Научная статья на тему 'РОЛЬ РЕЛИГИИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА И ОБЩЕСТВА'

РОЛЬ РЕЛИГИИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА И ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2682
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / РЕЛИГИЯ / ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Славова Н.А.

В СТАТЬЕ ИССЛЕДОВАНО ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ОБЩЕСТВО, ПРАВО И ГОСУДАРСТВО В ЦЕЛОМ. ОПРЕДЕЛЕНА СУЩНОСТЬ (ВЛИЯНИЕ) РЕЛИГИИ НА ПРАВО И ОБЩЕСТВО ЧЕРЕЗ ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ: МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКУЮ, ПСИХОТЕРАПЕВЧЕСКУЮ (КОМПЕНСАТОРНУЮ), КОММУНИКАТИВНУЮ, РЕГУЛЯТОРНУЮ, ИНТЕГРИРУЮЩУЮ, ИДЕОЛОГИЧЕСКУЮ, АКСЕОЛОГИЧЕСКУЮ. ОПРЕДЕЛЕНО, ЧТО РЕЛИГИЯ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ СМОДЕЛИРОВАТЬ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НОРМЫ ПРАВА, А ТАКЖЕ ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ, В ЦЕЛОМ, НА ОСНОВАНИИ ДУХОВНЫХ (РЕЛИГИОЗНЫХ) ЦЕННОСТЕЙ. МЕТОДОЛОГИЯ: ДИАЛЕКТИКА, АНАЛИЗ И СИНТЕЗ, МЕТОДЫ ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF RELIGION IN THE MODERN LAW AND SOCIETY DEVELOPMENT

The influence of religion on society, the law and the nation state as a general principle. The contents (influence) of religion of the law and society is defined through its main responsibilities: world outlook, psychotherapeutic (redeeming), communicative, regulatory (disciplinary), social, ideological, and educational. It is defined that religion gives the opportunity to make a model of the civil society and to improve the legal standards as well as the legal framework on the authority of testament (religious) things of value. Methods: dialectics, analysis and synthesis, methods of logical analysis.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РЕЛИГИИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА И ОБЩЕСТВА»

УДК 340.11+340.114

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_2_51

Славова Н.А.

РОЛЬ РЕЛИГИИ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВА И ОБЩЕСТВА

Slavova N.A.

THE ROLE OF RELIGION IN THE MODERN LAW AND SOCIETY DEVELOPMENT

Ключевые слова: право, общество, государство, религия, функции религии, правовая культура, правовое государство.

Key words: law, society, nation state, religion, responsibilities of religion, legal culture, constitutional state.

Аннотация: в статье исследовано влияние религии на общество, право и государство в целом. Определена сущность (влияние) религии на право и общество через ее основные функции: мировоззренческую, психотерапевческую (компенсаторную), коммуникативную, регуляторную, интегрирующую, идеологическую, аксеологическую. Определено, что религия дает возможность смоделировать гражданское общество и усовершенствовать нормы права, а также правовую систему, в целом, на основании духовных (религиозных) ценностей.

Методология: диалектика, анализ и синтез, методы логического анализа.

Abstract: the influence of religion on society, the law and the nation state as a general principle. The contents (influence) of religion of the law and society is defined through its main responsibilities: world outlook, psychotherapeutic (redeeming), communicative, regulatory (disciplinary), social, ideological, and educational. It is defined that religion gives the opportunity to make a model of the civil society and to improve the legal standards as well as the legal framework on the authority of testament (religious) things of value.

Methods: dialectics, analysis and synthesis, methods of logical analysis.

В соответствии со ст. 14 Конституции РФ Российская Федерация является светским государством (никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной1. В тоже время, необходимо подчеркнуть важность религии в формировании права, правовой культуры населения, развития межгосударственных отношений и т. д.

