Научная статья на тему 'РОЛЬ РЕЛИГИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

РОЛЬ РЕЛИГИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

167
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РЕЛИГИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

РОЛЬ РЕЛИГИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Лола Васижановна Назырова

и.о.доц кафедры Общей Психологии ТГПУ им Низами, Зав. Лабораторией «Развития» Учебно практического центра при ТГПУ Низамий, к.п.н.

Несмотря на то, что общественное развития в 21 веке отличается гуманизмом и толерантностью вместе с тем существует много особенностей и трудностей в социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Прежде всего это связано с проблемами обеспечения качества жизни. Каково отношение родителей ребенка с нарушениями здоровья не только к диагнозу, но и к самой его Личности можно узнать у самого родителя, но увидеть глазами ребенка это несколько иной аспект. Каковы переживания ребенка и кто обеспечивает его возможностями в социализации несмотря на то, что само по себе заболевание не излечимо, но вместе с тем кто учит ребенка жить с этим диагнозом и не просто жить, а жить качественно. Все больше и больше мы обращаемся к опыту применения ресурсов преждевременной профилактики в отклонении в поведении. В качестве такого ресурса мы бы выделили возможности религии. И вот почему. Итак, религия существовала на протяжении всей истории человечества, и, естественно была одним из важнейших факторов социализации, т.е. освоения и восприятия людьми культуры и окружающей среды. Религиозные воззрения и отношения па протяжении почти всей истории человечества были направлены на установление не только связи со сверхъестественным миром, но и помогали воспринимать внешний и внутренний мир в целом. Кроме того, в социальном плане эти отношения ориентировали на связь между поколениями, и делали различные общественные отношения устойчивыми и длительными, в особенности, если религиозная система была развитой и охватывала все сферы человеческой жизни. Мы в своей работе исходили из постулатов Галагузовой М.А. о том что религия и следовательно религиозное сознание определяет, по отношению к обществу целый ряд функций: духовная, моральная, гносеологическая, историческая, экономическая. Особый интерес представляет духовно моральная функция религии в повышении эффективности

Щ_May 21

Republican Scientific and Practical Conference

социализации лиц с ограниченными возможностями. Речь пойдет о нарушениях ЖКТ (целиакия)1. Данный вид заболевания встречается примерно у 1% населения, и если ранее ее считали европейским заболеванием, то исследования последнего десятилетия, продемонстрировали аналогичную

распространённость у азиатов (Камилова А.Т.,2004)2.

Объектом исследования были 30 детей с нарушениями ЖКТ (в целях корректности мы далее не будем указывать диагноз) так как основная цель указать не на личностные особенности именно детей с заболеванием, а на возможные проблемы в социализации с целью проведения качественного психо-социального исследования данной категории детей и поиска путей повышающих качество их жизни. Таким образом нами выбрано 30 детей возрасте в возрасте от 5 до 14 лет. Для оценки сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений и взаимоотношений с окружающими была использована детская проекционная методика Рене Жиля3 Цель: изучение направленности-выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Учитывая, что возрастные особенности играют не маловажную роль в социализации детей, сравнительный анализ психологического исследования проводили по возрасту: дошкольники (7 детей), младшие школьники (12 детей), подростки (11). Данные обрабатывались как качественно, так и количественно по имеющимся в методике ключам. Каждая шкала имеет свой максимальный балл

1. отношение к матери - 20 баллов - 100%

2. отношение к отцу - 20 баллов - 100%

3. отношение к родителям -10 баллов - 100%

4. отношение к симпсам (братьям, сестрам) - 20 баллов - 100%

5. отношение к бабушке и дедушке -15 баллов - 100%

6. отношение к другу -20 баллов - 100%

7. отношение к учителю (чужому взрослому) - 15 баллов - 100%

8. любознательность-10 баллов - 100%

9. доминантность- баллов 4 - 100%

Barada K, Abu Daya H, Rostami K, Catassi C. Celiac disease in the developing world. Gastrointestinal endoscopy clinics of North America. 2012; 22:773-96.

