Научная статья на тему 'РОЛЬ РЕЛИГИИ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ'

РОЛЬ РЕЛИГИИ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
674
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦЕННОСТИ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ТРАНСГУМАНИЗМ / РЕЛИГИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Артемьев Алексей Александрович

Переоценка традиционных ценностей и духовно-нравственный кризис российского общества формируют новые идеи, что вызывает определенный научный интерес к анализу мировоззрения современного социума в условиях информатизации. В сфере происходящих аксиологических трансформаций возникает вопрос о необходимости исследования влияния новых западных ценностей на современное российское общество. В культурной и духовной борьбе с «новыми ценностями», насаждаемыми странами Запада, выступают традиционные религиозные объединения России, особую роль среди которых выполняет Русская православная церковь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Артемьев Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF RELIGION IN THE PRESERVATION AND STRENGTHENING OF TRADITIONAL VALUES IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF THE INFORMATION SOCIETY IN RUSSIA

The reassessment of traditional values and the spiritual and moral crisis of Russian society form new ideas, which causes a certain scientific interest in the analysis of the worldview of modern society in the context of informatization. In the sphere of ongoing axiological transformations, the question arises of the need to study the impact of new Western values on modern Russian society. In the cultural and spiritual struggle against the “new values” implanted by the countries of the West, traditional religious associations of Russia act, among which the Russian Orthodox Church plays a special role.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РЕЛИГИИ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ»

ФИЛОСОФСКИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Роль религии в сохранении и укреплении традиционных ценностей в условиях развития информационного общества в России

Артемьев Алексей Александрович,

к.ф.н., доцент кафедры СГН3, МГТУ им. Н.Э. Баумана E-mail: aleksey-artemev@bk.ru

Переоценка традиционных ценностей и духовно-нравственный кризис российского общества формируют новые идеи, что вызывает определенный научный интерес к анализу мировоззрения современного социума в условиях информатизации. В сфере происходящих аксиологических трансформаций возникает вопрос о необходимости исследования влияния новых западных ценностей на современное российское общество. В культурной и духовной борьбе с «новыми ценностями», насаждаемыми странами Запада, выступают традиционные религиозные объединения России, особую роль среди которых выполняет Русская православная церковь.

Ключевые слова: информационное общество, ценности, традиционные ценности, российское общество, постмодернизм, трансгуманизм, религия, Русская православная церковь, информационное пространство.

£2

U

со

см

см

л

Z

84

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий привело к реконструкции социальных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества. Информатизация российского общества непосредственно связана с проблемой трансформации мировоззрения современного социума, где информационная среда вносит существенные когнитивные изменения в сознание современного человека, формируя в нем новое восприятие мира, новые ценности и идеалы. Информационное общество перемещает человека в созданное им же информационное пространство, которое навязывает ему доминирующие там новые идеи и смыслы. Современный человек, находясь в глобальном кибернетическом пространстве, становится объектом различного рода коммуникативных манипуляций. Зарубежные традиционные СМИ и новые медиа, являясь носителем и коммуникатором различной социальной информации, все активнее продвигают антироссийские фейки и контент с нетрадиционными «новыми ценностями».

По мнению исследователя Макашовой В.В., в современном информационном пространстве площадками для распространения фейков становятся так называемые новые медиа (Twitter, Facebook1, Instagram*, Telegram, ВКонтакте), YouTube, Wikipedia, а также сообщения, распространяемые с помощью мессенджеров [1].

В информационном пространстве развернулась крупномасштабная борьба за сознание людей, что повлекло за собой поляризацию российского социума. Так, в процессе информационной глобализации выстраивается новая культура российского общества, где формируются не являющиеся традиционными ценностями идеи и смыслы человеческого бытия, что приводит к столкновению и противостоянию людей различных поколений. Применяя современные информационные технологии и соответствующий контент, появилась возможность за достаточно короткое время трансформировать сознание человека. Данный процесс при определенных обстоятельствах стал особо затрагивать переоценку традиционных ценностей и национальной идентичности, которые веками формировались в нашем народе под влиянием традиционных религий и конфессий. В последнее время существенно поменялся мировоззренческий и идеологический облик российского социума.