Таким образом, в современных условиях развития правотворческой деятельности, правового и социального государства изучение влияния религии, религиозных убеждений и исповеданий на общество, право, правовую систему, а также государство имеет огромную теоретическую и научно-практическую актуальность.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. consultant.ru/document/cons_doc _LAW_28399/

Вопросы влияния религии на общество, право, государство были научным исследованием многих ученых, таких как Д.В. Пивоварова, А.В. Ситникова, Л.З. Немировской и др.

Цель статьи - исследовать влияния религии на формирования общества, стиля жизни человека (формирование его правовой культуры), права и развития государства в целом.

Право - это система общеобязательных, установленных и обеспечиваемых государством норм, предназначенных для регулирования отношений в обществе2.

В свою очередь, если рассматривать понятие религии как многогранного феномена необходимо отметить следующее. Религия - 1) это комплекс представлений, верований и доктрин; 2) это культ и ритуал;

2 Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник для бакалавров/ В.В. Лазарев, С.В. Липень. - 4-е изд., перераб. и доп. М - Издательство Юрайт, 2013. -С. 230.

3) эмоциональные переживания; 4) организация и объединения. Отсюда следует, что религия по-разному трактовалась различными учеными (богословами, теологами, философами, юристами, психологами). Например, религия - это определенная психология человечества, иррациональное (подсознательное) переживание; религия -чувство нравственного долга1.

Сущность и значение религии в обществе (социуме) нельзя недооценивать. Хотя, в советские времена такое направление как атеизм официально отображало религию как порождение консерватизма, рабского отчуждения, принуждения, страха, невежества, бессилия, кроме того, атеисты противопоставляли религию прогрессу, культуре, разуму, науке и истине2.

Однако, данные атеистические представления о религии можно опровергнуть через призму представления религии как социального и правового явления, которое определяет противоположность дестабилизации, деградации общества и государства в целом.

Жизнедеятельность человека в цивилизованном обществе должна опираться на систему ценностей, то есть «устойчивые» цели к которым человек стремится для своего блага и общества в целом. Общечеловеческие ценности неразрывно связаны с нравственными идеалами и убеждениями, и прежде всего, большинство из них восходит из религиозных начал (добро, любовь к ближнему). Такие ориентиры являются (и должны быть) традиционным устойчивым элементом в системе общечеловеческих ценностей. Общество, которое имеет систему устойчивых ценностей, является жизнеспособным и может развиваться. Например, в традиционных (древних) обществах осно-

Немировская Л.З. Религиоведение. История религии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.З. Немировская. — Электрон. текстовые данные. — М.: Российский новый университет, 2010. — 368 а — 978-5-89789-050-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21309.html

2 Пивоваров Д.В. Философия религии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Д.В. Пивоваров. — Электрон. текстовые данные. — Москва, Екатеринбург: Академический Проект, Деловая книга, 2010. — 640 а — 5-8291-2526-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60141.html

ву системы ценностей создавала религия, которая была авторитетным источником представлений о мире, добре и зле, о смысле человеческого существования перед лицом Божиим3.

На сегодня, в современном обществе наблюдается игнорирование общечеловеческих ценностей, основ морали, которые являются индикатором развития социального, правового государства (например, честь, достоинство, справедливость, истина, не причинение вреда и другие). Данные ценности берут свое начало и развитие из религиозных источников. На наш взгляд, религиозные ценности являются основой для развития личности (человека), общества, права и государства в целом, функции которых направлены на построение правопорядка в обществе. Кроме того, этот абсолют (ценности) не должны подвергаться изменениям, они должны быть фундаментом для дальнейшего развития полноценного гражданского общества, усовершенствования правовой системы.

Совершенно правильно подчеркнул Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, когда говорил, что «если нравственность подвергается переменам, она теряет свое абсолютное значение для жизни людей... если нет нравственности, то нет и человека, нет человеческого сообщества.»4. Любое общество развивается посредством определенных идеалов, которые, влияют на культуру, жизнедеятельность человека, и в определенных вопросах определяют стратегическое развитие самого общества, государства, и права, и это отражается на правотворческую, правоприменительную, право-реализационную деятельность. Культура является фундаментом для формирования мировоззрения человека, идеологии государства в целом.

