УДК 34.01
О ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЛИГИИ, ПРАВОСОЗНАНИЯ, ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Скулаков Р.М., Вневедомственный научно-исследовательский институт изучения безопасности и сыска (ВНИИ ИБиС) г. Москва, Российская Федерация, [email protected]
Джамалова Э.К., Дагестанский государственный университет, Махачкала, Российская Федерация, [email protected]
В статье на основе анализа происходящих событий в мире, связанных с вооруженными конфликтами, распадами государств, обращается внимание на отдельные направления образования и духовное состояние населения для обеспечения территориальной целостности государства. Совершенствование религиозного просвещения, правосознания, правовой культуры будет влиять на формирование личности, общества и государства. Корректная взаимосвязь религии, правосознания, правовой культурой граждан внесет свой вклад в сохранение целостности государства. Ислам как мировая религия исповедуется в России и является неотъемлемой составляющей духовности многонационального государства. Однако отдельные представители искажают основы ислама, формируют агрессивные радикальные течения, своими действиями причиняют смерть и страдания окружающим людям, угрожают территориальной целостности государства. Взаимосвязь всех социальных норм очевидна. Авторы считают необходимым показать взаимосвязь ислама с правосознанием, правовой культурой граждан и территориальной целостностью государства. Исследование показывает духовную силу ислама, которая способна предотвратить распространение идей радикальных течений, необходимость совершенствования правового сознания и правовой культуры граждан для положительных преобразований в государственно-правовой сфере и недопустимости распространения сепаратистских настроений. Статья преследует цель обосновать взаимосвязь религии, правосознания, правовой культуры и территориальной целостности государства. Последовательно характеризуя и делая авторские заключения относительно религии, в частности ислама, правосознания, правовой культуры граждан, применительно к народам Дагестана, показывается связь с обеспечением территориальной целостности государства. В работе с помощью общенаучных (анализ, синтез, дедукция) и специальных правовых (исторического, описательного, сравнительного) методов осуществлено исследование взаимосвязи религии, правосознания, правовой культуры и территориальной целостности государства.
Сделан вывод о том, что Российское государство, формирующееся более тысячи лет, позволяет развиваться и взаимодействовать всем религиям, что необходимо для сохранения народов и территории государства. Право и религия являются формами человеческого сознания, которые содержат нормы, обеспечивающие общение между людьми, что создает основу для единства народов и территории государства. Радикальные течения угрожают территориальной целостности государства. Повышение уровня правосознания и правовой культуры позволит обеспечить безопасность государства и его конституционный строй.
Ключевые слова: ислам, религия, правосознание, правовая культура, территориальная целостность государства.
DOI: 10.21779/2224-0241-2016-20-4-41-45 UDC 34.01
ABOUT INTERRELATION OF RELIGION, LEGAL CONSCIOUSNESS, LEGAL CULTURE OF THE PERSON AND TERRITORIAL INTEGRITY OF THE STATE
Skulakov R.M., Private research Institute for the study of security and investigation (VNII IBIS), Moscow, Russian Federation, [email protected]
Dzhamalova E.K., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]
On the basis of the analysis of the taking place events in the world connected with armed conflicts, disintegrations of the states the attention to the separate directions of education and the spiritual condition of the population for ensuring territorial integrity of the state is paid. Improvement of religious education, sense of justice, legal culture, will influence forming of the personality, society and state. The correct interrelation of religion, sense of justice, legal culture of citizens will make the contribution to preserving of integrity of the state. Islam as world religion is practised in Russia and is the integral component of spirituality of the multinational state. However certain representatives distort fundamentals of Islam, create aggressive radical currents, the actions inflict death and suffering on surrounding people, threaten territorial integrity of the state. The interrelation of all social norms is obvious. Authors consider necessary to show interrelation of Islam with sense of justice, legal culture of citizens and territorial integrity of the state. Research shows spiritual power of Islam which is capable to prevent distribution of ideas of radical currents, need of improvement of legal consciousness and legal culture of citizens for positive transformations in the state and legal sphere and inadmissibility of distribution of separatist sentiments. Article pursues the aim to prove interrelation of religion, sense of justice, legal culture and territorial integrity of the state. Consistently characterizing and doing the author's conclusions concerning religion, in particular Islam, sense of jus-
tice, legal culture of citizens, in relation to the people of Dagestan, connection with ensuring territorial integrity of the state is shown. In work with the help general scientific (the analysis, synthesis, deduction) and special legal (historical, descriptive, comparative) methods research of interrelation of religion, sense of justice, legal culture and territorial integrity of the state is performed.