В сфере происходящих аксиологических трансформаций возникает вопрос о необходимости исследования влияния «новых ценностей», идей и смыслов на современное российское общество.

Появилось такое явление, как теологическая война, которая характеризуется противостоянием глобалист-ских структур с традиционными религиями и отдельными конфессиями, как например, борьба с русским право-

1 Facebook, Instagram - Тверской суд Москвы 21 марта 2022 г. признал экстремистской организацией компанию Meta, ранее известную как Facebook. Также по решению суда в России запрещена деятельность социальных сетей Facebook и Instagram по причине экстремизма и русофобии.

славием, которое занимает в привычном, общепринятом мышлении большей части россиян важное место. Традиции возможно рассматривать как конструкции, коммуникационные технологии передачи культурного и духовного опыта поколений. Мировоззрение личности можно представлять и как совокупность традиционных ценностей и принципов человека. Религиозное мировоззрение - это набор сакральных постулатов, где центральное место занимает духовная практика поколений.

Ценности, являясь феноменами, исследуются на разных уровнях общественного бытия, в то же время они до сих пор противоречивы, неоднозначны и до конца не определенны. Дать обстоятельное и все исчерпывающее определение «ценности» не представляется возможным. При этом научная литература и Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» дают нам определения, что такое «ценности» и «традиционные ценности».

Ценности - смыслообразующие основания человеческого бытия, задающие направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам; ценности - основание целеполага-ющей деятельности человека, позволяющие вести гармоничное существование в мире [2].

Макс Вебер видел в ценности «идеал, как норму, как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы» Рассматривая ценность как «установку той или иной исторической эпохи», ученый заострял свое внимание на особой роли религиозных ценностей в развитии общества через призму ценностных действия индивидов [3].

Традиция - устойчивая норма (ценность), закрепившаяся в сознании людей и являющаяся разновидностью социальной регуляции их поведения [4].

Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России [5].

В Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 достаточно аргументированно дается определение «традиционным ценностям», там же мы находим, что такие религии, как христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, оказывают влияние на формирование традиционных ценностей россиян. Особое место в формировании традиционных ценностей россиян принадлежит православию.

Религия является как одним из основных факторов, влияющих на традиционные ценности, так и субъектом социализации личности. Религиозные ценности в процессе социализации личности оказывают воздействие на сознание человека, чем определяют его бытие и дальнейшую жизнь. Особую роль в системе ценностей верующего человека выполняют религиозные постулаты, истина, не требующая доказательств. Всякая религия содержит нормы и правила, которыми обязан руководствоваться верующий человек. Таким образом, религия оказывает свое влияние на мировоззрение верующих людей, формируя их ценности, нормы и правила, которые соблюдают последователи той или иной религиозной конфессии.

Следовательно, мировоззренческими основаниями личности являются ценностные ориентиры. Под ценностными ориентирами следует понимать компоненты

структуры личности, которые отображают маршрут ее деятельности. Ценностные ориентиры как показатель осознания ценностей общества определяют самое приоритетное для человека.

Потеря ценности религии как важного социального института и утрата мировоззренческих ориентиров ведут к духовно-нравственному кризису, что обусловливает важную роль религии в формировании системы ценностей российского общества. Существуют процессы переоценки и подмены традиционных ценностей, секуляризация общества, которая сопровождается влиянием западных идей и смыслов траснгуманизма и модернизма, продвижением технологий искусственного интеллекта, которые все больше проникают в духовную сферу россиян.

Сегодня в западном мире происходят противоречивые трансформации во всех сферах жизнедеятельности общества, где создается совершенно новый тип человека, утверждается новое «христианское» толкование Священного Писания, нетрадиционное понимание природы человека и его сексуальности в современном обществе. В Западной Европе и США мы наблюдаем противоборство за духовную сферу будущего, что ждет американскую и европейскую культуру в дальнейшей перспективе? Либеральный западный мир формирует и выстраивает новую идеологию будущего миропорядка, где традиционным религиям и конфессиям не будет места. Христианство теряет свои позиции в большинстве стран Западной Европы, информационное общество, как и традиционное не может существовать без нравственных убеждений и ценностных ориентиров.