Однако, если культура утратила фундаментальные ценности, она перестает быть

Митрополит Волоколамский Илларион. Традиционные ценности — вызов секулярному мировоззрению // Церковь и время". - 2011. - № 62. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mospat.ru/.

4 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Культура и общество: взгляд Церкви // Церковь и время. - 2011. - № 58. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mospat.ru/ru/

таковой, поскольку псевдоценности ведут к деградации общества и государства1.

Нельзя не согласиться с А.В. Ситниковым, что религия - это система, которая состоит из двух взаимосвязанных элементов. Первый - ценностно-нормативный уровень, который включает - определенные догмы, предписания, верования и т. д. Второй элемент - модель поведения, управляемая посредством первого элемента, то есть на основании определенных ценностей, ориентиров (поскольку отношение людей к «сакральному» влияет на поведение людей в обществе)2.

Анализируя основные функции религии, можно сделать вывод о сущности религии как фактора, влияющего на общество и право, с одной стороны, и формирование устойчивых ценностных ориентиров как для человека (и его правовой культуры), так и для государства в целом.

И так, к основным функциям религии относятся: мировоззренческая, психотера-певческая (компенсаторная), коммуникативная, регуляторная, интегрирующая, идеологическая, аксеологическая.

Мировоззренческая функция заключается в формировании общего взгляда на мир, общество, государство, на реальность, которая происходит в социуме и определенным образом религия решает вопросы значимости определенных ценностей в жизни человека и общества.

Психотерапевческая (компенсаторная) - это социально-психологическая помощь, она проявляется в защите человека через предоставления моральной помощи, а в некоторых (особых) случаях предоставления материальной поддержки. Особенно это проявляется в институциональном измерении, т. е. конкретно через религиозные организации. Например, религиозные организации в соответствии с Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" вправе проводить религиозные обряды и церемонии в лечебно-профилактических, больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах. Так

1 Там же.

2 Ситников А.В. Церковь и гражданское общество в России 2011. - № 58. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://mospat.ru/church-and-time/697

же религиозные организации осуществляют благотворительную деятельность, оказывая нуждающимся материальную помощь.

Таким образом, религиозные организации оказывают содействие, то есть моральную и материальную поддержку, и тем самым придают "жизненную опору" для человека.

Коммуникативная функция религии проявляется через непосредственный контакт человека с источником информации, либо через общение с иными социальными субъектами. Таким образом, эта функция может проявляться через общение верующих между собой, через общение человека непосредственно с представителями религиозных организаций. Кроме того, на современном этапе развития общества данная функция выходит в международную коммуникативную среду, поскольку законодательством предусмотрено право религиозным организациям устанавливать и поддерживать международные связи и контакты. В связи с этим, данная функция способствует укреплению и сплочению как людей, так и укреплению международных отношений.

Следующая функция - регулятивная. Так, некоторые граждане придают особое значение регулятивной функции религии, поскольку она (религия) создает определенные правила и ценности, которым человек должен следовать, так же устойчивость поведения в окружающем мире. Это обусловлено тем, что данная функция определяет основные направления воздействия на общественные отношения, посредством определения основополагающих ценностей общества. Через религиозные воззрения идет саморегуляция личности и регуляция социальной среды в целом, тем самым данная функция совместно с правом (а иногда даже является особым "помощником" права) регулирует поведения человека в различных правоотношениях - семейных, трудовых, гражданских и т. д.