The conclusion is drawn that the Russian State, the forming more than one thousand years, allows to develop and interact to all religions that is necessary for preserving of the people and the territory of the state. The right and religion are forms of human consciousness which contain the regulations providing communication between people that creates the basis for unity of the people and the territory of the state. Radical currents threaten territorial integrity of the state. Increase of level of sense of justice and legal culture will allow to ensure safety of the state and its constitutional system.
Key words: islam, religion, legal awareness of human, legal culture of human, territorial integrity of the state.
В01: 10.21779/2224-0241-2016-20-4-41-45
Сознание человека содержит в себе множество сфер, содержащих представления и отношение человека к той или иной области общественной жизни, действительности. Формирование человеческого сознания происходит в обществе, которое постоянно формирует социальные нормы. Право, являясь официальным государственным регулятором общественных отношений, формировалось из социальных норм, таких как нормы морали (нравственности), религиозные нормы, корпоративные нормы, обычаи, традиции, ритуалы. Для реализации права государству важно формирование правового сознания и правовой культуры населения, что обеспечит должны правовой порядок. Религия оказывает значительное влияние на формирование правового сознания и правовой культуры человека, поскольку религиозные нормы являются разновидностью социальных норм.
Именно несформированное правосознание, а в последующем правовая культура могут привести к совершению правонарушений. Особого внимания заслуживают основы конституционного строя государства. Территориальная целостность является основой конституционного строя России и охраняется государством от нарушения. Поскольку государство, характеризуясь первичными признаками, такими как территория, население, власть, во многом, зависит от развития социальных норм, их безупречного уважения и сочетания. Религия, правовое сознание и правовая культура граждан, право государства объективно связаны друг с другом, являются социальными регуляторами, поэтому считаем недопустимым искажение, принижение любого из них. Именно население с высоким уровнем правового сознания и правовой культуры может учредить достойную власть и сохранить территорию государства. В указанных обстоятельствах считаем целесообразным показать взаимосвязь религии, правосознания, правовой культуры для сохранения территориальной целостности государства.
Одной из важнейших сфер жизни людей является религия. Примерно 2,2 млрд. человек (32% от общей численности человечества) исповедуют христианство, 1,6 млрд. (соответственно, 23%) - ислам, 1 млрд. (15%) - индуизм, 500 млн. (7%) - буддизм, и 14 млн. (0,2%) - иудаизм [5].
Ислам - самая молодая мировая религия, которая активно развивается и привлекает все большее количество приверженцев. Сегодня приверженцев ислама зачастую ассоциируют с террористами, экстремистами, что не соответствует реальной сущности религии.
Мы поддерживаем суждение К.М. Ханбабаева о том, что все религиозные учения призывают человека к добру и отказу от совершения преступлений и правонарушений, а нетрадиционные религии (секты) и культы, напротив, уводят человека от вечных ценностей и нравственности. Многие люди приходят к заключению, что возрождение общества должно идти через возрождение духовных, религиозных и культурных ценностей. «Религия, безусловно, оказывает благотворное влияние на морально-нравственные ценности, нормы поведения и традиции. Об этом свидетельствуют все традиционные мировые религии, которым чужды идеи национализма, межконфессиональной розни, этнического сепаратизма» [8, с. 84].
