Научная статья на тему 'Аспекты взаимодействия религиозных и правовых норм'

Аспекты взаимодействия религиозных и правовых норм Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1279
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная норма / закон / религия / право / история / social norm / law / religion / right / history.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Н. В. Войченко

Цель работы состоит в исследовании некоторых особенностей взаимодействия норм религии и права, так как они являются важными компонентами мировоззрения и оказывают активное влияние на форму социальной коммуникации. Достижение указанной цели предполагает решение таких задач, как изучение взаимодействия норм религии и права в истории; рассмотрение основных функций норм религии и права в системе современной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF RELIGIOUS AND LEGAL NORMS INTERACTION

The goal of the present work is to research the peculiarities of religious and legal norms interaction as they are the important components of the worldview and have an active influence on the form of social communication. To achieve the stated purpose it is necessary to accomplish the following tasks: to study the interaction of legal and religious norms through the history, to examine the main functions of legal and religious norms in the system of modern communication.

Текст научной работы на тему «Аспекты взаимодействия религиозных и правовых норм»

УДК 2-1:340

Н.В. Войченко

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: eriskina2001@mail. ru

АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ И ПРАВОВЫХ НОРМ

Цель работы состоит в исследовании некоторых особенностей взаимодействия норм религии и права, так как они являются важными компонентами мировоззрения и оказывают активное влияние на форму социальной коммуникации.

Достижение указанной цели предполагает решение таких задач, как изучение взаимодействия норм религии и права в истории; рассмотрение основных функций норм религии и права в системе современной коммуникации.

Ключевые слова: социальная норма, закон, религия, право, история.

N.V. Voichenko

Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatskу, 683003 e-mail: eriskina2001@mail.ru

ASPECTS OF RELIGIOUS AND LEGAL NORMS INTERACTION

The goal of the present work is to research the peculiarities of religious and legal norms interaction as they are the important components of the worldview and have an active influence on the form of social communication.

To achieve the stated purpose it is necessary to accomplish the following tasks: to study the interaction of legal and religious norms through the history, to examine the main functions of legal and religious norms in the system of modern communication.

Key words: social norm, law, religion, right, history.

В повседневной жизни современный человек вынужден руководствоваться многими правилами и требованиями. В том числе правом, требованиями этикета, моралью, религиозными заповедями, традициями, то есть теми нормами, которые складывались на протяжении долго времени в определенном обществе с определенным уровнем экономического развития. Но все представители социума знают, что как бы ни отличались социальные нормы друг от друга, они обязательны для всех членов общества для нормального функционирования государства, и желательно для достижения максимального эффекта при социальном взаимодействии учитывать исторические особенности основных социальных норм.

Одними из самых значимых социальных норм в процессе социальной коммуникации выделяют религиозные и правовые нормы. Данные нормы, являясь элементами мировоззрения, взаимно дополняют друг друга и активно влияют на взаимодействие людей. Как отмечают в своих статьях многие исследователи проблем мировоззрения, в том числе Л.П. Кукса и А.Д. Урсул, Т.А. Урсул, религиозные и правовые нормы, несмотря на их различия в механизме формирования, могут совпадать с точки зрения своего морально-нравственного содержания [1, 2].

Например, среди основных христианских заповедей есть правила - «не убий» и «не укради» и эти же правила поведения стали нормами в современной европейской культуре и фиксируются в письменном виде.

В настоящее время вопрос о взаимоотношении религии и права как социальных норм приобретает наибольшую актуальность в нашей многонациональной стране, потому что соблюдение законов, как нормативно-правовых актов, так и различных религиозных установок, является одним из важнейших условий успешной и неагрессивной социальной коммуникации. Актуаль-

Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами

ность данной темы объясняется еще и тем, что религия и право влияют на формирование системы взглядов на мир и место человека в обществе даже у неверующего. В этой связи актуальным явлением, требующим отдельного рассмотрения, является церковь как проводник религиозных норм в современном обществе. На сегодняшний момент церковь является особым типом самоуправляемой религиозной организации. Она не только пропагандирует религиозные нормы, но и может, как объединять членов социума на основе общего вероучения, так и противопоставлять их иноверцам. В конце XX в. такие противостояния, основанные на религиозных убеждениях, стали приобретать крайние формы, свойственные религиозному экстремизму. И в таких условиях чаще всего именно правовые нормы выступают значительным сдерживающим фактором, смягчают остроту социальных противостояний, а также способствуют достижению согласия и взаимопонимания договорным путем.

Как принято отмечать, на ранних этапах развития социума правовые нормы не отделялись от религиозных, этических, эстетических и были с ними тесно связаны. Древнейшие правовые нормы были в то же время и религиозными заповедями. И только с усложнением социальной жизни и становлением государственности правовые нормы отделяются от чисто религиозных [3]. Отделение религиозных норм от правовых произошло тогда, когда в человеческом обществе стали различать понятия преступления и греха. Это различие особенно четко выработалось и было зафиксировано в древнеримской системе права [3].

