Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИИ'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
388
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / РЕЛИГИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ПЛЮРАЛИЗМ / STATE / RELIGION / IDEOLOGY / LEGAL VALUES / PLURALISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джамалова Э. К.

В статье исследуются проблемы взаимодействия религии и государства. Отмечается, что религия выполняет такие важнейшие функции, как интегративная и нормативная. Подчеркивается, что в условиях секуляризованного мира религия стремительно политизируется, так как в современном мире терроризм, локальные конфликты и войны несут религиозную составляющую. Отмечается, что в России формируется такой вектор взаимодействия религии и государства, при котором государство устанавливает на законодательном уровне ее важную роль, используя церковь как инструмент идеологического воздействия на массы, и усиливая ее позиции в обществе. Делается вывод о том, что на сегодняшний день церковь является социальным институтом, аккумулирующим духовные ценности и оказывающим огромное влияние на формирование сознания граждан, толерантного поведения и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF INTERACTION BETWEEN THE STATE AND RELIGION

The article explores the problem of interaction between religion and the state. It is noted that religion performs such important functions as integrative and normative. It is emphasized that in a secularized world religion is rapidly politicized, as in today's world terrorism, local conflicts and wars have a religious component. The article analyzes in Russia formed such a vector of interaction between religion and the state, in which the state establishes at the legislative level its important role, using the church as an instrument of ideological influence on the masses and strengthens her position in society. It is concluded that today the church is a social institution, accumulating spiritual values that have a huge influence on the formation of citizens' consciousness, tolerant behavior and culture.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИИ»

УДК 340:342

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИИ

Джамалова Э.К., Дагестанский государственный университет, Махачкала, Российская Федерация, [email protected]

В статье исследуются проблемы взаимодействия религии и государства. Отмечается, что религия выполняет такие важнейшие функции, как интегративная и нормативная. Подчеркивается, что в условиях секуляризованного мира религия стремительно политизируется, так как в современном мире терроризм, локальные конфликты и войны несут религиозную составляющую. Отмечается, что в России формируется такой вектор взаимодействия религии и государства, при котором государство устанавливает на законодательном уровне ее важную роль, используя церковь как инструмент идеологического воздействия на массы, и усиливая ее позиции в обществе. Делается вывод о том, что на сегодняшний день церковь является социальным институтом, аккумулирующим духовные ценности и оказывающим огромное влияние на формирование сознания граждан, толерантного поведения и культуры.

Ключевые слова: государство, религия, идеология, правовые ценности, плюрализм. DOI: 10.21779/2224-0241-2019-32-4-22-25 UDC 340:342

SOME ISSUES OF INTERACTION BETWEEN THE STATE AND RELIGION Dzhamalova E.K., Daghestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]

The article explores the problem of interaction between religion and the state. It is noted that religion performs such important functions as integrative and normative. It is emphasized that in a secularized world religion is rapidly politicized, as in today's world terrorism, local conflicts and wars have a religious component. The article analyzes in Russia formed such a vector of interaction between religion and the state, in which the state establishes at the legislative level its important role, using the church as an instrument of ideological influence on the masses and strengthens her position in society. It is concluded that today the church is a social institution, accumulating spiritual values that have a huge influence on the formation of citizens' consciousness, tolerant behavior and culture.

Key words: state, religion, ideology, legal values, pluralism.

DOI: 10.21779/2224-0241-2019-32-4-22-25

В современной России взаимодействие государства и церкви неоднозначно и довольно своеобразно. Это взаимодействие базируется на том, что культура российского общества основана на многовековом религиозном наследии ее народов. В условиях секуляризованного мира религия стремительно политизируется, так как в современном мире терроризм, локальные конфликты и войны имеют религиозную составляющую.

Государство и власть, не выполняя никакого религиозного призвания, во все времена пытались использовать церковь как важнейший идеологический инструмент подавления и принуждения, так как религия выполняет такие важнейшие функции, как интегративная (объединение людей путём создания единой духовной общности) и нормативная (обладая собственной системой норм и стандартов поведения, религия приспосабливает их под общесоциальные нормы, поддерживая социорегу-лятивные механизмы общества).

Нормативная функция выполняет важнейшую роль в процессе взаимодействия государства и религии, так как большинство религиозных норм основано на общечеловеческих нравственных ценностях и влияют на процесс социализации, воспитания и образования личности [1, 2]. Поэтому они более действенно регулируют общественные отношения. Н. Бердяев подчёркивает, что важнейшими функциями религии являются: компенсаторная (терапевтическая), коммуникативная, мировоззренческая. Компенсаторная (терапевтическая) функция помогает людям восполнить духовный вакуум, определяет их жизненные цели, помогает людям приобрести внутреннюю гармонию и даже обрести смысл жизни [3, 4, 5].

