РОЛЬ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ АБХАЗИИ
Работа представлена кафедрой отечественной истории Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Г. В. Смыр
В статье предлагаются основные выводы из исследования роли распространенных в современной Абхазии религиозных конфессий, объединений и групп, о зависимости оценки роли вся-
кои религии от местных условий общественно-исторического бытия, от социального состава верующих и служителей культов, от уровня сознания их религиозного (о вероучении и культе своей религии) и научного знания, от внутренней и внешней социально-политической ситуации в целом.
The article is devoted to the role of the religious confessions that are widespread in modern Abkhazia. The author views the dependence of estimation of a religion’s role on local conditions of social and historical life, on a social structure of believers and ministers of religion, on a level of consciousness of their religious and scientific knowledge and on an internal and external sociopolitical situation as a whole.
Несмотря на непризнание мировым сообществом, прежде всего Грузией и ее «друзьями», исторических и юридических прав абхазского и других народов, Республика Абхазия сегодня - конституционное, суверенное, демократическое, правовое государство, имеет свою государственную символику: Государственный герб, флаг и гимн. Конституция Республики Абхазия признает ' и гарантирует права и свободы человека. Признается также право на частную собственность.
В Республике Абхазия за истекшее время (1992 -2007 гг.) ситуация ознаменовалась коренными политическими, экономическими и социально-культурными переменами, затронувшими все сферы жизни общества, в том числе и религиозную сферу, государственно-конфессиональные отношения.
Республика Абхазия - светское государство, обеспечение свободы совести -свободного выбора и отношений к вероисповеданию представляет собой важную сторону ее внутренней политики. Она осуществляется с учетом мировоззренческого и конфессионального многообразия абхазского общества, с опорой на высокое национальное самосознание абхазов,
которое «всегда было на очень высоком 1
уровне» .
Годы, прошедшие после распада СССР, стали временем переоценки, обновления и возрождения, сохраненных абхазами и другими народами Абхазии традиций, обычаев и самобытных религиозных вероисповеданий, в том числе религиозных культов, аналога которым в других регионах Кавказа не знают, не зафиксированы они и в
научной литературе. Это культы, например, святилищная сила Аныха, которые наряду со своей основной задачей -• зашитой Абхазии от внешних врагов - продолжают' выполнять важную функцию в регулировании конфликтов и нравственных отношений внутри абхазского общества.
Не только традиционные для современной Абхазии языческие - (амартатра) религиозные формы абхазов, Абхазское православное христианство по русской церкви, ислам суннитского толка, раннехристианские по армянской церкви, иудейские, но и недавно распространенные в основном протестантские и восточные культы, объединения и группы продолжают оставаться значительным фактором в общественной и политической жизни, в системе духовной культуры, в синтезе с другими культурноисторическими феноменами и текущими процессами.
Все вышеперечисленные религии (кроме секты «Свидетелей Иеговы») в Республике Абхазия находятся в одинаковых условиях, в равноправном положении по Конституции и законодательным документам. Президент, вице-президент и члены правительства Республики Абхазия всем религиозным конфессиям, объединениям и группам оказывают одинаковую моральную, а иногда и материальную помощь, уделяют им значительное время, приходят на сходы жрецов святилищных сил Аныха, на праздники в честь языческих культов священной кузни Шашвы, пчеловодства Анан Гунда, на открытия новых богослужебных домов и т. д.
Особо следует отметить, что первый президент Республики Абхазия В. Г. Ардзинба и второй (нынешний) С. В. Багапш всегда находят время для решения внутренних и внешних проблем многоконфессиональной Абхазии. Об этом свидетельствуют, например, следующие ответы С. В. Багапш на вопросы руководителя отдела религии и политики «Правой. Ру.» Михаила Т юренкова.
- Сергей Васильевич, наш портал не просто политический, но православно-политический. Мы очень большое значение уделяем нашей вере. Зная о том, что Абхазия одно из древнейших государств, хотелось узнать Ваше видение положения православия в Абхазии, затрудненного тем, что Сухумо-А б-хазская епархия после войны 1992-1993 гг. фактически осталась вдовствующей, лишенной архипастырского окормления.
- Вы наверняка знаете, что до сих пор существуют спекуляции по поводу того, что Абхазия якобы мусульманская страна. На это лично я могу ответить тем, что первое, что я сделал после избрания Президентом Абхазии, - это встретился со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. М ы обсудили целый круг вопросов, одним из которых было мое предложение сделать Абхазию местом паломничества православных христиан. У нас православная страна с древнейшей историей, древнейшими храмами, святынями, отмстил я. Патриарх все это воспринял очень хорошо и, в принципе, эту работу мы уже начали проводить.