По нашему мнению, через религию устраняется раздробленность, отчужденность существования, распространяется единение в любви и вере, обретение целостности отдельным человеком, общностью, историей, природой - всем сущим. Поэтому личность и общество - основные субъекты обеспечения территориальной целостности государства.
В идеале - вера человека является абсолютно личным, внутренним состоянием, позволяющим руководствоваться в общественных отношениях, относиться к природе. Думается, что сущность любой из религий не предусматривает активное чрезмерное проявление внутренних религиозных чувств и убеждений человека на окружающее общество.
Современный период межгосударственных отношений оказывает влияние на все религии, существующие в мире. Мы можем наблюдать динамику кризисов в различных государствах и их последствия, видеть действия населения. Происходящие в мире стремительные изменения экономических, политических, военных и других условий заставляют человечество испытывать страх, непонимание, тревогу.
Представляется, что государства Запада во главе с США, находящиеся в условиях новой волны экономических потрясений, находят все новые возможности вовлечь в тяготы стабильно развивающиеся государства. США, нарушая общепризнанные принципы и нормы международного права [6; 7], вторгаются во внутреннюю политику государств. Можно наблюдать явное противостояние США новым возможностям и решениям России. Российская Федерация в международных отношениях активно реализует общепризнанные принципы и нормы международного права, что не всегда соответствует национальным интересам США. Достаточно вспомнить деятельность СССР после Второй мировой войны, как государства победителя, что
позволило помочь в развитии народам Ирака, Сирии, Палестины, Ливии, объединить Германию. Большинство фактов, характеризующих деятельность США -это разрушительное вторжение во внутренние дела государств с «благими намерениями», применение силы с надуманными основаниями опасности от государств или под предлогом защиты демократии и населения. Многие действия США относительно других государств носили дезинтегрирующий характер и затронули, например, Ливию, Иран, Ирак, Югославию, Грузию и сейчас Украину.
Россия - многонациональное, многоконфессиональное государство, что является одним из основных ее достоинств. На огромной территории России издавна сохраняются мир, понимание благодаря разнообразному национальному составу, где преобладающим является русский народ. Взаимовлияние, распространение традиций, межнациональное общение позволяет России развиваться в своих особенностях и темпах. Однако глобализация в мире оказывает влияние и на Российскую Федерацию и ее многонациональный народ не всегда положительным образом. Отдельные чуждые нашим народам ценности Западного мира не должны вносить разногласия среди многонационального народа России. Наряду с сохранением религий, традиций и обычаев народов России крайне важно понимать государственную, правовую идею, которая формируется в правовом сознании и реализуется посредством правовой культуры каждого гражданина Российской Федерации.
Общеизвестно, что в соотношении социальных норм, в частности, правовых и религиозных норм, существует как единство, так и противоречия [9, с. 217219]. Право, являясь основным регулятором общественных отношений в государстве, не должно толковаться как умаляющее значение для религиозных норм народов и наций, проживающих в Российской Федерации. Напротив, сохранение основ религий позволит сохранить духовное единство народов, единство государственной территории, обеспечить мир, взаимопонимание и традиционное развитие народов.
Поверхностная характеристика осложняющихся отношений между государствами выявляет главных акторов бедствий государств и населения. Экономически господствующие сообщества вынуждены менять и переустраивать правила жизнедеятельности государств в связи с изменением условий развития. Сегодня сложно увидеть государство, где бы население состояло из представителей только одной религии и течения. Навязывание взглядов, соперничество, конфликтность не позволят сосуществовать народам, обречет их на постоянные бедствия, приведет к непрекращающемуся территориальному делению государств, уничтожению культуры.
В повседневной жизни каждого человека нередко встает вопрос: как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей? Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых аккумулируется опыт многих поколений. Человек формируется в обществе, первые
представления о должном поведении он получает из морали (представлений человека о добре и зле), далее он познает религиозные учения, осознает правила поведения, участвуя в социальных группах (корпоративные нормы), и, наконец, достигая самостоятельности, узнает нормы права.
