Научная статья на тему 'Роль республики Таджикистан во внешней политике Российской Федерации: важный стратегический партнер или источник проблем? (по материалам исследований ученых - представителей Петербургской научной школы)'

Роль республики Таджикистан во внешней политике Российской Федерации: важный стратегический партнер или источник проблем? (по материалам исследований ученых - представителей Петербургской научной школы) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
119
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ТАДЖИКИСТАН / ПОСТСОВЕТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПЕТЕРБУРГСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА / ИСТОРИОГРАФИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ДИПЛОМАТИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бурков В.Г.

В статье предлагается краткий анализ динамики развития российско-таджикского сотрудничества с момента обретения Таджикистаном национальной независимости до настоящего времени. Анализируются основные подходы к изучению соответствующего направления отечественной дипломатии у исследователей-международников, представляющих петербургскую научную школу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бурков В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль республики Таджикистан во внешней политике Российской Федерации: важный стратегический партнер или источник проблем? (по материалам исследований ученых - представителей Петербургской научной школы)»

РОЛЬ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВАЖНЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР ИЛИ ИСТОЧНИК ПРОБЛЕМ? (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧЕНЫХ - ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПЕТЕРБУРГСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ)

© Бурков В.Г.1

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

В статье предлагается краткий анализ динамики развития российско-таджикского сотрудничества с момента обретения Таджикистаном национальной независимости до настоящего времени. Анализируются основные подходы к изучению соответствующего направления отечественной дипломатии у исследователей-международников, представляющих петербургскую научную школу.

Ключевые слова: Центральная Азия, Российская Федерация, Таджикистан, постсоветские исследования, международные отношения, петербургская научная школа, историография, интеграция, внешняя политика, дипломатия.

В настоящее время, когда Россия, как никогда, нуждается в поддержке своих стратегических партнеров и союзников, неизбежно встает вопрос о том, как ей следует выстраивать отношения со своими ближайшими соседями - государствами, возникшими в 1991 г. в результате распада СССР. Одним из таких государств является Республика Таджикистан - небольшая по территории и численности населения страна, расположенная на юге Центральной Азии, в горах Памира.

С момента провозглашения независимости Таджикистана его экономика находится в весьма плачевном состоянии и требует постоянных финансовых вливаний со стороны государств-партнеров. На фоне высоких темпов роста численности населения это превращает Таджикистан в один из главных поставщиков избыточных трудовых ресурсов на внешние рынки, причем большинство граждан республики отправляются на заработки в Россию, зачастую делая это с нарушением норм российского законодательства.

Внутриполитическая ситуация в республике характеризуется высокой степенью взрывоопасности: в 1991-1997 гг. здесь шла гражданская война, известная как «межтаджикский конфликт» - самое масштабное на постсоветском пространстве межнациональное противостояние манифестного типа. После

1 Заведующий кафедрой Международных отношений на постсоветском пространстве, доктор исторических наук, профессор.

завершения гражданской войны руководство страны приняло комплекс мер к преодолению внутренней напряженности, однако чрезвычайно сложная клановая структура местного общества, активное сползание Таджикистана к авторитаризму и реставрация в республике традиционной политической культуры придает ее политической системе исключительную хрупкость.

Кроме того, Таджикистан исторически находится в натянутых отношениях с большинством своих соседей: Узбекистаном, претендующим на установление контроля над северной частью его территории; Киргизией, стремящейся оспорить у него право владения анклавом Ворух; Китаем, в прошлом также предъявлявшим ему территориальные претензии; Афганистаном, являющемся главным источником нестабильности и международной преступности в Центральной Азии.

В то же время, Таджикистан одним из первых объявил себя военно-политическим союзником России и на протяжение значительной части постсоветской истории выстраивал свою внутреннюю и внешнюю политику с учетом ее стратегических интересов.

В данной связи перед нами неизбежно встает вопрос, каким образом России следует воспринимать современный Таджикистан: как своего стратегического союзника, с которым ей необходимо поддерживать максимально тесные и доверительные отношения, или как источник постоянных проблем, связи с которым становятся для нее все более обременительными? Очевидно, что, лишь ответив на этот вопрос, Москва сможет более четко определиться с характером своего дальнейшего взаимодействия с Душанбе.

К сожалению, приходится констатировать, что большинство исследователей-международников, представляющих петербургскую научную школу, пока не выработали по данному сюжету какой-либо однозначной позиции.