Конечно, после войны (грузино-абхазской. - Г. Ч.) 1992-1993 гг. ситуация в Сухумо-Абхазской епархии стожилась достаточно сложная. Так, если до войны в епархии доминировало грузинское направление, то сегодня все изменилось: мы работаем под московским патриархатом. В принципе, церковная ситуация один в один напоминает политическую. Ниша, где нет веры, очень быстро может заполниться всевозможными ваххабитами. Сегодня в Абхазию
приезжают миссионеры самых различных конфессий и сект: и католики, и иудеи, и иеговисты. Для того чтобы все это выдержать и остаться православными, нужна очень большая работа. Такую работу еще со времен войны проводит наш батюшка Виссарион, исполняющий обязанности управляющего Сухумо-Абхазской епархией.
Кстати, сейчас мы издаем книгу «Православные храмы Абхазии», описывающую все храмы нашей епархии, которую уже в самом скором времени я смогу преподнести вам в подарок.
То есть сегодня можно безо всяких сомнений и опасений приглашать православных людей в паломничество по Абхазии ?
■- Несомненно, и в этом также заслуга российского руководства, которое понемногу помогает нам восстанавливать наши святыни, в числе которых знаменитый
Ново-Афонский Симоно-Кананитский „ 2 мужской монастырь .
Однако в общественно-политической жизни и духовной культуре Республики Абхазия они играют неодинаковую роль, влияют на население также неодинаково: одни более весомо, другие - менее.
Это зависит не только от местных условий общественно-политического бытия, но и от социашлюго состава верующих и служителей культов, от уровня их религиозного (о вероучении и культе своей религии) и нерелигиозного знания, от внутренней и внешней социально-политической ситуации в целом.
Все религиозные конфессии, объединения и группы, даже «Свидетели Иеговы», в составе которой большинство абхазы, едины в защите и укреплении нсзависимо-сти Республики Абхазия, в реализации других национальных и государственных интересов, в укреплении и развитии добрососедских и братских отношений со всеми народами Российской Федерации, с кровнородственными абазин и адыгов Республик Северного Кавказа и Краснодарского края.
Говоря словами президента Республики Абхазия Сергея Васильевича Багапша, ((Абхазия всегда была многоконфессиональной страной, абхазское общество от-
3
личается веротерпимостью» .
В абхазском обществе не было и нет противоречия на религиозной почве в отношении национальных интересов. Об этом свидетельствуют немало беспрецедентных случаев. Например, то, что «случаи совместного проведения христианского и мусульманского обрядов последователями и той „ 4
и другой религии участились» .
Как заключает Г. В. Смыр, и в прошлом «с изменением историко-политического положения Абхазии менялось и отношение сс аборигенов абхазов к религии. Оно менялось в сторону подчинения религиозных потребностей народа к главнейшим общенациональным политическим интересам сохранению абхазов как этноса на уровне самых цивилизованных (рыцарских) народов с высокой нравственно-этнической и традиционной культурой, защите и преумножению чести и славы абхазского народа и его родины Апсны - не препятствовали в выборе форм межличностных, межэтнических и межгосударственных отношений, удовлетворяли духовные потреб-5
ности» .
Важно отметить и два других обстоятельства религиозной жизни абхазов:
1) главнейшие особенности религиозного сознания и культовой практики абхазов, прежде всего верховенство нерелигиозных элементов Апсуара - этхос абхазов, не позволяли «перевоспитывать» народ и делать его фанатиком какой-то определенной религиозной конфессии, а тем более поднимать знамя борьбы за веру, проявлять сочувствие такой борьбе или поддерживать деятельность отдельных крайних фундаменталистов в сопредельных государствах;
2) верующие, неверующие (не определившие своего отношения к религии) и без-религиозные (атеисты) относились всегда Друг к другу в соответствии с духом и бук-
вой Апсуара. А к неабхазу даже при первой встрече относились с уважением, человечно, гуманно, гостеприимно и т. д.
Развитие отношений на более высоком уровне в прошлом, и в наше время зависело и зависит полностью от самого неабхаз-ца, т. е. от его отношения к Абхазии, абхазскому народу, абхазскому этхосу и, наконец, к общечеловеческим принципам морали и нормам этикета. Словом, абхазы не связывали свое отношение к «чужому» человеку с приверженностью последнего к 'той или иной религии.
Это знают и народы Республики Абхазия, которые делили и продолжают делить радость и горе вместе с абхазским народом. Не случайно в современной Абхазии независимо от национальности и религиозной принадлежности говорят: «Мы народ Абхазии», «Наша Абхазия», «Наш Президент», «Наш Владислав Ардзинба», «Наш Сергей Багапш».