Социальные нормы обусловлены уровнем развития общественно-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное, либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей. Нормы, которыми руководствуется человек в своей жизни, это: нормы права; нормы морали (нравственности); религиозные нормы; корпоративные нормы; нормы обычаев, традиций, ритуалов.
Религиозное сознание как часть сознания человека не может не отражаться на понимании человеком права (правовое сознание) и реализации права в жизни, в действиях человека (правовая культура). Повышение уровня правосознания и правовой культуры представляется объективной необходимостью всего человечества [1, 2].
Правосознание представляет собой особую форму отражения правовой действительности, представляющую собой совокупность идей, представлений, чувств, эмоций, в которых выражается отношение к действующему и желаемому праву, что в последующем выступает важнейшим фактором формирования поведения людей в юридически значимых ситуациях. Общепризнано, что оно складывается из двух основных элементов: правовой идеологии и правовой психологии.
Правовая культура опирается на правовое сознание, но является самостоятельной категорией, так как включает не только социально-психологические процессы, фиксируемые в соответствующих нормах права, но и юридически значимое поведение людей, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов. В правовую культуру входят те элементы общественного сознания, которые формируют определенные варианты правового поведения людей в обществе, в коллективе.
Обсуждаемые понятия имеют прямое отношение к правовым основам государства - основам конституционного строя. Обязательным атрибутом государства является его территория. Государственная территория определяется государственной границей, которая обозначает предел распространения власти государства.
Значение территории для государства сложно переоценить. Определенная государственная территория не была основным признаком государственности в ранних государственных образованиях, но стала им позднее. На первой стадии своего существования многие племена и народы вели кочевой образ жизни, меняя местопребывание в зависимости от наличия природных ресурсов. При этом существовала определённая система организации власти, так что для некоторых из племен можно говорить о наличии таких основных признаков государственности, как народ и суверенная (верховная) государственная власть. С переходом к оседлости постепенно установилась определенная государственная территория, которая стала главным базисом развития государства.
Территория существовала тогда, когда не было государства, и будет существовать всегда, но ее понятие, статус, режим, состояние и принадлежность постоянно менялись. Понятие и значение территории возрастает вместе с развитием общества.
По нашему мнению, территориальную целостность государства можно представить как обеспеченную общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и правовыми средствами государства, неприкосновенность, нераздельность государственной территории и границы, сформированной исторически и находящейся под государственным суверенитетом.
Территориальная целостность государства -это состояние, при котором государство на протяжении времени способно сохранить свой территориальный состав. В течение жизни государство должно предотвращать свой территориальный распад или отделение каких-либо частей.
Исходя из сущности и определения понятия «территориальная целостность государства», важно создать условия для ее обеспечения. Познание основ религий является условием полноценного духовного развития личности. Наряду с религиозными понятиями отношения к обществу и государству, важным является развитие правового сознания и правовой культуры личности. Умелое сочетание религиозных знаний, сущности государства и права, реализации правовых отношений, юридической ответственности позволит упорядочить общественные отношения, подготовить их к дестабилизирующим условиям и фактам.
Особого внимания заслуживает территория Российского государства. Территория России есть основа будущего развития, сохранения отношений между народами, сбережения обычаев и традиций. Призывы к переустройству мира, переделу территорий не приведут, как кому-то кажется, к созданию новой более благоприятной жизни. Напротив, передел территорий государств разрушит сложившиеся отношения в обществе, поскольку далеко не все население является сторонниками переустройства, уничтожит инфраструктуру, повлечет жертвы среди мирного населения, что вызовет раздор среди народов. В предупреждении таких тяжелых последствий и выявляется необходимость в образовании, повышении уровня правового сознания и правовой культуры личности.