Интегрирующая функция для общества и государства в целом является одной из главенствующих, поскольку проявляется через объединение людей в социум и, в свою очередь, религия предоставляет обществу единую систему норм (правил поведения). На наш взгляд, это укрепляет соци-

альное единство, поддерживает культуру и традиции в обществе. Например, религия воздействует на право, а точнее на правотворческую деятельность посредством принятия нормативно-правовых актов, в целях интеграции общества (объединения людей). Так, на законодательном уровне (в Трудовом кодексе РФ) определен перечень праздничных дней, которые являются нерабочими, в том числе, в этот перечень входит и религиозный праздник Рождество Христово (7 января)1. Так же, в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" органы государственной власти вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Таким образом, отдельные субъекты Российской Федерации в связи с религиозными праздниками интегрируют (объединяют) людей с этой целью, например, указ главы Чеченской Республики "О нерабочих (праздничных) днях" от 14.08.2018 г. определяет, что в связи с празднованием на территории Чеченской Республики праздника Курбан-Байрам 20, 21 и 22 августа 2018 года являются нерабочими (праздничными)

днями на территории Чеченской Республи-

2

ки .

Идеологическая функция религии так же играет важную роль в развитии, становлении и самоопределении общества, и государства в целом, поскольку религия создает определенную модель общественной жизни. Идеология является важнейшим средством влияния как на отдельного индивида, так и на определенную группу людей. В целом, для общества идеология представляет собой систему взглядов на социум, политические, правовые явления, государство. Кроме это, идеология формирует определенные идеалы в сфере социальных отношений (добро, справедливость, свобода). Например, одна из заповедей Божьих в православии - почи-

1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018) -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34 683/98ef2900507766e70ff29c0b9d8e2353ea80a1cf/

2 О нерабочих (праздничных) днях: Указ главы Чеченской Республики от 14.08.2018 г. № 136. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550162291

тай отца своего и мать, оказывает воздействия на отношения между родителями и детьми (тем самым формирует идеологию семейных правоотношений). В свою очередь, в Семейном кодексе РФ, определенно, что трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них (ст. 87) . Некоторые индивиды, которые не имеют правовых знаний в сфере семейных правоотношений не знают о вышеуказанной правовой норме, однако не нарушают ее вследствие религиозных представлений отношения: родитель-ребенок: дети-родители.

Таким образом, религия формирует определенные знания (нормы и ценности), принципы, «установки» правила поведения в обществе, т.е. идеологическая направленность создает систему координат, ориентиров, которые порождают условия для развития коммуникативных связей, правомерного поведения индивидов в обществе, а также для определения государственно-политического вектора развития страны в целом.

Аксиологическая функция заключается в том, что религия создает фундамент (основу) ценностных ориентиров, с помощью которых можно регулировать отношения, складывающиеся в обществе. Традиционно духовные ценности (идеалы, идеи, цели, нормы) являются аксиологическими. К числу базовых категорий аксиологии, на наш взгляд, относятся такие понятия, как «ценность», «благо», «оценка», «ценностное отношение», «оценочное отношение», «справедливость», «свобода», «польза (полезность)», «истина», и т. д. Как правило, духовные ценности характеризуют «высшие запросы» человека, в отличие от материальных ценностей, они являются устойчивыми и фундаментальными в формировании личности.

Необходимо отметить, что духовные ценности, которые образуются посредством религии являются важными как в теоретическом, так и практическом смыслах. И проявляется это в сфере общественной жиз-

3 Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons doc LAW 376090/

ни, в том числе в правовой культуре человека.

Стоит согласиться с тем, что применительно к России религиозность выступает не просто определенным культурно-историческим типом духовно-

нравственного состояния народа, а неотъемлемой формой общественной жизни и важным свойством российской правовой культуры. Определенный нравственный опыт и традиции могут проявляться через религиозное отношение и тем самым, являются действенным средством регулирования и нормализации различных отношений, а также развития правосознания1.