2 Reilly NR, Green PH. Epidemiology and clinical presentations of celiac. Semin Immunopathol. 2012; 34(4):473-8.

3 Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.-Самара: «БАХРАХ», 1998-672 с.

May 21

101

10. общительность- 4 баллов - 100%

11. закрытость отгороженность - 15 баллов - 100%

12. социальная адекватность поведения - 10 баллов - 100%

При количественном анализе данных исходили из 100% системы: Показатели от 0 до 20% расценивались как низкие показатели; 21 - 50% как средние показатели выраженности шкалы, от 50% и выше - как высокие показатели.

Характеристика социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими испытуемых дошкольного возраста

Таблица № 1.

№ Название шкал Средний балл Баллы в % Ранговое место.

1. отношение к маме 8,5 42,5 4

2. отношение к папе 4,5 22,5 9

3. отношение к родителям 5,8 58 3

4. отношение к симпсам 5 25 8

5. отношение к бабушке и дедушке 1,5 10 12

6. отношение к другу 2,8 13,8 11

7. отношение к чужому взрослому 4,5 30 7

8. любознательность 6 60 2

9 доминантность 0,75 19 10

10. общительность 1,5 37,5 6

11. закрытость отгороженность 5,8 38,3 5

12. социальная адекватность поведения. 7,3 72,5 1

Ранжирование полученных данных позволяет определить следующее:

1. Высокий показатель по шкале «социальная адекватность поведения» (72,5%), свидетельствует о том, что несмотря на имеющиеся трудности у детей дошкольного возраста развиваются саморегулятивные процессы, за счет подключения компенсаторных возможностей психики.

2. Высокие показатели по шкалам «отношение к родителям» (58%) и «любознательность»(60%), подтверждают факт, что для дошкольников значимыми взрослыми являются родители. А любознательность связана с такой возрастной потребностью, как потребность в получении новых впечатлений и высокой познавательной активности, которая свойственна дошкольникам.

3. Четвертое ранговое место занимает шкала «отношение к матери» - 42,5% (средний показатель выраженности шкалы). Ребёнок нуждается в поддержке со стороны матери, но в силу

May 21

102

определенных ситуаций, не всегда возможен эмоционально положительный контакт матери и ребёнка.

4. Следующими по значимости идут шкалы «закрытость, отгороженность» (38,3%) и «общительность» (37,5%). На основании чего можно судить о том, что не до конца удовлетворяются потребности детей в общении со значимыми взрослыми. Трудности в общении являются следствием отсутствия эмоционально положительного контакта с одним из родителей. Низкая общительность ведет к отчужденности, нарушениям нервно-психического состояния детей.

5. Отношение к чужому взрослому выражено средне - 30%, что характеризуется нейтральностью. Дети наблюдают за взрослыми, выражен к ним интерес, но значимыми остаются родители. Дети любознательны, проявляет интерес к событиям внешнего мира, при этом остаются как - бы в стороне, а не в центре этих событий.

6. Отношение к симпсам (братьям, сестрам), так же выражено средне - 25%. Но это отношение неоднозначно, а индивидуально. С братьями и сестрами дети предпочитают проводить досуг. Иногда, неосознанно компенсируется недостаток в эмоциональном общении со значимым взрослым. Такой ребенок привязывается к брату или сестре.

7. Отношение к отцу имеет низкий показатель 20%. Этот показатель имеет индивидуальные особенности и больше зависит от семейных отношений (полная, неполная семья), времени, которое отец уделяет детям, стиль взаимодействия, эмоциональная близость. В основном при высоком авторитете отца и уважительном к нему отношении выявлен, недостаточный эмоциональный контакт родителя с ребенком. Вместе с тем эти дети нуждаются в более близком общении, поддержке со стороны отца.