Либеральная идеология в странах западного мира, к сожалению, практически не имеет в настоящий момент серьезной альтернативы.

Тем самым либерализм принимает тотальных характер, трансформируется в диктатуру, подавляя тем самым права и свободы человека. Создается «новая религия», где главным диктуется плюрализм полов, генде-ров, рас и этносов, идеи разнообразия популяризуются в СМИ и других средствах массовой коммуникации, мировое информационное пространство наполняется идеями универсализации нравов и устоев.

Таким образом, формируется новое общество, где под идеями защиты прав и свобод человека навязываются противоестественные нормы и правила и воссоздается другая система фундаментальных ценностей.

Рассмотрим основные главные социальные тренды и «новые ценности» либеральной демократии современного западного мира, которые продвигаются в глобальном информационном пространстве.

В западном мире зарождается теория необходимости радикализации равенства, переход к еще более горизонтальной общественной модели, где полностью отсутствует всякая вертикальность - даже двухмерная и материалистическая. Равенство полов, равенство видов, равенство людей и машин - вот основные тренды новой демократии. Пол уже не является отличием между мужчиной и женщиной, отрицается гендерная иерархия. Все это осуществляется через радикальный феминизм, индивидуальный выбор пола, киберфеминизм. Глубинная экология пытается уравнять человека с животными и представить его частью природы. Существуют и крайне радикальные экологические версии, говоря о человеке как о антиприродном явлении. Все это может выглядеть очень актуально и привлекательно, но природа не имеет своего центра и отказ от антропоцентризма может привести к хаосу в отношениях человека и природы. Трансгуманисты ставят своей целью поставить знак равенства между человеком и машиной, такой подход

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

появился еще в эпоху Нового времени, где с позиции атеизма и материализма человек понимается как совершенная машина. Уже сейчас в области искусственного интеллекта отмечаются технологии тотального контроля над обществом [6].

Информационный прогресс - это социальное неравенство, бедность, нищета, социальная обособленность. Так, по мнению политического аналитика из Кении Нан-джалы Ньяболы, теория Клауса Шваба «четвертая промышленная революция» (4ПР) используется мировыми элитами с целью отвлечения людей от возрастающего в мире социального неравенства. Развитие информационных технологий происходит неравномерно и исключительно в интересах социального неравенства и закрепления господства неолиберализма. Испанский социолог Мануэль Кастельс считает, что цифровые технологии как ускоряют развитие одних стран, так и маргина-лизируют другие страны [7].

Цифровизация общества может трансформироваться в идеологию, отторгая при этом сакральное. Таким образом, цифровые технологии вступают в противоречие с традиционными религиями. Цифровизация целесообразна и продуктивна в том случае, если за ней не стоит идеология, и она не противостоит религии и духовности.

Гендерные, экологические, трансгуманистические идеи являются особой частью политики новой демократии, именно это становится новой идеологией и стратегией нового либерального западного мира.

Значительная часть российского общества, которое присутствует в глобальном информационном пространстве, находится под влиянием западных идей и смыслов. Церковь и религиозные ценности в информационном обществе, к сожалению, утрачивают свое былое значение. В России пока еще традиционно присутствует взаимосвязь религиозности с индивидуальными нормами и правилами. Чаще всего, православные «воцерковленные» люди традиционные ценности считают сакральными.

В то же время в российском обществе религия, исторически выполнявшая миссию воспитания и социализации личности, последовательно теряет свою былую роль. Категории мышления, образ жизни большинства граждан нашей страны более не являются православными. Но все таки, определенная часть современных россиян в своем сознании традиционно считает себя православными христианами. Многие россияне, к большому сожалению, воспринимают православную веру как нечто магическое.

Таким образом, под влиянием новых западных либеральных идей реализуется секуляризация российского общества, которая происходит в следующих направлениях:

первое направление - вытесняются традиционные религии из жизни россиян нетрадиционными ценностями и правилами, где под видом рационального сознания происходит своеобразный светский процесс, в котором материальное имеет приоритет над духовным;

второе направление - формируется индивидуализация личности, десакрализация отдельного индивида и социальных институтов, происходит потеря веры в священное, утрата жизненных смыслов и идей.

