Научная статья на тему 'Роль ритмики в эстетическом воспита-нии умственно отсталых младших школьников'

Роль ритмики в эстетическом воспита-нии умственно отсталых младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MUSICAL-RHYTHMIC ACTIVITY / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. / AESTHETIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондакова Ольга Геннадьевна

В статье рассмотрено значение занятий музыкально-ритмической дея-тельностью в эстетическом развитии умственно отсталых младших школьников и определены современные подходы к реализации данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондакова Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the value of lessons musical rhythmic activity in the aesthetic development of mentally retarded younger students and defined the modern approaches to the implementation of the process.

Текст научной работы на тему «Роль ритмики в эстетическом воспита-нии умственно отсталых младших школьников»

Роль ритмики в эстетическом воспитании умственно отсталых младших школьников

Проблема эстетического воспитания детей и юношества сегодня стоит крайне остро. Недооценка в социальной политике роли эстетического сознания, художественной культуры как факторов динамического развития общества; культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности классического искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицанию; усиление разрыва между массовой и классической культурой, приобретающей все более элитарный характер; второстепенная роль предметов культурно-эстетического цикла в общем образовании на всех ее ступенях, устойчивый подход к ним, как к остаточным и факультативным, - все это приводит к обеднению эмоционального мира детей и подростков, к эстетической безвкусице, нравственной глухоте, дегуманизации общества.

Данный спектр проблем еще более остро заметен в процессе воспитания умственно отсталых детей, нравственное и эстетическое развитие которых осложняется не только наличием специфических особенностей, обусловленных интеллектуальным нарушением, но и довольно часто неблагоприятной средой воспитания и развития как в семье, так и в школе. В настоящее время в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида эстетическое воспитание довольно часто выступает как второстепенное занятие развлекательно-досугового характера и практически вытеснено из учебного процесса (в базисном учебном плане школ VIII вида образовательная область «Искусство» занимает 6,2%). Ситуация еще более усугубляется слабой материально-технической базой и отсутствием квалифицированных кадров. В этой связи эстетическое воспитание умственно отсталых школьников представляется одной из актуальных проблем современной специальной педагогики.

Эстетическое воспитание в коррекционных школах VIII вида является не только одним из направлений воспитательной работы, но и неотъемлемой частью единого образовательного процесса. При создании благоприятных педагогических условий умственно отсталые дети способны существенно продвинуться в своем эстетическом развитии, у них формируется интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость по отношению к объектам художественной культуры, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное, многие воспитанники осваивают элементы художественного творчества, овладевают простейшими навыками и умениями создавать красивое (Т.Н. Головина, И.А. Грошенков, С.Н. Миловская).

Эстетическое воспитание умственно отсталых учащихся значительно осложняется из-за присущих данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер. Вследствие этого работа по эстетическому воспитанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет определенную специфику, обусловленную особенностями психофизического развития воспитанников, и требует специальной организации, предусматривающей более элементарный уровень содержания эстетического воспитания по сравнению с общеобразовательной школой; рациональное использование разнообразных форм, методов и средств эстетического обучения и воспитания, отвечающих возможностям учащихся; коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий.

В процессе эстетического воспитания умственно отсталых детей решаются прямые и косвенные задачи. К прямым задачам относят: развитие у умственно отсталого ребенка способности воспринимать эстетические явления в действительности и искусстве, формирование у него художественного вкуса, воспитание эстетического отношения к

произведениям искусства, к объектам действительности и их эстетической оценки. Умственно отсталый школьник должен научиться видеть прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, понимать, чувствовать и выражать свое отношение к этим явлениям в той или иной форме. В неразрывной связи с прямыми задачами решаются косвенные, реализуемые в процессе решения задач различных направлений воспитательного процесса (нравственного, физического, трудового, экологического и др.), основанные на привлечении внимания учащихся к различным произведениям искусства, отражающим представления о красоте и доброте.

Разнообразие задач содержания эстетического воспитания требует как варьирования методов, так и форм организации эстетического воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Эстетическое воспитание учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида осуществляется в процессе учебной и во внеучебной деятельности.