8. По шкале «доминантность» (стремление к лидерству), выявлен низкий показатель - 19%. Возможно это так же связано с индивидуальными и возрастными особенностями детей. Так, у некоторых детей прослеживаются явные тенденции и лидерские наклонности в сочетании с зависимостью, ведомостью. Дошкольники ещё зависимы от окружающих их людей, они нуждаются в одобрении и поддержке. И в силу того, что у них ещё до конца не развито самопознание они не могут объективно оценивать собственные и чужие поступки и принимать самостоятельные решения и

конечно же нести за них ответственность. Доминантность

Щ_May 21

Republican Scientific and Practical Conference

выражается не ярко, а проявляется в желании детей к выполнению определённых обязанностей.

9. По шкале «отношение к другу» выявлен - низкий показатель (15%). Дети с целиакией на фоне повышенного интереса к сверстникам, испытывают определенные трудности во взаимодействии с ними. Отношение к друзьям характеризуется как нейтральное. Дети в отношениях с друзьями держатся отстраненно, занимают наблюдательную позицию, при необходимости могут вступать в конфликт.

10. Отношения к бабушке и дедушке, характеризуются нейтральностью. Взаимодействия редки, особой привязанности, либо негативизма не выявлено. Дети предпочитают проводить с ними досуг.

Характеристика психологического исследования 12 детей младшего школьного возраста представлены в таблице №2.

Характеристика социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими

испытуемых младшего школьного возраста

Таблица №2.

№ Название шкал Средний балл Баллы в % Ранговое место

1. отношение к маме 7,9 39,5 8

2. отношение к папе 6,3 31 10

3. отношение к родителям 6,3 63 3

4. отношение к симпсам 8 40 7

5. отношение к бабушке и дедушке 3,6 20 11

6. отношение к другу 6,7 33,5 9

7. отношение к чужому взрослому 6,3 42 6

8. любознательность 6,4 64 2

9 доминантность 2,3 57 4

10. общительность 2,3 57,5 4

11. закрытость отгороженность 8 53 5

12. социальная адекватность поведения. 6,9 69 1

О • О

® ©

May 211 ©

©

104

Ранжирование полученных данных позволяет выявить следующее:

1. В данной группе детей так же выявлен высокий показатель социальной адекватности поведения. Это свидетельствует о том, что у испытуемых процесс социализации проходит в соответствии возрастным особенностям.

2. На втором месте располагается шкала «любознательность», что свидетельствует о том, что у детей младшего возраста имеется интерес к своей жизни и жизни окружающих их людей (сверстников).

3. Высокие показатели по шкале отношение к отцу, и матери, как к семейной чете, свидетельствует о том, что семья имеет большое значение в жизни больных. Эмоциональные взаимоотношения с родителями, конфликты в семье, так или иначе отражаются на их эмоциональном состоянии. Дети с целиакией, имеющие благоприятные эмоциональные отношения в семье легче переносят трудности в общении со сверстниками. Было выявлено и то, что у детей, переживающих эмоциональную депривацию в семье выше показатель отчужденности и ниже показатель социальной адекватности поведения.

4. Выявлена высокая потребность в общении на фоне переживаний по поводу отверженности со стороны сверстников.

5. Стремление к доминированию сочетается с такими свойствами личности, как некоторая агрессивность. Агрессия в большинстве случаев выступает как защитная реакция в тщетном ожидании внимания к себе.

6. Негативное общение (депривация, отсутствие внимания, игнорирование, насилие, отвержение) со стороны значимых взрослых (учителей, родителей) и сверстников болезненно переживается испытуемыми и становится причиной появления одиночества и неудовлетворения потребности в общении.

7. Учитывая то, что у детей высокий показатель любознательности и общительности они стремятся быть в центре событий, но к сожалению отвержение со стороны взрослых (о котором мы судим по представленным ответам), приводит к неудовлетворению познавательных потребностей детей и как следствие становится причиной формирования отверженности, замкнутости. Испытуемый остаётся сам по себе, один со своими проблемами. Высокий показатель по шкале свидетельствует о значимости учителя в жизни младшего школьника.

