Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ МАТЕРЕЙ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ МАТЕРЕЙ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
261
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общение / родители / матери / школьники / младшие школьники / communication / parents / mothers / school children / junior school children

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильченко Н.А., Крутий О.Б.

Представлены результаты исследования особенностей общения матерей и младших школьников. Определены особенности материнского общения в зависимости от применяемого ими стиля воспитания. Выявлены сформированные особенности общения младших школьников с взрослыми и сверстниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васильченко Н.А., Крутий О.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COMMUNICATION BETWEEN MOTHERS AND PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The results of a study of the peculiarities of communication between mothers and younger school children are presented. The features of maternal communication are determined depending on the parenting style they use. The formed features of communication of younger school children with adults and peers are revealed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ МАТЕРЕЙ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ МАТЕРЕЙ И МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Васильченко Н.А., Крутий О.Б. (Краснодар, КубГУ) vasilch_nat@mail.ru

Аннотация. Представлены результаты исследования особенностей общения матерей и младших школьников. Определены особенности материнского общения в зависимости от применяемого ими стиля воспитания. Выявлены сформированные особенности общения младших школьников с взрослыми и сверстниками.

Ключевые слова: общение, родители, матери, школьники, младшие школьники.

FEATURES OF COMMUNICATION BETWEEN MOTHERS AND PRIMARY SCHOOL CHILDREN Vasilchenko N.A., Krutiy O.B. (Krasnodar, KubGU) vasilch_nat@mail.ru

Abstract. The results of a study of the peculiarities of communication between mothers and younger schoolchildren are presented. The features of maternal communication are determined depending on the parenting style they use. The formed features of communication of younger schoolchildren with adults and peers are revealed.

Keywords: communication, parents, mothers, schoolchildren, junior schoolchildren.

Современное общество характеризуется многочисленными изменениями. Трансформациям подвержена и культура семейного общения. По мнению психологов и педагогов остро стоит вопрос о совместном качественном общении между родителями и детьми. Многие родители успевают выполнять лишь хозяйственно-бытовые задачи, не в полной мере обеспечивая собственных детей родительской поддержкой и заботой, столь необходимых для гармоничного развития личности (Фельдштейн, 2009, с.28-32, Токарев, 2018, с.73-75). В связи с этим обнаруживается сложность в формировании прочных связей с окружающим миром и социумом. В работах отечественных ученых Л.С. Выготского, Л.И. Божович, В.Н. Дружинина, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, и современных исследователей Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, Е.О. Смирновой, Н.А. Рождественской и других, делается акцент на важности для формирования личности младшего школьника детско-родительского взаимодействия и взаимоошношения в семье, которое реализуется в общении (Лисина, 2014, с.234). Указывается специфика общения от избираемого родителями стиля воспитания (Молодцова, 2018, с.154—157, Гильяшева, 1994, с.64, Головей, 2014, с.85-86).

В данной работе исследуются особенности общения матерей с детьми младшего школьного возраста. Предполагается, что общение матерей, использующих разные стили воспитания, имеет существенные различия и формирует у детей ряд особенностей общения. В исследовании приняли участие 60 человек: 30 родителей (матерей) в возрасте от 27 до 47 лет; 30 школьников 1 класса общеобразовательной школы города Краснодара. Возраст детей 7 лет.

Используемые методики: Методика «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова, в модификации И.И. Махониной (Степанов, 2000, с.14-17), Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской. (Марковская, 2012, с.91). Методика Рене Жиля. (Фильм - тест межличностные отношения ребенка) в адаптации И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой (Гильяшева, 1994, с.64).

Из 30 опрошенных родителей-матерей на первом этапе исследования по методике «Стратегии семейного воспитания» было выделено 43% матерей с ярко выраженным авторитарным стилем воспитания и 40% матерей - с ярко выраженным демократическим

стилем воспитания ребенка. В качестве стратегии воспитания (13%) матерей выбирают либеральный стиль, (3%) матерей выбирают индифферентный стиль воспитания для своего ребенка младшего школьного возраста.

На втором этапе родителям была предложена методика, направленная на выявление особенностей взаимодействия между родителем и ребенком. Было обнаружено, что родители непоследовательны в общении со своими детьми, это характеризуется низкими показателями по шкале «Непоследовательность-последовательность» (38,5). Также обнаружено, что у родителей авторитарного стиля семейного воспитания ярко выражены показатели по шкале «Требовательность» (17,11), «Контроль» (16,83), «Тревожность за ребенка» (18,56), при этом показатель шкалы «Эмоциональная дистанция-близость» находится в нижних пределах нормы (14,11), что свидетельствует о низкой эмоциональной вовлеченности родителя в жизнь ребенка, при наличии высокого контроля и требовательности по отношении к школьнику. Высокая тревожность характеризуется конфликтностью в отношениях родитель-ребенок.