Конечно, встречаются единичные конфликты на религиозной почве среди интеллигенции. Они связаны больше с их разномыслием о путях и формах достижения национальных интересов, с желанием скорейшего признания Российской Федерацией независимости Республики Абхазия.
По мнению абхазской интеллигенции, это признание произойдет, если:
• все современные абхазы станут последователями православного христианства по русской церкви;
• абхазы как этнос со своей осовремененной системой, традиционной культурой Апсуара, будут более достойными и верными соседями Российской Федерации;
• Конституция и все законы Республики Абхазия будут полностью соответствовать Конституции и законам Российской Федерации;
• среди населения современной Абхазии будет преобладать этхос русских (русскость);
• президентом Республики Абхазия будет близкий по совместной службе или
работой к президенту Российской Федерации и т. п.
А внутри- и межконфессиональные проблемы связаны с догматическими, организационными, имущественными и другими противоречиями. Часто зги проблемы схожи с проблемами любой другой организации - вопросы о лидерстве, распределении финансов и т. п.
В целом, повторим слова президента Республики Абхазия С. В. Багапша, сказанные председателю Совета муфтиев России шейху Раввилю Гайнутдину, Секретарю Совета муфтиев России муфтию Татарстана Гусману (Хазрату) Исхакову и руководителю аппарата Совета муфтиев Харрису Саубянову, Абхазия «всегда была и останется многонациональной и многоконфессиональной страной, традиции, веротерпимости которой уходят глубоко в историю» . Основная мысль С В . Багапша в том, что очень важной является необходимость «духовного просвещения верующих во избежание опасных дтя всего общества
тенденций искажения истинных ценностей „ „ 7
и учений различных религий» .
Вместе с тем встречаются факты действий некоторых исследователей, верующих и их лидеров, которые выходят ' за рамки Конституции и законов Республики Абхазия о свободе совести. К ним можно отнести, например, утверждения управляюще-
го Сухумо-Абхазской епархии8 и ректора Новоафонского духовного училища, кандидата богословия Д. 3. Дбара об отрицательной роли ислама в общественно-политической жизни и духовной культуре Аб-9
хазии , которые не только искажают историческую и современную роль ислама, игнорируют труды докторов исторических наук, профессоров и заслуженных деятелей науки 3. В. Анчабадзе, Г. А. Дзидзария, Ш. Д. Инал-ипа, Г. В. Смыра и других абхазских ученых, но и ущемляют религиозные чувства и национальные интересы мусульман Республики Абхазия и нескольких сот тысяч зарубежных мусульман абхазов, среди которых нет ни одного последователя православного христианства, которые мечтают вернуться па родину предков . в Абхазию, с нетерпением ждут признания мировым сообществом, прежде всего Россией, независимости Республики Абхазия.
В целях оптимального управления текущими процессами и преодоления негативных элементов предлагаются научнопрактические рекомендации, в числе которых целесообразность расширения прав и укрепления деятельности института уполномоченного по делам религии при правительстве Республики Абхазия, принятия закона
о свободе вероисповедания и подзаконных актов, призванных регулировать действия уполномоченного (не -только) и др.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ардзинба В. Г. У нас есть возможность, чтобы Абхазия стала процветающей республикой // Страна души. М., 1995. № 6 . С. 1
Багапш С. В. Абхазия православная страна: Беседа руководителя отдела религии и политики «Правой.Ру» Михаила Тюренкова с Президентом Республики Абхазия С. В. Багашием. 7. 08 . 2006 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // www. Pravaya. Ru. С. 1
3
«Проблемы, стоящие перед обществом, возможно, разрешать только в тесном сотрудничестве» - Муфтий Равиль Гагагутдин встретился с высшим руководством Абхазии 14.11.2006 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //www. muslim. ru.
* Смыр Г. В. Религиозные верования абхазов, (историческая эволюция и особенности). Гагра, 1994. С. 20.
Смыр Г. В. Религия и свободомыслие в духовной культуре абхазов// Эхо Абхазии. Сухум, 1999. 22 февраля.
«Проблемы, стоящие перед обществом, возможно, разрешать только в тесном сотрудничестве» - Муфтий Равиль Гайнутдин встретился с высшим руководством Абхазии и Южной Осетии.
14.11.06 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.muslim.ru.
" Там же.
Лплиаа В. Абхазы и грузины ■■ совершенно разные народы: Беседа Алексея Сагань с иереем Виссарионом Аплиаа, управляющим епархиальным советом Сухумо-Абхазской епархии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // www. grazhdanin. com. // Гражданин и государство: периодический политический журнал, 2005. № 1. С. 1.
"ДбарД. Религиозные тенденции в современной Абхазии: Сб. ст. М., 1999. С. 5-6.