8. Отношение к братьям выражено умеренно. У испытуемых младшего школьного возраста выявлен интерес к братьям (у мальчиков)

и к сестрам (у девочек), что связано с половой идентификацией и стремлением усвоения социальных ролей.

May 21

105

Испытуемые проводят с братьями и сестрами досуг, предпочитают общаться и стремятся к эмоциональному контакту с ними, компенсируя тем самым недостаток в общении со сверстниками.

9. Отношение к маме не однозначно: от сильной зависимости и потребности в общении, до умеренных. В целом, мама играет важную роль в жизни испытуемых, заботится об их здоровье, организует быт. Выявлена потребность у детей в эмоционально близких отношениях с мамой (поддержке, принятии, одобрении) несмотря на снижение её значимости в силу возрастных особенностей.

10. Относительно низкий показатель отношений к другу, свидетельствует о сложностях в общении, отсутствии дружеских отношений у 11 испытуемых из 12 ти. Отчужденность и наличие таких переживаний как одиночество, что может стать причиной формирования у испытуемых таких негативных свойств личности как агрессивность, чувство неполноценности.

11. Отношение к отцу не однозначно, оно индивидуально. Обобщающим фактом является то, что испытуемые мальчики воспринимают отца, как авторитет. Стремятся к общению с ним. У детей с высокой агрессивностью выявлено негативные (игнорирование со стороны отца) отношения с отцом.

По результатам исследования социальная приспособляемость выше у испытуемых дошкольного возраста, так как их взаимоотношения определяются только семейными отношениями, которые для них являются значимыми. Затем следуют показатели младших школьников, у них приспособляемость увеличивается за счет собственной высокой познавательной активности. Ниже социальная приспособляемость с тенденцией к спаду выявлена в группе подростков. Именно они в силу возрастных особенностей имеют потребность в расширении круга социальных контактов, но в силу определенных проблем не имеют возможности для удовлетворения потребности в общении без посторонней помощи.

Такую помощь они ищут у родителей, становясь от них эмоционально зависимыми. Проблема заключается в том, что помимо потребности в общении у подростка, пусть даже с нарушенным здоровьем есть потребность в самостоятельности и стремление к доминированию. Родитель, опекающий подростка и изолирующий его от социума, тормозит развитие подростка как Личности, который рано или поздно будет стремится уйти из под опеки. Круг замыкается. Неудовлетворенность детей усиливает их изолированность, усиливает страх в общении,

May 21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

106

формирует застенчивость и становится причиной появления агрессивности. Так нерешенные проблемы социальной адаптации негативно сказываются на формировании личности и эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно в повышении успешности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья особое значение следует уделить психосоциальному сопровождению родителей и повышению их грамотности в области знаний об индивидуальных, возрастных психических особенностей Личности.

Данный вывод непосредственно является доказательством того, что не только дети с ограниченными возможностями здоровья (ЖКТ) нуждаются в поддержке, но и их родители нуждаются в комплексной реабилитационной работе и поддержки со стороны психологов в области психологии развития, возрастной психологии, психологии межличностных отношений.

REFERENCES

1. Алимова Е.Г. Психическое состояния подростков в ситуации конфликта. Материалы XIII Международной научно практической конференции "Advances in science and Technology" Москва 7 марта 2018г. -С.

2. Алимова Е.Г. Необходимые условия социальной адаптации младших подростков. Научно-популярный журнал детской и возрастной консультации Во1а va 7атоп. №4 2016. -С.30-35.

Алимова Е.Г. О Проблеме социальной адаптации подростков. Материалы XIII Международной научно-практической конференции "Advances in science and Technology". Москва март 2018г. -С

Щ_May 21

Republican Scientific and Practical Conference

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.