Уже сегодня у определенной части россиян, особенно молодого поколения, отмечается явление гедонизма, духовное вырождение и крах традиционных норм и правил. В то же время все еще значительная часть наших £2 граждан крайне негативно относятся к нетрадиционным ^ западным ценностям, насаждению секулярных настро-^ ений, проведению антирелигиозных и лжерелигиозных ~ информационных кампаний против Русской православ-2 ной церкви и других традиционных религиозных объе-

динений России, и тем самым пытается противостоять унифицирующему влиянию Запада.

Особую озабоченность в данной ситуации вызывает современная российская молодежь. Социальное пространство ценностных ориентаций молодежной среды носит противоречивый и размытый характер. Значительная часть молодых людей находится под влиянием популярных в молодежной среде «лидеров общественного мнения», блогеров, которые продвигают индивидуализм, культ богатства и нетрадиционный образ жизни. Как социальная группа российская молодежь имеет неясное представление о традиционных ценностях и социальных идеалах, жизненной целью части современных молодых людей становится потребительство и меркантильность.

В национальном информационном пространстве по-прежнему происходит фальсификация российской истории, дискредитация политического и военного руководства страны, подрастающему поколению навязываются чуждые традиции и обычаи. В настоящий момент в российском обществе происходит конфликт поколений, вызванный ценностными трансформациями в молодежной среде. Молодые люди, подверженные либеральными идеями индивидуализма, все чаще стали пересматривать ценности предыдущих поколений. Переоценка традиционных ценностей и духовно-нравственный кризис российского общества создают угрозы и риски национальной безопасности России.

В сложившейся ситуации особую роль в культурном и духовном противоборстве с новыми западными ценностями выполняют традиционные религиозные объединения, в которых важную миссию осуществляет Русская православная церковь.

Так, в своем выступлении на пленарном заседании XXIV Всемирного русского народного собора 25 октября 2022 г. патриарх Кирилл особо отметил о традиции передачи ценностей из поколения в поколение. Говоря о западной секулярной идеологии, патриарх Кирилл заявил о посягательстве на устройство мира. Святейший сказал и о глобализации, которая уничтожает вековые культурные слои, а трансгуманизм радикально изменяет человеческую природу. Церковь активно противостоит глобализму и трансгуманизму, она различает добро и зло в современном российском обществе, что так раздражает западный мир. Патриарх Кирилл призывает православных стоять за Истину, верно исполнять заветы своих отцов, преданности вечным духовным и нравственным ценностям, которые мы приобрели через Церковь [8].

Русская православная церковь в истории нашей страны всегда оказывала положительное воздействие на мировоззрение нашего народа и его ценностные нормы и правила, транслируя немодифицируемые и вечные духовные истины.

Таким образом, российское общество в условиях глобальной информатизации подвержено сакральным изменениям, которые переносят человеческое сознание в виртуальное пространство с «новыми ценностями» и смыслами, и как следствие, происходит расчеловечивание личности. Российские граждане активно присутствуют на различных информационных площадках в кибернетическом пространстве, где доминирует прозападный и антироссийский контент. Целью внедрения западных «ценностей» в российское общество является не продвижение прав и свобод наших граждан, а духовная колонизация нашей страны с последующей интеграцией в новый мировой порядок, выстроенный англосаксонскими государствами. Под видом такого «разнообразия» происходит исчезновение суверенных государств, уничтожение национальных нравов и устоев.

В то же время пересмотр западных либеральных ценностей в нашей стране уже происходит, Указ Президента РФ № 809 определяет нам не допустить разрушить наши российские духовно-нравственые ценности основанные на традиционных религиозных нормах и правилах многонационального и многоконфессионального народа.

