Научная статья на тему 'Роль религиозного синкретизма в развитии талышского этнического сознания'

Роль религиозного синкретизма в развитии талышского этнического сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
75
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЛЫШИ / ВЕРОВАНИЯ / СИНКРЕТИЗМ / ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / АНТРОПОМОРФИЗМ / ЗОРОАСТРИЗМ / ШИИЗМ. / TALYSHS / BELIEFS / SYNCRETISM / ETHNIC CONSCIOUSNESS / ANTHROPOMORPHISM / ZOROASTRIANISM / SHIISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мамедов Азер Агабала-Оглы

В статье анализиру-ется формирование и развитие талышского этнического созна-ния. Автор выявил основные пласты этнического сознания, по-зволившие талышам встраивать в сложившуюся систему миро-воззрения различные верования, возникшие в процессе этни-ческого развития.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article is analyzed forma-tion and development of Talysh ethnic consciousness. In it author has revealed the main layers of the ethnic consciousness which have allowed Talyshs to include in their system of world outlook various beliefs, arisen in the process of ethnic development.

Текст научной работы на тему «Роль религиозного синкретизма в развитии талышского этнического сознания»

А.А. МАМЕДОВ кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева*

Роль религиозного синкретизма в развитии талышского этнического сознания

В современных условиях, когда глобализация пронизывает все сферы жизни общества, предлагая некие общекультурные доминанты, особую актуальность приобретают вопросы сохранения этнической идентичности и самобытности. Как правило, первыми кандидатами на выбывание с этнической карты мира становятся этносы, не имеющие атрибутов национально-государственного устройства, письменности и т.д. Однако, оказалось, есть и исключения из правил - в случае, например, с талышами живой, разговорный язык этноса на протяжении столетий являлся свидетельством наличия этнического сознания. Благодаря талышам, не имеющим вышеуказанных атрибутов, мы можем перебросить мостик к сокровищнице древнеиранского фольклора, древних зороастрийских традиций, утраченных ныне у других иранских народов.

Ранний пласт этнического сознания талышей восходит к временам древнеиранского пантеона и связан преимущественно с космогоническими поверьями. Например, относительно падающих звезд существует поверье, что у каждого человека есть на небе собственная звезда. Когда человек умирает, то его звезда, окончив свое существование, падает с неба на землю, а душа умершего поднимается на небо и занимает место упавшей звезды.

Во время затмения луны талыши бьют, стучат в медную посуду и стреляют из ружей, желая путем запугивания и шума освободить Луну из рук тех демонов, которыми она будто бы задержана. По словам

* Мамедов Азер Агабала-оглы, e-mail: azermamedov@mail.ru

талышей, демоны ловят луну и погружают ее в большое глубокое озеро, находящееся на «третьем небе»; они держат ее под водою; но, когда слышат шум и выстрелы людей, то, испугавшись, отпускают ее на волю. Древние талыши верили, что демоны очень боятся звука металлических предметов, а потому каждый человек, когда ему приходится идти в лес или отправляться куда-нибудь ночью, непременно берет с собой в дорогу нож или какую-нибудь медную вещь, чтобы избавиться от демонов, которые преследуют каждого человека с целью извести его.

В талышских народных верованиях прослеживаются черты антропоморфизма, выражающиеся в наделении человеческими психическими свойствами явлений природы, небесных тел, животных, а также мифических существ. Молния, гроза связываются с живущей в небе и враждующей с людьми старухой; разгневанная, она садится на лошадь и скачет по небу. Всякий раз, когда нога лошади ударяется о небесную твердь, высекается искра, которую называют молнией, а гром - это звук топота копыт. Земля, согласно древним поверьям, стоит на рогах коровы, и землетрясения случаются оттого, что животное иногда буйствует.