Таким образом, религиозные ценности - это совокупность идей, норм (моделей) поведения, действий, с помощью которых происходит удовлетворение духовных потребностей человека. Однако, ценности, которые были выработаны великими религиями человечества на протяжении их развития, составляют основу общечеловеческой морали. Например, основные заповеди христианства (не убий, не говори неправду, уважай своих родителей и другие) были и остаются актуальными всегда. Они приобретают особую значимость в периоды социальных проблем и потрясений, которые переживает сегодня и наше общество.

Можно констатировать, что религия (религиозные ценности) влияют и на правотворчество в целом, через «трансформацию» религиозных догм в позитивное право.

В основе процесса развития нормативно-правовой базы в правовом государстве лежит идеал общественного блага, который не противостоит индивидуальному благу, а наоборот дополняет его. Сердцевина этих благ - защита и определение основных прав человека. В правотворческой деятельности права человека выступают в качестве ориентира и опоры, демонстрируя, что сила государства проявляется не в том, что власть может делать все что угодно, а в

1 Горохова В.В. Роль Религии в формировании правового сознания // Религиозные ценности в республики Адыгея [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://www. elibrary.ru/item.asp?id=37415542 &selid=37641590

том, что она всегда соответствует интересам и идеалам социальной массы.

Например, базовое понятие в теории прав человека - достоинство. Согласно библейскому писанию, человек создан по образу и подобию Бога. В связи с этим, святитель Григорий Богослов, соотносил человеческое достоинство с актом Божественного творения, тем самым подчеркивал, что все, без исключения, люди обладают достоинством.

Безусловно, сегодня конституционной основой социальной справедливости на первом плане провозглашено достоинство человека. Современная юриспруденция все чаще обосновывает этот постулат: «..центральное место в естественно-правовой доктрине занимает достоинство человека. Без этого невозможно формировать конституционное мировоззрение, ориентированное на социальное согласие всех слоев и групп российского общества как призыв времени»2.

Следует обратить внимание, что в основе религиозных ценностей лежит любовь. Данное понятие многогранное и распространяется на семью, общество и страну, в которой человек живет. Не случайно православная традиция возводит патриотизм к словам Самого Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Патриотизм является многогранным (здесь и защита семьи, забота об окружающей среде и памятниках природы, истории и культуры и т. д.)3 Сегодня, патриотический вопрос актуален во всех сферах, поскольку без патриотического разума невозможно формирование духовной (нравственной) личности, а, следовательно, развитие цивилизованного, правового государства. Одной из

2 Правотворчество как индикатор правовых ценностей: внутригосударственное, наднациональное и международное измерения. Коллективная монография / Под ред. И.Л. Честнова. СПб.: Астерион, 2018. - С. 218.

3 Артемов В.Л. Патриотизм и национальная идентичность. О воспитании патриотизма // Высшее образование для 21 века: проблемы воспитания. Доклады и материалы XIV Международной научной конференции: в 2 частях. 2017 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://elibrary.ru/download/ elibrary_34877535_63239419.pdf

стратегий государственной политики является развитие патриотического «духа» в российском обществе, примером этого служит ряд нормативно - правовых актов, а именно, Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации", Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ.

Стоит обратить также внимание, что семья и религия являются древнейшими социальными институтами и находятся в очень тесной связи между собой. Семейные ценности посторенние (создание) брака всегда были важными вопросами для любых религиозных конфессий во все времена. Так, если говорить о церковных канонических аспектах брака, то «Брак есть установленный Богом союз мужчины и женщины» (Быт. 2:18-24; Мф. 19:6). Данная религиозная норма (правило) нашло свое отражение в Основном законе Российской Федерации (ст. 72).