Стоит понимать, что обеспечение духовной безопасности является делом не только государственных органов власти, но и институтов гражданского общества, к которым относятся также традиционные религиозные объединения России. В интересах духовной безопасности России необходимо активное участие религиозных объединений в деятельности, направленной на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

В условиях современной военно-политической обстановки, идеологического и психологического влияния на граждан России в глобальном информационном пространстве, возникают новые духовные угрозы и риски. В сложившейся обстановке необходимо осуществлять как государственный, так и общественный контроль в интересах суверенитета национального информационного пространства. В то же время защита информационного пространства России предполагает создание и применение мощного информационного меча за пределами нашей страны.

Литература

1. Макашова В.В. Дезинформация в медийном дискурсе: анализ медиатехнологий периода СВО на Украине // Информационная аналитика и информационно-аналитические технологии в контексте социального управления / Факультет «Социальные и гуманитарные науки» МГТУ имени Н.Э. Баумана, Академия военных наук / под общ. ред. В.Н. Ремарчука, И.В. Бочарникова. - М.: Изд-во «Экон-Информ», 2023. - С. 146-162.

2. Барышков В.П. Аксиология: Учебн. пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 65 с.

3. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994. - С. 78-308.

4. Гобозов И.А. Социальная философия: Учебный словарь. - М.: Изд-во «Академический проект», 2008. -367 с.

5. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

6. Дугин А. Хаос и принцип эгалитаризма / Центр «Ка-техон». URL: https://katehon.com/ru/article/haos-i-princip-egalitarizma

7. Савин Л. Антиутопия Клауса Шваба / Фонд стратегической культуры. URL: https://www.fondsk.ru/ news/2022/10/30/antiutopia-klausa-shvaba-57564.html

8. Выступление Святейшего Патриарха на Пленарном заседании XXIV Всемирного русского народного собора. Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС). URL: https://vrns.ru/documents/doklad-svyateyshego-patriarkha-kiriNa-na-plenarnom-zasedanii-xxiv-vsemirnogo-russkogo-narodnogo-sob/

THE ROLE OF RELIGION IN THE PRESERVATION AND STRENGTHENING OF TRADITIONAL VALUES IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF THE INFORMATION SOCIETY IN RUSSIA

Artemiev А.А.

MSTU im. N.E. Bauman

The reassessment of traditional values and the spiritual and moral crisis of Russian society form new ideas, which causes a certain scientific interest in the analysis of the worldview of modern society in the context of informatization. In the sphere of ongoing axiolog-ical transformations, the question arises of the need to study the impact of new Western values on modern Russian society. In the cultural and spiritual struggle against the "new values" implanted by the countries of the West, traditional religious associations of Russia act, among which the Russian Orthodox Church plays a special role.

Keywords: information society, values, traditional values, Russian society, postmodernism, transhumanism, religion, Russian Orthodox Church, information space.

References

1. Makashova V.V. Disinformation in media discourse: analysis of media technologies of the NWO period in Ukraine. Bauman, Academy of Military Sciences / ed. ed. V.N. Remarchuk, I.V. Bocharnikov. M.: Ekon-Inform Publishing House, 2023, pp. 146-162.

2. Baryshkov V.P. Axiology: textbook. allowance. Saratov: Publishing Center "Nauka", 2009. - 65 p.

3. Weber M. Sociology of religion (Types of religious communities) // Selected. Society image. M.: Lawyer, 1994. S. 78-308.

4. Gobozov I.A. Social Philosophy: Educational Dictionary. M.: Publishing house "Academic project", 2008. 367 p.

5. Decree of the President of the Russian Federation of November 9, 2022 No. 809 "On approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values".

6. Dugin A. Chaos and the principle of egalitarianism / Center "Katehon". RL: https://katehon.com/ru/article/haos-i-princip-egalitarizma

7. Savin L. Dystopia of Klaus Schwab / Strategic Culture Foundation. URL: https://www.fondsk.ru/news/2022/10/30/antiutopia-klausa-shvaba-57564.html

8. Speech by His Holiness the Patriarch at the Plenary Session of the XXIV World Russian People's Council. World Russian People's Council (VRNS). URL: https://vrns.ru/documents/doklad-svyateyshego-patriarkha-kirilla-na-plenarnom-zasedanii-xxiv-vsemirnogo-russkogo-narodnogo-sob/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.