Система коррекционно-воспитательной работы предполагает эстетическое развитие ребенка в ходе преподавания различных учебных дисциплин на протяжении всего периода обучения. Ряд образовательных предметов из-за их специфики (изобразительное искусство, музыка и пение, ритмика, трудовое обучение, физическая культура) обладают большими возможностями для эстетического воспитания, остальные - меньшими. Однако очень важно, чтобы каждый учебный предмет был максимально использован в целях эстетического воспитания. При этом необходимо помнить, что органичное включение эстетических средств воздействия на умственно отсталых учащихся с присущим этим средствам красочностью, выразительностью, образностью, неизбежно затрагивающей чувства

ребенка, значительно повышают результативность усвоения учебного материала.

Особая роль в эстетическом воздействии на учащихся принадлежит урокам изобразительного искусства, музыки и пения, ритмики вследствие непосредственного введения умственно отсталого ребенка в определенную область творчества (живопись, музыка, танец) и формирования у него доступной художественной деятельности в рамках данного вида искусства. Однако нередко за реализацией программных требований теряется основная сущность данных учебных дисциплин как уроков искусства, их эстетическая и воспитывающая направленность. Несмотря на то что образовательные программы по изобразительному искусству, музыке и пению составлены так, что предполагают преодоление недостатков развития умственно отсталых детей, формирование элементарных умений и навыков по данным видам художественной деятельности (обучение элементарному рисованию, пению, игре на музыкальных инструментах) и формирование эмоционально-эстетического восприятия, основной своей задачи они, как правило, не решают. Формальное обучение рисованию, пению, музыкально-ритмическим движениям без формирования у умственно отсталых учащихся основных представлений о характерных особенностях определенного вида искусства, средствах его художественной выразительности, эстетического восприятия произведений изобразительного, музыкального, танцевального творчества делают невозможным решение задач эстетического воспитания и развития.

Наиболее неблагоприятная ситуация в образовательных учреждениях VIII вида сложилась на уроках ритмики, которая традиционно относится к специфическим коррекционным предметам, и не рассматривается в качестве предмета художественно-эстетического цикла несмотря на то, что является синкретическим

видом искусства, сочетающего музыку и танец. Существующая образовательная программа по ритмике для специальных (коррекционных) школ VIII вида не предполагает формирование эстетических представлений и понятий, художественных видов деятельности. За формированием двигательных умений и навыков, коррекции психомоторных нарушений умственно отсталых детей (что, несомненно, важно) нивелируется художественная и эстетическая ценность музыки и танца как видов искусства, не используются в полной мере их воспитательные и развивающие возможности.

Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе музыкально-ритмической деятельности формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного. Музыкально-ритмическая деятельность способствует развитию музыкальности, музыкально-эстетического сознания через возникновение способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении, формированию музыкально-культурного кругозора. Музыкально-ритмическая деятельность - яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Под влиянием музыкально-ритмической деятельности формируются и развиваются положительные качества личности умственно отсталого ребенка: дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, вежливому обращению друг с другом, учатся проявлять активность, инициативу, решительность, находчивость. Возможность через переживание эмоционального содержания музыкального произведения в движении выразить свое настроение позволит им в дальнейшем адекватно оценивать свое собственное поведение и налаживать контакты с другими людьми. Невозможно переоценить значение занятий

ритмикой для формирования культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движения.

К сожалению, до сих пор еще продолжают встречаться ошибки в преподавании ритмики. Они вызваны непониманием основной цели музыкально-ритмического воспитания, приоритетности музыкально-эстетического развития над двигательным. Ритмика, являясь синтетическим, интегративным видом деятельности, позволяет решать целый спектр разнообразных образовательных, воспитательных, развивающих и коррекционных задач, лежащих во многих плоскостях - от задач укрепления здоровья умственно отсталых учащихся, развития их психомоторики до задач формирования и развития у них творческих и созидательных способностей, коммуникативных умений и навыков и т.д. Однако основной системообразующей целью является развитие музыкальности, становление музыкально-эстетического сознания умственно отсталого ребенка через возникновение у него способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении, формирование музыкально-культурного кругозора личности.