Наиболее подробный анализ российско-таджикского сотрудничества приводится в научных работах К.Е. Мещерякова. Основное внимание он уделяет эволюции двусторонних отношений с момента их выхода на межгосударственный уровень до настоящего времени. Автор изучает нормативно-правовую базу российско-таджикских отношений, рассматривает вопросы участия России в межтаджикском урегулировании, определяет краткосрочные и среднесрочные тренды двусторонних отношений, выделяет препятствующие их развитию политические и экономические проблемы, исследует динамику изменения «русского вопроса» в Таджикистане [18, с. 348-438]. Мещеряков К.Е. приводит оригинальную периодизацию двустороннего сотрудничества, согласно которой в 1991-1997 гг. отношения между нашими странами, развиваясь на фоне гражданской войны в Таджикистане, приобрели подлинно союзнический и стратегический характер; в 1997-2005 гг. стороны занимались поиском новых принципов взаимодействия; с 2005 г. они безуспешно пытались внедрить данные принципы в свои отношения, в результате чего между ними стали стремительно нарастать противоре-

чия [19, с. 29-34]. Вместе с тем, исследователь отмечает, что даже на начальном этапе союзнические отношения Москвы и Душанбе имели во многом вынужденный и асимметричный характер и с течением времени стали демонстрировать тенденцию к ухудшению [15, с. 102-107]. Впервые это обозначилось в конце 1990-х гг. [13, с. 156-158], более четко - в 20002005 гг. [13, с. 159-162] и уже со всей очевидностью - в 2005-2012 гг. [14, с. 99-106]. При этом примечательно, что в более ранних работах К. Е. Мещерякова даются более оптимистичные оценки текущего состояния и перспектив российско-таджикского сотрудничества [5, с. 116-164; 6, с. 128-197; 7, с. 56-77], тогда как по мере углубления экономического кризиса в России и особенно после событий «Крымской весны» автор делает все больший акцент на нарастании противоречий между Москвой и Душанбе [21, с. 7179; 24, р. 1781-1783; 25, р. 1749-1751; 26, р. 63-65].

Изучая проблематику российско-таджикских отношений, К.Е. Мещеряков не обходит вниманием и научные достижения своих коллег - отечественных и зарубежных ученых, историков, политологов, международников, экономистов, также занимающихся данными сюжетами. В результате им была опубликована первая в российской практике монография, освещающая все многообразие историографии внешней политики России в Центральной Азии, в которой важное место отводится анализу международного опыта по изучению российско-таджикского сотрудничества [10].

Другой блок вопросов, вызывающих интерес у петербургских международников, связан с участием Таджикистана в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Общий подход в данном случае состоит в весьма скептических оценках тех выгод, которые получают Душанбе и его партнеры, включая Москву, от подобного участия (особенно - в экономической сфере) [9; 20]. При этом Р.Г. Шамгунов утверждает, что все интеграционные инициативы Душанбе были и будут связаны, главным образом, с его стремлением обеспечить свою безопасность [22, с. 127-136]. Васильева Н.А. и Лагутина М.Л. видят в интеграционных объединениях, в разное время возникавших на постсоветском пространстве, в первую очередь геополитические образования с разной степенью эффективности [1, с. 18-26; 2, с. 19-29; 3, с. 9-18]; соответственно, участие в их работе Таджикистана определялось, прежде всего, политическими соображениями. Мещеряков К.Е. и вовсе характеризует Таджикистан как глубоко «проблемное» государство, не способное принимать участие в борьбе за региональное лидерство в Центральной Азии [4, с. 100-103; 12, с. 119-127], испытывающее постоянное давление со стороны соседнего Узбекистана [11, с. 142; 16, с. 63-65, 70-71, 101102, 114-115; 17, с. 27-30, 34-35, 67-69] и буквально обреченное на интеграцию с Россией [8, с. 225-233; 23, р. 66-70].

Отмечая обилие проблем в российско-таджикских отношениях и делая акцент на политической и экономической слабости Таджикистана, не позво-

ляющей ему стать по-настоящему равноправным партнером России, никто из петербургских исследователей, вместе с тем, не говорит о необходимости сокращения взаимодействия между нашими странами. Никто из авторов не выступает за пересмотр фундаментальных основ межгосударственных отношений, выстраиваемых на принципах стратегического партнерства и союзничества, полагая, что масштаб требований, выдвигаемых Душанбе к Москве, как правило, соответствует реально существующему уровню их взаимодействия.

На основании всего вышеизложенного мы можем заключить, что, несмотря на все сложности, возникающие в российско-таджикских отношениях, несмотря на некоторую непредсказуемость внешней политики Душанбе, Республика Таджикистан была и остается одним из важнейших стратегических партнеров и союзников России на постсоветском пространстве и в мире в целом. Как и у любого суверенного государства, у нее могут быть свои национальные интересы, не всегда совпадающие с интересами Москвы. Но, если Российская Федерация стремится сохранить за Таджикистаном его нынешний статус, ей необходимо будет учитывать наличие у последнего подобных интересов.

