Научная статья на тему 'Роль риторического канона в журналистском дискурсе и дискурсе PR'

Роль риторического канона в журналистском дискурсе и дискурсе PR Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
253
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН / ДИСКУРС ЖУРНАЛИСТИКИ И ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ / RHETORICAL CANON / JOURNALISM DISCOURSE AND PUBLIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Изотов В.П.

Риторический канон является основой журналистского творчества. Это положение в определённой степени выпало из поля зрения теоретической журналистики. В статье анализируется использование элементов риторического канона в современной журналистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE RHETORICAL CANON IN THE JOURNALISTIC DISCOURSE AND DISCOURSE PR

The rhetorical canon is a basis ofjournalistic creativity. This situation to some extent dropped out from a field of vision of theoretical journalism. In article use of elements of a rhetorical canon in modern journalism is analyze.

Текст научной работы на тему «Роль риторического канона в журналистском дискурсе и дискурсе PR»

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (81), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 81. 2018

УДК 81'1, 316.77

UDC 81'1, 316.77

ИЗОТОВ В.П.

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики и связей с общественностью, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: vpizotov@yandex.ru

IZOTOV V.P.

Doctor of Philology, professor, head of the department of journalism and public relations of regional public institution

of Orel State University E-mail: vpizotov@yandex.ru

РОЛЬ РИТОРИЧЕСКОГО КАНОНА В ЖУРНАЛИСТСКОМ ДИСКУРСЕ И ДИСКУРСЕ PR THE ROLE OF THE RHETORICAL CANON IN THE JOURNALISTIC DISCOURSE AND DISCOURSE PR

Риторический канон является основой журналистского творчества. Это положение в определённой степени выпало из поля зрения теоретической журналистики. В статье анализируется использование элементов риторического канона в современной журналистике.

Ключевые слова: Риторический канон, дискурс журналистики и паблик рилейшнз.

The rhetorical canon is a basis ofjournalistic creativity. This situation to some extent dropped out from a field of vision of theoretical journalism. In article use of elements of a rhetorical canon in modern journalism is analyze.

Keywords: Rhetorical canon, journalism discourse and public relations.

В советские годы риторика находилась вне поля изучения и образования. Интерес к риторике как науке и учебному предмету в нашей стране возобновился в 8090-е годы ХХ века. На границе веков и тысячелетий появились работы, в которых журналистское творчество, журналистская деятельность рассматривались через призму риторики. Речь идёт о статьях и книгах М.Н. Пряхина [4], З.С. Смелковой и соавторов [5], И.В. Анненковой [1] и других. В этом ряду можно упомянуть и работу [2] - первое и долгое время единственное обращение к данной проблематике в орловском научном дискурсе. В дальнейшем журналистский интерес к риторике заметно снизился. Что касается риторического аспекта связей с общественностью, то здесь можно сказать следующее: риторика входила в учебные планы специальности, а вот теоретическое осмысление этой проблемы заметно отстаёт, и монографическое её осмысление представлено, например, в работе [3] - одной из немногих в этом ряду.

Как известно, риторический канон в классическом включает 5 этапов: инвенцию (изобретение содержание), диспозицию (расположение материала), элокуцию (словесное оформление), меморию (запоминание) и акцию (произнесение). Все эти этапы актуальны для журналистов говорящих, для пишущих же два последних этапа менее релевантны. Применительно же к связям с общественностью важность этапов риторического канона зависит от жанров РЯ-текстов и от вида работы специалиста по связям с общественностью. В общем виде можно сказать, что для копирайтера значимее первые три этапа, для спичрайтера на первый план выходят мемория и акция, при этом последняя оказывается ключевой составляющей.

Понятно, что ни один текст в принципе не может быть выстроен вне риторического канона, но зачастую ни журналисты, ни пиарщики не представляют, какими элемен-

тами и приёмами риторического канона они пользуются в своей практической деятельности. Поэтому и действующих, и будущих специалистов следует обучать основным принципам его использования, демонстрируя им своего рода технологию обнажения приёма.

И здесь можно говорить о двух аспектах.

Первый: рассмотрение журналистских и пиаровских материалов через призму риторического канона, т.е. отыскивание в них конкретных проявлений или отражений элементов каждого из этапов.

Вот некоторые примеры из орловской прессы: «Мы прекрасно помним десанты наших хоккеистов, которые внезапно объявляли себя диссидентами и уходили играть в НХЛ, а потом вдруг оказывались востребованы здесь. Им поручали целые клубы, несмотря на то, что они вообще-то покрыли страну позором и предали не просто дело партии или советского народа, но и Центральный спортивный клуб армии (ЦСКА)» («Красная строка»; в данном случае использован приём умолчания - апосиопеза, когда не называют того, что известно и так. В то же время можно считать, что здесь реализуется элокутивная тактика намёк); «У нее своя интерпретация Библии, твердая уверенность в том, что в вареной морковке больше витаминов, чем в сырой (что, кстати, доказано учеными), и святая вера в диетические свойства сала» («Орловский меридиан»; здесь использован силлепсис (нарочито алогичное перечисление объектов) - одна из фигур нарочитого алогизма, служащая созданию парадоксальности ситуации; реализуется смысловая модель «свидетельство»).

Второй, который можно считать в определённой степени креативным: рассмотрение того, как создавался тот или иной журналистский или РЯ-текст. Следует признать, что материалов такого рода не очень много, поэтому уже в практике преподавания нужно акцентировать на этом вни-

© Изотов В.П. © Izotov V.P.

10.00.00 - ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 10.00.00 - PHILOLOGICAL SCIENCES

мание, а также привлекать практикующих журналистов и Риторический канон является определяющим в дис-

специалистов по связям с общественностью, которые мо- курсе журналистики и паблик рилейшнз, как, впрочем, и в гут поделиться своим соответствующим опытом. любых видах дискурса.

Библиографический список

1. Анненкова И.В. Риторика для журналистов. Историко-культурный, теоретический и практический аспекты: Учебное пособие с приложениями М., 2005. 161 с.

2. Изотов В.П. Методические рекомендации по курсу «Речевое воздействие» (для студентов 2 курса отделения журналистики). Орёл. 2002. 21 с.

3. Изотов В.П., Изотов В.В. Риторика и связи с общественностью. Орёл, 2010. 59 с.

4. Пряхин М.Н. О стратегии журналистского образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Литературоведение. Журналистика». 1996, № 1. С.103-110.

5. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В, СавоваМ.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. Учебное пособие. М., 2003. 218 с.

References

1. AnnenkovaI.V. Rhetoric for journalists. Historical and cultural, theoretical and practical aspects: The manual with appendices M., 2005. 161 pg.

2. Izotov V.P. Methodical recommendations about the course "Speech Influence" (for students 2 courses of office of journalism). Orel. 2002. 21 pg.

3. Izotov V.P., Izotov V.V. Rhetorica and public relations. Orel. 2010. 59 pg.

4. Pryakhin M.N. About the strategy of journalistic formation//Messenger of Peoples' Friendship University of Russia. Series "Literary criticism. Journalism". 1996, No. 1. Pg 103-110.

5. Smelkova Z.S., Assuirova L.V., Savova M. R., Salnikova O.A. Rhetorical fundamentals of journalism. Work on newspaper genres. Manual. M, 2003. 218 pg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.