Другой пласт этнического сознания талышей составляет культ рощ и деревьев. Так, к стволам и веткам деревьев талыши привязывают различные ткани. Некоторые из этих деревьев, как считают талыши, являются священными, способными излечивать различные заболевания или уберечь их от несчастий. У подножия таких деревьев талыши зажигают свечи, оставляют деньги, веря, что сбудутся их самые сокровенные желания.

Согласно древним верованиям талышей, связанным с зороастризмом, на правом плече каждого человека сидит добрый ангел, который является лучшим другом человека. Он охраняет его от дурных, предосудительных поступков и грехов, склоняя его иметь чистые помыслы, совершать добрые, благочестивые дела, избегать

оскорбления ближних словами и действиями. На левом же плече сидит злой демон, страшный враг человека. Он толкает его на разные проступки и преступления. Оба они ведут дневники: добрый ангел - о добрых, а злой демон - о злых делах. Эти дневники в день Страшного суда представляются самому Ахура Мазде, который воздаст каждому по его делам: тот, кто больше сделал добра, нежели зла, освободится от наказания и получит место в раю, а тот, кто совершил больше зла, нежели добра, попадет в ад и будет вечно мучиться за свои прегрешения.

Как видно, внедрение позже зороастрийских традиций не привело к принципиальным изменениям в этническом сознании талышей, поскольку они органически впитали сложившуюся структуру миросозерцания, в которой ведущее место занимает любовь к земле и ее богатствам. Деревья, злаки, растения - все это согласно образовавшемуся религиозному синкретизму создано Ахура Маздой для умножения жизненной энергии земли, и растительный мир является мощным ее аккумулятором. Поэтому человеку очень полезно находиться среди растений. Интересно, что талыши до недавнего времени вообще не вырубали вокруг своих жилищ деревьев, полностью отдаваясь во власть исцеляющей силы природы1.

Другим важным моментом, обогатившим талышское этническое сознание, стало новое понимание Добра, сформировавшееся в этической доктрине зороастризма в триединый нравственный идеал: добрая мысль, доброе слово и доброе дело.

О живительной силе этой поистине гуманистической установки зороастризма свидетельствует тот факт, что она выступала основным психологическим и нравственным ориентиром наставлений на протяжении всей последующей истории, включая такой весьма сложный

См. об этом: Мамедов А.А. Зороастризм и этнокультурные традиции талышского народа//Социально-гуманитарные знания, 2011, №3, с. 300.

и даже трагический для судьбы учения Заратуштры период, как арабское владычество в Иране. Достаточно упомянуть известное средневековое наставительное произведение «Кабус-намэ», в котором главными составляющими добродетели «джаванмарда» (талыш. «мужественный молодой человек») называются разум, правдивость и человечность1. Разум соответствует доброй мысли (чистоте помыслов), правдивость - доброму слову, а человечность - доброму делу (совершая добрые деяния, «джаванмард» проявляет свою человечность). Интересно, что в этом весьма поучительном памятнике средневековой талышской культуры отчетливо прослеживается зороастрийская идея единства человека и космоса - с одной стороны, и холистическое видение мира - с другой: «Господь всевышний создал людей как целое их разъединенных частей, назовешь ли ты их макрокосмом или микрокосмом, все равно. Ведь в теле человека есть часть природных сил, и небосводов, и звезд, и материи, и элементов, и формы, и души, и разума. Все это - раздельные миры, различающиеся по степеням, не вступающие в соединение, а люди составлены из этих миров и являют их целое»2.

Указанный триединый нравственный идеал оказался своего рода мостом, соединившим имевшийся религиозный симбиоз с утвердившейся на талышской земле шиитской ветвью ислама и завершившим таким образом процесс формирования религиозного синкретизма этнического сознания талышского народа.

Главные творцы и вдохновители шиитского мировоззрения - имам Али и его младший сын имам Хусейн в талышском этническом сознании являются олицетворением мужества, героизма и преданности. Кроме того имам Али заслуженно пользуется уважением в шиитской среде не

1 Кабус-намэ. М., 1958, с. 245.