В истории России религия не сводилась только к вере, к соблюдению и совершению религиозных обрядов. Религия в нашем государстве всегда выполняла как основные свои функции, так и второстепенные функции социальной нормы:

- устанавливала правила поведения в обществе, то есть регламентировала социальное взаимодействие, обеспечивая стабильность его функционирования;

- дала критерии отношений к тем или иным действиям, помогая определить в поступках соотношения морального или аморального, правомерного или неправомерного.

В X в. Россия приняла в качестве государственной религии православную ветвь христианства, которая стала распространяться под контролем церкви государственной власти. За время становления и развития государственности на Руси православная ветвь христианства тесно переплеталась с правовой системой. Церковь сыграла заметную роль в укреплении и развитии государственной системы. В X и XI вв. церковь становится крупным землевладельцем и получает от Великого князя налог - десятину. Кроме того православная церковь в период Древней Руси имела три круга судебных прав:

1) судебная власть над всем христианским населением по некоторым делам;

2) судебная власть над церковными людьми;

3) судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной собственностью церкви [4].

В XIV-XV вв. православная церковь стала неотделима от государства. В Московском царстве создавались церковные школы, храмы и монастыри. Многие нормы, которые были установлены православной церковью, являлись частью правовой системы. Но необходимо отметить, что в Российской империи церковь оказалась в подчинении государства, но православие было государственной религией.

В 1918 г. декретом Совета народных Комиссаров церковь отделили от государства, и православная церковь была уравнена с другими конфессиями. В 30-е годы в период репрессий подверглись гонениям священнослужители всех конфессий. В 60-е закрывались и храмы, и мечети [5].

В постсоветское время разрушенные православные храмы и монастыри предаются РПЦ и восстанавливаются.

Настоящая Конституция России не содержит в себе правовых норм, которые бы очень жестко определяли контроль государства над религиозными организациями. Но с 1993 г. в России устанавливается принцип светского государства. Статья 14 Конституции Российской Федерации гласит: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства» [6]. Кроме конституционных норм правовое положение религии в нашей стране регулирует Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 30.11.2010) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (принят 19.09.1997) [7]. Принятие этого федерального закона о религиозных организациях сопровождалось бурной полемикой не только в церковных кругах, но и в самих органах государственной власти.

В Конституции Российской Федерации заложены основы деятельности общественных религиозных организаций, гражданам гарантирована свобода совести и вероисповедания. По законам Российской Федерации религиозные организации имеют статус юридического лица, следовательно, могут иметь молитвенные дома, храмы, учебные заведения, а также иное движимое и недвижимое имущество, которое необходимо для ведения религиозной деятельности.

В современном мире российская православная церковь пытается быть культурным центром современного социума, а не частью правовой системы государства. Но необходимо отметить, что и сейчас религиозные нормы продолжают соприкасаться с российским законодательством. Например, праздник Крещение Господне по православному канону отмечается в Российской Федерации как государственный праздник.

Итак, необходимо отметить, что религиозные и правовые нормы регулируют не любые, а наиболее типичные, массовые социальные отношения. Социальная норма - это чаще всего правило, стереотип, основанные как на внутренних побуждениях индивида и группы, так и на внешних детерминантах. Кризисное состояние нашего общества требует последовательного соблюдения и знания особенностей всех социальных норм, но особенно таких, как религиозные, то есть нравственные и правовые. Ведь отступление именно от них или их некорректное толкование, приводит, в конечном счете, к возникновению проблем в социальной коммуникации в современном обществе.

Литература

1. Кукса Л.П. Проблемы современного мировоззрения: системный анализ и прогноз [Электронный ресурс] // Уровень жизни населения регионов России. - 2017. - № 3 (205). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/problemy-sovremennogo-mirovozzreniya-sistemnyy-analiz-i-prognoz (дата обращения: 29.03.2019).

2. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобальное мировоззрение и глобальные исследования // Социо-динамика. - 2012. - № 1. - С.137-173.

3. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2000. - 387 с.

4. История и культурология: Учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд. / Н.В. Шишова, Т.В. Акулич, М.И. Бойко, А.М. Власова, О.В. Дружба, А.Ю. Новиков, В.А. Рамих, В.А. Ушкалов. -М.: Логос, 2000. - 456 с.

5. Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право. - 1991. - № 11. -С.131-143.

6. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. № 1-ФЗ [Электронный ресурс]. -URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

7. О свободе совести и о религиозных объединениях (26 сентября 1997 г.): Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 22.10.2014) [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_law_170122/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.