Список литературы:

1. Васильева Н.А., Лагутина М.Л. Геополитическое измерение неоевразийской интеграции // Клио. - 2015. - № 3 (99). - С. 18-26.

2. Васильева Н.А., Лагутина М.Л. Формирование Евразийского союза в контексте глобальной регионализации // Евразийская экономическая интеграция. - 2012. - № 3 (16). - С. 19-29.

3. Лагутина М.Л. Интеграция как инструмент глобальной регионализации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2015. - № 3 (227). - С. 9-18.

4. Мещеряков К.Е. Борьба Казахстана и Узбекистана за региональное лидерство в центральной Азии и позиция России // Клио. - 2014. - № 8 (92). -С. 100-103.

5. Мещеряков К.Е. Внешняя политика России в Центральной Азии в 1991-2009 годы: особенности и проблемы. - СПб.: СПбГУ 2010. - 303 с.

6. Мещеряков К.Е. Внешняя политика России в Центральной Азии: проблемы и тенденции развития, пути модернизации с целью повышения эффективности. - СПб., 2012. - 372 с.

7. Мещеряков К.Е. Внешняя политика Российской Федерации в Центральной Азии: основные тенденции, проблемы, пути модернизации // Современная российская наука глазами молодых исследователей: Материалы III Международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. - Красноярск: Научно-Инновационный Центр, 2013. - С. 56-77.

8. Мещеряков К.Е. Интеграционные процессы в Центральной Азии и позиция России // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. -

2013. - № 13. - С. 225-233.

9. Мещеряков К.Е. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве и участие в них России. - СПб., 2012. - 238 с.

10. Мещеряков К.Е. Историография и источниковедение внешней политики Российской Федерации в Центральной Азии. - СПб: Скифия-принт,

2014. - 402 с.

11. Мещеряков К.Е. Отношения Российской Федерации и Республики Узбекистан в годы президентства В.В. Путина (2000-2008): от взаимного неприятия к стратегическому партнерству и союзничеству // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2013. - № 179. -С. 141-153.

12. Мещеряков К.Е. Региональное лидерство в Центральной Азии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. - 2006. - № 1. - С. 119-127.

13. Мещеряков К.Е. Российско-таджикские отношения в 1997-2005 годах: от донорно-акцепторного характера к новым принципам взаимодействия // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2013. - № 179. - С. 154-165.

14. Мещеряков К.Е. Российско-таджикские отношения в 2005-2012 гг.: углубление противоречий и попытки их преодоления // Клио. - 2013. -№ 8 (80). - С. 99-106.

15. Мещеряков К.Е. Российско-таджикские отношения в годы гражданской войны в Таджикистане (1992-1997 гг.) // Клио. - 2012. - № 12 (72). -С. 102-107.

16. Мещеряков К.Е. Российско-узбекские межгосударственные отношения в 1991-2007 гг.: основные тенденции и проблемы развития: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. - СПб., 2007. - 246 с.

17. Мещеряков К.Е. Российско-узбекские межгосударственные отношения: основные тенденции и проблемы развития. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 262 с.

18. Мещеряков К.Е. Эволюция внешней политики Российской Федерации в Центральной Азии в 1991-2012 гг.: диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. - СПб., 2015. - 709 с.

19. Мещеряков К.Е. Эволюция внешней политики Российской Федерации в центральной Азии в 1991-2012 гг.: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. - СПб., 2014. - 52 с.

20. Мещеряков К.Е., Трещенков Е.Ю. Евразийская интеграция и Россия. -СПб: ООО «Скифия-принт», 2014. - 258 с.

21. Новикова И.Н., Бурков В.Г., Мещеряков К.Е. Политика России на постсоветском пространстве после возвращения Крыма: вызовы и приоритеты // Управленческое консультирование. - 2015. - № 11 (83). - С. 71-79.

22. Шамгунов Р.Г. Политика безопасности стран Центральной Азии // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2011. - Т. 7, № 3. - С. 127-136.

23. Meshcheryakov K.Y. Central Asian integration and Russian foreign policy // Middle East Journal of Scientific Research. - 2014. - Т. 21, № 1. - Р. 66-70.

24. Meshcheryakov K.Y Russia's Central Asian alliances: The real deal? // World Applied Sciences Journal. - 2014. - Т. 30, № 12. - Р. 1781-1783.

25. Meshcheryakov K.Y Russia's foreign policy in Central Asia: strengths, weaknesses and paths for improvement // World Applied Sciences Journal. -2014. - Т. 30, № 12. - Р. 1749-1751.

26. Meshcheryakov K.Y Two decades of Russia's foreign policy in Central Asia: trends and problems // Middle East Journal of Scientific Research. - 2014. -Т. 21, № 1. - Р. 63-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.