Родители демократического стиля воспитания характеризуются высокими показателями по шкале «Близости» (18,36), при средних значениях показателей «Требовательность» (14,73), «Контроль» (15,95), «Тревожность за ребенка» (17,64). В таких семьях родители преимущественно доверяют своим детям и относятся к ним с пониманием и теплотой. Принимают активное участие в жизни ребенка.

В семьях либерального типа было выявлено, что показатели респондентов-матерей отличаются высокой эмоциональной близостью, о чем свидетельствуют высокие показатели по шкале «Близость» (18,11). Также выявлено, что показатели шкал «Требовательность» (13,78), «Контроль» (15,00), не превышают средние значения нормы, а показатели «Тревожность за ребенка» (15,89) находятся в нижних пределах нормы. Школьник не испытывает заботу матери, в таких семьях не выстроены разумные психологические и поведенческие границы, то есть нет правил, установленных родителями.

Что касается индифферентного стиля семейного воспитания, то показатели таких шкал, как «Требовательность» (11,00), «Контроль» (14,00), «Тревожность за ребенка» (14,00) и даже «Эмоциональная дистанция- близость» (12,00) находятся в нижних пределах нормы. Матери в таких семьях пренебрегают своими детьми, не относятся серьезно к их интересам и увлечениям, не следят за социальным окружением детей, а также пренебрегают заботой и теплотой по отношению к своему ребенку.

По методике Рене Жиля было выявлено, что у детей доминируют отношения к матери (66%), также преобладает общая выраженность отношения к братьям и сестрам (51%), затем к отцу (41%). В меньшей степени выражено отношение к родительской чете - (28%). В характеристике детей преобладает любопытство (76%), а наименее выражена закрытость, стремление к уединению, отгороженность у младших школьников (8%). Также в ходе исследования обнаружено, что у детей с авторитарным стилем семейного воспитания ярко выражены показатели по шкале конфликтности, агрессивности, средние значения которых, достигли (4,23), а среди поведенческих реакций «Реакция на фрустрацию» доминирующими оказались реакции активно-агрессивного типа, где средним показателем является (2,85). Соответственно, показатель социальной адаптированности младшего школьника ниже нормы. Также наблюдаются высокие показатели по шкале «Отгороженность» (2,92), что свидетельствует о стремлении к изоляции от сверстников. Данные показатели свидетельствуют о достаточно слабой включенности во взаимодействии со сверстниками, что подтверждает заниженный показатель по шкале «Общительность» (1,93). Показатель шкалы «Отношение к матери» находится в пределах нормы, а именно (5,92). В сфере семейных отношений следует отметить, что у школьников авторитарного стиля воспитания обнаружена враждебность по отношению к родительской чете. В семейной ситуации школьники выделяют одного из родителей, чаще мать. У младших школьников не наблюдалась сильная привязанность к родителям.

Также было отмечено, что у школьников демократического стиля воспитания достаточно низкие показатели по шкале агрессивности (1,08). Показатели шкалы «Реакция на фрустрацию» не выявили отклонений от нормы (1,08). Соответственно, показатель социальной адекватности и адаптированности младшего школьника в пределах нормы. У школьников демократического стиля воспитания ярко выражены показатели по шкале «Стремление к общению, общительность» (2,75), что свидетельствует о стремление к взаимодействию с другими детьми. Показатели шкалы «Отношение к матери» находится в средних значениях нормы, а именно (8,92). В сфере семейных отношений следует отметить теплую семейную обстановку, и эмоциональную включенность школьников к родительской чете в целом, так и отдельно к обоим родителям. У младших школьников из демократических семей наблюдается привязанность к матери и родительской чете.

Школьники, воспитывающиеся в семьях либерального стиля, характеризуются низким уровнем агрессии, по шкале «Агрессивность, конфликтность» не превышает значений нормы (1,5). Также выявлено, что показатели шкалы поведенческих реакций «Реакция на фрустрацию» достигает нижней границы нормы (2,00), соответственно, показатель социальной адаптированности младшего школьника находится также в нижних пределах нормы. Показатели по шкале «Отгороженность, стремление к уединению» находятся в средних значениях нормы. При этом наблюдаются достаточно высокие показатели по шкале «Стремление к общению» (2,5), что свидетельствует о наличии потребности в межличностных контактах и взаимодействии, отсутствии эмоциональной поддержки со стороны родителей и сверстников. Также это подтверждают низкие показатели по шкале «Отношение к матери» (5,25). В сфере семейных отношений следует отметить холодность школьников к родительской чете в целом, так и отдельно к обоим родителям. У младших школьников из либеральных семей не наблюдалась сильная привязанность к одному из родителей.