Традиционно в большинстве случаев уроки ритмики похожи на уроки хореографии, на занятия художественной гимнастикой или аэробикой. Важно понимать, что урок ритмики - это не урок физкультуры под музыку, не фитнес, это не спортивное явление, а художественное. При таком подходе не только не реализуется основная цель уроков ритмики, но и ставится под сомнение основополагающий принцип музыкальной ритмики, заложенный еще Э.Ж. Далькрозом, об органичной связи движения и музыки, при котором музыка исполняет главную, ведущую роль, а не является фоном для движения. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движение же является своеобразным средством

выражения художественных образов. Ритмика - это умение слушать и «пропевать» музыку в движении.

Музыка, являясь богатейшим и действеннейшим средством эстетического воспитания, с древних времен, в большей или меньшей степени, использовалась во всех педагогических системах. Эффективность воспитательной роли музыки, а также направленность ее социального воздействия определяет общественную значимость музыкального искусства и его место в системе духовно-культурных ценностей. На философско-эстетическом уровне музыка рассматривается в контексте всей культуры и оказывает влияние на все сферы развития человека. В исполнительстве человек выражает свое отношение к окружающему, у него формируется взаимосвязь интеллектуального и эстетического. Музыка является не фоном или иллюстрацией деятельности, а источником познавательной активности.

На уроках ритмики необходима установка на глубокое восприятие музыки, умение ее пережить и прочувствовать, передавая свои ощущения так, как если бы она (музыка) была создана самим учеником. Только при соблюдении этого условия музыка надолго, а часто и навсегда остается в эмоциональной памяти ребенка, оказывая влияние на его мироощущение и поведение. При глубоком восприятии музыкального искусства через движение волшебный мир музыки полностью раскрывает свою высочайшую художественно-эстетическую ценность. Эта задача может быть решена только при организации систематической работы по восприятию музыки на уроках ритмики: предварительного прослушивания и подробного анализа музыкального произведения, предлагаемого для движения.

Музыкальный репертуар урока ритмики должен быть наполнен лучшими образцами разнообразных по характеру, содержанию, жанру и стилю музыкальных произведений народной, классической и современной музыки. Специально подобранные произведения

танцевального характера способствуют формированию музыкального вкуса, расширению кругозора, пополнению «музыкального багажа» умственно отсталого ребенка, обогащению его словарного запаса, получению доступных ему знаний о музыке как виде искусства. Музыкальные впечатления, полученные от движения под музыку на уроках ритмики (через подключение к музыкальной памяти - памяти мышечной), сохраняются на длительный период.

На уроках ритмики есть возможность познакомить умственно отсталых детей с танцем. Танцевальная музыка представляет значительную часть музыкального искусства прошлого и настоящего, поэтому умственно отсталых учащихся следует знакомить с танцевальной культурой разных стран и эпох. Умственно отсталые дети должны познакомиться в доступной форме с историко-бытовым, бальным, народным и современным танцем, получить элементарные сведения о танцевальном искусстве.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ритмика является не только эффективным средством коррекции и развития двигательной сферы умственно отсталых детей, но и одним из важнейших образовательных предметов, входящих в систему эстетического воспитания детей, позволяющих комплексно решать задачи музыкального и эстетического развития учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

О.Г. КОНДАКОВА аспирант МГГУ им. М.А. Шолохова*

Кондакова О.Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании умственно отсталых младших школьников. В статье рассмотрено значение занятий музыкально-ритмической деятельностью в эстетическом развитии умственно отсталых младших школьников и определены современные подходы к реализации данного процесса.

* Кондакова Ольга Геннадьевна, e-mail: olena7411@yandex.ru

Ключевые слова: музыкально-ритмическая деятельность, эстетическое воспитание.

Kondakova O.G. The role of rhythm in aesthetic education mentally retarded younger students. The article considers the value of lessons musical rhythmic activity in the aesthetic development of mentally retarded younger students and defined the modern approaches to the implementation of the process.

Key words: musical-rhythmic activity, aesthetic education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.