

- саморегуляция поведения положительно на высоком уровне значимости 0,01 коррелирует с волевыми качествами, что указывает на такой характер взаимосвязей, при котором при повышении уровня развития саморегуляции поведения показатели развития волевых качеств также будут повышаться;

- уровень мотивации достижения успеха на уровне статистически значимой тенденции 0,05 коррелирует с уровнем ситуативной тревожности, что указывает на такой характер взаимосвязей, при котором высокая мотивация к успеху способствует повышению ситуативной тревожности;

- уровень мотивации достижения успеха и уровень ситуативной тревожности положительно на высоком уровне значимости 0,01 коррелируют с показателями саморегуляции поведения и на уровне статистически значимой тенденции 0,05 с показателями волевых качеств, что указывает на такой характер взаимосвязей, при котором ситуативная тревожность и мотивация достижения успеха могут способствовать усилению волевых и саморегуляционных проявлений в ситуации соревновательного стресса.

Для группы подростков-фехтовальщиков, неуспешно осуществляющих соревновательную деятельность, характеризуется взаимосвязанностью всех компонентов только на уровне статистически значимой тенденции 0,05 и обладает следующими особенностями: ситуативная тревожность и мотивация достижения успеха отрицательно коррелируют с волевыми качествами и саморегуляцией поведения, что указывает на такой характер взаимосвязей, при котором высокие показатели ситуативной тревожности и мотивации достижения успеха могут нарушать проявление волевых качеств и саморегуляции поведения.

Выводы. Таким образом, проведенный сравнительный анализ позволяет сделать следующие выводы:

1) структурно-содержательно стрессоустойчивость успешных в соревновательной деятельности подростков-фехтовальщиков может быть охарактеризована как достаточно эффективная, т.к. характеризуется выраженными способностями к волевому контролю и саморегуляции поведения в ситуациях соревновательного стресса при высокой мотивации стремления к успеху и преимущественно средней ситуативной тревожности в соревновательной деятельности (с достоверностью 0,05 и 0,01 по U-Манна-Уитни). При этом ситуативная тревожность и мотивация достижения успеха могут способствовать усилению волевых и саморегуляционных проявлений в ситуации соревновательного стресса (с достоверностью 0,05 и 0,01 по r-Спирмена);

2) структурно-содержательно стрессоустойчивость неуспешных в соревновательной деятельности подростков-фехтовальщиков может быть охарактеризована как недостаточно эффективная, т.к. характеризуется несформированностью способности к волевому контролю и саморегуляции поведения в ситуациях соревновательного стресса при высокой мотивации стремления к успеху и преимущественно высокой ситуативной тревожности в соревновательной деятельности (с достоверностью 0,05 и 0,01 по U-Манна-Уитни). При этом высокие показатели ситуативной тревожности и мотивации достижения успеха могут нарушать проявление волевых качеств и саморегуляции поведенияв ситуации соревновательного стресса (с достоверностью 0,05 по r-Спирмена).

Литература:

1. Вяткин, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткин. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 112 с.

2. Гиссен, Л.Д. Психология и психогигиена в спорте (из опыта работы в командах по академической гребле) / Л.Д. Гиссен. - М.: Советский спорт, 2010. - 158 с.

3. Кретти, Б.Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Кретти; пер. Ю.Л. Ханина. - М.: ФиС, 1998. - 312 с.

4. Сопов, В.Ф. Психические состояния спортивной деятельности как функциональные образования и их классификация / В.Ф. Сопов // Вестник спортивной науки. - 2004. - №2. - С. 47-52

5. Шагиев, Р.М. Структурно-функциональные характеристики стрессоустойчивости в спортивной деятельности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Шагиев Ренат Мирсаитович. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - 27 с.

6. Шустиков, Г.Б. Особенности формирования помехоустойчивости фехтовальщиков высшей квалификации к необъективному судейству / Г.Б. Шустиков, Ю.С. Молчан, Е.А. Нечаева // Ученые записки университета Лесгафта. - 2009. -№10. - С. 113-118

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Камакина Ольга Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлен опыт исследования отношения к здоровью родителей младших школьников. Проанализированы социологические характеристики семей, влияющие на качество физического, психологического и социального благополучия детей младшего школьного возраста. Описана специфика когнитивного, эмоционально-волевого, деятельностного, ценностного компонента отношения к здоровью родителей. Выявлены общие и характерные особенности отношения к здоровью матерей и отцов, а также взаимосвязи между компонентами. Определены дефициты отношения к здоровью родителей, влияющие на формирование здоровьесберегающей компетентности обучающихся.

Ключевые слова: здоровье, младший школьник, родители, отношение к здоровью.

Annotation. The article presents the experience of studying the attitude to the health of parents of younger schoolchildren. The sociological characteristics of families that affect the quality of the physical, psychological and social well-being of children of primary school age are analyzed. The specifics of the cognitive, emotional-volitional, activity, value component of the attitude to the health of parents are described. The general and characteristic features of the attitude to the health of mothers and fathers, as well as the relationship between the components, were revealed. Deficiencies in attitudes towards the health of parents that affect the formation of health-saving competence of students are determined.

Key words: health, junior schoolchild, parents, attitude to health.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Важность изучения специфики отношения к здоровью родителей школьников связана с необходимостью понимания влияния семьи как института социализации на формирование отношения к здоровью у детей. Важность сохранения и укрепления здоровья обучающихся обусловлена негативными тенденциями в ухудшении физического, психологического и социального благополучия детского населения Российской Федерации, увеличивается доля школьников в образовательных организациях с сочетанными диагнозами, нервно-психическими заболеваниями, нарушениями интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой сфер личности, проявлениями деструктивного поведения и т.д. В современной ситуации образования возрастает роль родителей как активных участников образовательного процесса, особенно в ситуации инклюзивного, дистанционного и смешанного обучения. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, в Законе «Об образовании» здоровье школьников характеризуется как одна из ведущих ценностей, формирование которой зависит как от системы образования, так и от семьи - основных социальных институтов.

Изложение основного материала статьи. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования самосохранительного отношения к здоровью. Формирование полноценной здоровьесберегающей компетентности у детей младшего школьного возраста возможно при высоком уровне данной компетентности у их родителей[3]. Родители начальной школы характеризуются высокой степенью воспитательной активности и потребности во взаимодействии со школой, что создает благоприятные условия для взаимодействия с образовательной организацией, организации профилактической, просветительской, коррекционно-развивающей работы в интересах обучающихся [8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.