В существующих межгосударственных отношениях мы не выявили прямого заявления, явно обозначенного умысла одного государства нарушить территориальную целостность другого государства. Подобная ситуация исключена, поскольку общепризнанные принципы международного права однозначно обязывают государства воздержаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника. Однако все же можно выявить некоторые причины, которыми прикрываются государства, активно воздействуя на другие государства, что приводит к расколу или смене политического режима. Во многих случаях нарушения территориальной целостности государств можно увидеть не только во внутригосударственных проблемах, зачастую это осуществляется извне другими государствами по различным причинам,
среди которых: «пресечение нарушения прав человека», перерастающее в гуманитарную интервенцию; геополитические интересы; экономические выгоды.
Российская Федерация в выработке государственных мер все более внимательно относится к экстремизму. Президент Российской Федерации В. Путин отметил, что необходимо учесть уроки других стран, где экстремизм используется, как институт геополитики. На совещании глава государства назвал три основных направления противодействия экстремизму: повышение внимания к межнациональным отношениям, работа с молодежью и совершенствование миграционной политики [4].
11 ноября 2014 года в Москве в храме Христа Спасителя состоялся XVIII Всемирный русский народный собор (ВРНС) - крупнейший ежегодный общественный форум. На Собор было приглашено высшее духовенство христианской церкви, ислама, буддизма и иудаизма, а также политики, деятели науки, образования и культуры. Патриарх Кирилл в своей речи отметил: «Народ, разделившийся в понимании своей истории, становится неспособным сохранить единство. Единство и традиция как сила, передающая в том числе и ценности, и культурный код нации, являются непременным условием того, чтобы общество в любой иной исторический период сохраняло свою целостность и сохраняло своё единство» [3].
Резюмируя, отметим следующее. Российская Федерация - многонациональное государство, которое начало формироваться более тысячи лет назад, со своей историей, культурой, достижениями и победами. В России всегда развиваются, взаимодействуют все религии для сохранения единства народа и территории государства. Сегодня в России, благодаря всему многонациональному народу, есть физическая и духовная сила противостоять внутренним и внешним угрозам.
Характеризуя религию, правосознание и правовую культуру, можно отметить активное их влияние на личность, общество и государство. Обеспечение территориальной целостности государства кроется в духовности народа и его правовом сознании. Образование в государстве должно давать возможность полноценного развития личности, а, значит, распространять знания о духовном многообразии граждан. Под процессом образования необходимо понимать не только обучение в учебных заведениях различного уровня, но и все информационное пространство вокруг социализирующегося субъекта. Видится, что классическое образование, телевидение, пресса, литература, выставки, форумы и пр. должны представлять многообразие религий, культур, географический простор, важные научные открытия, выдающихся личностей. Современные педагогические методики вполне способны реали-зовывать указанные направления.
Право, религия, обычаи, традиции, ритуалы являются формами человеческого сознания, содержат нормы, обеспечивающие общение между людьми, в них есть много общего и их необходимо соблюдать без каких-либо изъятий или ограничений.
Право, не ущемляя религиозных норм, выступает общим мерилом правомерного и неправомерного поведения человека, оно необходимо любому обществу для достойного развития. Поэтому повышение
уровня правосознания и правовой культуры позволит сохранить спокойствие и мир среди граждан.
Радикальные течения, основываясь на сепаратизме, угрожают территориальной целостности государства. Представляется, что уничтожение истории, переформирование территории государства стирает и саму культуру, сам народ, которые развивался веками. После территориальных распадов нарушаются глобальные народные (национальные) отношения - «размываются» генетические корни народов (наций),
нарушаются отношения с сопредельными народами (нациями), уничтожаются памятники народа (нации).
Территориальная целостность государства является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Существующие меры обеспечения территориальной целостности Российской Федерации могут и должны быть поддержаны всеми народами. Благодаря единству, взаимосвязям, общности истории народы могут устранять разрушающие угрозы.
Литература
1. Джамалова Э.К. Религиозный экстремизм как деструктивное явление в правовой культуре народов Дагестана // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 5. С. 528-534.
2. Джамалова Э.К., Мациевич И.В. Религия как важнейший фактор формирования правовой культуры народов Дагестана // Религия, государство, церковь в России и за рубежом. 2011. № 4. С. 456-462.