2 Кабус-намэ, с. 245.

только как герой, высоко поднявший знамя ислама, но и как выдающийся мыслитель, философ.

Философские взгляды имама Али изложены в его многочисленных проповедях (хутбах), письмах, изречениях, распоряжениях, которые объединены в книге под названием «Нахдж уль-балага», т.е. «Путь красноречия». Эта книга, как и ее автор, имеет большой вес не только среди талышского духовенства, но и среди религиозно просвещенной части населения, львиную долю которой составляют учителя, студенты и другие образованные люди. Можно назвать два ключевых момента, которые могли склонить талышей к шиизму, а конкретно к имаму Али и его младшему сыну имаму Хусейну. Между прочим, это касается всего Ирана, подавляющее большинство населения которого является приверженцами шиизма. Прежде всего, следует указать на воспетый имамом Али идеал добра, ассоциирующийся в талышском общественном сознании с упомянутыми выше моральными принципами зороастризма, приверженцами которых они являлись на протяжении многих веков. «Если увидите добро, то его держитесь, а если увидите

л

зло, то от него отстранитесь», - говорил имам Али1. Человеком чистых помыслов, поборником истины называл имама Али французский исламовед Анри Массе.

Другой ключевой момент связан с решительным, мужественным поступком имама Али, не позволившего продать как рабыню дочь последнего Сасанидского царя Йездигерда III Шахрабану, на чем настаивал Омар: «Нет продажи для потомков царей», - ответил ему имам Али2.

Таким образом, имам Али с его «добрыми словами», «добрыми помыслами» и «добрыми делами» органически вписывается в моральный мир зороастризма и составляет необходимое звено в

1

Имам Али. Путь красноречия. Казань, 2010, с. 157.

2 Кабус-намэ, с. 155.

зороастрийской иерархии выдающихся сынов человечества, наставляющих людей на истинный путь.

Особое место в талышской устной литературной традиции занимает описание трагедии в пустыни Кербелы, где в неравной борьбе с противником трагически погиб имам Хусейн. В шиитской среде имам Хусейн считается мучеником и праведником. Есть точка зрения, согласно которой внук пророка знал о бесполезности сопротивления, но пошел до конца ради сохранения единства ислама. Мученическая смерть имама Хусейна обогатила шиизм понятием мученичества за веру, и мотив страданий стал неотъемлемой частью траурных ритуалов. Десятый день гибели Хусейна считается днем Ашуры. Этот день является кульминацией всех траурных мероприятий и процессий, в которых люди под ритмичные удары барабанов бьют себя по плечам цепями, показывая, таким образом, свою сопричастность к событиям, развернувшимся в аравийской пустыне в VII в.

Несомненно, для талышского этнического сознания имам Хусейн -не только поборник веры, мученик, но и человек, отмеченный божественной благодатью. Есть твердая убежденность, что почитание имама Али и его сыновей Хасана и Хусейна и есть почитание самого Аллаха. Отсюда и популярные в талышской среде выражения «Йа Али», «Йа Хусейн» и др.

Хусейн, так же, как и его отец Али, являются героическими персонажами многих талышских легенд, сказаний, траурных песен:

Huseyn, Huseyn sadokan, Bay mahabbat adokan,

Ache ziyoratada, Boshta shifo paydokan.

Хусейна, Хусейна зовите,

К нему любовь проявите,

На его поминках-процессиях, Себе здравие найдите.

Миросозерцание талышей глубоко эсхатологично - в нем имеется посредник между Богом и человеком, Мессия. Это - скрытый двенадцатый имам Махди (последний из потомков имама Али), который в Судный день появится и отделит праведных от грешников.