Религиозные догмы (ценности) влияют и на общие принципы права как на основополагающие идеи формирования права в определённом обществе. К основным принципам права относятся - законность, гуманизм, справедливость, приоритет прав человека. Например, гуманизм утверждает саму ценность человеческого бытия, человеческого существования, честь, достоинство каждого человека. И принцип гуманизма аккумулирует в себе органично источники духовной жизни, которые имеют решающее значение для правовой системы общества. Так, освобождение от уголовной ответственности можно назвать проявлением

принципа гуманизма, в религиозных догмах - прощение является основным императивом, который проявляется через исполнение наивысшего нравственного требования Христианства: «Возлюби врага своего» (данное правило отражается еще в книгах Ветхого Завета). Кроме того, все православие буквально построено на прощении. Это не пожелание Бога, это Его закон. Через апостолов, в частности апостола Матвея, прямо сказано, что только при условии полного прощения обижающих нас людей Бог дарует милость покрыть все прегрешения, другими словами, простить. (Матв. 6:14-15).

Главное предназначение религиозных догм проявляется в том, что они позволяют отграничить (отличить) добро от зла, истину от обмана, тем самым «освящая» право или отдельные его институты, религия «объявляет» грехом нарушение не только религиозных, но и юридических норм и способствует тем самым их исполнению1.

Таким образом, можно сделать вывод, что взаимосвязь теологических теорий и правовых процессов является диалектической. Другими словами, религиозные догмы и право должны сохранить и поддерживать приоритет социально-ценностных (общечеловеческих) институтов, которые содержат модели правомерного поведения и, в целом, стабилизируют правовую систему.

В связи с этим, религия дает возможность смоделировать гражданское общество и усовершенствовать нормы права, а также правовую систему на основании духовных (религиозных) ценностей.

1 Путилкин П.А. Взаимодействие права и религии в регулировании общественных отношений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.tltsu. ш/sites/sites_content/site123 8/html/medi a71246/18Putilkin.pdf

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_28399/

2. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-Ф3 (ред. от 04.02.2021) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 376090/

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020) - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 34683/98ef2900507766e70ff29c0b9d8e2353ea80a1cf/

4. О свободе совести и о религиозных объединениях: ФЗ от 26.09.1997 г. N 125-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _16218/

5. О нерабочих (праздничных) днях: Указ главы Чеченской Республики от 14.08.2018 г. № 136. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550162291

6. Артемов, В.Л. Патриотизм и национальная идентичность. О воспитании патриотизма // Высшее образование для 21 века: проблемы воспитания. Доклады и материалы XIV Международной научной конференции: в 2 частях. 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_34877535_63239419.pdf

7. Горохова, В.В. Роль Религии в формировании правового сознания // Религиозные ценности в республики Адыгея [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37415542&selid=37641590

8. Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник для бакалавров / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - 4-е изд., перераб. и доп. М - Издательство Юрайт, 2013. - 634 с.

9. Митрополит Волоколамский Илларион. Традиционные ценности — вызов секуляр-ному мировоззрению // Церковь и время". - 2011 . - № 62. - Режим доступа: https://mospat.ru/.

10. Немировская, Л.З. Религиоведение. История религии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.З. Немировская. — Электрон. текстовые данные. — М.: Российский новый университет, 2010. — 368 а — 978-5-89789-050-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21309.html

11. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Культура и общество: взгляд Церкви // Церковь и время. - 2011. - № 58. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mospat.ru/ru/

12. Пивоваров, Д.В. Философия религии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Д.В. Пивоваров. — Электрон. текстовые данные. — Москва, Екатеринбург: Академический Проект, Деловая книга, 2010. — 640 а — 5-8291-2526-4. — [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60141.html

13. Правотворчество как индикатор правовых ценностей: внутригосударственное, наднациональное и международное измерения. Коллективная монография / Под ред. И.Л. Честнова. СПб.: Астерион, 2018. - 532 с.

14. Путилкин, П.А. Взаимодействие права и религии в регулировании общественных отношений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.tltsu.ru/sites/sites_ content/site1238/html/media71246/18Putilkin.pdf

15. Ситников, А.В. Церковь и гражданское общество в России 2011. - № 58. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mospat.ru/church-and-time/697

Дата поступления: 29.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.