3. Патриарх Кирилл призвал россиян хранить единство. URL: http://www.stoletie.ru/lenta/patriarkh_kirill_prizval_rossijan_khranit_jedinstvo_716.htm (дата обращения: 11.12.2015).
4. Путин назвал экстремизм инструментом геополитики. URL: http://www.rg.ru/2014/11/20/putin-anons.htmI (дата обращения: 24.09.2016).
5. Религиозная статистика мира. URL: http://www.info-islam.ru/publ/statji/religioznaja_statistika_mira/5-1-0-19757 (дата обращения 10.04.2016)
6. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.): п.7 ст. 2 // Действующее международное право. М., 1999. Т. 1. С. 7.
7. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. // Действующее международное право. М., 1999. Т. 1. С. 65-73.
8. Ханбабаев К.М. Учащаяся молодежь Дагестана и религия // Государство и религия в Дагестане: инф.-аналит. бюллетень. 2002. № 2.
9. Чашин А.Н. Теория государства и права: учебник. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2008.
10. Скулаков Р.М. Об отдельных проявлениях экстремизма, угрожающих территориальной целостности Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2015. № 3. С. 35-40.
11. Скулаков Р.М. Терроризм как угроза территориальной целостности государства // Юридический вестник ДГУ. 2015. № 1. С. 55-60.
References
1. Dzhamalova E.K. Religioznyi ekstremizm kak destruktivnoe yavlenie v pravovoi kul'ture narodov Dagestana // Aktual'nye problemy rossiiskogo prava. 2013. № 5. S. 528-534.
2. Dzhamalova E.K., Matsievich I.V. Religiya kak vazhneishii faktor formirovaniya pravovoi kul'tury narodov Dagestana // Religiya, gosudarstvo, tserkov' v Rossii i za rubezhom. 2011. № 4. S. 456-462.
3. Patriarkh Kirill prizval rossiyan khranit' edinstvo. URL: http://www.stoletie.ru/lenta/patriarkh_kirill_prizval_rossijan_khranit_jedinstvo_716.htm (data obrashcheniya: 11.12.2015).
4. Putin nazval ekstremizm instrumentom geopolitiki. URL: http://www.rg.ru/2014/11/20/putin-anons.html (data obrashcheniya: 24.09.2016).
5. Religioznaya statistika mira. URL: http://www.info-islam.ru/publ/statji/religioznaja_statistika_mira/5-1-0-19757 (data obrashcheniya 10.04.2016)
6. Ustav Organizatsii Ob"edinennykh Natsii (San-Frantsisko, 26 iyunya 1945 g.): p.7 st. 2 // Deistvuyushchee mezhdunarodnoe pravo. M., 1999. T. 1. S. 7.
7. Deklaratsiya o printsipakh mezhdunarodnogo prava, kasayushchikhsya druzhestvennykh otnoshenii i sotrud-nichestva mezhdu gosudarstvami v sootvetstvii s Ustavom OON ot 24 oktyabrya 1970 g. // Deistvuyushchee mezhdunarodnoe pravo. M., 1999. T. 1. S. 65-73.
8. Khanbabaev K.M. Uchashchayasya molodezh' Dagestana i religiya // Gosudarstvo i religiya v Dagestane: inf.-analit. byulleten'. 2002. № 2.
9. ChashinA.N. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik. M.: Izd-vo «Delo i Servis», 2008.
10. Skulakov R.M. Ob otdel'nykh proyavleniyakh ekstremizma, ugrozhayushchikh territorial'noi tselostnosti Ros-siiskoi Federatsii // Yuridicheskii vestnik DGU. 2015. № 3. S. 35-40.
11. Skulakov R.M. Terrorizm kak ugroza territorial'noi tselostnosti gosudarstva // Yuridicheskii vestnik DGU. 2015. № 1. S. 55-60.
Поступила в редакцию 24 октября 2016 г.
Received 24 October, 2016