Зороастрийско-шиитский симбиоз, сформировавшийся в талышском этническом сознании с утверждением шиитской ветви ислама в Азербайджане, можно сказать, выдержал испытание временем, донеся до нашего времени бесценные образцы талышского народного фольклора, эпических сказаний, легенд и прочих литературных произведений. Весьма интересным в этом отношении литературным памятником является книга русского ираниста Александра Ходзько «Specimens of the popular poetry of Persia», в которой даны образцы

талышских песен, ярко иллюстрировавших имеющийся синкретизм. В

1

качестве примера приведем одну из песен1:

Khasse kyne! Ushte namly Shevaheng,

Miane bestei kushty hezor reng, Mehdy Saheb-Zeman bensha be Dyvan, Aly u Rustem beshu be dushmenan jeng.

О, красивая девушка! Твое имя - плеяда созвездий! И на талии твоей платок из тысячи соцветий, Пока властелин времени Махди не явился в мир, Али да Рустам уберегут нас от несчастий.

Как видно, в одном героическом образе объединены шиитский имам Али и герой доисламских эпических сказаний Рустам.

Chodzko A. Specimens of the popular poetry of Persia. L., 1842, p. 563.

Приведенные отрывки характеризуют талышские «маhне», в которых рифма имеется в 1-й, 2-й и 4-й строках, а 3-я строка ее не имеет.

«Талышские «маhне», - отмечал Б.В. Миллер, - принадлежат к любовной поэзии, отличаются большой свежестью и непосредственностью чувства; сравнения и образы отличаются реальностью и заимствуются из окружающих талыша природы и быта»1. Юноша и девушка воспевают радость свидания, красоту возлюбленной или возлюбленного; говорят о горечи разлуки, муках ревности, измене, бросают вызов клеветникам и сплетникам и т.д. Иногда отношения влюбленных изображаются в диалогичной форме. Интересно, что влюбленные в общении друг с другом используют выражения «братец» и «сестрица», которые передают глубокие нежные чувства:

«Кинели, кинели, ты нозе мака, Аз баты ашыгим, ошкора мака, Аз баты ашыгим, былбыл ба богон, Былбыли чы богон авара мака!

Девушка, девушка, ты не кокетничай, Я в тебя влюблен, ты этого не разглашай, Я в тебя влюблен, как соловей в сады,

о

Соловья из садов не изгоняй!2.

В талышском этническом сознании на протяжении долгого времени доминировала мысль: «кина чы халхие» («девушка принадлежит чужим»). Это означало, что, выйдя замуж, девушка становилась частью семьи мужа и обязательно жила в его доме, что налагало на невестку определенную ответственность: любовь к семье мужа, прежде всего, к его родителям, забота о них и т.д. Все это вырабатывало отлаженную

1

Талыши: история и культура. Хрестоматия. М., 2009, с. 68.

2 Там же, с. 61.

годами систему поведения, и малейшее от нее отступление рассматривалось как явление из ряда вон выходящее. Не случайно в талышском фольклоре, народных сказках фигурирует много невесток, превратившихся в птиц. Например, в сказке «Кукушка» забывшая про вскипевшее и «сбежавшее» молоко невестка просит Бога превратить ее в кукушку, чтобы таким образом избежать гнева свекрови.

Следует отметить, что многие животные и птицы в талышском этническом сознании связывались с нереализованными человеческими возможностями. Бедный парень, влюбившийся в дочь падишаха, не может выполнить выдвинутые им условия - найти палку не кривую и не прямую, и просит Бога превратить его в щегла с тем, чтобы найти палку с нужными характеристиками. Наблюдая за щеглом, перебирающим палки, талыши видят в нем юношу, все еще мечтающего о браке с дочерью падишаха.

Интересно, что в талышском фольклоре неспособность мула давать потомство связывается с его вероломством в отношении имама Хусейна. Лошадь и верблюд не тронулись с места, в то время как мул позволил убийцам сесть на него и растоптать тела внука пророка и остальных мучеников. Аллах разгневался на мула, и с того дня по воле Его мул стал бесплодным.