Взаимодействие Российского государства и церкви основывается на принципе субсидиарности, при котором государство делегирует церкви некоторые сферы ответственности в области среднего и высшего образования, здравоохранения и некото-

рые другие, субсидируя и финансово поддерживая церковь (так, например, Федеральный закон № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», который определяет порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, которое находится в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности). Церковь, как институт гражданского общества, получила возможность активного участия в диалоге между различными субъектами общественных отношений [5, 6].

Можно выделить два основных вектора развития взаимоотношений между государством и церковью.

С одной стороны, государство на законодательном уровне охраняет и защищает религию и церковь. Так, 14 статья Конституции Российской Федерации устанавливает, что Россия является светским государством и «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». В этой же статье указывается, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Статья 28 Конституции Российской Федерации гарантирует своим гражданам свободу совести и свободу вероисповедания. В свободу вероисповедания включается право человека исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакую, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними [4, 5].

Статьей 29 Конституции Российской Федерации запрещается пропаганда, агитация, производство и распространение информации, направленной на разжигание религиозной, национальной, социальной и расовой розни. Кроме того, статья 136 Уголовного кодекса РФ запрещает дискриминацию по религиозному признаку, а статья 148 УК РФ запрещает публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих. Статья 282 УК РФ устанавливает запрет на «возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет». В соответствии со статьей 357 УК РФ весьма суровое уголовное наказание (от 12 лет до пожизненного заключения) грозит за «действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов

этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы» [7].

Административная ответственность устанавливается статьей 5.26 КоАП за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Кроме того, право граждан на свободу вероисповедания закрепляется в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» [7].

Гарантиями конструктивного взаимодействия государства и церкви является создание различных органов, цель которых заключается в урегулированном взаимодействии органов государственной власти, церкви и институтов гражданского общества. К ним относятся Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, а также Комиссия Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести. Все эти органы созданы для обеспечения защиты граждан в сфере свободы вероисповедания.

С другой стороны, в России формируется такой вектор взаимодействия религии и государства, при котором государство устанавливает на законодательном уровне ее важную роль, используя церковь как инструмент идеологического воздействия на массы, и усиливает ее позиции в обществе. На сегодняшний день церковь является социальным институтом, аккумулирующим духовные ценности оказывающим огромное влияние на формирование сознания граждан, толерантного поведения и культуры [4, 5].

Полагаем, что церковь, являясь институтом гражданского общества, призванным вести диалог с гражданами, не должна влиять на образование и науку. Религия и наука в большинстве случаев взаимно исключают друг друга. Религия должна способствовать духовному развитию человека не во вред его светскому образованию. Поэтому следует полностью исключить любое возможное влияние религии на процесс образования и науки. Духовное развитие граждан является их частным делом, а не предметом ведения государства. И государство не должно никаким образом влиять на этот процесс

[5].

Кроме того, отделение церкви от государства, установленное в 14 статье Конституции Российской Федерации, предполагает невозможность вмешательства религиозных деятелей в политическую деятельность. Церковь обладает прерогативой в духовном и нравственном воспитании населения. Поэтому необходимо исключить любые возможности влияния религиозных деятелей на политическую власть [5].

Подводя итог, отметим, что религия выполняет функцию духовно-созидательного начала в государственном развитии России как многоконфессиональной страны. Однако конструктивная роль религии начнет деструктуризироваться, как только религия превратится в зависимый от государства придаток. Подчинение религии государству приведёт к потере ею функции как независимого носителя высших нравственных ценностей, к

потере сакральности. Религия, наравне с государством, способна регулировать поведение людей, при этом она опирается на многовековой нравственно-этический потенциал и является активным участником общественной жизни страны, обладающим определенными функциями и полномочиями и имеющим авторитет среди населения.

Литература

1. Баторов С.Е., Баторова Т.П. Некоторые историко-правовые аспекты взаимодействия религии и государства // Сибирский юридический вестник. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7nekotorye-istoriko-pravovye-aspekty-vzaimodeystviya-religii-i-gosudarstva (дата обращения: 30.08.2019).

2. Бабошина Е.В. Право и религия: теоретико-правовые аспекты взаимодействия // ЮП. 2009. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-i-religiya-teoretiko-pravovye-aspekty-vzaimodeystviya (дата обращения: 25.08.2019).

3. Джамалова Э.К., Деникаева С.Э. Конституционно-правовое регулирование свободы совести и свободы вероисповедания как фактор формирования правовой культуры народов Дагестана_// Юридический вестник ДГУ. 2012. № 3. С. 47-52.

4. Джамалова Э.К., Мациевич И.В. Религия как важнейший фактор формирования правовой культуры народов Дагестана // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2011. № 3-4. С. 456-461.