Также выявлено, что в семьях индифферентного стиля воспитания школьники имеют эмоционально холодные взаимоотношения с матерью, что проявляется в низком показателе шкалы «Отношение к матери» (4,00). Также школьники, воспитывающиеся в семьях индифферентного стиля воспитания, отличаются низкими показателями по таким шкалам, как «Агрессивность» (1,00), «Стремление к общению» (1,20), и высоким показателем по шкале «Стремление к уединению» (3,00), что свидетельствует о низкой социальной адаптированности младшего школьника. В сфере семейных отношений следует отметить холодность школьников к родительской чете в целом, так и отдельно к обоим родителям. У детей из индифферентных семей не наблюдалась привязанность к родителям.

Таким образом, были выявлены нарушения в структуре межличностных отношений у младших школьников, в семьях которых применяется авторитарный, либеральный и индифферентный стили воспитания. Выявлены эмоциональная напряженность, фрустри-рованность (с преобладанием агрессивных реакций в ситуации фрустрации).

Для определения взаимосвязей общения в выбранном стиле семейного воспитания и сформированных особенностей межличностного общения младших школьников применялся корреляционный критерий г - Пирсона. Были выявлены следующие статистически достоверные связи.

Использование индифферентного стиля воспитания подталкивает младшего школьника к уединению, отгороженности (г = 0,57 при р < 0,05). Отсутствие внимания матерей к потребностям ребенка способствует развитию замкнутости, неуверенности в себе, очень часто у них проявляется склонность к асоциальному и агрессивному поведению. Авторитарный стиль формирует конфликтное общение и отношение со сверстниками (г = 0,38 при р < 0,05), специфическую реакцию на фрустрацию (г = 0,45 при р < 0,05). То есть, если от ребенка требуют полного подчинения, то он часто в межличностном общении проявляет агрессию. Также была выявлена повышенная тревожность за ребенка (г = 0,47 при р < 0,05), что проявляется в чрезмерном контроле за ним. Такое поведение матерей не

связано с эмоциональной поддержкой и заботой, а скорее ориентировано на соблюдение норма и правил, предложенных и диктуемых родителями.

Демократический стиль воспитания позволяет быть дружелюбным, любознательным, общительным шкала «Любознательность» (г = 0,36 при р < 0,05) и «общительность в группе сверстников» (г = 0,58 при р < 0,05). То есть, и в своем общении младший школьник опирается на здоровую форму взаимоотношений с коллективом.

Младшие школьники, воспитывающиеся в семьях с либеральным стилем, также обнаруживают стремление к общению со сверстниками шкала «общительность в группе детей» (г = 0,44 при р < 0,05), прекрасно строят отношение и общение с матерями шкала «Отношение к матери» (г = 0,51 при р < 0,05). Однако у младших школьников могут обнаруживаться затруднения в соблюдении нормативности в общении, т.к. этому не уделяется должное внимание шкала «Тревожность за ребенка» (г = -0,49 при р < 0,05).

Таким образом,можновыделить особенности общения матерей и младших школьников. Благоприятными условиями общения и воспитания ребенка служат понимание и забота со стороны родителей, теплое и эмоциональное принятие внутри семьи, поощрение автономии с высоким уровнем контроля, а также гибкая система наказаний и поощрений.

Литература

1. Гильяшева И. П., Игнатьева Н. Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка:метод. пособие. Вып. 7. М.: Фолиум, 1994. 64 с.

2. Головей Л. А., Савенышева С. С., Василенк В. Е., Энгельгардт Е. Е. К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «Родитель - ребенок»: теоретический и эмпирический аспекты // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2014. №2. С. 85-86.

3. Евтух Т. В., Баландина Л. Л. Различающееся отношение в системе «Родители дети» // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2013. №1. С. 67-75.

4. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина, А. Г. Рузская. М.,2014. 234 с.

5. Марковская И. М. Психология детско-родительских отношений: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ. 2012. 91 с.

6. Молодцова Т. Г., Кучерявенко И. А. Изучение стилей семейного воспитания родителей старших дошкольников // Молодой ученый. 2018. №5. С. 154-157.

7. Степанов С. Стили родительского поведения // Школьный психолог. 2000. №5. С. 14-17.

8. Токарев О. А. Одаренные дети: трудности в общении // Гаудеамус. 2018. №3 (37). С. 73-75.

9. Фельдштейн Д. И. Современное Детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. 2009. №2. С. 28-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.