Следует отметить, что изменившийся после распада СССР мир внес существенные коррективы в общественную жизнь, в духовную сферу общества, и талыши в этом плане не исключение. Образовавшийся духовный вакуум заполнили миссионеры из Ирана, Турции, в результате чего происходит трансформация талышского этнического сознания. В период пребывания в составе СССР, с его мощной атеистической пропагандой, влияние названных очагов идеологического воздействия было минимальным: доисламское и исламское в талышском этническом сознании сочетались и гармонично дополняли друг друга. Различные доисламские символы, памятники

культуры типа «Али риз», «Атаги» и другие объекты поклонения у талышей ассоциировались с исламом, хотя сам ислам и шиизм в частности отвергает поклонение идолам. В результате многие древние и весьма ценные в культурном отношении объекты поклонения остаются без ухода, а некоторые и вовсе подвергаются разрушениям.

Однако в этническом сознании, характере и образе жизни талышей сохраняются черты, носящие вневременной характер. В качестве одной из них можно указать на так называемый антиэкстремизм (т.е. категорическое непринятие насилия), идущий главным образом от зороастризма, согласно которому весь мир есть храм Бога (Ахура Мазды). Открытость души миру воспевает толерантность, уважение к человеческой личности. Индивидуальное общение человека с Богом позволяет ему проникнуть в глубины души, найти там нечто сокровенное, вечное и непреходящее, которое подчас невозможно найти в окружающем человека физическом пространстве. Широта и простота талышской души подробно описаны как в исследовательской литературе, так и в поэтических произведениях. Вот что пишет К.А. Иностранцев: «Не в обычаях у них продавать хлеб, и стыдятся они просить его; иноплеменнику же следует прямо придти в дом и взять

л

нужную ему пищу1. И у известного талышского поэта Валишаха имеются следующие строки: «Bo garibon lonimon - ama tolishonimon»2 (Мы являемся гнездом для других - мы - талыши). Эту черту этнического

о

характера будем называть «лонизмом»3.

Резюмируя сказанное, можем выделить основные моменты, сыгравшие определяющую роль в становлении и развитии талышского этнического сознания:

1 Иностранцев К.А. Обычаи прикаспийского населения Персии в X веке. СПб., 1909, с. 7.

2 http://толыш.рф/forum?func=view&catid=14&id=655

3 Талышское слово «Ьп» идентично русскому «лоно», и означает «место», «гнездо», «пристанище», «убежище».

- ранние верования, восходящие ко временам древнеиранского пантеона и преимущественно имеющие ярко выраженные черты антропоморфизма;

- первый этап религиозного синкретизма, связанный с принятием идей зороастризма и их внедрением в этническое сознание;

- второй этап религиозного синкретизма, связанный с принятием шиитской ветви ислама и встраиванием его в сложившуюся структуру миросозерцания;

- современное состояние этнического сознания, характеризующееся постепенным отказом от некоторых черт ранних верований, вошедших в шиитский пласт талышского этнического сознания (культ камней, деревьев, рощ и т.д.), что связано с идеологической экспансией Ирана и Турции в постсоветский период развития.

Мамедов А.А. Роль религиозного синкретизма в развитии талышского этнического сознания. В статье анализируется формирование и развитие талышского этнического сознания. Автор выявил основные пласты этнического сознания, позволившие талышам встраивать в сложившуюся систему мировоззрения различные верования, возникшие в процессе этнического развития.

Ключевые слова: талыши, верования, синкретизм, этническое сознание, антропоморфизм, зороастризм, шиизм.

Mamedov A.A. Role of religious syncretism in development of Talysh ethnic consciousness. In the article is analyzed formation and development of Talysh ethnic consciousness. In it author has revealed the main layers of the ethnic consciousness which have allowed Talyshs to include in their system of world outlook various beliefs, arisen in the process of ethnic development.

Key words: Talyshs, beliefs, syncretism, ethnic consciousness, anthropomorphism, Zoroastrianism, shiism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.