5. Джамалова Э.К., Скулаков Р.М. О взаимосвязи религии, правосознания, правовой культуры человека и территориальной целостности государства // Юридический вестник ДГУ. 2016. № 4.

6. Лукьянов Д.В. Религиозные правовые системы: вызовы современности // Проблемы законности. 2015. № 130. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznye-pravovye-sistemy-vyzovy-sovremennosti (дата обращения: 25.08.2019).

7. Пронина М. П. Юридическая техника использования религиозных норм в уголовно-правовой системе России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskaya-tehnika-ispolzovaniya-religioznyh-norm-v-ugolovno-pravovoy-sisteme-rossii (дата обращения: 25.08.2019).

8. Сюкияйнен Л.Р. Совместим ли шариат с современным российским правом? // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovmestim-li-shariat-s-sovremennym-rossiyskim-pravom (дата обращения: 01.09.2019).

9. Шестакова С.В., Чихладзе Л.Т. Нормы, основанные на религиозных догматах, как источники конституционного права зарубежных стран // Успехи в химии и химической технологии. 2014. № 7 (156). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normy-osnovannye-na-religioznyh-dogmatah-kak-istochniki-konstitutsionnogo-prava-zarubezhnyh-stran (дата обращения: 01.09.2019).

10.Гордеева Е.М., Ворожцова О.О. Актуальные вопросы в изучении источников исламского права // Наука и образование сегодня. 2019. № 6-1 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-v-izuchenii-istochnikov-islamskogo-prava (дата обращения: 26.08.2019).

References

1. Batorov S.E., Batorova T.P. Nekotorye istoriko-pravovye aspekty vzaimodeistviya religii i gosudar-stva // Sibirskii yuridicheskii vestnik. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-istoriko-pravovye-aspekty-vzaimodeystviya-religii-i-gosudarstva (data obrashcheniya: 30.08.2019).

2. Baboshina E.V. Pravo i religiya: teoretiko-pravovye aspekty vzaimodeistviya // YuP. 2009. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-i-religiya-teoretiko-pravovye-aspekty-vzaimodeystviya (data obrash-cheniya: 25.08.2019).

3. Dzhamalova E.K., Denikaeva S.E. Konstitutsionno-pravovoe regulirovanie svobody sovesti i svo-body veroispovedaniya kak faktor formirovaniya pravovoi kul'tury narodov Dagestana // Yuridicheskii vestnik DGU. 2012. № 3. S. 47-52.

4. Dzhamalova E.K., Matsievich I.V. Religiya kak vazhneishii faktor formirovaniya pravovoi kul'tury narodov Dagestana // Gosudarstvo, religiya, Tserkov' v Rossii i za rubezhom. 2011. № 3-4. S. 456-461.

5. Dzhamalova E.K., Skulakov R.M. O vzaimosvyazi religii, pravosoznaniya, pravovoi kul'tury che-loveka i territorial'noi tselostnosti gosudarstva // Yuridicheskii vestnik DGU. 2016. № 4.

6. Luk'yanov D. V. Religioznye pravovye sistemy: vyzovy sovremennosti // Problemy zakonnosti. 2015. № 130. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/religioznye-pravovye-sistemy-vyzovy-sovremennosti (data obrash-cheniya: 25.08.2019).

7. Pronina M.P. Yuridicheskaya tekhnika ispol'zovaniya religioznykh norm v ugolovno-pravovoi sisteme Rossii // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii. 2015. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskaya-tehnika-ispolzovaniya-religioznyh-norm-v-ugolovno-pravovoy-sisteme-rossii (data obrashcheniya: 25.08.2019).

8. Syukiyainen L.R. Sovmestim li shariat s sovremennym rossiiskim pravom? // Pravo. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. 2014. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovmestim-li-shariat-s-sovremennym-rossiyskim-pravom (data obrashcheniya: 01.09.2019).

9. Shestakova S.V., Chikhladze L.T. Normy, osnovannye na religioznykh dogmatakh, kak istochniki konstitutsionnogo prava zarubezhnykh stran // Uspekhi v khimii i khimicheskoi tekhnologii. 2014. №7 (156). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normy-osnovannye-na-religioznyh-dogmatah-kak-istochniki-konstitutsionnogo-prava-zarubezhnyh-stran (data obrashcheniya: 01.09.2019).

10. Gordeeva E.M., Vorozhtsova O.O. Aktual'nye voprosy v izuchenii istochnikov islamskogo prava // Nauka i obrazovanie segodnya. 2019. № 6-1 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-v-izuchenii-istochnikov-islamskogo-prava (data obrashcheniya: 26.08.2019).

Поступила в редакцию 26 ноября 2019 г.

Received 26 November, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.